Рейтинг конкурентоспособности государств и методика его определения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы являлось изучение международной конкурентоспособности государств в приложении к российской действительности. Для этого были решены следующие задачи:
было дано определение понятия конкурентоспособности на всех ее структурных уровнях (конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли и конкурентоспособность страны) и освещена теория национальной конкурентоспособности М. Портера;
были выявлены и описаны определяющие факторы международной конкурентоспособности стран;
был проанализирован рейтинг конкурентоспособности государств-2000, составленный Международным Институтом Менеджмента (IMD), расположенным в г. Лозанна, Швейцария. Особое внимание было уделено методике составления данного рейтинга;
был рассчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена между рангом стран в рейтинге конкурентоспособности их положением в рейтинге по отчислениям на НИОКР.

Содержание

Введение
Глава 1.Понятие конкурентоспособности
1.1 Структурные уровни определения конкурентоспособности
1.2 Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран
Глава 2. Определяющие факторы конкурентоспособности стран
2.1 Роль инноваций и инновационной деятельности в формировании национальной конкурентоспособности
2.2 Роль образования в формировании национальной конкурентоспособности
Глава 3. Рейтинг конкурентоспособности государств и методика его определения
3.1 Анализ рейтинга конкурентоспособности-2000 Международного Института Менеджмента (IMD), Лозанна
3.2 Методика составления рейтинга конкурентоспособности государств
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 149.35 Кб (Скачать)

В среднесрочной  перспективе (2007-2012 гг.) решающим становится уровень общей образованности населения. Сегодня мы еще конкурируем с  развитыми странами по этому показателю, но уже через 10 лет, когда основную роль в экономике станут играть представители  поколений, получившие образование  в 90-х и 2000-х годах, России угрожает перспектива потерять конкурентоспособность. Сегодня абсолютное большинство  развитых и развивающихся стран  дает своим гражданам 12-13-летнее полное среднее образование, по сравнению  с 10-11 годами такого образования в  России. Конечно по интенсивности преподавания наши учебные курсы сильно отличаются от иностранных, но в настоящее время реформирование средней школы направлено, к сожалению, на упрощение программы обучения, что на мой взгляд совершенно нецелесообразно. Качество человеческого капитала будет одним из самых главных препятствий экономического развития в долгосрочном плане.

Интеллектуальные  профессии становятся массовыми  и теряют присущую им раньше исключительность. Растущие информационные потоки и высокотехнологичные  производства требуют не исполнителей узкой специализации, а специалистов с высоким базовым уровнем  образованности, способным переключиться  с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Уровень профессиональной подготовки специалиста, его образованность, становится важнейшим фактором обеспечения  конкурентоспособности на всех ее структурных  уровнях: от конкурентоспособности  товара, до конкурентоспособности страны. 

Глава 3. Рейтинг конкурентоспособности  государств и методика его определения

3.1.Анализ рейтинга конкурентоспособности-2000 Международного Института (IMD), Лозанна

Исследованием рейтинга конкурентоспособности национальных экономик в системе мирового хозяйства  занимаются несколько авторитетных международных организаций. Наиболее репрезентативный показатель конкурентоспособности впервые был разработан известной международной организацией - Мировым экономическим форумом в 1986 г. Ежегодный доклад по конкурентоспособности стран в системе мирового хозяйства готовится под эгидой Мирового экономического форума Международным институтом менеджмента (г. Лозанна).

В рейтинге конкурентоспособности-2000 (см. табл.1 и табл.2) три первых места, как и в прошлом году, заняли США, Сингапур и Финляндия, три последних  места, как и в прошлом году, - Индонезия, Венесуэла и Россия. По совокупности показателей, первая пара в рейтинге Международного института  менеджмента не меняется уже пять лет: США и Сингапур. Третья в рейтинге-2000 - Финляндия, пять лет назад занимавшая лишь 15 место. Следом за ней - Нидерланды, Швейцария и Люксембург. Все три  страны за пять лет поднялись на 2-3 места. Седьмая в рейтинге - Ирландия, поднявшаяся за минувшие пять лет с 22 места. Восьмое и девятое - Германия и Швеция. На 10 месте - Исландия, бывшая в 1996 году лишь 25.

Таблица 1. Рейтинг стран  по конкурентоспособности 

  Рейтинг по конкурентоспособности
Страна 2002 2001 2000 1999 1998
США 1 1 1 1 1
Сингапур 2 2 2 2 2
Финляндия 3 3 5 4 15
Нидерланды 4 5 4 6 7
Швейцария 5 6 7 7 9
Люксембург 6 4 9 12 8
Ирландия 7 11 11 15 22
Германия 8 9 14 14 10
Швеция 9 14 17 16 14
Исландия 10 17 19 21 25
Канада 11 10 10 10 12
Дания 12 8 8 8 5
Австралия 13 12 15 18 21
Гонконг 14 7 3 3 3
Великобритания 15 15 12 11 19
Норвегия  16 13 6 5 6
Япония 17 16 18 9 4
Австрия 18 19 22 20 16
Франция 19 21 21 19 20
Бельгия 20 22 23 22 17
Новая Зеландия 21 20 13 13 11
Тайвань 22 18 16 23 18
Израиль 23 24 25 26 24
Испания 24 23 27 25 29
Малайзия 25 27 20 17 23
Чили 26 25 26 24 13
Венгрия 27 26 28 36 39
Корея 28 38 35 30 27
Португалия 29 28 29 32 36
Италия 30 30 30 34 28
Китай 31 29 24 27 26
Греция 32 31 36 37 40
Таиланд 33 34 39 29 30
Бразилия 34 35 37 33 37
Словения 35 40 - - -
Мексика 36 36 34 40 42
Чехия 37 41 38 35 34
ЮАР 38 42 42 44 44
Филиппины 39 32 32 31 31
Польша 40 44 45 43 43
Аргентина 41 33 31 28 32
Турция 42 37 33 38 35
Индия 43 39 41 41 38
Колумбия  44 43 44 42 33
Индонезия 45 46 40 39 41
Венесуэла 46 45 43 45 45
Россия 47 47 46 46 46

Любопытно, что  в первую десятку не вошли такие  страны как Япония (лишь 17, между  Норвегией и Австрией), Великобритания (15, вслед за Гонконгом), Канада (11) или  Италия (30, между Португалией и  Китаем).

Из бывших социалистических стран Центральной и Восточной  Европы выше всех в рейтинге сегодня  Венгрия - 27, между Чили и Южной  Кореей. Затем - Словения: 35, между Бразилией  и Мексикой. Чехия - 37, Польша - 40. Последняя  пятерка стран в рейтинге выглядит так: Индия, Колумбия, Индонезия, Венесуэла  и последняя, 47, Россия.

Если же судить не по совокупности параметров, а по отдельным показателям, то положение  России, как и всех других стран, в общем рейтинге несколько иное. Приведу лишь несколько примеров.

Объем валового внутреннего продукта стран в 2002 г. (см. табл.3). Россия - почти 182 млрд. долл., на 22 месте, между Австрией и Данией. Россия произвела в прошлом году товаров и услуг в 5 раз меньше, чем Китай; в 3 раза меньше, чем Испания; в 2 раза меньше, чем Нидерланды или Индия; в полтора раза меньше, чем Тайвань.  По показателю баланса внешней торговли Россия находится на 3 месте (см. табл.4), между Германией и КНР, в то время как США - "мировой должник" - на последнем, 47 месте; Великобритания на 46, Люксембург - на 31.

Объем внутреннего  долга правительства по отношению  к объему ВВП (см. табл.5). Россия - 22, между  Швейцарией и США. По объему инвестиций в научно-исследовательские работы (см. табл.6) Россия - 21, между Австрией и Израилем.  Показатель плотности автомобильных дорог на один квадратный километр (см. табл.7) Россия - на 31 месте из 47, между Новой Зеландией и Южной Африкой. США в этом рейтинге - 25.  Наконец, один из важнейших показателей эффективности - производительность труда (см. Табл.8). Он рассчитывался как доля ВВП на одного работающего. По этому показателю группа лидеров выглядит так: Люксембург, Бельгия, США, Италия, Ирландия, Франция, Норвегия, Германия. Россия здесь - на 42 месте, между Бразилией и Венесуэлой. Среди 47 исследуемых стран, уровень производительности ниже, чем в России, лишь в Венесуэле, Таиланде, на Филиппинах, в Индонезии и Индии. Получается, что по большинству отдельных показателей Россия находится отнюдь не на последнем месте среди исследуемых 47 стран. Чем же объясняется положение России на последнем месте в общем рейтинге конкурентоспособности и какова логика итогового рейтинга? Дело в том, что рейтинг IMD определяет, в первую очередь, насколько существующая в той или иной стране социальная среда способствует повышению конкурентоспособности компаний и предприятий, работающих на территории этой страны. В конечном рейтинге учитываются не только экономические и социальные показатели стран, но и бизнес-атмосфера внутри конкретной страны. Для учета столь специфического фактора как атмосфера для развития бизнеса Международным Институтом Менеджмента (IMD) была разработана специальная, по сути, инновационная методика. Ее особенность состоит в том, что помимо статистических данных в конечном рейтинге находят отражение мнения и настроения представителей бизнес элиты исследуемых стран. При помощи этой методики ежегодно составляется Годовой Отчет о Конкурентоспособности (World Competitiveness Yearbook), в котором изучается и ранжируется по рейтингу конкурентоспособности 47 стран, играющих ключевые роли в мировой экономике. Из этих 47 стран 29 являются членами Организации Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), а остальные 18 - это 18 наиболее крупных развивающихся экономик. Например, из всех республик бывшего СССР в рейтинге - только Россия, из всех стран Африки - только Южная Африка, из стран западной Азии - только Израиль и Турция, а из всех стран Латинской Америки только самые крупные - Бразилия, Аргентина, Мексика, Чили, Колумбия и Венесуэла.

3.2.Методика составления рейтинга конкурентоспособности государств

Для подсчета рейтинга конкурентоспособности анализируется 290 показателей, из них 41 показатель используется лишь как вводная информация о  стране и в конечном рейтинге не отражается. Остальные 249 критериев, которые  находят отражение в конечном рейтинге, сгруппированы в восемь агрегированных факторов: внутренний экономический потенциал, внешнеэкономические  связи, государственное регулирование, кредитно-финансовая система, инфраструктура, система управления, научно-технический  потенциал, трудовые ресурсы. Агрегированные факторы конкурентоспособности  в свою очередь разделяются на подфакторы (см. Табл. 9).

Таблица 9

Агрегированные  факторы
- Внутренний  экономический потенциал Внешнеэкономические связи Государственное регулирование Кредитно-финансовая система Инфраструктура Система управления Научно-технический  потенциал Трудовые ресурсы
Составляющие  факторы Добавленная стоимость Текущий платежный  баланс Национальный  долг Капитализация экономики Базовая Продуктивность Затраты на НИОКР Демографические характеристики
Инвестиции Экспорт товаров  и услуг Правительственные расходы Доступность капитала Технологическая Затраты на рабочую  силу Уровень научных  кадров Характеристики  рабочей силы
Сбережения Импорт товаров  и услуг Фискальная  политика Динамизм фондовых бирж Деловая (для бизнеса) Корпоративная интенсивность труда Технологический менеджмент Занятость
Конечное  потребление Курс национальной валюты Эффективность гос. управления Эффективность банковского сектора Энергетическая Эффективность управления Научная среда Безработица
Развитие  секторов экономики Инвестиции  в ценные бумаги Правосудие - Экологическая Корпоративная культура Интеллектуальная  собственность Система образования
Стоимость жизни Прямые иностранные  инвестиции Правоохранительные  органы - Уровень жизни
Адаптивность Национальный  протекционизм - Национальные  культурные ценности
- Открытость  экономики -

При составлении  рейтинга используется два типа данных: достоверные данные (Hard data) и обзорная информация (Survey data).

Достоверные данные - это статистическая информация, получаемая из различных международных и  региональных организаций, частных  и государственных институтов. В  эту группу входят 180 показателей, из которых 139 используются для подсчета конечного рейтинга, а оставшийся 41 представляет собой важную вводную информацию о стране, но в конечном подсчете рейтинга конкурентоспособности не учитывается.

Обзорная информация представляет собой данные опроса менеджеров (Executive Opinion Survey). Это всесторонний опрос, который проводится среди менеджеров высшего и среднего звена каждой из 47 стран. Анкета опроса включает 110 различных вопросов. Респондентам предлагается оценить существующие и ожидаемые конкурентные условия той страны, которую они представляют. Это позволяет оценить факторы, которые не находят отражения в статистических данных, но тем не менее являются чрезвычайно важными при формировании национальной конкурентоспособности. Количество респондентов, заполнивших анкету в 2000 г. (то есть мнение которых учитывалось при создании Годового Отчета о Конкурентоспособности 2000), составило 3.263 человека.

Необходимость использования обоих типов данных при определении конечного рейтинга конкурентоспособности определяется тем, что чрезвычайно важны не только собственно экономические показатели, но реакция бизнеса на эти показатели, их восприятие и трактовка бизнесом. Данные Опроса Менеджеров призваны дополнять  достоверные статистические данные, помогают сформировать целостную картину  экономической ситуации в стране. Однако данные опроса менеджеров имеют  все же меньшую достоверность, чем  статистические выкладки, поэтому вводится специальная поправка: вес статистических данных составляет 1, а данных опроса - 0,64, то есть приблизительно две третьих.

Подсчет итогового  рейтинга конкурентоспособности осуществляется следующим образом:

Самый сложный  этап - это подсчет стандартизированного значения для каждого из 290 анализируемых  показателей. Методика подсчета, к сожалению, не раскрывается, поэтому ее невозможно оценить с точки зрения правильности и рациональности.

После получения  стандартизированного значения для  каждого из показателей строятся рейтинги стран по каждому из показателей, рейтинги стран по агрегированным факторам и подфакторам, итоговый рейтинг стран по конкурентоспособности, рейтинги стран по привлекательности для размещения производств (от простейших отраслей обрабатывающей промышленности до высокотехнологичных производств) и осуществляется моделирование конкурентоспособности.

Информация о работе Рейтинг конкурентоспособности государств и методика его определения