Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:28, реферат
Международная торговля – система международных товарно-денежных отношений, складывающихся из внешней торговли всех стран мира. Одной из таких стран является Российская Федерация. Внешнеторговые связи играют все более важную роль в развитии экономики России. Они, являясь производной всего хозяйственного комплекса страны, непосредственно влияют на него. Роль внешнеторгового сектора для экономики во многом определяется ориентацией производства важнейших отраслей промышленности на внешний рынок. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния граждан.
I. Введение…………………………………………………………………………...…3
II. Место и роль России в мировой экономике…………………………………...…..4
III. Структура внешней торговли России………………………………………...….…5
1. Структура экспорта …………………………………………………..….5
2. Структура импорта…………………………………………………..…...7
IV. Направления внешней торговли России………………………………………..…9
V. Динамика внешней торговли России………………………………………….…..11
1. Общие сведения …………………………………………………….…..11
2. Динамика экспорта ……………………………………………………..12
3. Динамика импорта………………………………………………………18
VI. Перспективы международной коммерческой деятельности России……………………………………………………………………………………..20
VII. Россия и Всемирная Торговая Организация……………………………………..24
VIII. Заключение………………………………………………………………………...26
IX. Литература…………………………………...………………………………….…27
Основными торговыми партнерами России в импорте являлись Германия - 13,4% (2006 г. - 13,5%), Украина - 7,3 (6,6), Китай - 10,4 (7,9), Белоруссия - 4,7 (5,4), Казахстан - 2,5 0.1), Япония - 6,2 (5,7), США - 4,5 (4,6), Италия - 4,3 (4,1), Республика Корея - 4,9 (5,7), Франция - 3,9 (3,9), Финляндия - 2,5 (3,1), Польша 2,4 (2,6), Великобритания - 3,0%(2,7%).
Рост
импорта обеспечивался
Средние импортные цены увеличились на 4,6%, в том числе по странам дальнего зарубежья - на 3,6%, государствам СНГ - 9,8%
Увеличению
импортных объемов
Уменьшились
закупки в натуральном
Таблица 14
Импорт основных потребительских товаров 1
Годы
Виды продуктов |
2003 | 2004 | 2005 | 2006 | Январь -июнь 2007 г. | |||||
млн..
долл. |
% | млн..
долл. |
% | млн..
долл. |
% | млн..
долл. |
% | млн..
долл. |
% | |
Медикаменты | 2081 | 3,6 | 2559,6 | 3,4 | 3864,6 | 3,9 | 5330,6 | 3,9 | 2236,6 | 2,6 |
Мясо
свежемороженое |
1035,9 | 1,8 | 1445,3 | 1,9 | 1955,5 | 2,0 | 3292,3 | 2,4 | 1640,9 | 1,9 |
Алкоголь
и
безалкогольные напитки |
630,4 | 1,1 | 1171,2 | 1,5 | 1527,1 | 1,6 | 8508,4 | 4,3 | 950,4 | 1,1 |
Сахар – сырец | 236,7 | 0,4 | 541,6 | 0,7 | 744,4 | 0,8 | 8065,4 | 0,8 | 831,3 | 0,7 |
Мясо птицы | 854,6 | 1,5 | 683,8 | 0,9 | 865,0 | 0,9 | 934,0 | 0,7 | 424,0 | 0,5 |
Мебель | 359,0 | 0,8 | 751,2 | 1,0 | 847,4 | 0,9 | 1144,7 | 0,8 | 741,7 | 0,9 |
Одежда | 1353,0 | 2,4 | 826,0 | 1,1 | 964,7 | 1,0 | 1691,3 | 1,2 | 1150,0 | 1,4 |
Рыба
свежемороженая |
630,4 | 1,1 | 568,8 | 0,4 | 817,4 | 0,8 | 995,3 | 0,7 | 620,1 | 0,7 |
Цитрусовые | 719,8 | 1,3 | 348,5 | 0,5 | 481,7 | 0,5 | 698,3 | 0,5 | 427,9 | 0,5 |
Чай | 245,7 | 0,4 | 292,6 | 0,4 | 313,3 | 0,3 | 354,6 | 0,3 | 207,0 | 0,2 |
Сахар белый | 178,2 | 0,3 | 250,8 | 0,3 | 267,3 | 0,3 | 173,3 | 0,1 | 61,1 | 0,1 |
Масло сливочное | 236,7 | 0,4 | 241,9 | 0,3 | 245,1 | 0,2 | 301,1 | 0,2 | 146,8 | 0,2 |
Обувь кожаная | 145,4 | 0,3 | 202,5 | 0,3 | 228,5 | 0,2 | 722,4 | 0,5 | 544,1 | 0,6 |
Масло
подсолнечное |
185,3 | 0,3 | 125,7 | 0,2 | 115,4 | 0,1 | 91,6 | 0,1 | 42,5 | 0,1 |
Сигареты | 69,5 | 0,1 | 53,6 | 0,1 | 74,5 | 0,1 | 123,5 | 0,1 | 42,4 | 0,1 |
Примечание к таблице:
1В процентах
к общему импорту
В отчетном периоде импорт машин, оборудовании и транспортных средств увеличился по стоимости на 58,0% и составил 41528,4 млн. долларов, в том числе поставки из стран дальнего зарубежья выросли на 59,1%, из стран СНГ - на 48,6%. Импорт легковых автомобилей равнялся 681,6 тыс. штук и увеличился в натуральном выражении на 57,7%, грузовиков – 49,2 тыс. штук и увеличился на 71,9%.
В суммарном импорте страны доля машинотехнической продукции составила 49,1% (2006 г – 46,2%), в общем импорте из стран дальнего зарубежья - 52,6% (49,6%), из стран СНГ – 30,6% (29,3%)
Расширение импорта отмечалось по большинству укрупненных позиций товарной номенклатурой. Наиболее динамично в отечественном периоде развивался импорт металлов и изделий из них. В январе – июне 2007 г. по сравнению с аналогичным периодом 2006г. стоимостной объем этой группы товаров вырос на 86,5%. Наиболее заметно увеличился также импорт кожевенного сырья, пушнины и изделий из них – на 72,0% текстиля, текстильных изделий и обуви – на 61,8%. Опережающими темпами рос импорт машин, оборудования и транспортных средств – на 58,0%.
В целом в товарной структуре импорта из наиболее крупных статей на машины, оборудование и транспортные средства приходилось 49,1%, на продовольственные товары и сельхозсырье – 15,0%, продукцию химической промышленности – 14,1%, металлы, драгоценные камни и изделия из них – 9,0%.
Перспективы
сырьевого экспорта России и его
профилирующей статьи - энергоносителей
в ближайшие десятилетия будут зависеть
от мировой общехозяйственной конъюнктуры,
развития ценовой динамики, состояния
производственно-
Международное энергетическое агентство (МЭА), созданное развитыми государствами, прогнозирует на период 2000-2030 гг. среднегодовые темпы роста мировой экономики на уровне 3%, а спрос на энергоресурсы на уровне 1,7% при постепенном изменении структуры потребления в пользу природного газа как экологически более чистого вида топлива.
В
связи с тем, что на развитые страны
приходится менее 4% доказанных запасов
нефти, то они будут предъявлять
спрос на этот главный энергоресурс,
сосредоточенный в
Но в ближайшие годы обеспеченность экономики России минерально-сырьевыми ресурсами может ухудшаться. Дело в том, что происходит падение добычи на ряде предприятий в освоенных горно-промышленных районах, и из-за сокращения геологоразведочных работ в 90-е годы XX в. обострилась проблема восполнения запасов многих видов сырья.
Для доразведки, освоения перспективных нефтегазовых месторождений, находящихся в восточных районах страны, потребуются огромные инвестиции. Кроме того, крупные капиталовложения будут нужны в создание транспортной инфраструктуры (строительство дорог, трубопроводов на северном и азиатском направлениях).
Энергетическая стратегия России на период до 2020 г., утвержденная правительством РФ в августе 2003 г., определяет сценарии социально-экономического развития России и динамику энергетического экспорта.
При благоприятных условиях к 2020 г. прогнозируется увеличить прирост добычи сырой нефти на 126-196 млн.т. (или на 38-60% по сравнению с 2000 г.), и выйти на добычу 450-520 млн.т.
Производство нефтепродуктов прогнозируется в 2020 г. на уровне 190-215 млн.т. (против 173 млн.т. в 2000 г.).
Добычу природного газа прогнозируется довести до 710-730 млрд.куб.м. (против 584 млрд.куб.м. в 2000 г .), то есть намечается обеспечить прирост добычи газа на 12-21%.
Правительство прогнозирует экспорт сырой нефти и нефтепродуктов увеличить до 305-350 млн.т., экспорт газа – до 275-280 млрд. куб.м.При стабилизации цен нефти в диапазоне 18-20 долл./ барр. российский экспорт топлива и электроэнергии увеличится на 23-25% к 2010 и на 25-30% к 2020 г., а при регулярном росте цен до 30 долл./барр. рост экспорта всех видов энергии из России составит соответственно 30-35 и 45-50%.
Если же цена нефти в текущем десятилетии окажется в диапазоне 13-15 долл./барр., то экспорт энергоресурсов придется сократить относительно достигнутого уровня на 10-15%.
Прирост российского экспорта нефти ожидается лишь до 2020 г., а дальше он стабилизируется на достигнутом уровне. Намечается увеличение вывоза природного газа, при этом после 2010 г. прогнозируется налаживание экспорта сжиженного газа. Покупателями российского сжиженного газа готовы стать США, Китай, Япония, Южная Корея.
Главными рынками сбыта российских нефти и газа в ближайшие десятилетия будут страны СНГ, Европейского Союза и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
Далее рассмотрим возможности расширения международной коммерческой деятельности России на рынке наукоемких продуктов, услуг и технологий.
В мировой торговле в конце XX - начале XXI вв. наблюдается рост объемов продаж продукции и услуг наукоемких секторов промышленности. В развитых индустриальных странах выделяют наукоемкие производства с технологиями «высокого уровня» (high level) и производства с ведущими (leading edge) наукоемкими технологиями.
В российской литературе «ведущие» технологии обозначают терминами «ключевые» (или «критические»). К ведущим, или ключевым, относят технологии, при использовании которых доля расходов на НИОКР превышает 8,5% объема отгрузок (оборота) продукции, а к технологиям высокого уровня те, для которых этот показатель составляет 3,5 - 8,5% объема отгрузок.
По существующей стандартной международной торговой классификации в группу ключевых технологий входят 16 наукоемких продуктов. К ним относятся, например, радиоактивные материалы, полупроводниковые устройства, оборудование для автоматизированной обработки информации, телекоммуникационное оборудование, аэрокосмическая и медицинская техника, фармацевтическая продукция. В группу технологий высокого уровня включают 41 вид продуктов, рассчитанных на массового потребителя (в том числе продукция машиностроения, электротехнической, химической промышленности).
В России перечень наукоемких отраслей и производств включает в себя большую часть отраслей машиностроения, химической, микробиологической и медицинской промышленности.
В
последние десятилетия в
Для
повышения
Развитые страны специализируются на производстве определенных наукоемких товаров и услуг, по которым они конкурентные преимущества.
Так,
на рынке энергетического
В условиях обострения конкуренции на рынках высокотехнологичной продукции и услуг фирмы развитых стран применяют для достижения успеха в борьбе с конкурентами аутосорсинг. Аутсорсинг - это передача фирмой (аутсорсером) некоторых своих функций во внешнее управление аутсорсинговым фирмам (провайдерам) на основе контракта. Отличие соглашения об аутсорсинге от любого другого соглашения о купле-продаже состоит в том, что фирма-аутсорсер передает в управление часть своих функций с целью сокращения издержек, улучшения качества работ, услуг, доставки, повышения гибкости и организации.
Выделяют несколько форм аутсорсинга:
- частичный аутсорсинг, когда аутсорсер передает часть своих специфических задач партнерам (например, программирование сайта). Эта форма аутсорсинга используется при создании продукции, требующей больших затрат (средств автоматизации, современных приборов), и способствует уменьшению рисков в случае неуспеха на рынке;
- операционный аутсорсинг, при котором фирма-аутсорсер передает сторонним компаниям функции своих подразделений, например, транспортные операции, производство узлов, компонентов или сборку изделий. Так делают фирмы США, Японии, производящие автомобили, электронное оборудование, путем перевода своих производств в регионы с низкими затратами на оплату труда;
- полный аутсорсинг, или аутсорсинг бизнес-процессов, под которым понимается передача определенного производственного или сервисного процесса в целом.
В процессе практики аутсорсинга фирмы развивают сотрудничество на основе создания совместного предприятия или получения доли в акционерном капитале своих партнеров.При выполнении задач аутсорсинга могут использоваться чужие ресурсы или же фирмы могут предоставлять свои ресурсы для выполнения чужих задач.
Рынок аутсорсинговых услуг подразделяется на два сегмента: услуги по обработке информации, или IT-аутосорсинг, и аутосорсинг бизнес-процессов, включая передачу функций упрвления или функций производства.
По объему сделок в сфере международного аутсорсинга впереди идут страны Европы, на их долю приходится почти 49% всех контрактов по аутсорсингу, на долю США – 44%, на долю Японии - 7%. Среди европейских стран первое место по контрактам занимает Великобритания - 20%, второе - Германия - 12,5%.
Информация о работе Роль России во внешнеторговых отношениях