Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 09:13, курсовая работа
Германия и Россия прочно вошли в круг главных акторов на европейском международном пространстве в XIX в. Они оказали существенное влияние на формирование Европы и на ее историю и пережили в своих отношениях взлеты взаимовыгодного сотрудничества и тяжелые падения в периоды конфронтации. Чтобы лучше понять сущность и политическую подоплеку взаимоотношений между этими странами, надо выяснить какие главные факторы определяли и определяют их взаимоотношения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………………..5
Глава I Экономическое сотрудничество России и Германии………………….5
Глава II Отношения Германии и России в европейском контексте………….21
Заключение……………………………………………………………………...29
Библиографический список…………………………………………………..31
Что касается пространства внешней безопасности, то вследствие иракской войны сложились контуры неформального сообщества интересов Германии-Франции-России. Сообщество интересов служит его участникам механизмом для консультаций по волнующим стороны вопросам политики и безопасности. Ключевые понятия здесь следующие: эффективный мультилатерализм в действенной системе международных правил и институтов, ядро которой составляет ООН: ненасильственное решение конфликтов на Ближнем и Среднем Востоке, в высшей степени взрывоопасном регионе по соседству с Россией и ЕС; поддержка Москвой стремления членов ЕС – Германии, Франции, Великобритании убедить Иран отказаться от производства материалов, пригодных для создания ядерного оружия. В этом контексте Россия оказала содействие миссии бундесвера в Афганистане, предоставив Германии права воздушного и наземного транзита через свою территорию. Германия, в свою очередь, выступает за то, чтобы активнее привлекать Россию к участию в Европейской политике безопасности и обороны и проводимых ЕС операциях по преодолению кризисов, в частности, мерах по разрешению «замороженных конфликтов» в Молдавии и на Кавказе. Наконец, не следует забывать о материальном и технологическом участии Германии в уничтожении огромных российских арсеналов химического оружия и утилизации устаревших атомных подолдок Северного морского флота РФ.
Таким образом, не в последнюю очередь благодаря импульсам из Берлина, до весны 2004г. удалось найти решение ряда вопросов в различных областях отношений России и ЕС – несмотря на усиливающиеся расхождения, касающиеся ценностей и принципов.26 Особо следует упомянуть в целом положительное урегулирование проблемы калининградского транзита, согласие ЕС на вступление России в ВТО, ратификацию Москвой Киотского протокола и договоренности о присоединении 10 новых членов ЕС к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве. Эта фаза успешного практического сотрудничества может быть прервана в связи с событиями, развернувшимися в Украине.
Вопреки нередко высказываемому в России мнению, Германия и Европейский союз не стремятся к поглощению Украины по принципу «Меры с нулевой суммой».Об этом свидетельствует то, что они долго не вмешивались в конфликт и не открывают перед этой страной конкретной перспективы вступления в ЕС. С этой точки зрения ЕС совершенно нетипичный империалистпоступающий прямо противоположно стереотипам. Его продолжающаяся экспансия, подчеркивают многие наблюдатели, коренится не в стремлении его руководства к территориальному расширению, а в его привлекательности для соседей. В действительности события на Украине были не геополитическим конфликтом между Россией и ЕС, а борьбой двух моделей развития самой Украины – вступления на путь демократии и реформ с одной стороны, или сохранение полуавторитарной модели коррумпированной и исчерпавшей себя клановой экономики – с другой. Именно первый вариант в критический момент получил и продолжает получать поддержку в частности от Германии. Это подчеркнуто в принятой Берлином в феврале 2005г. специальной межведомственной концепции поддержки реформ на Украине27. В контексте плана действий ЕС, помимо прочего, эта концепция включает в себя: предоставление консультаций в области государственного управления и права; экономическое сотрудничество; оказание помощи структурным реформам для выравнивания условий жизни на Востоке и Западе Украины; содействие развитию гражданского общества, а также сотрудничество в сфере образования.
После смены режимов в Грузии, на Украине, в Киргизии, в России начали усиленно распространяться теории заговора и страхи оказаться во враждебном окружении. Хотя необходимо отметить, что и в России многие объясняют революционные движения на постсоветском пространстве не западной диверсии, а провалом политики местных авторитарных, коррумпированных и популярных правительств. Высказывается также мнение, что Москве следует расширять контакты с обществом и элитами этих стран и при этом привлекать к диалогу те силы, которые часто благодаря своим демократическим концепциям пользуются у населения большим доверием, чем поддерживаемые Кремлем правительства. Этот подход, который близок европейской и, в частности, немецкой точке зрения, к сожалению, не разделяет российская правящая элита, рассматривающая установление демократических систем на постсоветском пространстве скорее как угрозу для себя, чем шанс. С ее точки зрения, такие тесно сотрудничающие с ЕС организации, как ОБСЕ и Совет Европы, своим односторонним наблюдением за выборами и критикой системы сознательно дестабилизируют положение и ослабляют российское влияние на постсоветском пространстве. Поэтому Москва говорит о глубоком кризисе идентичности ОБСЕ, нуждающейся в серьезной реформе, которая перенесла бы центр тяжести с гражданских прав на политику безопасности и экономику.
Вместе с большинством стран, входящих в ОБСЕ, Германия не возражает против усиления внимания к обоим этим аспектам. В то же время Берлин считает необходимым сохранить значение ОБСЕ и Совета Европы как инструментов реализации демократии и правового государства.
Заключение
Здесь был рассмотрен ряд важных аспектов германо-российских отношений. К ним относятся и проявление различных культур исторической памяти, также упомянуты достаточно тесные общественные и культурные связи. Сюда же относится деятельность по урегулированию «замороженных конфликтов» в тех регионах, которые являются «новыми соседями» для ЕС и «ближним зарубежьем» для России. Партнеры по московскому саммиту достигли взаимопонимания и урегулирования конфликтов граничащих с ЕС и Россией регионах.
Двойственность
позиции Москвы вызвала в Германии
известные сомнения. Во-первых, высказанная
Путиным в Гамбурге готовность к
политизации и
Устойчивое стратегическое партнерство с Россией возможно лишь в том случае, если оно основывается на общих основных ценностях и взаимном доверии, не боится открытого диалога по спорным темам и свободно с российской стороны от теорий западного заговора против России.
На этом фоне отношений Германии с Россией отношения в рамках ЕС будут, очевидно, определяться прагматизмом и новым реализмом. Европейские ценности как основа устойчивого партнерства будут и дальше играть важнейшую роль с учетом обязательств, принятых на себя РФ относительно норм и принципов ОБСЕ, Совета Европы и Соглашения о партнерстве и сотрудничестве.
Таким образом,
Германия и при новом руководстве,
исходя из конструктивно-критической
позиции, как на двустороннем уровне, так
и в контексте отношений ЕС – России делает
ставку на актуализацию СПС, а также на
реализацию местно поставленных задач
в четырех пространствах – и как партнер,
и, в случае необходимости как оппонент.
Это происходит не в последнюю очередь
в надежде на то, что европейские ценности
постепенно приживутся в России, благодаря
ее политической открытости, международным
экономическим связям, а также уже упомянутым
многочисленным партнерским связям на
неправительственном уровне.
Библиографический список: