Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:19, курсовая работа
Цель работы: рассмотреть возможность применения зарубежного опыта по привлечению иностранных инвестиций в свободные экономические зоны России и выяснить основные причины неудовлетворительного состояния уже сформированных.
Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих задач:
- установить этапы становления и развития понятия свободная экономическая зона;
- осуществить анализ зарубежного и российского опыта в области создания и развития СЭЗ;
- определить основные характерные черты и принципы размещения СЭЗ;
- проанализировать опыт функционирования зарубежных СЭЗ;
- установить характерные черты действующих в России СЭЗ;
- разработать рекомендации по размещению СЭЗ в России.
Введение.
1. Рыночная система и основные проблемы ее развития.
1.1 Рыночная система как один из видов экономических систем.
1.2 Понятие рыночной системы и особенности функционирования
1.3 Развитие рыночной системы в Российской Федерации
2. Роль и место свободных экономических зон в экономике Российской Федерации.
2.1 Сущность и принципы функционирования свободных экономических зон.
2.2 Свободные экономические зоны России и проблемы их функционирования.
Заключение.
Список литературы.
задач социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексное
освоение его природных ресурсов, увеличение экспортных возможностей региона и
страны в целом, развитие производства высококачественной
импортозамещающей продукции
трансконтинентального
форм хозяйствования в условиях перехода к рыночной экономике.
Отметим главные отличительные особенности этой зоны:
- • выгодное
географическое положение и
(конечный пункт
- • отсутствие сегодня реальных конкурентов на российском Дальнем
Востоке в части осуществления внешнеторговой деятельности со странами
Азиатско-Тихоокеанского региона;
- • наличие
определенного опыта
недавнего времени Находка была единственным открытым портом на Дальнем
Востоке, через нее проходило до четверти годового экспорта России;
- • достаточно ограниченная (по сравнению с некоторыми "гигантскими"
российскими СЭЗ) территория (менее 5 тыс. кв. км.)
Потенциал СЭЗ "Находка"
характеризуют следующие
незамерзающие порты - нефтеналивной, рыбный, торговый и Восточный - приходят
до 1000 судов, общий грузооборот составляет 25 млн. т. Порт Восточный
занимает второе место в АТР (после Гонконга). Здесь действуют угольные
причалы на 8 млн. т и контейнерный комплекс на 2 млн. т. Ежегодно
перерабатывается до 400 тысяч контейнеров. После реконструкции порт будет
иметь до 60 причалов, способных перерабатывать более 40 млн. т грузов в год.14
На очереди сооружение мощного угольного терминала, комплекса по переработке 4
млн. т импортного зерна. Получен кредит "Дойче Банка" в размере 100 млн.
долл. На возведение причала для экспорта 3 млн. т удобрений. По оценкам,
поток грузов через порт в ближайшие пять лет возрастет на 8 млн. т., а
ежегодный доход составит 5 млрд. долл. В СЭЗ зарегистрировано несколько сот
предприятий с иностранными инвестициями -более половины всех образованных на
Дальнем Востоке. Кредитная масса инвестиционных средств превысила 200 млн. долл. В рамках проекта создания российско-корейского индустриального парка площадью 300 га планируется дополнительно привлечь 700 млн. долл., российско-американского парка площадью 175 га – от 200 до 500 млн. долл. Безработица в зоне "Находка" составляет 0,19% от уровня безработицы в крае.
Однако, несмотря на имеющийся потенциал, есть и ряд существенных помех
дальнейшему развитию СЭЗ. Про общие из них (пробелы законодательной базы,
дефицит нормативных актов, защищающих права участников СЭЗ, недостаток
средств на обустройство инфраструктуры и т.п.) уже говорилось. В частности, в результате отмены "задним числом" таможенных льгот СЭЗ
"Находка" потеряла до 30% инвесторов. Есть и специфические проблемы, в том
числе: высокие транспортные тарифы, "отрезающие" Приморье от Центра страны,
необходимость больших (порядка 1 млрд. долл.) капиталовложений в
реконструкцию железной дороги от Находки до Хабаровска, связывающей воедино
всю транспортную "цепочку".
Свободной экономической зоной "Сахалин" является территория в
административных границах Сахалинской области вместе с включенными в нее
районами континентального шельфа. В рамках СЭЗ предполагается создание субзоны, или мини-зоны, "Курилы", которая включает территорию в административных границах Северо-Курильского, Южно-Курильского и Курильского районов.
В настоящее время в рамках СЭЗ "Сахалин" созданы 23 совместных предприятия. В
пределах зоны действуют льготный налоговый таможенный режим, упрощенный
порядок осуществления экспортно-
государственный орган управления — Администрация СЭЗ "Сахалин". В целях
рационального хозяйственного использования природных ресурсов в СЭЗ
действует Государственная инвестиционная корпорация по освоению природных
ресурсов, которая предоставляет в установленном порядке лимиты, квоты и
лицензии на использование природных ресурсов. Для расширения банковского
обслуживания и финансовой поддержки свободного предпринимательства,
содействия развитию малого бизнеса, а также крестьянских фермерских хозяйств
в СЭЗ создается специальный коммерческий банк регионального развития (Банк
развития Сахалина) с привлечением иностранных акционеров. Разведка и
разработка на территории зоны нефти и газа, драгоценных металлов и других
природных ресурсов регулируются Администрацией СЭЗ "Сахалин". В пределах зоны
могут создаваться предприятия, осуществляющие в соответствии с
законодательством России любые виды деятельности. Разрешается создание
предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой сферах.
Хозяйственная деятельность, связанная с использованием месторождений
топливно-энергетических и минерально-сырьевых ресурсов на территории зоны,
осуществляется на основе лицензий. Местные органы власти Сахалинской области
в соответствии с действующим
законодательством разрешают
иностранными инвестициями долгосрочную (на срок до 50 лет) аренду земли,
рыбопромысловых угодий и других природных объектов, а также зданий и
сооружений.
Свободная экономическая зона "Сахалин" должна специализироваться на рыбном
промысле, переработке рыбы и морепродуктов, газохимии, отечественном и
иностранном туризме, гостиничном хозяйстве.
В субзоне "Курилы" Сахалинской области предприятиям и организациям
предоставлено право самостоятельно использовать производимую ими продукцию, в
том числе для поставки на экспорт, а также распределять полученные лимиты на
добычу рыбы и морепродуктов в Курильском промысловом районе. Они освобождены
от обязательной продажи на внутреннем валютном рынке валютной выручки от
реализации товаров (работ, услуг), произведенных на территории
соответствующих районов Курильских островов. В 1993—1995 гг. здесь
предусматривается целевое федеральное финансирование строительства и
реконструкции аэропортов, автомобильных дорог, объектов энергетики, развития
морских перевозок, средств связи, портового хозяйства и портовых сооружений.
Специализация субзоны "Курилы" — рыбный промысел и переработка рыбы и
морепродуктов.
Важнейшие направления экономического и социального развития Северо-Западного
экономического района в условиях перехода к рынку в значительной мере
определяются решением таких приоритетных задач, как конверсия предприятий
оборонного комплекса, развитие отечественного и международного туризма,
увеличение пропускной способности транспорта, в первую очередь морского,
создание современной инфраструктуры связи. Расширению внешнеэкономических
связей района и привлечению инвесторов в разнообразные отрасли хозяйства
будет способствовать организация в районе зон свободного предпринимательства.
Предполагается формирование 3 свободных экономических зон — в Санкт-Петербурге, Выборге и Новгороде.
Зона свободного предпринимательства "Санкт-Петербург" формируется в целях
эффективной структурной перестройки района на основе его интеллектуального и
производственного потенциала, привлечения иностранного капитала, развития
производительных сил района и освоения современных технологических процессов,
создания современной производственной и социальной инфраструктуры,
эффективного вовлечения
экономики Северо-Западного
международное разделение труда. Зона будет специализироваться на производстве
машин и оборудования, транспортных средств, химической продукции и товаров
народного потребления, на развитии международного туризма и экспорта
непроизводственных услуг.
В настоящее время в Санкт-
зарегистрированы 1,5 тыс. совместных предприятий, что составляет примерно 50%
их всероссийской численности. Из них примерно 10% создано совместно с фирмами
стран Балтийского региона. Трудности формирования свободной экономической
зоны связаны с объективными и субъективными факторами. Так, нельзя не
учитывать, что примерно 80% промышленности города относится к военно-
промышленному комплексу и ее включение в международное разделение труда
затруднено. Кроме того, мировая практика вообще не имеет аналогов создания
зон в столь крупном регионе. Для Санкт-Петербургской зоны эффективным
является организация субзон, или мини-зон, различной специализации, из
которых в итоге может сформироваться крупная комплексная зона. Перспективно
создание в Санкт-Петербурге таких известных в мире типов зон, как научные
парки, технополисы на основе значительного накопленного научного потенциала,
а также экспортно-
предприятий, перепрофилирующихся в процессе конверсии, туристско-
рекреационных зон в живописных окрестностях города. Возможна организация
крупнейшего банковского центра.15
Свободная экономическая зона "Выборг" формируется на территории одноименного
административного региона.
Она создается с целью
отечественных и зарубежных научно-технических разработок и изобретений с
последующей передачей их результатов для широкого использования в стране и на
внешнем рынке: Зона будет специализироваться на производстве наукоемкой
продукции на основе научных достижений Санкт-Петербурга и передовых
зарубежных технологий, а также на развитии туризма. Активное участие в
формировании зоны принимает Финляндия. В пределах зоны предполагается
создание технологического центра (технологической деревни) для ускоренного
внедрения достижений научно-технического прогресса в производственную
деятельность. Основными областями деятельности центра должны стать такие
высокотехнологичные и экологически чистые производства, как вычислительная
техника, электроника, биотехнология, производство новых материалов и др.
Географическое положение Выборга (от него до ближайшего пункта Финляндии —
Иматра всего 7 км, до Санкт-Петербурга по железной дороге — 126 км, а по
автомобильной — 156 км) дало возможность российским и финским специалистам
разработать проект по созданию в зоне первого технологического парка в
России.
Разнообразие природных
условий, а также богатое историко-
делают зону привлекательным
международным туристическим
западноевропейским рынком и близость такого промышленного и научного центра,
как Санкт-Петербург, позволяют
зоне стать крупным центром
торговли, обеспечивающим расширение вывоза товаров на западный рынок.
В Центральном экономическом районе наиболее эффективной формой
территориальной научно-технической интеграции могут стать технополисы,
технопарки или научно-
границах г. Зеленограда формируется СЭЗ "Технополис Зеленоград" с целью
создания благоприятных
условий для социально-
расширения и диверсификации производства наукоемкой и высокотехнологичной
продукции, в том числе производимой на основе конверсии с привлечением