Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 09:53, реферат
Внешнеторговые сделки являются одними из наиболее сложных и трудных для исполнения торговых операций. Они связаны с наибольшим объемом риска различного вида, как для покупателя, так и для продавца. При внешнеторговых сделках товар выходит из владения продавца в одно время и в одном месте, а попадает во владение покупателя в другое время и в другом месте.
Введение
Внешняя торговля товарами является частью международной торговли и представляет собой специфическую форму обмена товарами между продавцами и покупателями разных стран.
Внешняя торговля характеризуется тремя показателями: объемом внешнеторгового товарооборота, товарной и географической структурой.
Внешнеторговые сделки являются одними из наиболее сложных и трудных для исполнения торговых операций. Они связаны с наибольшим объемом риска различного вида, как для покупателя, так и для продавца. При внешнеторговых сделках товар выходит из владения продавца в одно время и в одном месте, а попадает во владение покупателя в другое время и в другом месте.
Основными факторами, влияющими на уровень данного риска, как раз и являются время и пространство: в то время, когда товар выходит из поля зрения продавца, и ещё не доходит до покупателя, является самым рискованным.
В данной работе, анализируются все возможные внешнеторговые риски, влияющие на сделки, а также некоторые способы из страхования.
1.Сущность внешнеторговых
операций
Под
внешнеторговыми операциями понимается
предпринимательская
Различают экспортные и импортные внешнеторговые операции.
Экспортными операциями считается вывоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, с таможенной территории Российской Федерации за границу без обязательства об обратном ввозе. При этом факт экспорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации (или предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности). К экспорту товаров приравниваются отдельные коммерческие операции без вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации за границу (например, при закупке иностранным лицом товаров у российского лица и их передаче другому российскому лицу для переработки и последующего вывоза переработанного товара за границу).
В свою очередь, под импортными операциями подразумевается ввоз товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, на таможенную территорию Российской Федерации из-за границы без обязательства об обратном вывозе. При этом факт импорта фиксируется в момент пересечения товаром таможенной границы Российской Федерации (получения услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности).
Встречная торговля (counter trade) — внешнеторговые операции, при совершении которых в документах (соглашениях или контрактах) фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. В последнем случае разница в стоимости покрывается денежными платежами.
Это
самый известный вид
Инициаторами развития встречной торговли являются импортеры, которые в условиях нехватки валюты могут осуществлять закупки необходимых товаров с полной или частичной оплатой их поставками своих товаров. В условиях обострения проблемы сбыта экспортеры вынуждены идти на то, чтобы получать от покупателя не денежный эквивалент их стоимости, а другие товары, которые они либо используют в собственном производстве, либо реализуют на рынке. Одной из особенностей встречной торговли является расширение практики встречных закупок экспортерами товаров, которые не могут быть ими использованы в собственном производстве, а заранее предназначаются для последующей продажи на внешнем или внутреннем рынке.
Эксперты ООН выделяют три основных вида международных встречных сделок:
Классификация внешнеторговых операций
Внешнеторговые операции классифицируются:
1. По направлениям торговли:
1)
основные операции
2)
вспомогательные операции обеспечивают
надлежащее выполнение
2. По предмету сделки:
1) товары и продукция;
2) сырье;
3)
результаты интеллектуальной
3. По степени самостоятельности:
1) прямые обменные (купля-продажа);
2) посреднические (комиссионные, агентские, консигнационные, брокерские).
В зависимости от сложности основной операции импортеры и экспортеры совершают как самостоятельно, так и с привлечением других фирм и организаций на одну основную до 10 и более вспомогательных операций.
Расчеты между контрагентами внешнеторговых сделок обычно производятся как собственными, так и заемными денежными средствами. С целью сокращения валютных затрат на импорт крупных партий оборудования предприятиями в международной практике широко применяются компенсационные сделки, по условиям которых кредиты, предоставляемые крупными иностранными фирмами, погашаются поставками продукции. Возможно также и частичное денежное погашение.
На сокращение валютных затрат большое внимание оказывают бартерные (товарообменные) сделки, при которых один товар обменивается на другой без непосредственного участия денег как средства платежа в количественных пропорциях, определяющихся условиями мирового рынка.
Проникновение товаров на рынки других стран возможно как с территории своей страны, так и путем организации производства товаров за рубежом с использованием различных форм международной кооперации, участия на долевой основе в капитале иностранных фирм, а также посредством создания за рубежом собственных предприятий.
Экспортно-импортные операции обычно осуществляются в комплексе мероприятий, обеспечивающих транспортировку, экспедирование, хранение, подработку и переработку товаров, их страхование, платежи и другое. При своем движении из страны в страну товары могут неоднократно менять владельца, пока не дойдут до конечного потребителя.
Необходимость сокращения издержек на перечисленные операции способствовало выделению этих функций в самостоятельные виды предпринимательской деятельности, которыми занимается специализированные категории посреднических организаций (различные внешнеэкономические ассоциации, торговые дома, Торгово-промышленная палата и другие).
Для внешнеторговых операций важное значение имеют обычаи делового оборота.
Обычаи делового оборота – это международное обыкновение, которое в отличие от юридически обязательных международно-правовых обычаев регулирует внешнеэкономический оборот, если участники последнего договорились о таком регулировании. Другими словами, обычай делового оборота применяется к внешнеторговому контракту, если стороны договорились об этом при заключении договора.
В 1980 г. в Вене была принята Конвенция ООН о контрактах международной купли-продажи, известная под названием Венской конвенции, которая вступила в силу для РФ с 1991г.
Статья 9 данной Конвенции предусматривает следующее:
-
стороны связаны любым обычаем,
-
при отсутствии договоренности
об ином считается, что
стороны подразумевали
применение к договору или его
заключению обычая, о
котором они знали или должны были
знать и который в международной
торговле широко известен и постоянно
соблюдается сторонами в договорах
данного рода в соответствующей области
торговли.
2.Основные
факторы, влияющие на
уровень риска
Внешнеторговые сделки являются одними из наиболее сложных и трудных для исполнения торговых операций. Они связаны с наибольшим объемом риска различного вида, как для покупателя, так и для продавца. При внешнеторговых сделках товар выходит из владения продавца в одно время и в одном месте, а попадает во владение покупателя в другое время и в другом месте.
Факторы
“время” и “пространство” обуславливают
условия каждой сделки, но наибольшее
влияние они имеют при
Значение фактора “время” растет в последнее время параллельно с ростом продаж в кредит в международной торговле. Даже и при продажах за наличный расчет период от заключения сделки до оплаты является наиболее длительным именно при внешнеторговых сделках. В условиях таких длительных сроков для исполнения сделок может произойти целый ряд изменений в валютах, сроках, денежных, капиталовых и фрахтовых рынках. Могут иметь место изменения в административной и законовой регламентации внешней торговли в соответствующих странах. Не исключаются изменения производственных возможностей экспортеров и финансового состояния импортеров. Любое из этих изменений неминуемо касается интересов покупателя или продавца.
В отношении фактора “пространство”, следует подчеркнуть, что при утверждающейся тенденции к расширению географического охвата международной торговли и пространственной отдаленности покупателя от продавца увеличивается внешнеторговый риск. Пока товар выйдет с завода или со склада экспортера и прибудет на склад импортера, он часто проходит большое расстояние, меняет несколько видов транспорта, переходит во владение, распоряжение или под контроль различных физических или юридических лиц: покупателей, продавцов, экспедиторов, комиссионеров, погрузчиков, перевозчиков, администраций складов и др. Товар переходит из-под одной юрисдикции в другую. Не всегда налицо доверие между сторонами во внешнеторговых операциях.
Все это усложняет внешнеторговую деятельность и увеличивает возможный риск. Этот риск имеет различное происхождение, а характер и многообразие видов риска требует поиска различных методов его снижения и снятия (нейтрализации).
Риск покупателя:
Риск продавца:
Такое разнообразие видов риска предопределяет и различные методы для их нейтрализации. Эти методы могут быть синтезированы следующим образом:
- предотвращение риска;
- распределение риска;
- компенсация риска;
-
перевод риска.