Рыночная система и проблемы ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть возможность применения зарубежного опыта по привлечению иностранных инвестиций в свободные экономические зоны России и выяснить основные причины неудовлетворительного состояния уже сформированных.
Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих задач:
- установить этапы становления и развития понятия свободная экономическая зона;
- осуществить анализ зарубежного и российского опыта в области создания и развития СЭЗ;
- определить основные характерные черты и принципы размещения СЭЗ;
- проанализировать опыт функционирования зарубежных СЭЗ;
- установить характерные черты действующих в России СЭЗ;
- разработать рекомендации по размещению СЭЗ в России.

Содержание

Введение.
1. Рыночная система и основные проблемы ее развития.
1.1 Рыночная система как один из видов экономических систем.
1.2 Понятие рыночной системы и особенности функционирования
1.3 Развитие рыночной системы в Российской Федерации
2. Роль и место свободных экономических зон в экономике Российской Федерации.
2.1 Сущность и принципы функционирования свободных экономических зон.
2.2 Свободные экономические зоны России и проблемы их функционирования.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.мэо..docx

— 160.09 Кб (Скачать)

иностранного капитала, а  также увеличения экспортного потенциала предприятий

г. Зеленограда и России в целом.

Приоритетными направлениями  деятельности данной СЭЗ являются разработка

высоких технологий, направленных на развитие микроэлектроники, информатики  и

связи, создание материалов электронной техники, молекулярных и

биотехнологических материалов, промышленной и бытовой радиоэлектронной

аппаратуры и специального технологического оборудования. В целях  формирования

СЭЗ создан Административный комитет, а для сосредоточения необходимых

финансовых ресурсов, формирования и развития инфраструктуры — некоммерческий

фонд развития.16

Согласно положению о  СЭЗ "Янтарь", принятому в сентябре 1991 года, с которого

началась история свободной  зоны в Калининградской области, целями создания

СЭЗ были ускорение решения  задач социально-экономического развития

Калининградской области, повышение  жизненного уровня населения области  на

основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с

зарубежными странами, обеспечение  благоприятных условий для привлечения

иностранного   капитала, технологии и управленческого опыта,  потенциала

предприятий для увеличения экспортных   возможностей   региона,   развития

производства  экспортной   и импортозамещающей продукции,

трансконтинентального транзита, отработки новых форм хозяйствования в

условиях перехода к рыночной экономике.

Свободная экономическая  зона создавалась в пределах всей Калининградской

области с прилегающими к  ней районами континентального шельфа,  за

исключением территории объектов, имеющих оборонное и стратегическое значение

для России.

Отметим главные отличительные  черты рассматриваемой зоны:

-       • выгодное  экономико-географическое положение  на пересечении торговых

путей между Евразией и  Европой, наличие незамерзающего морского порта;

-       • уникальные  залежи янтаря (до 90% мировых запасов);

-       • изолированность  области от остальной территории  России   границами

других государств, что  повышает транспортные расходы и  одновременно

увеличивает политические риски  хозяйственной деятельности в регионе;

-       • использование  для военных нужд значительной  части территории, втрое большей, чем площадь территорию гражданского заселения, что создает неблагоприятный климат для его внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных капиталов.

В январе 1996 года Президентом  РФ был подписан закон "Об особой экономической

зоне в Калининградской  области". Подробный анализ опыта  функционирования

области в качестве СЭЗ "Янтарь" и прогноз последствий принятия нового закона,

проведенный в, показывает, что, несмотря на наличие определенного потенциала

области и на то, что преференциальный режим хозяйственной деятельности в ней

был более стабилен, чем  в других "старых" СЭЗ (в частности, режим

беспошлинного, безлицензионного и безрегистрационного экспорта, а также

беспошлинного импорта с  одновременной отменой НДС и  спецналога действовал в

области на протяжении 16,5 месяцев - ситуация, не имеющая аналогов на

территории России), дополнительные права и привилегии, предоставленные

области в 1991-1995 гг., оказались  малоэффективными для решения ее социально-

экономических проблем. При  этом:

-       · годовая  динамика роста доходов области  оказалась практически нулевой;

-       • зависимость  области от бюджетных дотаций  центра не только не

ослабла, но и усилилась, причем - на фоне сокращения ее вклада в национальный

доход страны;

-       • довольно  динамичное развитие сферы услуг  (прежде всего, торгово-

посреднических) не смогло уравновесить упадок производственной сферы и

создать ощутимые заделы для  постепенного экономического подъема  в регионе;

-       • положение  с привлечением иностранных инвестиций  оказалось хуже, чем

у ряда других "старых" СЭЗ и регионов, не имевших льготного  режима: область

заняла лишь 18-ое место  среди российских регионов по объему реально вложенных

капиталов, а в расчете  на душу населения ее показатели существенно  меньше,

чем в среднем по России;

-       • ожидаемого  усиления внешнеэкономического  потенциала области не

произошло: хотя по объему импорта  на одного жителя она существенно (в  полтора

раза) превзошла среднероссийский уровень, подушевой объем ее экспорта

оказался на 1/3 меньше, чем  в среднем по России;

-       • режим  свободной торговли потребовал  усиления административного

контроля над экономической  деятельностью в регионе, что  было вызвано ростом

контрабандны.

В результате остались нереализованными практически все цели, сформулированные

при создании СЭЗ "Янтарь".

Отмечено, что в новом законе фактически не учтен опыт работы СЭЗ

"Янтарь" и высказано  мнение, что этот закон не только  не создает в

Калининградской области  привлекательного инвестиционного  климата, а может

даже ухудшить его. Отмеченные "результаты" функционирования Калининградской

области в режиме СЭЗ (а  ее опыт, пожалуй, наиболее "богатый" из всех СЭЗ)

важны тем, что они могут  служить определенным ориентиром для  других

российских территорий, уже  имеющих или претендующих на звание "СЭЗ", с тем,

чтобы избежать повторения сделанных ошибок.17

Таким образом, две "старейшие" и, судя по всему, наиболее активно действующие

СЭЗ России имеют много  сходного как в преимуществах (в  основном,

обусловленных их выгодным экономико-географическим положением), так и в

недостатках. К общим для всех российских СЭЗ проблемам (они охарактеризованы

выше) здесь добавляются  высокие транспортные  издержки,   связанные:   для

Находки - со значительной удаленностью от центральной России, для Калиниграда

- с "оторванностью"  региона от остальной российской  территории.

Вновь следует подчеркнуть, что без комплексного подхода  к решению указанных

проблем будущее рассмотренных  регионов как настоящих СЭЗ представляется

весьма туманным. Если же будет сохранен только их формальный статус

"свободных зон", через  некоторое время они могут  остаться лишь пунктами

перевалки контрабандного товара и центрами наркобизнеса (что начинает

подтверждаться уже сегодня  более чем 6-кратным ростом преступности в этих городах).

Заключение

 

При разработке и принятии закона о СЭЗ, что, как показано выше, является

самой насущной задачей для  развития зональной практики, прежде всего, необходимо разрешить следующую проблему.

Функционирование СЭЗ  в режиме свободной таможенной зоны (а именно это

привлекает большинство  регионов, добивающихся статуса СЭЗ) означает, что территория зоны подпадает под условия таможенной экстерриториальности. Между тем, конституционность норм таможенной экстерриториальности принципиально не ясна сегодня даже в отношении небольших участков государственной территории РФ (площадью в несколько кв. км), не говоря уже о регионах размером с целую область, поскольку Конституция Российской Федерации запрещает образование таможенных границ внутри территории страны: "На территории Российской Федерации не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств". Исключения допускаются лишь в целях "...обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей" . Уже одно это обстоятельство ставит под вопрос правомерность принятия решений об образовании различных СЭЗ на территории России.

Между тем, система предоставляемых свободной зоне льгот должна служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ данной территории, а не механизмом компенсации имеющихся недостатков или отсутствующих здесь факторов развития. Более того, при нынешних широких масштабах распространения свободных зон в мировом хозяйстве налоговые льготы - далеко не главный стимул для притока в зону иностранного капитала.

Существеннее в этом отношении  могут оказаться сегодня такие  факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур. Там же высказано мнение, что, первые российские зоны могут привлечь иностранных инвесторов "не широтой фискальных льгот и даже не дешевизной рабочей силы, но, скорее, перспективой освоения обширного отечественного рынка. Именно последнее должно быть поставлено в центр конкретных зональных проектов"

В-третьих, все претенденты  на создание СЭЗ стремятся взять  под свою юрисдикцию как можно больше территории, не понимая,  что чем ее больше, тем  хуже для предпринимательского успеха зоны. Ведь, по зарубежному опыту, для нормального обустройства 1 квадратного километра экспортопроизводящей зоны требуются вложения порядка 40-45 млн. долларов США, таможенно-торговой - 10- 15. Где возьмет эти средства администрация, например. Читинской области, заявившая о намерении создать СЭЗ на всей территории - 432 тыс. кв. км, или Алтайский край - 262 тыс. кв. км? (А общая площадь только первых 11 учрежденных СЭЗ составляет 1 млн. кв. км, или 7% территории России.)

Вот почему большая часть  действующих в мире СЭЗ ограничена пределами предприятия, нескольких производственных объектов, авиа- или морского порта, в исключительном случае - небольшого по территории города или района. Проблема разумного ограничения начальных вложений  на обустройство свободной зоны особенно актуальна для современной России, учитывая нынешнюю острейшую нехватку инвестиционных средств.

В практике развития российских СЭЗ есть и другие проблемы, как  общие (например, отсталость инфраструктуры), так и частные, но эти три рассмотренные - неурегулированность нормативно-правовой базы, отсутствие четко сформулированных целей и противоречия между сиюминутными интересами отдельных регионов и перспективами развития Федерации в целом и недостаток (и на федеральном, и на региональном уровне) средств на обустройство создаваемой зоны - являются, по моему мнению, основными факторами, тормозящими эффективную работу существующих и создание новых СЭЗ.

В результате, в настоящее время из 18 формально учрежденных в России СЭЗ можно, да и то с большими натяжками, можно назвать "работающими" лишь две зоны - в Калининградской области и Находке. Да и то не как экспортопроизводящие, ради чего, собственно, они и создавались, а, в основном, как экспортовывозящие, т.е. используемые российским и иностранным капиталом для вывоза из России стратегических товаров и сырья.

Россия, в общем, переняла этот опыт у других стран, но, к сожалению, вместо инструмента модернизации экономики  и  привлечения  в страну  иностранных инвестиций зональные льготы стали средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок и способом первоначального накопления капиталов, впоследствии утекающих за рубеж. Важно сейчас создать такие условия, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям, отраслям или территориям, а с целью стимулирования новых форм хозяйствования, промышленного производства развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих технологический прорыв России в XXI век. Другое стратегически оправданное направление - реализация преимуществ транспортно географического положения России и потенциала ее припортовых территорий. Создание в некоторых районах широкой сети свободных таможенных зон ускорило бы интеграцию России в мирохозяйственные связи, а также притянуло бы к ней огромные потоки товаров и капиталов, пока что направляющихся в аналогичные зоны зарубежных стран Черноморья и АТР.

Проведенное рассмотрение дает основания полагать, что ответ  на вопрос: есть ли перспективы у свободных экономических зон в России - может быть положительным. Однако, несомненно, и то, что эффективная реализация этой формы экономического взаимодействия с остальным миром может осуществляться при соблюдении следующих обязательных условий:

Информация о работе Рыночная система и проблемы ее развития