Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:36, курсовая работа
Целью моей работы являлось изучение международной конкурентоспособности государств в приложении к российской действительности. Для этого были решены следующие задачи:
было дано определение понятия конкурентоспособности на всех ее структурных уровнях (конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли и конкурентоспособность страны) и освещена теория национальной конкурентоспособности М. Портера;
были выявлены и описаны определяющие факторы международной конкурентоспособности стран;
был проанализирован рейтинг конкурентоспособности государств-2000, составленный Международным Институтом Менеджмента (IMD), расположенным в г. Лозанна, Швейцария. Особое внимание было уделено методике составления данного рейтинга;
был рассчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена между рангом стран в рейтинге конкурентоспособности их положением в рейтинге по отчислениям на НИОКР.
Введение
Глава 1.Понятие конкурентоспособности
1.1 Структурные уровни определения конкурентоспособности
1.2 Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран
Глава 2. Определяющие факторы конкурентоспособности стран
2.1 Роль инноваций и инновационной деятельности в формировании национальной конкурентоспособности
2.2 Роль образования в формировании национальной конкурентоспособности
Глава 3. Рейтинг конкурентоспособности государств и методика его определения
3.1 Анализ рейтинга конкурентоспособности-2000 Международного Института Менеджмента (IMD), Лозанна
3.2 Методика составления рейтинга конкурентоспособности государств
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Глава
1.Понятие
1.1
Структурные уровни
1.2 Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран
Глава 2. Определяющие факторы конкурентоспособности стран
2.1
Роль инноваций и
2.2
Роль образования в
Глава 3. Рейтинг конкурентоспособности государств и методика его определения
3.1
Анализ рейтинга
3.2
Методика составления рейтинга
конкурентоспособности
Заключение
Список
использованной литературы
Введение
Одним
из главных процессов, сформировавших
пространственную структуру современного
мирового хозяйства, является международное
разделение труда, содержанием которого
является специализация и сопровождающее
ее кооперирование труда между субъектами
мировых экономических
Целью
моей работы являлось изучение международной
конкурентоспособности
При написании
работы использовались следующие источники:
статистическая информация Мирового Банка,
ОНН, Международного института менеджмента
и Всемирной торговой организации;
специализированные книги и учебники;
периодическая литература; материалы
из глобальной телекоммуникационной сети
Интернет.
Глава 1: Понятие конкурентоспособности
Структурные уровни определения конкурентоспособности
Конкуренция
- одна из главных черт рыночного
хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает
творческую свободу личности, создает
условия для ее самореализации в
сфере экономики путем
Конкурентоспособность
- это сложная экономическая
Между всеми этими уровнями конкурентоспособности существует тесная внутренняя и внешняя зависимость. Страновая и отраслевая конкурентоспособность в конечном итоге зависит от способности конкретного товаропроизводителя выпускать конкурентоспособный товар. Под конкурентоспособностью товара понимается комплекс потребительских, ценовых и качественных характеристик товара, определяющих его успех как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Конкурентоспособность товара можно определить только в сравнении с товарами-аналогами.
Товарная
конкурентоспособность
В настоящее время на первый план в мировой конкурентоспособности выходят неценовые факторы, из которых важнейшее значение приобретают качество товара, его новизна, наукоемкость и интеллектоемкость изделий. Поэтому большинство стран мира обеспечивают повышение своей товарной конкурентоспособности за счет использования инноваций, разработки высокотехнологичных продуктов, создание которых невозможно без развития научно-технического потенциала. Для его оценки используется такой показатель как затраты на инновации. Данный показатель отражает способность страны к инновационной деятельности и, кроме величины расходов на НИОКР, учитывает расходы на дизайн и маркетинг, численность занятых в научной сфере, число полученных патентов внутри страны и за рубежом, степень защиты интеллектуальной собственности, развитость сферы образования [1]. В 1999г. рейтинг стран по этому показателю возглавляли Япония, Швейцария и США.
Рейтинг стран по способности к инновационной деятельности [5]
|
Важную роль в инновационной деятельности играют культура предпринимательства, раскрепощенность культуры, частная инициатива и желание рисковать, что с трудом поддаётся количественной оценке. Конкурентоспособность любого хозяйственного субъекта (фирмы) складывается из целого ряда конкурентных преимуществ, которые выявляются на мировом рынке путем сопоставления с соответствующими показателями зарубежных фирм-конкурентов. К важным конкурентным преимуществам следует отнести: рентабельность производства, характер инновационной деятельности, уровень производительности труда, эффективность стратегического планирования и управления фирмой, адаптивность (способность быстро реагировать на меняющиеся требования и условия рынка) и др. Очевидно, что чем шире у компании набор конкурентных преимуществ и выше их качественные характеристики, тем более благоприятные предпосылки она имеет для успешной деятельности на мировом рынке, тем более устойчивые позиции она может занять на отдельных сегментах этого рынка.
В 2004 г. американский инвестиционный банк "Morgan Stanley" провел специальное исследование по определению уровня конкурентоспособности крупных национальных корпораций, при этом одним из основных критериев был удельный вес фирмы на мировом рынке определенного товара или услуг [1].
В результате
исследования из 238 крупнейших и наиболее
конкурентоспособных на мировом
рынке транснациональных
В настоящее
время все большее число
Такие товаропроизводители всегда будут обладать преимуществом перед своими конкурентами, не использующими новые подходы к предпринимательской деятельности. Корпорации и фирмы, не сумевшие перестроиться на принципы устойчивости, в перспективе не смогут на равных конкурировать на мировой арене с другими корпорациями.
Отраслевая конкурентоспособность. Развитие международного разделения труда привело к определенной специализации стран на мировой арене в зависимости от степени конкурентоспособности той или иной отрасли.
В частности, в США наиболее конкурентоспособными отраслями являются авиационная и аэрокосмическая, уникальное машиностроение, автомобилестроение, производство суперкомпьютеров и разработка программного обеспечения.
Среди
основных отраслей промышленности Японии
наиболее конкурентоспособны на мировом
рынке - электронная и
1.2.Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран
В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства. Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования (т. е. в стимулировании производства инноваций). Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.
Информация о работе Рейтинг конкурентоспособности государств и методика его определения