Роль дипломатии и переговоров в развитии и укреплении международного сотрудничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: Роль дипломатии и переговоров в развитии и укреплении международного сотрудничества.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть теоретические аспекты дипломатии как средства укрепления международного сотрудничества;
изучить теорию переговоров как основной формы взаимодействия государств на международной арене;
Объектом исследования являются международные отношения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ДИПЛОМАТИЯ КАК СРЕДСТВО УКРЕПЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА 5
1.1 Понятие дипломатии и ее роль в мировой политике 5
1.2 Виды дипломатии 11
1.3 Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений 15

2 ПЕРЕГОВОРЫ КАК ОСНОВНАЯ ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 19
2.1 Ведущая роль переговоров в процессе налаживания сотрудничества 19
2.2 Международно-правовые основы переговоров 22
2.3 Формы дипломатических переговоров 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34

Работа содержит 1 файл

Роль дипломатии и переговоров в развитии сотрудничества.docx

— 87.69 Кб (Скачать)

Вместе с тем, по мнению профессиональных дипломатов, демократическая дипломатия имеет  ряд серьезных издержек по сравнению  с тайной. Во-первых, народ не несет  ответственности за последствия  принятых внешнеполитических решений. Когда множество неизвестных  избирателей контролируют внешнюю  политику посредством влияния на ратификацию договоров через  парламент или прессу, чувство  личной и корпоративной ответственности  лиц, принимающих решения, снижается. Г.Никольсон даже утверждает: «Если демократии начнут не признавать решений, принятых от их имени и скрепленных надлежащими представителями, то … рухнет фундамент, на котором построены международные соглашения, и наступит анархия». Как показывает опыт последних десятилетий, особенно в рамках Евросоюза, анархия не наступила, хотя власть предержащим оказывается подчас нелегко убедить свой народ проголосовать «так, как надо» (например, референдум по Маастрихстскому договору в Дании в 1993 г.).

Во-вторых, рядовые  избиратели, как и представляющие их  депутаты, как правило, не осведомлены  о том, что внешняя политика «делается» принципиально иначе, чем внутренняя политика. Это суть международные  дела, т.е. то, что затрагивает не только интересы их страны, но и интересы других стран, которые необходимо, по возможности, учитывать. Рядовые избиратели думают, что достаточно сформулировать внешнюю политику, соответствующую  интересам своей страны, чтобы  эта политика была реализована. Кроме  того, рядовым избирателям и представляющим их депутатам свойственно  эмоциональное  отношение к вопросам внешней  политики, основанное на националистических или иных идеологических предпочтениях. Профессиональный дипломат, потративший  всю жизнь на изучение другой страны, избегает делать поспешные выводы.

В-третьих, демократическая  процедура ратификации и утверждения  договоров чревата промедлением там, где необходимы незамедлительные решения. Г.Никольсон приводит такой пример. В 1919 г. специалисты-финансисты убедили английского премьера Ллойд Джорджа и французского премьера Клемансо в том, что сверхкрупные репарации, наложенные на Германию по результатам Первой мировой войны, не выгодны Англии и Франции, т.к. разорят немецких торговых партнеров и нарушат все международную финансовую систему. Но потребовалось полтора года, чтобы английская Палата Общин пришла к тому же мнению. Французскому же общественному мнению для осознания данного обстоятельства  потребовалось пять лет. За это время мелкая буржуазия Германии была разорена, что стало одним из важнейших факторов не только международно-финансовых неурядиц, но и прихода к власти фашистов в Германии.

Профессиональный  дипломат Г.Никольсон заключает: «…только путем длительного опыта мы можем надеяться приспособить демократическую дипломатию как очень важный инструмент к грубым пальцам избирателей». Это утверждение не потеряло своей актуальности до сегодняшнего дня.

Вместе с тем  следует иметь в виду разницу  между тайной (секретной) дипломатией  и тайными переговорами. Если первое в общем и целом ушло в прошлое, то второе является необходимым атрибутом  дипломатической деятельности, особенно в чувствительных, деликатных для  внешней политики того или иного  государства вопросах. Процедура  таких переговоров по определению  должна быть под завесой тайны  ради достижения позитивного результата, а их итоги, в соответствии с принципами открытой дипломатии, должны быть обнародованы. Даже  Устав ООН разрабатывался в тихом американском городке Думбартон-Оксе (1944 г.) вне поля зрения прессы и общественности и лишь в следующем году были вынесены на международное утверждение. То же касалось и многих других международных договоров ХХ – начала XXI  вв.

Многосторонняя  дипломатия  двусторонняя дипломатия.  Хотя многосторонняя дипломатия стала  постоянной практикой в Европе после  Венского конгресса 1815 г., это были относительно редкие события, связанные международными кризисами, послевоенным урегулированием. С начала ХХ в. роль многосторонней дипломатии значительно возрастает, а в настоящее время основной объем дипломатических контактов носит многосторонний характер. Справедливости ради надо оговориться, что двусторонняя дипломатия сохраняет важнейшее значение.

Причины усиления роли многосторонней дипломатии связаны, прежде всего, с ростом числа глобальных проблем, требующих совместного  обсуждения и решения. Важное значение имеет также то, что многие бедные страны Третьего мира не могут позволить себе содержать посольства в других государствах и используют для дипломатических контактов международные межправительственные организации.

Формы многосторонней дипломатии многообразны. Это деятельность ООН и других межправительственных организаций, международные конференции  и форумы, в том числе неформальные, как, например, ежегодный экономический  форум в Давосе. После окончания  холодной войны особое значение приобрела  такая форма многосторонней дипломатии, как  международное посредничество в разрешении конфликтов. В истории  эта форма дипломатии известна давно. Так, посредником между Россией  и Японией после войны 1905 года был американский президент Теодор Рузвельт. Однако в последнее время  значение такого рода дипломатических  контактов приобрело особо важное значение в связи с неконтролируемым  ростом  числа конфликтов нового поколения. Примеры – участие великих держав в урегулировании конфликтов на территории бывшей Югославии в середине 1990-х гг. (Дейтонский процесс),  посредничество в конфликтах на Ближнем Востоке (ООН, ЕС, США, Россия) в настоящее время и др.

Неформальная  дипломатия versus формальная дипломатия. Всегда существовали две формы дипломатии – формальная (переговоры) и неформальная, под которой понимаются непрямые коммуникации посредством слов (например, заявления МИДа) или действий (например, приведение войск в боевую готовность или военные парады), направленные на привлечение международного внимания к какому-то вопросу, связанному с  интересами  данного конкретного государства. Иногда дипломатию отождествляют с переговорами, что неверно. Неформальная дипломатия  составляет элемент искусства управления внешней политикой государства. Ее единственный недостаток состоит в том, что сигнал может быть неправильно понят, особенно если иметь в виду, что его воспринимает широкая общественность, включая оппозиционные силы внутри других государств.

 В связи  с возрастанием роли СМИ и  в целом информационно-коммуникационных  технологий в жизни современного  общества особое значение приобретает  такая форма неформальной дипломатии, как публичная дипломатия. Публичная  дипломатия – это информирование  международной общественности, поддержание  контактов с другими народами  в сфере образования и культуры, нацеленное на создание привлекательного  образа своей страны. Иными словами,  это пропаганда базовых ценностей,  основных норм жизнеустройства  своей страны за рубежом.

Естественно, для  развитых стран создается соблазн  использовать имеющиеся у них  преимущества в информационных технологиях  и средствах манипулирования  общественным сознанием для информационной и культурной экспансии.

Государство должно создать благоприятные условия  для пропаганды национальной привлекательности  нашей страны с использованием всех возможных средств.

Необходимо использовать опыт США и других развитых стран  в области публичной дипломатии.

 

 

1.3 Современная дипломатия как средство регулирования международных отношений

 

Переговоры являются действенным  инструментом построения и регулирования  международных отношений, что с  особенной очевидностью проявилось во второй половине XX столетия.

Тем не менее действительная необходимость решать современные проблемы дипломатическими средствами внесла в процесс международных переговоров целый ряд новых моментов. Прежде всего в связи с ростом количества глобальных проблем и их актуальности во второй половине XX столетия в мире в целом возросло значение международных переговоров как средства решения международных проблем, а также увеличилось число ведущихся в мире переговоров. Расширилась проблематика международных переговоров, в них стало вовлекаться большое количество людей, как непосредственно участвующих в переговорах, так и выполняющих функции экспертов; усложнились и обсуждаемая тематика и структура переговорных форумов. Все это дало основание отечественному исследователю В. А. Кременюку еще в 80-х годах сделать вывод о формировании системы международных переговоров, значимыми характеристиками которой являются объединение формальных и неформальных процедур разрешения конфликтов, ориентация на совместный поиск решения, сотрудничество.

Говоря о значении переговоров  в конце XX в., следует отметить их особую роль при урегулировании конфликтов. В наибольшей степени эта роль переговоров проявилась сразу после  окончания холодной войны. С помощью  переговорного механизма на  определенном этапе были урегулированы многие региональные конфликты, имевшие давнюю историю (например, намибийская проблема), а также ряд вновь вспыхнувших конфликтов в том числе в бывшей Югославии, Молдове, Северной и Южной Осетии, Абхазии, в Сомали, Руанде, на Ближнем Востоке и других точках земного шара.

В связи с тем, что к  урегулированию внутренних конфликтов путем переговоров все чаще стали  привлекаться международные посредники (например, в Чечне, в бывшей Югославии), границы между переговорами по внутриполитическим проблемам и международными переговорами в конце XX столетия стали достаточно условными. Кроме того, переговоры по урегулированию внутренних проблем  порой оказываются значимым фактором международной жизни. В этом смысле происходит расширение сфер дипломатических  переговоров.

Очевидной становится и ведущая  роль переговоров в условиях налаживания  сотрудничества, создания интегративных  механизмов, будь то в Европе, Азии, на пространстве бывшего СССР или  иных регионах. Так, именно благодаря  переговорному процессу (хотя и далеко не простому) стало возможным подписание Маастрихтского договора, ознаменовавшего  новый этап в развитии европейской  интеграции.

Во второй половине XX в. разнообразнее  стали формы многосторонней дипломатии. Если в прошлом она сводились  главным образом к переговорному  процессу в рамках различных конгрессов (например, Вестфальский конгресс 1648г., Карловицкий конгресс 1698 –1699 гг, Венский конгресс 1914 - 1915 гг., Парижский 1856 г. и др.), то сегодня многосторонняя дипломатия проводится в рамках:

- международных универсальных  (ООН) и региональных (ОАЕ, ОБСЕ  и др.) организаций;

конференций, комиссий и  т.п., созываемых или создаваемых  для решения какой-либо проблемы (например, Парижская конференция  по Вьетнаму, Совместная комиссия по урегулированию конфликта в Юго-Западной Африке);

- многосторонних встреч  в верхах (например, встреч семи, а после присоединения России - восьми ведущих государств мира).

- деятельности посольств  (так, первый заместитель государственного  секретаря США С. Тэлбот отмечает, что, например, американское посольство в Пекине совместно с китайскими и японскими коллегами направляет значительную часть своих усилий на поиск решений проблем на Корейском полуострове; аналогичные действия предпринимаются и в других регионах - в Латинской Америке, на Юге Африки).

Многосторонняя дипломатия и многосторонние переговоры порождают  ряд новых моментов в дипломатической  практике. Так, увеличение количества сторон при обсуждении проблемы ведет к усложнению общей структуры интересов, возможности создания коалиций, а также появлению страны-лидера на переговорных форумах. Кроме того, на многосторонних переговорах возникает большое количество организационных, процедурных и технических проблем, связанных, например, с согласованием повестки дня, места их проведения, выработкой и принятием решений, председательствованием на форумах, размещением делегаций, предоставлением им необходимых условий для работы, обеспечением копировальной и другой техникой, автотранспортом и т.д. Все это, в свою очередь, способствует бюрократизации переговорных процессов, особенно ведущихся в рамках международных организаций.

На дипломатию, ее формы  и методы во второй половине существенно  повлияли не только усиление взаимозависимости  и появление глобальных проблем, но и другие особенности "ивового  развития. Здесь следует отметить быстрое изменение характера  международных отношений, заставляющее дипломатию адекватно реагировать  на происходящее. В указанный период на международную арену вышли  многие новые государства со своими интересами, национальными особенностями, уровнем развития. Это наложило свой отпечаток и на переговорный процесс, и на другие формы дипломатической  деятельности.

Быстроменяющийся облик  международных отношений предъявляет  к дипломатии требования активности и инициативности, в противном  случае время, благоприятное для  воздействия на международную среду, может быть упущено. Поэтому совет, который получил в свое время один из американских дипломатов, придя на работу в государственный департамент: наблюдай, анализируй, докладывай, но главное, ни во что не вмешивайся – вряд ли окажется уместным в наше время.

Новой чертой современной  дипломатии является, в частности, ее многоплановость. Если раньше регулирование  международных отношений дипломатическими средствами фактически сводилось к  вопросам внешней политики и торговли, то во второй половине XX в. круг вопросов резко расширился. Объектом обсуждения и регулирования стали такие  области, как разоружение, экология, терроризм, социальные вопросы и  многие другие, в том числе и  упоминавшиеся ранее внутренние конфликты. В результате содержание повестки дня, которая может быть предметом дипломатического обсуждения, значительно усложнилось, а самим  дипломатам пришлось осваивать новые, ранее не знакомые им сферы.

Динамизм современного мира наряду с взаимозависимостью значительно  изменил информационно-коммуникативную  функцию дипломатии, суть которой  заключается, с одной стороны, в  информировании противоположной стороны  об официальной позиции, с другой - в получении аналогичной информации от нее, а также в обмене мнениями.

Информация о работе Роль дипломатии и переговоров в развитии и укреплении международного сотрудничества