Роль дипломатии и переговоров в развитии и укреплении международного сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: Роль дипломатии и переговоров в развитии и укреплении международного сотрудничества.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты дипломатии как средства укрепления международного сотрудничества;
изучить теорию переговоров как основной формы взаимодействия государств на международной арене;
Объектом исследования являются международные отношения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ДИПЛОМАТИЯ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 5
1.1 Понятие дипломатии и ее роль в мировой политике 5
1.2 Виды дипломатии 11
1.3 Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений 15

2 ПЕРЕГОВОРЫ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 19
2.1 Ведущая роль переговоров в процессе налаживания сотрудничества 19
2.2 Международно-правовые основы переговоров 22
2.3 Формы дипломатических переговоров 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Роль дипломатии и переговоров в развитии сотрудничества.docx

— 87.69 Кб (Скачать)

Ставя применение силы вне закона, международное право делает переговоры главным средством урегулирования возникающих перед государствами проблем. Подобное положение имеет прочную основу в международной реальности. Решение межгосударственных вопросов с помощью силы может поставить под угрозу само существование человечества. Даже применение конвенционных вооруженных сил во взаимоотношениях промышленно развитых стран порождает глобальную опасность, поскольку может повредить ядерные установки, химические и иные предприятия, использующие технологии, которые в случае выхода из-под контроля, создадут глобальную угрозу.

Принцип мирного урегулирования посвящен в основном особому случаю, а именно тому, когда между государствами  возникает спор. Вместе с тем относящиеся  к нему правила регулируют проведение любых переговоров.

Из принципа мирного урегулирования споров вытекает обязанность государств при возникновении того или иного вопроса, нуждающегося в решении, прибегать прежде всего к переговорам. Существование такой обязанности обосновывается юристами. В качестве примера сошлюсь на книгу юриста из Эфиопии, получившего образование в Киевском университете, Т. Гебреханы "Обязанность вести переговоры. Элемент международного права".

Принцип мирного урегулирования споров возлагает обязанности не только на стороны в споре, но и  на другие государства. Они должны воздерживаться от любых действий, которые могут  ухудшить положение настолько, что  подвергнут угрозе поддержание международного мира и безопасности. Серьезные ограничения  для вмешательства третьих государств в переговоры устанавливает принцип невмешательства.

Первостепенное значение для переговоров имеет принцип  суверенного равенства, в соответствии с которым все государства  юридически равны и обязаны уважать  правосубъектность друг друга. Только демократические переговоры, основанные на признании равноправия сторон и учете их законных интересов, способны дать надежный результат, привести к принятию эффективного договора. Договор - это соглашение равноправных суверенных государств, эффективность которого зависит от его соответствия интересам сторон. Поэтому весь процесс подготовки договора должен быть подчинен цели достижения взаимовыгодного соглашения.

Равноправие участников - основа международных переговоров. Советское  государство внесло ощутимый вклад  в утверждение принципа равноправия  в практике переговоров.

Уважение принципа суверенного  равенства приобрело особое значение в наше время в результате политики США, нацеленной на доминирование в  международном сообществе, что нашло  свое официальное выражение в  Стратегии национальной безопасности США, принятой в 2002 г.

Важное значение для переговоров имеет принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву. В соответствии с этим принципом участники переговоров должны добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права, из международных договоров, и в частности из соглашения о переговорах. Это общее требование. Более конкретные обязательства состоят в том, что международному праву должны соответствовать предложения участников, методы ведения переговоров и их конечный результат - соглашение.

Урегулирование любой  международной проблемы должно осуществляться с учетом имеющихся по ней соглашений между участвующими государствами. Отступление от приведенного положения означает ревизию ранее заключенных договоров. Она правомерна лишь при наличии согласия всех участников.

Существенное значение для  переговоров имеет принцип добросовестности, утвердившийся в современном  международном праве и внесший  в него немало новых моментов. Достаточно сказать, что один из важнейших принципов  международного права - "договоры должны соблюдаться" (pacta sunt servanda) сегодня стал принципом "добросовестного выполнения обязательств по международному праву". Значение принципа добросовестности подчеркивается Международным Судом ООН. Cуд аргументированно доказывает, что принцип добросовестности является основным принципом.

Общее требование принципа добросовестности состоит в том, чтобы участники переговоров  сделали все необходимое для  достижения взаимоприемлемого соглашения, вели переговоры честно, не создавали  искусственных препятствий.

Правовое регулирование  переговоров осуществляется указанными принципами международного права и  рядом обычных норм. Конвенции, посвященной  переговорам, нет. Это придает особое значение резолюции Генеральной  Ассамблеи ООН "Принципы и установки для ведения международных переговоров", принятой 20 января 1999 г.

Резолюция подчеркивает значение переговоров как одного "из гибких и эффективных средств, в частности, мирного урегулирования споров между  государствами и выработки новых  международных норм поведения". Отмечается, что в ходе переговоров государства  должны руководствоваться соответствующими принципами международного права. Далее  в резолюции излагаются указанные  ранее принципы. Дополнительно указывается  принцип "достижения декларируемой  цели переговоров". Резолюция формулирует  ряд основных правил ведения переговоров, которые именуются "установками".

Таковыми являются: а) добросовестность; б) участие в переговорах государств, жизненные интересы которых непосредственно  затрагиваются обсуждаемыми вопросами; в) цель и предмет переговоров  должны соответствовать принципам  и нормам международного права; г) следует  придерживаться взаимно согласованных  рамок переговоров; д) поддерживать конструктивную атмосферу на переговорах и воздерживаться от любых шагов, которые могли бы привести к срыву переговоров или помешать их проведению; е) следует сосредоточить внимание на достижении главных целей переговоров; ж) если переговоры заходят в тупик, государства должны сделать все возможное для достижения взаимоприемлемого и справедливого решения.

В большинстве случаев  соглашение о переговорах носит  характер договоренности, т.е. политического  акта. Обычно оно содержится в совместных заявлениях или совместных коммюнике. В совместном заявлении России и  Пакистана от 5 февраля 2003 г. стороны "согласились с необходимостью подписания в ближайшей перспективе  Договора о взаимной правовой помощи по уголовным делам и Договора о взаимной правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и торговым делам".

Соглашение о переговорах  может быть и более конкретным, определяя дату начала переговоров  и место их проведения. Нередко  соглашение о подготовке определенных договоров содержится в международно-правовых договорах. В таком случае оно  имеет юридическую силу.

К соглашениям о переговорах  примыкают различного рода предварительные  договоренности. Наиболее ограниченная договоренность такого рода содержит обязательство заключить договор  по определенному вопросу без  обозначения его содержания.

Более значительным видом  предварительной договоренности является такая, которая фиксирует согласие об основных положениях будущего договора. Такую договоренность именуют pactum de contrahendo, т.е. соглашение о заключении договора.

Порой обстоятельства побуждают  государства как можно скорее урегулировать определенную проблему. В таких случаях государства  прибегают к помощи предварительных  соглашений, позволяющих немедленно приступить к сотрудничеству в соответствующей  сфере и дающих возможность подготовить  окончательный договор.

В большинстве случаев  соглашение о переговорах (pactum de negotiando) носит не юридический, а политический характер, возлагает на стороны морально-политические обязательства.

 

 

2.3 Формы дипломатических переговоров

 

Характерная черта переговоров  состоит в том, что участниками  являются лишь непосредственно заинтересованные государства. Этим они отличаются от иных способов урегулирования споров, которые предусматривают участие  третьей стороны (государства, должностного лица международной организации  и др.). Такими способами являются посредничество, арбитраж, международный  суд.

Прежде всего - о самом  понятии переговоров. Оно используется в узком и широком смысле. В  узком смысле переговоры означают прямой контакт между представителями  двух или нескольких государств.

Под переговорами в широком  смысле понимают любую форму непосредственного  обсуждения представителями государств, независимо от числа участников. К  переговорам относят и такие  контакты, в которых участвует  третья сторона, прежде всего переговоры с участием посредника.

Распространено деление  переговоров на формальные и неформальные. К первым обычно относят те, перед которыми поставлена задача подготовить определенный договор или иной официальный акт. Ко вторым - те, которые ограничиваются обсуждением определенных вопросов, обменом мнениями. Нередко их в отличие от официальных переговоров называют консультациями. Государственные деятели отмечают большое значение неформальных встреч, особенно на высшем уровне.

а) Двусторонние переговоры. При наличии спора между государствами  обязанность использовать переговоры вытекает из принципа мирного урегулирования споров. Во многих случаях обязанность  прибегать к переговорам предусмотрена  международными договорами.

Преимущество двусторонних переговоров состоит в том, что  они сводят к минимуму влияние  других государств и тем самым  создают условия для более  полного учета интересов участников, что имеет серьезное значение для эффективности достигнутого соглашения.

Двусторонние переговоры имеют две основные формы. Переговоры через обычные дипломатические  каналы и прямые переговоры между  представителями соответствующих  органов государств. Переговоры через  обычные дипломатические каналы - это переговоры, осуществляемые через  постоянные дипломатические представительства  одного государства (посольства, миссии) в другом, обычно представленные ведомством иностранных дел. Такие переговоры отличаются простотой организации  и оперативностью, могут быть задействованы  в любой момент.

Переговоры через обычные  дипломатические каналы обеспечивают конфиденциальность, которая особенно важна на начальной стадии урегулирования. Вместе с тем эта особенность  открывает значительные возможности  для злоупотреблений.

Переговоры могут проходить  в устной или письменной форме, обычно путем обмена письмами между главой представительства и ведомством иностранных дел страны аккредитации. Если же глава представительства  получит полномочия на подписание договора, то такие переговоры ничем не отличаются от прямых переговоров.

Негативная сторона переговоров  по обычным дипломатическим каналам  заключается в том, что для  них зачастую требуется значительное время, поскольку обсуждение происходит с перерывами и в большей или  меньшей мере в письменной форме.

В последнее время роль постоянных дипломатических представительств претерпевает ощутимые изменения. При современных средствах связи растет значение прямых переговоров между центральными органами, отраслевыми ведомствами. В результате снижается значение политических функций дипломатических представительств. Их сотрудники говорят, что все большее место занимает обслуживание деловых кругов и туристов.

Обнаруживается тенденция  к некоторому снижению роли переговоров  по обычным дипломатическим каналам  и росту роли прямых переговоров  между различными органами государств. Объясняется она в значительной мере специализацией подлежащих решению  вопросов и необходимостью их оперативного урегулирования.

Прямым переговорам присущи  те же положительные черты, что и  переговорам через постоянные дипломатические  каналы. Они ограничивают возможность  влияния третьих государств, поскольку  ведутся непосредственно между участниками; не требуют значительной организационной подготовки; предоставляют участникам значительную свободу для включения в повестку дня вопросов, которые, по их мнению, заслуживают обсуждения. Переговоры обеспечивают высокий уровень конфиденциальности, что зачастую довольно важно с точки зрения влияния хода и исхода переговоров на отношения между участниками в целом. Переговоры могут осуществляться и путем обмена письменными документами.

б) Переговоры на высшем уровне. Значение переговоров зависит от уровня представительства. Особая роль принадлежит переговорам на высшем и на высоком уровне, на которых  государства представлены соответственно главами государств и главами  правительств. Нередко их именуют  английским словом "саммит" (summit - вершина). Такого рода переговоры известны и прошлому. Порой принимавшиеся на них решения определяли политическую карту континентов. Достаточно вспомнить о совещаниях Священного союза. В годы Второй мировой войны и в послевоенный период на таких встречах решались крупнейшие мировые проблемы. В наше время существенно возросло число мировых проблем, требующих принципиального решения на высшем уровне. В результате встречи на этом уровне стали регулярными и многочисленными.

Подготовка осуществляется в разных формах. Так, для подготовки регулярных встреч глав правительств России и Китая была создана специальная  комиссия по подготовке таких встреч, в работе которой принимали участие  делегации сторон на уровне заместителей глав правительств.

Информация о работе Роль дипломатии и переговоров в развитии и укреплении международного сотрудничества