Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:38, курсовая работа
Целью данной работы является ознакомление с понятием государственного долга и его более узкой формой – внешним государственным долгом, а также рассмотрение его структуры, динамики и методами уменьшения.
Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Понятие внешнего государственного долга
1.1. Сущность и формы внешнего государственного долга………….5
1.2. Историческое формирование внешнего государственного долга РФ……………………………………………………………………...8
1.3. Законодательная база управления государственным долгом…11
Глава 2. Современное состояние внешнего государственного долга России
2.1. Структура внешнего долга России…………. …………...…………..19
2.2. Основные варианты регулирования долга в современных условиях………………………………………………………………………….25
Заключение………………………………………………………………………36
Список используемой литературы……………………………………………..39
Таким образом, важным средством увеличения финансовых возможностей государства выступает государственный кредит, который является вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета.
Государственный долг как
экономическая категория
В международной практике существуют два принципиально разных определения внешнего долга: либо как совокупный долг нерезидентам, либо как задолженность, выраженная в иностранной валюте.
При принятии бюджета на очередной финансовый год определяются:
- верхний предел
- верхний предел внешнего долга перед РФ;
- предел предоставления гарантий третьим лицам.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации основные положения и понятия (с учетом дополнений и изменений) по активной части долга приведены в главе 15 «Государственные кредиты, предоставляемые Российской Федерацией иностранным государствам, и долг иностранных государств перед Российской Федерацией» и по пассивной части долга - в главе 14 «Государственный и муниципальный долг».
Глава 2. Современное состояние внешнего государственного долга России
2.1. Структура внешнего долга России
В официальной статистике
внешнего долга Банк России выделяет
четыре категории заемщиков: органы
государственного управления (включающие
федеральные органы и субъекты Российской
Федерации), органы денежно-кредитного
регулирования (в лице Банка России),
банки и прочие секторы (ранее
именовались нефинансовыми
Распределение внешнего долга
между главными категориями заемщиков
к настоящему времени претерпело
кардинальные перемены. В докризисные
и первые послекризисные годы основу
задолженности составлял
Таблица 2
Структура внешнего долга РФ11
01.07.2012 | ||
млрд. долл. США |
удельный вес, % | |
Всего: |
572,7 |
100 |
Доллар США |
356,7 |
62 |
Российский рубль |
140,1 |
24 |
Евро |
58,4 |
10 |
Прочие валюты |
17,5 |
3 |
Органы государственного управления |
41,1 |
100 |
Доллар США |
30,7 |
75 |
Российский рубль |
8,6 |
21 |
Евро |
0,5 |
1 |
Прочие валюты |
1,3 |
3 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
11,2 |
100 |
Доллар США |
||
Российский рубль |
2,6 |
23 |
Евро |
||
Прочие валюты |
8,6 |
77 |
Банки |
175,4 |
100 |
Доллар США |
123,3 |
70 |
Российский рубль |
34,8 |
20 |
Евро |
12,8 |
7 |
Прочие валюты |
4,4 |
3 |
Прочие секторы |
344,9 |
100 |
Доллар США |
202,6 |
59 |
Российский рубль |
94 |
27 |
Евро |
45 |
13 |
Прочие валюты |
3,2 |
1 |
Государственный внешний долг России в наименьшей части состоит из задолженности федеральных властей, включающей долги бывшего СССР и некоторые новые заимствования, и задолженность органов денежно-кредитного регулирования. И то и другое погашается за счет средств федерального бюджета. В составе нынешнего государственного долга на долю задолженности федеральных органов управления приходится всего 7%.
Всю внешнюю задолженность
за пределами компетенции
Следует подчеркнуть, что
в приведенном распределении
внешнего долга по названным категориям
заемщиков присутствует определенная
условность. Среди должников —
банков и нефинансовых предприятий
есть и такие, которые частично или
полностью принадлежат
В новых материалах Банка
России предпринята попытка
Таким образом, мы получаем несколько иное, но, видимо, более объективное представление о реальной вовлеченности российского государства в процесс внешних заимствований и о границах его ответственности за надлежащее выполнение соответствующих обязательств перед зарубежными кредиторами.
По абсолютным размерам и в новой структуре государственный долг уступает частному. В соответствии с чем смело можно заявить, что внешний государственный долг РФ – один из самых маленьких в Европе.
Частный долг неизменно растет, и при столь интенсивном нарастании задолженности частного сектора, естественно, возникает вопрос о том, насколько обеспечена платежеспособность заемщиков, которые в случае каких-либо осложнений не могут рассчитывать, по крайней мере формально, на помощь государства. Определенные ориентиры на этот счет дает нам информация о распределении долгов по срокам погашения - по каждой группе заемщиков выделяются краткосрочные обязательства (со сроком погашения до 1 года) и долгосрочные обязательства (со сроком погашения свыше 1 года), С точки зрения платежеспособности более надежными (при прочих равных условиях) считаются долги, в структуре которых долгосрочные обязательства преобладают над краткосрочными. В этом отношении российский внешний долг, судя по опубликованным на сайте данным, в целом выглядит достаточно благополучно, правда, со значительными колебаниями по разным группам должников.
Таблица 3
Внешний долг РФ по срокам погашения12
01.10.2012 | |
Всего: |
594 657 |
Краткосрочные обязательства |
78 080 |
Долгосрочные обязательства |
516 577 |
Органы государственного управления |
42 565 |
Краткосрочные обязательства |
330 |
Прочие долговые обязательства |
330 |
Долгосрочные обязательства |
42 235 |
Долговые ценные бумаги |
37 051 |
Ссуды и займы |
5 104 |
Прочие долговые обязательства |
80 |
Органы денежно-кредитного регулирования |
13 141 |
Краткосрочные обязательства |
4 393 |
Ссуды и займы |
1 250 |
Наличная национальная валюта и депозиты |
3 143 |
Долгосрочные обязательства |
8 748 |
Прочие долговые обязательства (распределение СДР) |
8 748 |
Банки (без долговых
обязательств перед прямыми инвесторами
и предприятиями прямого |
188 250 |
Краткосрочные обязательства |
56 025 |
Долговые ценные бумаги |
6 708 |
Ссуды и займы* |
1 920 |
Текущие счета и депозиты* |
44 293 |
Прочие долговые обязательства |
3 105 |
Долгосрочные обязательства |
132 225 |
Долговые ценные бумаги |
3 675 |
Депозиты* |
127 621 |
Прочие долговые обязательства |
928 |
Прочие секторы
(без долговых обязательств перед
прямыми инвесторами и |
248 293 |
Краткосрочные обязательства |
17 332 |
Ссуды и займы |
12 922 |
Торговые кредиты |
2 779 |
Прочие долговые обязательства |
1 631 |
Долгосрочные обязательства |
230 960 |
Долговые ценные бумаги |
10 305 |
Ссуды и займы |
220 655 |
Банки и прочие
секторы – долговые обязательства
перед прямыми инвесторами и
предприятиями прямого |
102 409 |
Банки |
1 502 |
Прочие секторы |
100 907 |
Как видно, наиболее платежеспособным
выглядит государственный сектор в
расширенном определении, в особенности
это относится к органам
Долгосрочные обязательства России имеют меньший удельный вес по сравнению с краткосрочными обязательствами, что имеет свои и плюсы и минусы.
В своих заемных операциях
российские структуры использовали
практически все каналы и способы
привлечения средств из-за рубежа.
В государственном секторе в
докризисные годы заметное место
занимали обязательства перед
Для негосударственных заемщиков кредиторами были и остаются представители частного бизнеса, в первую очередь зарубежные банки. На долю банковских ссуд и займов сейчас приходится свыше трех четвертей всего внешнего долга Российской Федерации.
Таблица 4
Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 декабря 2012 года13 | ||
Категория долга |
млн. долларов США |
эквивалент млн. евро** |
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией ) |
40 872,9 |
31 571,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, не являвшаяся предметом реструктуризации |
345,5 |
266,9 |
Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба |
1 131,1 |
873,7 |
Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ |
983,7 |
759,8 |
Коммерческая задолженность бывшего СССР*** |
56,0 |
43,3 |
Задолженность перед международными финансовыми организациями |
2 034,8 |
1 571,8 |
Задолженность по внешним облигационным займам |
34 910,4 |
26 966,2 |
внешний облигационный заем с погашением в 2015 году |
2 000,0 |
1 544,9 |
внешний облигационный заем с погашением в 2017 году |
2 000,0 |
1 544,9 |
внешний облигационный заем с погашением в 2018 году |
3 466,4 |
2 677,6 |
внешний облигационный заем с погашением в 2020 году |
3 500,0 |
2 703,5 |
внешний облигационный заем с погашением в 2022 году |
2 000,0 |
1 544,9 |
внешний облигационный заем с погашением в 2028 году |
2 499,9 |
1 931,0 |
внешний облигационный заем с погашением в 2030 году |
16 444,1 |
12 702,1 |
внешний облигационный заем с погашением в 2042 году |
3 000,0 |
2 317,3 |
Задолженность по ОВГВЗ |
10,7 |
8,2 |
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте |
1 400,7 |
1 082,0 |
Информация о работе Современное состояние внешнего государственного долга России