Современное машиностроение в мировой экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 18:12, реферат

Описание работы

Машиностроение - основа индустрии. Те страны, которые гармонично развивали машиностроительные отрасли, обеспечивали свое экономическое и военно-техническое могущество в мире. Национальная экономика и, как следствие, национальная политика опирались, в первую очередь, на индустриальную мощь государства. Понятие "великой" державы было связано не столько с размером ее территории, сколько с ее индустриальной мощью. Во второй половине XX столетия развитие машиностроения получило новое качество. Технологическое развитие стало в значительной мере наукоемким. Фундаментальные научные открытия в области физики, химии, биологии были достаточно быстро востребованы современной промышленностью, породив технологии современной электроники, микроэлектроники, радиоэлектроники, оптоэлектроники, технологии новых материалов, биотехнологии.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………..…2


1.Мировой машиностроительный рынок …..………………………………….3


1.1 Общая характеристика рынка …………………………………..…………. 3


1.2 Ведущие мировые производители в области машиностроения....………...5


2. Российский машиностроительный рынок……….………………..……….…7


2.2 Основные экспортёры продукции машиностроения в Россию……............8


2.3 Машиностроение стран Азии на российском рынке……………...……...12

3. Антидемпинговое регулирование. Защита экономических интересов России……...……………………………………………………………………..16

Заключение ………………………………………………………………….…...17


Список литературы ……………………………………………………………...18

Работа содержит 1 файл

Реферат - Современное машиностроение в мировой экономике.doc

— 1.01 Мб (Скачать)

Спрос на станки в США

Спрос на станки Франция

 
 

Характеристика  США, как одного из наиболее развитых машиностроительных регионов.

      Американские  корпорации прочно удерживают первенство в мире по таким направлениям НТП, как производство самолетов и космических аппаратов, сверхмощных компьютеров и их программного обеспечения, производства полупроводников и новейших мощных интегральных схем, производство лазерной техники, средство связи, биотехнологии. На долю США приходится свыше 50 % крупных нововведений, генерируемых в развитых странах[2].

      Еще одной важной особенностью комплекса  является низкая капиталоекость производства: производя примерно 40% промышленной продукции, он концентрирует лишь около 20% основного производственного капитала. Наконец, в этом комплексе используется 40% рабочей силы, занятой в промышленности, здесь сосредоточена преобладающая часть рабочих мест высокого технического уровня. Эти особенности машиностроительного комплекса способствуют интенсивному типу воспроизводства в промышленности, быстрому научно-техническому обновлению продукции, повышению квалификации рабочей силы [13].

 

      Машиностроение  занимает 1-е место среди отраслей мировой промышленности как по числу занятых, так и по стоимости продукции. Свыше 90% всей машиностроительной продукции производят развитые страны. В мире сложилось шесть машиностроительных регионов: США, Европа, СНГ, Япония, Китай и новые индустриальные страны Азии. В странах «Большой восьмерки» и в Китае развиты все виды машиностроения. Небольшие страны Западной Европы специализируются на точном машиностроении, новые индустриальные страны – на трудоемких отраслях машиностроения, а во многих развивающихся странах Африки, Юго-Западной Азии и Центральной Африки машиностроение практически отсутствует.

      Автомобилестроение  мира. 90% всех выпускаемых в мире автомобилей – легковые. Ежегодно в мире выпускается более 40 млн. легковых автомобилей. США являются одними из крупнейших производителей легковых автомобилей в мире:

  1. Япония (8,5 млн. шт.);
  2. США (6,8 млн. шт.);
  3. Германия (4,4 млн. шт.).

      В десятку крупнейших производителей автомобилей входят также Франция, Испания, Южная Корея, Канада, Бразилия, Италия и Великобритания. Крупнейшими в мире центрами автомобилестроения являются Токио, Нагоя, Кобе, Иокогама (Япония), Детройт (США), Вольфсбург, Штуггарт, Мюнхен, Кельн (Германия), Париж (Франция), Турин (Италия), Лондон (Великобритания), Сеул (Южная Корея), Торонто (Канада), Сан-Паулу (Бразилия).

      Железнодорожное машиностроение. Железнодорожное машиностроение развито в США, Японии, Франции, Германии, Чехии, Польше, России, на Украине, в Китае и Индии.

      Судостроение. Странами – лидерами по производству судов являются: 1) Япония (40% мирового тоннажа судов) 2) Южная Корея (33% мирового тоннажа судов) 3) Германия Судостроение развито также в Бразилии, на Тайване, в Дании, Польше, Китае, США, Финляндии, России и на Украине. Крупнейшими центрами судостроения в мире являются Токио, Иокогама, Нагасаки, Пусан, Гамбург, Гданьск, Марсель, Тулон, Генуя, Шанхай, Балтимор, Нью-Порт-Ньюс, Новый Орлеан, Сан-Франциско, Санкт-Петербург, Николаев.

      Авиационная промышленность. Авиационная промышленность, ориентируясь на научную базу и высококвалифицированные кадры, получила развитие только в экономически развитых странах. Крупнейшими производителями авиационной техники являются США (Хьюстон, Сиэтл, Атланта, Нью-Йорк), Россия, Франция (Париж и Тулуза), Германия (Штуггарт и Мюнхен), Великобритания (Лондон) и Италия (Турин).

      Электротехническая промышленность. Электротехническая промышленность и электроника в развитых странах опирается на развитую научную базу, высококвалифицированные трудовые ресурсы и потребителя, а в новых индустриальных странах – на дешевые трудовые ресурсы. Данная отрасль характеризуется многоотраслевой структурой, однако, среди лидеров можно встретить довольно ограниченную группу стран, относящихся к разряду развитых или новых индустриальных стран, а также Китай. По производству телевизоров (130 млн. шт.) мировыми лидерами являются: 1) Китай (25 млн. шт.) 2) Южная Корея (16 млн. шт.) 3) Япония (15 млн. шт.) По производству радиоприемников (около 170 млн. шт.) выделяются: 1) Китай (свыше 50 млн. шт.) 2) Малайзия (более 20 млн. шт.) 3) Сингапур (20 млн. шт.) По производству часов (около 800 млн. шт.) лидирующие позиции занимают: 1) Китай (почти 400 млн. шт.) 2) Япония (около 300 млн. шт.) 3) Швейцария (25 млн. шт.)

      США особенно выделяются по производству компьютеров  и промышленных роботов.

Станкостроение. Мировое производство металлорежущих станков составило в конце 1990-х годов более 1,2 млн. штук. Некогда будучи мирового станкостроения, Россия практически лишилась этой отрасли. В настоящее время по производству станкостроительной продукции выделяются: 1) Япония (200 тыс. шт.) 2) Китай (150 тыс. шт.) А далее плотной группой следуют Германия, США, Италия, и Швейцария, производящие примерно по 100 тыс. станков. 
 

Данные Росстата (данные 2007 г, если не указано другое) 

ГЕРМАНИЯ

Численность занятых в экономике – 38,2 млн. человек

ВВП на душу населения (по ППС) – 30496 долл. США1) 

СТРУКТУРА ВВП  
ПО ОСНОВНЫМ ОТРАСЛЯМ  
ЭКОНОМИКИ
2)
СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ  
ПО ОСНОВНЫМ ОТРАСЛЯМ 
ЭКОНОМИКИ
 

ИТАЛИЯ

Численность занятых в экономике – 23,2 млн. человек

ВВП на душу населения (по ППС) – 27750 долл. США1) 

СТРУКТУРА ВВП  
ПО ОСНОВНЫМ ОТРАСЛЯМ  
ЭКОНОМИКИ
2)
СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ  
ПО ОСНОВНЫМ ОТРАСЛЯМ  
ЭКОНОМИКИ
 
 

КАНАДА

Численность занятых в экономике – 16,9 млн. человек

ВВП на душу населения (по ППС) – 35078 долл. США1) 

СТРУКТУРА ВВП  
ПО ОСНОВНЫМ ОТРАСЛЯМ  
ЭКОНОМИКИ
2)
СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ  
ПО ОСНОВНЫМ ОТРАСЛЯМ  
ЭКОНОМИКИ

РОССИЯ

Численность занятых в экономике – 70,6 млн. человек 
ВВП на душу населения (по ППС)
– 11861 долл. США1)
СТРУКТУРА ВВП  
ПО ОСНОВНЫМ ОТРАСЛЯМ  
ЭКОНОМИКИ
2)
СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ  
ПО ОСНОВНЫМ ОТРАСЛЯМ  
ЭКОНОМИКИ
 

СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО 
(
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ)

Численность занятых в экономике – 29,1 млн. человек

ВВП на душу населения (по ППС) – 31580 долл. США1) 

СТРУКТУРА ВВП  
ПО ОСНОВНЫМ ОТРАСЛЯМ 
ЭКОНОМИКИ
2)
СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ  
ПО ОСНОВНЫМ ОТРАСЛЯМ  
ЭКОНОМИКИ
 

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

Численность занятых в экономике – 146,0 млн. человек

ВВП на душу населения (по ППС) – 41674 долл. США1) 

СТРУКТУРА ВВП  
ПО ОСНОВНЫМ ОТРАСЛЯМ  
ЭКОНОМИКИ
СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ  
ПО ОСНОВНЫМ ОТРАСЛЯМ  
ЭКОНОМИКИ
 

ФРАНЦИЯ

Численность занятых в экономике – 25,6 млн. человек

ВВП на душу населения (по ППС) – 29644 долл. США1) 

СТРУКТУРА ВВП  
ПО ОСНОВНЫМ ОТРАСЛЯМ  
ЭКОНОМИКИ
1)
СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ  
ПО ОСНОВНЫМ ОТРАСЛЯМ  
ЭКОНОМИКИ

ЯПОНИЯ

Численность занятых в экономике – 64,1 млн. человек

ВВП на душу населения (по ППС) – 30290 долл. США1) 

СТРУКТУРА ВВП  
ПО ОСНОВНЫМ ОТРАСЛЯМ  
ЭКОНОМИКИ
2)
СТРУКТУРА ЗАНЯТОСТИ  
ПО ОСНОВНЫМ ОТРАСЛЯМ  
ЭКОНОМИКИ
 

ОТРАСЛЕВАЯ  СТРУКТУРА ВАЛОВОГО  
ВНУТРЕННЕГО ПРОДУКТА
1)

(в процентах  к итогу)

  Герма- 
ния, 
2004
Италия, 
2004
Канада, 
2002
Россия, 
2008
Соеди-ненное  
Коро-левство  
(Вели-кобри- 
тания), 
2004
США, 
2007
Фран- 
ция, 
2005
Япо- 
ния, 
2004
Валовой внутренний продукт - всего 100 100 100 100 100 100 100 100
в том числе  в отраслях:                
сельское  
и лесное  
хозяйство, рыболовство и охота
1,1 2,3 2,2 4,9 0,9 1,3 2,2 1,6
промышленность2) 25,0 20,8 25,5 29,6 18,6 17,1 15,1 22,8
строительство 4,1 6,0 5,4 6,5 6,2 4,7 5,8 6,2
транспорт  
и связь
5,6 7,8 7,1 9,4 7,2 6,4 6,8
торговля,  
гостиницы и рестораны3)
12,4 15,4 13,8 21,6 15,0 19,04) 12,9 13,0
финансовая  
деятельность, операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
29,1 26,9 26,0 15,7 30,0 33,0 32,0 18,1
образование, здравоохранение, социальные услуги 11,6 10,6 11,2 5,7 12,2 24,95) 13,9 31,55)
прочие  
услуги
11,1 10,2 8,8 6,6 9,9 11,7

Информация о работе Современное машиностроение в мировой экономике