Рыночная система и проблемы ее развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:19, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть возможность применения зарубежного опыта по привлечению иностранных инвестиций в свободные экономические зоны России и выяснить основные причины неудовлетворительного состояния уже сформированных.
Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих задач:
- установить этапы становления и развития понятия свободная экономическая зона;
- осуществить анализ зарубежного и российского опыта в области создания и развития СЭЗ;
- определить основные характерные черты и принципы размещения СЭЗ;
- проанализировать опыт функционирования зарубежных СЭЗ;
- установить характерные черты действующих в России СЭЗ;
- разработать рекомендации по размещению СЭЗ в России.

Содержание

Введение.
1. Рыночная система и основные проблемы ее развития.
1.1 Рыночная система как один из видов экономических систем.
1.2 Понятие рыночной системы и особенности функционирования
1.3 Развитие рыночной системы в Российской Федерации
2. Роль и место свободных экономических зон в экономике Российской Федерации.
2.1 Сущность и принципы функционирования свободных экономических зон.
2.2 Свободные экономические зоны России и проблемы их функционирования.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

курсовая.мэо..docx

— 160.09 Кб (Скачать)

задач социально-экономического развития Дальнего Востока, комплексное

освоение его природных  ресурсов, увеличение экспортных возможностей региона и

страны в целом, развитие   производства   высококачественной

импортозамещающей   продукции  трансконтинентального транзита, отработка  новых

форм хозяйствования в  условиях перехода к рыночной экономике.

Отметим главные отличительные  особенности этой зоны:

-       • выгодное  географическое положение и развитая  транспортная сеть

(конечный пункт Транссибирской  магистрали, четыре крупных действующих  порта);

-       • отсутствие  сегодня реальных конкурентов  на российском Дальнем

Востоке в части осуществления внешнеторговой деятельности со странами

Азиатско-Тихоокеанского региона;

-       • наличие  определенного опыта внешнеэкономической  деятельности: до

недавнего времени Находка  была единственным открытым портом на Дальнем

Востоке, через нее проходило до четверти годового экспорта России;

-       • достаточно  ограниченная (по сравнению с  некоторыми "гигантскими"

российскими СЭЗ) территория (менее 5 тыс. кв. км.)

Потенциал СЭЗ "Находка" характеризуют следующие данные. Ежегодно в

незамерзающие порты - нефтеналивной, рыбный, торговый и Восточный - приходят

до 1000 судов, общий грузооборот  составляет 25 млн. т. Порт Восточный

занимает второе место  в АТР (после Гонконга). Здесь действуют  угольные

причалы на 8 млн. т и контейнерный комплекс на 2 млн. т. Ежегодно

перерабатывается до 400 тысяч  контейнеров. После реконструкции  порт будет

иметь до 60 причалов, способных  перерабатывать более 40 млн. т грузов в год.14

На очереди сооружение мощного угольного терминала, комплекса  по переработке 4

млн. т импортного зерна. Получен кредит "Дойче Банка" в размере 100 млн.

долл. На возведение причала  для экспорта 3 млн. т удобрений. По оценкам,

поток грузов через порт в ближайшие пять лет возрастет на 8 млн. т., а

ежегодный доход составит 5 млрд. долл. В СЭЗ зарегистрировано несколько сот

предприятий с иностранными инвестициями -более половины всех образованных на

Дальнем Востоке. Кредитная масса инвестиционных средств превысила 200 млн. долл. В рамках проекта создания российско-корейского индустриального   парка   площадью   300 га планируется дополнительно привлечь 700 млн. долл., российско-американского парка площадью 175 га – от 200 до 500 млн. долл. Безработица в зоне "Находка" составляет 0,19% от уровня безработицы в крае.

Однако, несмотря на имеющийся  потенциал,   есть и ряд  существенных помех

дальнейшему развитию СЭЗ.  Про общие из них (пробелы законодательной базы,

дефицит нормативных актов, защищающих права участников СЭЗ, недостаток

средств на обустройство инфраструктуры и т.п.) уже говорилось. В частности, в результате отмены "задним числом" таможенных льгот СЭЗ

"Находка" потеряла  до 30% инвесторов. Есть и специфические  проблемы, в том

числе: высокие транспортные тарифы, "отрезающие" Приморье от Центра страны,

необходимость больших (порядка 1 млрд. долл.) капиталовложений в

реконструкцию железной дороги от Находки до Хабаровска, связывающей  воедино

всю транспортную "цепочку".

Свободной экономической  зоной "Сахалин" является территория в

административных границах Сахалинской области вместе с  включенными в нее

районами континентального шельфа. В рамках СЭЗ предполагается создание субзоны, или мини-зоны, "Курилы", которая включает территорию в административных границах Северо-Курильского, Южно-Курильского и Курильского районов.

В настоящее время в  рамках СЭЗ "Сахалин" созданы 23 совместных предприятия. В

пределах зоны действуют льготный налоговый таможенный режим, упрощенный

порядок осуществления экспортно-импортных операции, специальный

государственный орган управления — Администрация СЭЗ "Сахалин". В целях

рационального хозяйственного использования природных ресурсов в СЭЗ

действует Государственная  инвестиционная корпорация по освоению природных

ресурсов, которая предоставляет в установленном порядке лимиты, квоты и

лицензии на использование  природных ресурсов. Для расширения банковского

обслуживания и финансовой поддержки свободного предпринимательства,

содействия развитию малого бизнеса, а также крестьянских фермерских хозяйств

в СЭЗ создается специальный  коммерческий банк регионального развития (Банк

развития Сахалина) с привлечением иностранных акционеров. Разведка и

разработка на территории зоны нефти и газа, драгоценных  металлов и других

природных ресурсов регулируются Администрацией СЭЗ "Сахалин". В  пределах зоны

могут создаваться предприятия, осуществляющие в соответствии с

законодательством России любые  виды деятельности. Разрешается создание

предприятий с иностранными инвестициями в банковской и страховой  сферах.

Хозяйственная деятельность, связанная с использованием месторождений

топливно-энергетических и  минерально-сырьевых ресурсов на территории зоны,

осуществляется на основе лицензий. Местные органы власти Сахалинской  области

в соответствии с действующим  законодательством разрешают предприятиям с

иностранными инвестициями долгосрочную (на срок до 50 лет) аренду земли,

рыбопромысловых угодий и  других природных объектов, а также  зданий и

сооружений.

Свободная экономическая  зона "Сахалин" должна специализироваться на рыбном

промысле, переработке рыбы и морепродуктов, газохимии, отечественном и

иностранном туризме, гостиничном хозяйстве.

В субзоне "Курилы" Сахалинской области предприятиям и организациям

предоставлено право самостоятельно использовать производимую ими продукцию, в

том числе для поставки на экспорт, а также распределять полученные лимиты на

добычу рыбы и морепродуктов  в Курильском промысловом районе. Они освобождены

от обязательной продажи  на внутреннем валютном рынке валютной выручки от

реализации товаров (работ, услуг), произведенных на территории

соответствующих районов  Курильских островов. В 1993—1995 гг. здесь

предусматривается целевое  федеральное финансирование строительства  и

реконструкции аэропортов, автомобильных дорог, объектов энергетики, развития

морских перевозок, средств связи, портового хозяйства и портовых сооружений.

Специализация субзоны "Курилы" — рыбный промысел и переработка рыбы и

морепродуктов.

Важнейшие направления экономического и социального развития Северо-Западного

экономического района в  условиях перехода к рынку в значительной мере

определяются решением таких  приоритетных задач, как конверсия  предприятий

оборонного комплекса, развитие отечественного и международного туризма,

увеличение пропускной способности  транспорта, в первую очередь морского,

создание современной  инфраструктуры связи. Расширению внешнеэкономических

связей района и привлечению  инвесторов в разнообразные отрасли  хозяйства

будет способствовать организация  в районе зон свободного предпринимательства.

Предполагается формирование 3 свободных экономических зон  — в Санкт-Петербурге, Выборге  и Новгороде.

Зона свободного предпринимательства "Санкт-Петербург" формируется  в целях

эффективной структурной  перестройки района на основе его  интеллектуального и

производственного потенциала, привлечения иностранного капитала, развития

производительных сил  района и освоения современных технологических  процессов,

создания современной  производственной и социальной инфраструктуры,

эффективного вовлечения экономики Северо-Западного района и России в целом в

международное разделение труда. Зона будет специализироваться на производстве

машин и оборудования, транспортных средств, химической продукции и  товаров

народного потребления, на развитии международного туризма и экспорта

непроизводственных услуг. В настоящее время в Санкт-Петербурге

зарегистрированы 1,5 тыс. совместных предприятий, что составляет примерно 50%

их всероссийской численности. Из них примерно 10% создано совместно  с фирмами

стран Балтийского региона. Трудности формирования свободной  экономической

зоны связаны с объективными и субъективными факторами. Так, нельзя не

учитывать, что примерно 80% промышленности города относится  к военно-

промышленному комплексу  и ее включение в международное  разделение труда

затруднено. Кроме того, мировая  практика вообще не имеет аналогов создания

зон в столь крупном  регионе. Для Санкт-Петербургской  зоны эффективным

является организация  субзон, или мини-зон, различной специализации, из

которых в итоге может сформироваться крупная комплексная зона. Перспективно

создание в Санкт-Петербурге таких известных в мире типов  зон, как научные

парки, технополисы на основе значительного накопленного научного потенциала,

а также экспортно-производственных зон, которые могут образовываться на базе

предприятий, перепрофилирующихся в процессе конверсии, туристско-

рекреационных зон в живописных окрестностях города. Возможна организация

крупнейшего банковского  центра.15

Свободная экономическая  зона "Выборг" формируется на территории одноименного

административного региона. Она создается с целью внедрения  в производство

отечественных и зарубежных научно-технических разработок и  изобретений с

последующей передачей их результатов для широкого использования  в стране и на

внешнем рынке: Зона будет специализироваться на производстве наукоемкой

продукции на основе научных  достижений Санкт-Петербурга и передовых

зарубежных технологий, а  также на развитии туризма. Активное участие в

формировании зоны принимает Финляндия. В пределах зоны предполагается

создание технологического центра (технологической деревни) для ускоренного

внедрения достижений научно-технического прогресса в производственную

деятельность. Основными  областями деятельности центра должны стать такие

высокотехнологичные и экологически чистые производства, как вычислительная

техника, электроника, биотехнология, производство новых материалов и др.

Географическое положение  Выборга (от него до ближайшего пункта Финляндии —

Иматра всего 7 км, до Санкт-Петербурга по железной дороге — 126 км, а по

автомобильной — 156 км) дало возможность российским и финским специалистам

разработать проект по созданию в зоне первого технологического парка в

России.

Разнообразие природных  условий, а также богатое историко-культурное наследие

делают зону привлекательным  международным туристическим центром. Соседство с

западноевропейским рынком и близость такого промышленного  и научного центра,

как Санкт-Петербург, позволяют  зоне стать крупным центром международной

торговли, обеспечивающим расширение вывоза товаров на западный рынок.

В Центральном экономическом  районе наиболее эффективной формой

территориальной научно-технической  интеграции могут стать технополисы,

технопарки или научно-технические  зоны. В пределах района в административных

границах г. Зеленограда формируется СЭЗ "Технополис Зеленоград" с целью

создания благоприятных  условий для социально-экономического развития города,

расширения и диверсификации производства наукоемкой и высокотехнологичной

продукции, в том числе  производимой на основе конверсии с  привлечением

Информация о работе Рыночная система и проблемы ее развития