Роль России во внешнеторговых отношениях

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 15:28, реферат

Описание работы

Международная торговля – система международных товарно-денежных отношений, складывающихся из внешней торговли всех стран мира. Одной из таких стран является Российская Федерация. Внешнеторговые связи играют все более важную роль в развитии экономики России. Они, являясь производной всего хозяйственного комплекса страны, непосредственно влияют на него. Роль внешнеторгового сектора для экономики во многом определяется ориентацией производства важнейших отраслей промышленности на внешний рынок. Сфера внешней торговли дает огромные возможности для становления и развития экономики, формирования бюджета страны, поддержания благосостояния граждан.

Содержание

I. Введение…………………………………………………………………………...…3
II. Место и роль России в мировой экономике…………………………………...…..4
III. Структура внешней торговли России………………………………………...….…5
1. Структура экспорта …………………………………………………..….5
2. Структура импорта…………………………………………………..…...7
IV. Направления внешней торговли России………………………………………..…9
V. Динамика внешней торговли России………………………………………….…..11
1. Общие сведения …………………………………………………….…..11
2. Динамика экспорта ……………………………………………………..12
3. Динамика импорта………………………………………………………18
VI. Перспективы международной коммерческой деятельности России……………………………………………………………………………………..20
VII. Россия и Всемирная Торговая Организация……………………………………..24
VIII. Заключение………………………………………………………………………...26
IX. Литература…………………………………...………………………………….…27

Работа содержит 1 файл

ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ.doc

— 559.50 Кб (Скачать)

     В перспективе Индия рассматривается  Россией в качестве крупнейшего импортера российских вооружений.

     Значительное  место в российском экспорте занимает продукция химической промышленности. При этом стоимостный объем вывоза химических товаров изменился незначительно и приходился в основном на калийные, азотные и фосфорные удобрения.

     Доля  экспорта минеральных удобрений  от их производства в России очень высока. Высокая доля экспорта минеральных удобрений объясняется резким снижением платежеспособного спроса сельхозпроизводителей России на рубеже веков.

     Традиционно Россия поставляет на мировые рынки  древесину и целлюлозно-бумажные изделия. За рубеж из России ежегодно вывозится примерно  54% произведенных необработанных лесоматериалов, 64% клееной фанеры, около 78% целлюлозы древесной, более 65% газетной бумаги.

     Обладая огромными ресурсами для производства сельскохозяйственной продукции, Россия до последнего времени слабо использует это конкурентное преимущество в международном обмене. Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья в экспорте России постепенно сокращается. Россия экспортирует продукцию АПК в основном в страны дальнего зарубежья, на них приходится 57% стоимости агропродовольственного экспорта (остальные 43% экспорта идет в страны СНГ). Более 50% стоимости экспорта приходится на сырье для производства продовольственных товаров, прежде всего рыбу, зерно, семена масличных культур. Основными статьями экспорта готовых продовольственных товаров являются молочные продукты, жиры, масла, алкогольные и безалкогольные напитки, продукты из мяса и рыбы.

     Значительная  часть готовой продовольственной  продукции, экспортируемой из России, изготавливается из импортного сырья.

     Россия  экспортирует также ряд непродовольственных товаров - шкуры, шерсть, пушно-меховое сырье и др.

     С 1999 г. в течение 5 лет росло отрицательное  сальдо внешней торговли агропродовольственной  продукцией, в 2004 г. оно превысило 10 млрд.. долл.

     Правительство РФ предпринимает меры по усилению поддержки экспорта агропродовольственной продукции в соответствии с правилами и нормами ВТО. Новый Таможенный кодекс РФ позволяет упростить ряд таможенных процедур. Осуществляется поддержка российских экспортеров путем частичного финансирования организации российских экспозиций на крупных выставках и ярмарках, проводимых за рубежом.

     Российские  товаропроизводители сельскохозяйственной продукции, использующие в современных  условиях мало химических удобрений, средств защиты растений, гормонов, могут увеличить поставки на экспорт экологически чистой продукции.

     В условиях стабилизации производства в  растениеводстве и двукратного  сокращения поголовья скота за годы реформ российские сельхозпроизводители уже начали наращивать экспорт зерна. В 2000, 2001 и 2002 гг. за рубеж было вывезено хлебных злаков соответственно 1,4, 3,4, 13,9 млн..т. Россия вышла на третье место в мире по экспорту зерна вслед за США и Евросоюзом. 
 
 

      1. СТРУКТУРА ИМПОРТА
 

     По  абсолютному объему импорта товаров  Россия восстановила свои позиции, которые она имела  1990 г. Доля России в мировом объеме импорта по данным ВТО сократилась с 2,3% в 1990 г. до 0,9% в 2004 г.

     В то же время значение импорта для  развития российской экономики, для  удовлетворения потребностей в продовольственных и непродовольственных товарах возросло. Это связано с резким снижением объемов национального производства при переходе к рыночной экономике. За 1990-2002 гг. ВВП России снизился на 28% выпуск промышленной продукции - на 38%, производство в аграрном секторе сократилось на 30%. В 1991 г. в структуре товарных ресурсов для обеспечения розничного товарооборота доля продукции российского производства составляла 86%, в 1995 г. она упала до 46%. В условиях либерализации национального импортного режима российский рынок начал заполняться импортной продукцией. Объемы импорта товаров в Россию росли в 1993-1997 гг. После дефолта в августе 1998 г. до 2000 г. импорт сокращался, а с 2000 г. его объемы снова стали расти.

     В 1999-2003 гг. удельный вес импортируемой  продукции в России составлял 40-41%.

     В российском импорте главной товарной группой являются машины и оборудование. Велика доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья. Третью позицию в импорте занимают химические товары и каучук. Россия импортирует металлы, драгоценные камни и изделия из них, на них приходится примерно 8,5% общего импорта. Значительное место в импорте России приходится на текстиль, изделия из текстиля и обувь.

     Импорт  России из стран СНГ значительно  уступает по объемам импорту из стран дальнего зарубежья. В общем объема ввоза доля стран дальнего зарубежья составляет более 80%. В общем объеме импорт делится на доли стран ЕС, АТЭС и  стран СНГ.

     Импорт  машин, оборудования и транспортных средств из стран дальнего зарубежья  в последние 10 лет удовлетворял более 80% импортных потребностей России.

     Россия  импортирует из стран дальнего зарубежья  основную часть всего ввозимого продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Растет доля ввоза из стран дальнего зарубежья продукции химической промышленности.

     В условиях перехода к рыночной экономике  неконкурентоспособные отрасли гражданского машиностроения России стали терять рынки сбыта и свертывать производство. Много лет импорт машин и транспортных средств в Россию превышает их экспорт из России, Это превышение составляет примерно 2,2 раза. Для сохранения и развития российского гражданского машиностроения необходимо его модернизировать, используя закупки в развитых индустриальных странах нового оборудования, технологий, частей и компонентов высокого качества.

     Россия  крайне слабо использует возможности  импорта зарубежных технологий и  новейшей техники для ускорения  модернизации и повышения конкурентоспособности  отраслей экономики. По данным Всемирного Экономического Форума, в 2003 , Россия занимает 52 место среди 56 стран (не входящих в число базовых технологически - инновационных) по восприимчивости к зарубежным технологиям. Общая стоимость технологий, импортируемых в 2003 г. Россией (в «чистом» и овеществленном виде), не превысила 5 млрд..долл., что составляет около 5% стоимости всего российского импорта товаров и услуг. Для сравнения, США закупают за границей новейшие технологии ежегодно на сумму около 200 млрд.. долл.

     Малые объемы ввоза технологий в Россию - это следствие слабой востребованности их со стороны российских предприятий в условиях слабой внутренней конкуренции.

     Импорт  «чистой» (неовеществленной) технологии в 2003 г. составил всего 1,2 млрд.. долл., при этом приобретаются, в основном, инжиниринговые услуги (49% объема закупок) и товарные знаки (16,1%), т.е. более простые виды зарубежного опыта, связанные со «зрелыми» технологиями, прибыльность которых уже невелика. Доля закупок  патентов, лицензий, ноу-хау, составляют всего лишь 8%. У России преобладают закупки технологий в овеществленном виде в форме прогрессивных видов оборудования и материалов.

     Россия  недостаточно использует возможности  приобретения за рубежом полупродуктов - частей и компонентов для российского машиностроения. В развитых индустриальных странах они дешевле и качественнее, чем в России. Россия ведет закупки полупродуктов для машиностроения в Германии, Италии, Франции, Финляндии, Великобритании, Нидерландах, в США и Японии. Но за период с 1994  по 2002  годы закупки  промежуточных изделий в странах дальнего зарубежья сократились на 25% (только из Франции импорт частей и компонентов для машин и транспортных средств вырос на 37%). За тот же период произошло и сокращение импорта полупродуктов из стран СНГ на 41%.

     При наблюдаемой тенденции сокращения импорта полупродуктов в Россию одновременно растет экспорт российских частей и компонентов: в страны ЕС-15 он вырос почти в 3,8 раза, в Японию - в 10 раз, в страны Центральной и Восточной Европы более чем в 5 раз.

     Растет  импорт услуг в Российскую Федерацию, при этом 85% импортируемых услуг приходится на страны дальнего зарубежья. В структуре услуг преобладают поездки - примерно 45,2% общего импорта услуг в 2005 г., прочие деловые услуги – 16 4%, транспортные услуги - 13,0%.

     Более 3/4 закупок импортных товаров  приходится у России на 16 стран. Крупнейшими поставщиками своей продукции в Россию являются Германия, на нее приходится примерно 13,5% общего импорта России, далее идут Украина (7,9%), Китай (7,4%), Япония (5,9%), Беларусь (5,8%).Данные страны являются основными торговыми партнерами России в импорте.

     Импортные товары, реализуемые на российском рынке, подразделяются на:

     -необходимые для российской экономики  и не производимые в РФ (продукты тропического земледелия, значительная часть бытовых электронных товаров);

     -превосходящие российские аналоги по качественным и ценовым параметрам (большинство видов бытовой техники);

     -превосходящие российские аналогичные виды продукции по качеству, но редко уступающие по ценовым параметрам (автомобили, часть авиационной техники, большинство изделий машиностроения, некоторые строительные материалы);

     -уступающие российским аналогам по качеству, но имеющие более низкие цены (текстильные изделия, некоторые химические товары, такие как кристаллический йод, полиэтилен, полипропилен и д.р.).

     Расширение  импорта в Россию вызывают такие  факторы, как большой износ основных фондов (в химической промышленности до 60-80%), удорожание энергоносителей, транспортных тарифов, низкая загрузка производственных мощностей, что ведет в конечном итоге к росту себестоимости и снижению ценовой конкурентоспособности российских товаров.

     Негативные  процессы, получившие развитие в российской промышленности, ведут к вытеснению с российского рынка даже качественных отечественных товаров. 

 

  1. НАПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
 

     При рассмотрении географической структуры  внешней торговли России обычно выделяется два основных направления: страны СНГ (ближнее зарубежье) и остальные  страны (дальнее зарубежье).

     На  долю стран СНГ приходится около 1 / 4 всего объема внешнеторгового оборота России.

     Отношения со странами СНГ развиваются на трех уровнях:

þ большинство стран СНГ выполняют обязательства в соответствии с Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г. и двусторонними соглашениями о свободной торговле;

þ Россия, Беларусь, Казахстан и Киргизия заключили Соглашение о создании Таможенного союза, в соответствии с которым установлен единый порядок внешнеторгового регулирования;

þ Россия и Беларусь подписали 2 апреля 1996 г. Договор об образовании

     Сообщества  двух суверенных государств. Основными  партнерами в торговле России с ближним  зарубежьем являются Украина, Беларусь, Казахстан и Узбекистан.

     На  долю сырьевых товаров в экспорте России с государствами СНГ приходится около 50%, а на долю машин и оборудования - около 17%.

     Основные  товары, импортируемые Россией из стран. СНГ, - продовольствие, продукция  легкой промышленности и сырье для  ее производства. На долю машин и  оборудования в импорте России приходится около 18%. Прирост импорта в значительной степени обеспечивается за счет продовольственных товаров, алкогольных и безалкогольных напитков из Украины и Молдовы, зерновых культур из Казахстана и Украины, сахара из Украины. Увеличиваются также объемы импорта продукции черной металлургии.

     Сдерживающими факторами торгово-экономических связей со странами Содружества являются рост их задолженности России вследствие дисбаланса в торговле, отсутствия надежных механизмов регулирования долга на межправительственном уровне, низкое качество производимых в странах СНГ товаров, наличие множественности курсовых паритетов национальных валют, отсутствие реальной (рыночной) взаимосвязанности между ними, неэффективность обслуживания взаимных расчетов национальными банковскими системами и др.

     Торговые  отношения России со странами дальнего зарубежья развиваются по нескольким региональным направлениям.

     Прежде  всего, это европейский регион. Торговые отношения с европейскими странами развиваются по четырем субрегиональным  направлениям: Европейский Союз, страны Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), страны Балтии, Балканский регион.

Информация о работе Роль России во внешнеторговых отношениях