Совершенствование контроля в организации ЗАО «Корд-С»

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 07:14, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть и сделать рекомендации по совершенствованию контроля в организации ЗАО «Корд-С»

Задачи данной работы:

1. Раскрыть понятие и сущность контроля как функции менеджмента, виды и этапы проведения.

2. Провести анализ системы регулирования и контроля ЗАО «Корд-С»

3. Разработать основные направления по совершенствованию регулирования и контроля на предприятии.

Содержание

Введение 3
1. Контроль как функция управления 5
1.1. Понятие контроля и регулирования как функций менеджмента 5
1.2. Виды и этапы проведения контроля на предприятии 11
2. Анализ системы контроля в организации ЗАО «Корд-С» (на примере финансовой деяельности) 22
2.1. Краткая характеристика ЗАО «Корд-С» 22
2.2. Система контроля на предприятии ЗАО «Корд-С» 24
3. Основные направления соврешенствования контроля на предприятии ЗАО «Корд-С» 30
Заключение 36
Список литературы 38

Работа содержит 1 файл

Контроль как функция управления.doc

— 174.50 Кб (Скачать)

       Содержание

 

        Введение

     Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  в условиях современного производства контроль является одной из самых необходимых функций менеджмента на предприятии, его совершенствование приводит к снижению издержек обращения предприятия.

     На  деятельность организации оказывают  влияние многочисленные факторы  внешней и внутренней среды, действие которых предвидеть с достаточной степенью вероятности не всегда удается. Планы не всегда выполняются так, как было задумано.  Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. Руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды и организация должна к ним адаптироваться.

     У руководства появляется возможность  обнаружить собственные ошибки и  ошибки персонала, а также определить, достигнуты ли поставленные цели благодаря выполнению одной из функций менеджмента - функции контроля.

     Контроль  относится к числу тех функций  управления, сущность которых не всегда правильно понимается людьми. Слово «контроль» как и слово «власть» вызывает чаще всего отрицательные эмоции, т. к. воспринимается, прежде всего, как ограничение, принуждение.

     В эпоху рыночных преобразований" вопросы контроля исследуются как  сфера деятельности органов государственного и хозяйственного управления и как  одна из форм управленческой деятельности. Как отмечает Е. Кочерин, "взгляд на контроль как на завершающий этап управленческой деятельности, позволяющий сопоставить достигнутые результаты с запланированными и является прочно установившейся точкой зрения в научной литературе. Контроль сводится к сравнению фактических результатов с установленными показателями и к принятию в случае необходимости мер". Это означает, что контроль следует рассматривать как самостоятельную функцию управления, т.е. особый вид деятельности, имеющий целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления.

     Объект  исследования: система управления ЗАО «Корд-С»

     Предмет исследования: контроль и регулирование как функции управления

     Цель  работы: рассмотреть и сделать рекомендации по совершенствованию контроля в организации ЗАО «Корд-С»

     Задачи  данной работы:

     1. Раскрыть понятие и сущность  контроля как функции менеджмента,  виды и этапы проведения.

     2. Провести анализ системы регулирования и контроля ЗАО «Корд-С»

     3. Разработать основные направления  по совершенствованию  регулирования и контроля на предприятии.

     Методы  исследования: сравнение, анализ литературы, наблюдение, синтез информации.

 

        1. Контроль  как функция управления

       1.1. Понятие контроля и регулирования как функций менеджмента

     Контроль - процесс, обеспечивающий достижение системой поставленных целей и состоящий из трех основных элементов1:

     установление  стандартов деятельности системы, подлежащих проверке;

     измерение достигнутых результатов с ожидаемыми результатами;

     корректировка управленческих процессов, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

     Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых  результатов и проведения корректировок  в том случае, если достигнутые  результаты существенно отличаются от установленных стандартов.

     Руководители  начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они  сформулировали цели и задачи и создали  организацию. Контроль очень важен, если вы хотите, чтобы организация  функционировала успешно. Без контроля начинается хаос и объединить деятельность каких-либо групп становится невозможно. Важно и то, что уже сами по себе цели, планы и структура организации определяют её направление деятельности, распределяя её усилия тем или иным образом и направляя выполнение работ. Контроль, таким образом, является неотъемлемым элементом самой сущности всякой организации.

     Специалисты по теории управления, выделяя три  стадии управленческой деятельности: (проектирование и определение цели; организация выполнения принятого решения; контроль исполнения) трактуют контроль как особую стадию управленческого цикла. Многие исследователи предлагают рассматривать контроль как вид деятельности. Например, В.Г. Афанасьев утверждает, что "контроль - это труд по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям-законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам и т.д.; выявлению результатов воздействия субъекта на объект, допущенных отклонений от требований управленческих решений, от принятых принципов организации и регулирования. Выявляя отклонения и их причины, работники контроля определяют пути корригирования организации объекта управления, способов воздействия на объект с целью преодоления отклонений, устранения препятствий на пути оптимального функционирования системы"2. А.Н. Козырин полагает, что "под контролем следует понимать осуществляемую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность государственных органов, а в ряде случаев и негосударственных органов, наделенных законом соответствующими полномочиями в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки экономической эффективности финансово-хозяйственной деятельности и выявления резервов ее повышения, увеличения доходных поступлений в бюджет и сохранности государственной собственности".

     Регулирование - вид деятельности по поддержанию режимов функционирования организации в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций. В процессе регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы реализации по взаимодействию государственных и рыночных регуляторов. Данная основная функция выполняет роль адаптации менеджмента к устанавливаемым государством параметрам, таким как налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс, и реагирования на изменение макроэкономических параметров: уровня занятости, уровня инфляции, изменения динамики валового внутреннего продукта (ВВП).

     На  деятельность организации оказывают влияние многочисленные факторы внешней и внутренней среды, действие которых предвидеть с достаточной степенью вероятности не всегда удается. Планы не всегда выполняются так, как было задумано. Люди не всегда принимают делегированные им права и обязанности. Руководству не всегда удается должным образом мотивировать людей на достижение поставленных целей. Меняются условия окружающей среды и организация должна к ним адаптироваться.

     У руководства появляется возможность  обнаружить собственные ошибки и ошибки персонала, а также определить, достигнуты ли поставленные цели благодаря выполнению еще одной функции менеджмента - функции контроля.

     Контроль  как функция менеджмента –  это вид управленческой деятельности, целью которой является удержание организации на выбранной траектории развития посредством сравнения показателей деятельности с установленными стандартами и принятия необходимых мер при отклонениях.3

     Созданная в организации система контроля обеспечивает обратную связь между  ожиданиями, первоначальными планами и достигнутыми реальными показателями.  При этом решаются следующие задачи:

     определение достигнутого уровня;

     анализ  причин отклонения от намеченных ориентиров;

     решение о внесении необходимых изменений  в деятельность организации;

     оценка роли контроля при принятии решений;

     анализ  позитивных и негативных воздействий  контроля;

     накопление  опыта для последующей выработки  целей.

     Слово «контроль» воспринимается, как правило, негативно и для многих людей  означает  ограничение, принуждение, отсутствие самостоятельности и т.п. Вследствие такого устойчивого восприятия контроль относится к числу тех функций управления, сущность которых понимается чаще всего неправильно.

     Основная  задача управления заключается в  том, чтобы обеспечить достижение организацией  своих целей, и именно на стадии контроля проверяется,  насколько проведение различных мероприятий позволило решить  поставленные задачи. Для руководителя контроль означает возможность удерживать работников в определенных рамках и обеспечивает подчинение, это ограничения, исключающие возможность действий, которые наносят вред организации. Они заставляют каждого вести себя в соответствии с ее целями.

     Контроль  тесно связан с планированием, т.к. планирование без контроля является бессмысленным, а контроль без планирования – невозможным. Руководители начинают осуществлять функцию контроля с того самого момента, когда они сформулировали цели и задачи и создали организацию.

     На  основе системы целей предприятия  осуществляется  стратегическое планирование, затем разрабатываются  среднесрочные и текущие планы, далее - конкретные мероприятия, которые являются основой для заданий исполнителям. После их выполнения осуществляется сравнение между плановыми и фактическими показателями.

     Возникающие отклонения предполагают следующие действия:

     - срочное вмешательство в работу  предприятия (принятие решений);

     - пересмотр планов;

     -  пересмотр системы целей организации.

     Таким образом,  объектом контроля являются как результаты деятельности, (отклонения между плановыми и фактическими показателями по различным причинам), так и сами методики осуществления планирования и контроля, которые должны давать максимально реалистичное отражение деятельности организации в прошлом и будущем.

     Контроль  предупреждает возникновение кризисных ситуаций, т.к. позволяет выявить проблемы и скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Одна из важнейших причин необходимости осуществления контроля состоит в том, что любая организация обязана обладать способностью вовремя фиксировать свои ошибки и исправлять их до того, как они повредят достижению целей организации.

     С помощью контроля выявляются не только недостатки, но и позитивные тенденции  в деятельности организации, которые  необходимо и дальше развивать. Поэтому функцией контроля является  всемерное поддержание всего того, что является успешным и способствует развитию и эффективному функционированию организации на рынке.

     Регулирование—  вид деятельности по поддержанию  режимов функционирования социально-экономической системы в сфере действия объективных законов, принципов и обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций. В процессе регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы реализации взаимодействия государственных и рыночных регуляторов. Данная функция адаптирует менеджмент к устанавливаемым государством параметрам, таким, как налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс, и обеспечивает реагирование на изменения макроэкономических параметров: уровня занятости, уровня инфляции, изменения динамики валового внутреннего продукта.4

     Расширение  сферы влияния рыночных регуляторов  выявляет объективную необходимость  изменения режимов функционирования предприятия, форм выявления отклонений и поиска средств и возможностей ликвидации нарушений, в том числе и в виде поддержки государства (например, в период банкротства).

     Регулирование как основная функция имеет самостоятельное  содержание, и ее нельзя рассматривать  как часть системы государственного регулирования. Как функция менеджмента регулирование деятельности в производственно-хозяйственной системе создает условия реализации государственных регуляторов, кроме того, здесь проявляется их результативность. Таким образом, через функции проявляется непосредственная связь разных видов социального управления.

     Следует также отметить потребность гибкого  государственного регулирования на изменение рыночных рычагов, например на изменение или скачки цен. В  качестве примера можно привести нефтяной кризис 1973 г. и реакцию предпринимателей и правительств разных стран на сложившуюся ситуацию. В качестве защиты от резких колебаний рыночной конъюнктуры данная функция предусматривает деятельность в области страхования, выявление показателей — индикаторов риска и отслеживание их динамики.

     Содержание  функции регулирования по уровням менеджмента изменяется; чем ниже уровень управления, например уровень филиала или цеха, тем в большей степени данной функции свойственна деятельность по обеспечению непрерывности производственных и обслуживающих процессов, поддержание движения материальных, трудовых, информационных, финансовых потоков.

       1.2. Виды и этапы проведения контроля на предприятии

     Выделяют  три вида контроля5:

Информация о работе Совершенствование контроля в организации ЗАО «Корд-С»