Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2011 в 09:13, курсовая работа
Германия и Россия прочно вошли в круг главных акторов на европейском международном пространстве в XIX в. Они оказали существенное влияние на формирование Европы и на ее историю и пережили в своих отношениях взлеты взаимовыгодного сотрудничества и тяжелые падения в периоды конфронтации. Чтобы лучше понять сущность и политическую подоплеку взаимоотношений между этими странами, надо выяснить какие главные факторы определяли и определяют их взаимоотношения.
Введение…………………………………………………………………………..3
Основная часть…………………………………………………………………..5
Глава I Экономическое сотрудничество России и Германии………………….5
Глава II Отношения Германии и России в европейском контексте………….21
Заключение……………………………………………………………………...29
Библиографический список…………………………………………………..31
Другой крупный немецкий перепродавец российского газа концерн «Рургаз» в несколько приемов аккумулировал 6,5 – процентный пакет акций «Газпрома» и получил место в Совете директоров российского газового монополиста. После поглощения «Рургаза» другим германским энергоконцерном «Е.ОН» к последнему перешла и доля в капитале «Газпрома».
В 2005 году инвестиционное сотрудничество «Газпрома» с этими немецкими компаниями вышло на качественно новый уровень: начался взаимный обмен активами. В апреле 2005 года было подписано соглашение принципиально нового уровня между «Газпромом» и германским концерном «БАСФ», по которому немецкой стороне была передана 49-процентная доля при освоении Южно - Русского газового месторождения в Западной Сибири. В обмен «БАСФ» взял на себя аналогичную долю при будущем строительстве Северо – Европейского газопровода с правом привлечения в эту долю других инвесторов. Доля «Газпрома» в СП «ВинГАЗ» увеличивается до 50% минус 1 акция. В сентябре 2005 года было заключено еще одно соглашение, по которому половина доли «БАСФ» в газопроводном проекте передается концерну «Е.ОН». Общая длина газопровода от Выборга до Грайфсвальда составит 1200 км, стоимость первой «нитки» оценивается в 2 млрд. евро, а совокупные капиталовложения – 6-7 млрд. евро.8
Предприятия с
германскими инвестициями уже играют
заметную роль в российском машиностроении.
Концерн «Сименс АГ» в начале
2000-х годов аккумулировал
Концерн «Сименс» активно сотрудничает и с другим российским естественным монополистом – РАО «Российские железные дороги». В апреле 2005 года стороны создали совместное предприятие, призванное заниматься развитием в России системы высокоскоростного железнодорожного сообщения. К 2007 году должен был появиться первый опытный образец поезда, способного развивать скорость 250 км/ч, а в 2009 году – начаться серийный выпуск таких поездов. Правда, новым руководством РАО этот проект был скорректирован, и согласно контракту, подписанному в мае в 2006 году, поезда будут производиться не в Росси, а на германских мощностях «Сименса».
Между тем в транспортном машиностроении «Сименс» создал в 2005 году еще и СП с российским «Трансмашхолдингом», контролирующим 80% рынка железнодорожного оборудования страны. Специализация созданного СП «Трансконвертер» - разработка в производство высоковольтных статистических преобразователей для пассажирских вагонов, электровозов и электропоездов. Доля «Сименса» в уставном капитале СП – 35%, она внесена в виде прав на технологию.9 В ноябре 2005 года «Сименс» договорился с российской холдинговой компанией «Электрозавод» о создании СП по оказанию инжиниринговых услуг. Обеим сторонам должно принадлежать по 50% уставного капитала. Новое СП призвано удовлетворять потребности в реконструкции и строительстве новых объектов в области генерации и распространения электроэнергии. В частности, предполагается вести совместные работы по созданию тепловой станции и подстанции в столичном районе Строгино.
Одним из немногих примеров инвестиционного сотрудничества в сельскохозяйственном машиностроении является вступившее в строй в мА 2005 года в Краснодаре предприятие по производству зерноуборочных комбайнов, которое представляет собой 100%-е владение германской фирмы «Клаас».
В российском автомобилестроении единственным действующим проектом с германским участием пока остается еще начавшаяся в 1999 году сборка автомобилей «БМВ» на калининградском предприятии «Автотор». В мае 2006 году концерн «Фольксваген» объявил о начале строительства в Калуге завода. Предприятие будет на 100% принадлежать немецкой фирме. Сборка автомобилей «Фольксваген» и «Шкода» началась во второй половине 2007 года.10
Германский капитал уже активно присутствует в российском производстве автокомпонентов. Также германские фирмы сравнительно широко представлены и в отраслях перерабатывающей промышленности, работающих на массового конечного потребителя. В частности, речь идет о пищевой промышленности.
Важным событием в российской фармацевтической отрасли стала состоявшаяся в 2005 году продажа 97,5% акций ОАО «Нижфарм» германской компании «СТАДА».11
На российском
рынке бытовой химии
Экспансию на российский рынок бытовой техники посредством прямых инвестиций начала германская компания «Бош унд Сименс», объявившая в марте 2005 оду о начале строительства в Санкт-Петербурге завода по производству холодильников. В дальнейшем завод должен быть преобразован в технопарк, где будут выпускать и другие электробытовые приборы.
Заметно присутствие германских инвесторов и в российской сфере услуг. Свои 100% дочерние учреждения открыли в нашей стране германские банки, относящиеся к числу мировых лидеров отрасли: «Дойче банк» и «Хиповерайнс банк».12
Весомые позиции в российской розничной торговле заняла германская компания «Метро», открывшая свои гипермаркеты в Москве, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде.
Таким образом, приведенные примеры дают представление о том, что на базе взаимного переплетения капиталов хозяйствующих субъектов России и Германии в ряде отраслей сложились механизмы международной производственной кооперации. Некоторым российским предприятиям сотрудничество с германскими партнерами уже приносит ощутимые выгоды: осуществляется технологическая модернизация производств, налаживается выход на перспективные зарубежные рынки. По ряду направлений германские компании уже заняли весомые позиции на внутреннем рынке России.
Вместе с тем, сформировавшаяся на сегодняшний день модель двустороннего инвестиционного взаимодействия не свободна от существенных недостатков. К их числу, помимо все еще относительно небольших количественных параметров сотрудничества, преобладания посреднических проектов, следует отнести и излишне дисперсный характер распределения германских инвестиций в российской экономике.
Вложения немецких фирм идут, как правило, или в производство готовой продукции, или в производство комплектующих. Примеров взаимоувязанных инвестиций в целые производственные «цепочки» практически нет. Иначе говоря, вокруг крупных предприятий с германскими инвестициями пока не сложились кластеры, в рамках которых осуществлялось бы межотраслеове взаимодействие и поддерживалась инвестиционная активность предприятий – смежников. Тем более редки случаи совместного осуществления научно-промышленных разработок, освоения принципиально новой для мировых рынков продукции. Как представляется, такое положение веще связано не только с сохраняющимися рисками для иностранных инвестиций в отечественную экономику, но и с тем, что российское государство пока недостаточно активно проводит промышленную политику, призванную стимулировать инвестиционное сотрудничество на наиболее перспективных направлениях.
Также следует отметить, что мировой финансово-экономический кризис существенным образом отразился на торгово-экономическом сотрудничестве между Россией и Германией. По данным Росстата, за первые два месяца 2009 года внешнеторговый оборот между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия уменьшился до 4,7 млрд долл. США, что составляет 48% от аналогичного показателя 2008 года.13
Кризисные явления, отразившись в первую очередь на взаимном товарообороте, затронули отношения на региональном уровне.
В связи с проблемами внутри страны российские регионы организовали пересмотр средств, выделяемых на финансирование внешнеэкономических связей. Так, например, мэр Москвы Ю.М. Лужков сообщил, что в текущем году будут снижены расходы на проведение «Дней экономики Москвы» за рубежом. Стоит отметить, что такие мероприятия проходят ежегодно в нескольких регионах Германии (земли Баден-Вюртемберг, Гессен, Бавария, Северный Рейн-Вестфалия и др.). Вследствие кризиса российские регионы существенно сократили затраты на презентации инвестиционной привлекательности на выставках и ярмарках в Германии. Так, Псковская область собиралась принять участие в Международной сельскохозяйственной выставке «Зеленая неделя - 2009» в январе 2009 года в Берлине в рамках общего стенда Северо-Западного Федерального округа, однако за несколько дней до открытия выставки отказалась от участия, сославшись на отсутствие финансирования.14
В тоже время, несмотря на ухудшившееся положение германской экономики в целом, германский бизнес по-прежнему рассматривает российский рынок в качестве приоритетного. В декабре 2008 года Российско-Германская внешнеторговая палата совместно с Восточным комитетом немецкой экономики провела опрос германских компаний, ведущих свой бизнес на территории России, о состоянии бизнес – климата в РФ. Результаты можно сформулировать следующим образом: компании ощущают кризис, однако свыше двух третий участников оценивают положение их бизнеса сейчас и в ближайшем будущем как «хорошее» или «очень хорошее». Это связано в первую очередь с тем, что германский бизнес привык рассматривать Россию как один из наиболее перспективных рынков будущего, поэтому изначально компании из Германии настроены на долгосрочное инвестирование. В этой связи кризис используется как возможность улучшить свои позиции на российском рынке. По данным Российско – Германской внешнеторговой палаты, германские компании планируют в ближайшее время инвестировать в российскую экономику примерно один млрд. евро. Основная часть средств пойдет в энергетику, автомобилестроение и розничную торговлю.
При этом результаты проведенного опроса подтвердили тенденцию, набирающую силу с начала десятилетия, - стремление германского бизнеса в регионы. По мнению германских экспертов, Москва и Петербург в будущем останутся важнейшими центрами развития и инвестиций, но из-за не вполне благоприятной структуры затрат постепенно будут терять свою привлекательность. Для размещения производства по логическим и стратегическим соображениям больше подходят места вне обеих столиц. Тем более, что многие местные администрации, стремясь привлечь иностранные инвестиции в регион, предлагают поддержку и региональные льготы.
Возрастающую роль в привлечении германских инвесторов играют особые экономические зоны (ОЭЗ). Так, например, ОАО «Татнефть» совместно с германской компанией Preiss – Daimler Group организовало предприятие стекловолокна и продукции на его основе на территории ОЭЗ «Алабуга». В январе 2008 года компания по итогам заседания консультационного совета по ОЭЗ промышленного типа в Федеральном агентстве по управлению ОЭЗ , получила статус резидента ОЭЗ «Алабуга».15 Однако, по мнению определенного круга германских инвесторов, система ОЭЗ в России до конца не отработана. В этой связи сотрудничество напрямую с администрациями российских регионов позволяет добиться скорейшего результата с наименьшими затратами без обязательства о минимальном объеме инвестиций и с меньшим бюрократическим процессом.
К вышеупомянутым регионам германские компании также намерены инвестировать в развитие своего бизнеса в Краснодарском крае – в том числе и потому, что в г. Сочи пройдут XXII Олимпийские зимние игры 2014 года. Кроме того, интерес вызывают Тюмень, Томск, Новосибирск, Московская область, Омск, Нижний Новгород и, с некоторым отрывом, Ростов – на - Дону и Ленинградская область. Германские компании сегодня видят потенциал не только в регионах европейской части России, но и активно осваивают регионы Урала и Сибири.
Как представляется, такой позитивный настрой германских компаний должны использовать российские регионы. Несмотря на кризис и недостаток финансирования, российским регионам нужно продолжать поддерживать отношения с регионами и компаниями Германии, так как затраты на восстановление наработанных контактов будут намного выше затрат на их поддержание.16
В тоже время кризис является поводом для пересмотра существующих отношений. Регионам необходимо четко проанализировать сегодняшнее состояние сотрудничества с германскими землями, разработать Стратегию региона по сотрудничеству с Германией, где будут прописаны кратко- и долгосрочные задачи и цели, а также описаны реальные возможности региона. Необходимо четко представлять, что регион может предложить компаниям и регионам Германии, какие совместные проекты имеют первоочередное значение. Нужно оценить целесообразность инвестирования в развитие отношений с германскими регионами, расписать затраты и выгоды от такого сотрудничества. Конкретизация целей позволит существенно снизить затраты региона на сотрудничество с германскими землями. Выбор приоритетной области кооперации в условиях кризиса может стать стимулом для развития отношений в других сферах.