Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:36, курсовая работа
Целью моей работы являлось изучение международной конкурентоспособности государств в приложении к российской действительности. Для этого были решены следующие задачи:
было дано определение понятия конкурентоспособности на всех ее структурных уровнях (конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли и конкурентоспособность страны) и освещена теория национальной конкурентоспособности М. Портера;
были выявлены и описаны определяющие факторы международной конкурентоспособности стран;
был проанализирован рейтинг конкурентоспособности государств-2000, составленный Международным Институтом Менеджмента (IMD), расположенным в г. Лозанна, Швейцария. Особое внимание было уделено методике составления данного рейтинга;
был рассчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена между рангом стран в рейтинге конкурентоспособности их положением в рейтинге по отчислениям на НИОКР.
Введение
Глава 1.Понятие конкурентоспособности
1.1 Структурные уровни определения конкурентоспособности
1.2 Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран
Глава 2. Определяющие факторы конкурентоспособности стран
2.1 Роль инноваций и инновационной деятельности в формировании национальной конкурентоспособности
2.2 Роль образования в формировании национальной конкурентоспособности
Глава 3. Рейтинг конкурентоспособности государств и методика его определения
3.1 Анализ рейтинга конкурентоспособности-2000 Международного Института Менеджмента (IMD), Лозанна
3.2 Методика составления рейтинга конкурентоспособности государств
Заключение
Список использованной литературы
В среднесрочной перспективе (2007-2012 гг.) решающим становится уровень общей образованности населения. Сегодня мы еще конкурируем с развитыми странами по этому показателю, но уже через 10 лет, когда основную роль в экономике станут играть представители поколений, получившие образование в 90-х и 2000-х годах, России угрожает перспектива потерять конкурентоспособность. Сегодня абсолютное большинство развитых и развивающихся стран дает своим гражданам 12-13-летнее полное среднее образование, по сравнению с 10-11 годами такого образования в России. Конечно по интенсивности преподавания наши учебные курсы сильно отличаются от иностранных, но в настоящее время реформирование средней школы направлено, к сожалению, на упрощение программы обучения, что на мой взгляд совершенно нецелесообразно. Качество человеческого капитала будет одним из самых главных препятствий экономического развития в долгосрочном плане.
Интеллектуальные
профессии становятся массовыми
и теряют присущую им раньше исключительность.
Растущие информационные потоки и высокотехнологичные
производства требуют не исполнителей
узкой специализации, а специалистов
с высоким базовым уровнем
образованности, способным переключиться
с одного вида деятельности на другой,
с обширными коммуникативными умениями
и навыками. Уровень профессиональной
подготовки специалиста, его образованность,
становится важнейшим фактором обеспечения
конкурентоспособности на всех ее структурных
уровнях: от конкурентоспособности
товара, до конкурентоспособности страны.
Глава 3. Рейтинг конкурентоспособности государств и методика его определения
3.1.Анализ рейтинга конкурентоспособности-2000 Международного Института (IMD), Лозанна
Исследованием
рейтинга конкурентоспособности
В рейтинге конкурентоспособности-2000 (см. табл.1 и табл.2) три первых места, как и в прошлом году, заняли США, Сингапур и Финляндия, три последних места, как и в прошлом году, - Индонезия, Венесуэла и Россия. По совокупности показателей, первая пара в рейтинге Международного института менеджмента не меняется уже пять лет: США и Сингапур. Третья в рейтинге-2000 - Финляндия, пять лет назад занимавшая лишь 15 место. Следом за ней - Нидерланды, Швейцария и Люксембург. Все три страны за пять лет поднялись на 2-3 места. Седьмая в рейтинге - Ирландия, поднявшаяся за минувшие пять лет с 22 места. Восьмое и девятое - Германия и Швеция. На 10 месте - Исландия, бывшая в 1996 году лишь 25.
Таблица 1. Рейтинг стран по конкурентоспособности
|
Любопытно, что в первую десятку не вошли такие страны как Япония (лишь 17, между Норвегией и Австрией), Великобритания (15, вслед за Гонконгом), Канада (11) или Италия (30, между Португалией и Китаем).
Из бывших социалистических стран Центральной и Восточной Европы выше всех в рейтинге сегодня Венгрия - 27, между Чили и Южной Кореей. Затем - Словения: 35, между Бразилией и Мексикой. Чехия - 37, Польша - 40. Последняя пятерка стран в рейтинге выглядит так: Индия, Колумбия, Индонезия, Венесуэла и последняя, 47, Россия.
Если же судить не по совокупности параметров, а по отдельным показателям, то положение России, как и всех других стран, в общем рейтинге несколько иное. Приведу лишь несколько примеров.
Объем валового внутреннего продукта стран в 2002 г. (см. табл.3). Россия - почти 182 млрд. долл., на 22 месте, между Австрией и Данией. Россия произвела в прошлом году товаров и услуг в 5 раз меньше, чем Китай; в 3 раза меньше, чем Испания; в 2 раза меньше, чем Нидерланды или Индия; в полтора раза меньше, чем Тайвань. По показателю баланса внешней торговли Россия находится на 3 месте (см. табл.4), между Германией и КНР, в то время как США - "мировой должник" - на последнем, 47 месте; Великобритания на 46, Люксембург - на 31.
Объем внутреннего
долга правительства по отношению
к объему ВВП (см. табл.5). Россия - 22, между
Швейцарией и США. По объему инвестиций
в научно-исследовательские
3.2.Методика составления рейтинга конкурентоспособности государств
Для подсчета рейтинга
конкурентоспособности
Таблица 9
|
При составлении рейтинга используется два типа данных: достоверные данные (Hard data) и обзорная информация (Survey data).
Достоверные данные - это статистическая информация, получаемая из различных международных и региональных организаций, частных и государственных институтов. В эту группу входят 180 показателей, из которых 139 используются для подсчета конечного рейтинга, а оставшийся 41 представляет собой важную вводную информацию о стране, но в конечном подсчете рейтинга конкурентоспособности не учитывается.
Обзорная информация представляет собой данные опроса менеджеров (Executive Opinion Survey). Это всесторонний опрос, который проводится среди менеджеров высшего и среднего звена каждой из 47 стран. Анкета опроса включает 110 различных вопросов. Респондентам предлагается оценить существующие и ожидаемые конкурентные условия той страны, которую они представляют. Это позволяет оценить факторы, которые не находят отражения в статистических данных, но тем не менее являются чрезвычайно важными при формировании национальной конкурентоспособности. Количество респондентов, заполнивших анкету в 2000 г. (то есть мнение которых учитывалось при создании Годового Отчета о Конкурентоспособности 2000), составило 3.263 человека.
Необходимость
использования обоих типов
Подсчет итогового
рейтинга конкурентоспособности
Самый сложный
этап - это подсчет
После получения стандартизированного значения для каждого из показателей строятся рейтинги стран по каждому из показателей, рейтинги стран по агрегированным факторам и подфакторам, итоговый рейтинг стран по конкурентоспособности, рейтинги стран по привлекательности для размещения производств (от простейших отраслей обрабатывающей промышленности до высокотехнологичных производств) и осуществляется моделирование конкурентоспособности.
Информация о работе Рейтинг конкурентоспособности государств и методика его определения