Рейтинг конкурентоспособности государств и методика его определения

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Целью моей работы являлось изучение международной конкурентоспособности государств в приложении к российской действительности. Для этого были решены следующие задачи:
было дано определение понятия конкурентоспособности на всех ее структурных уровнях (конкурентоспособность товара, фирмы, отрасли и конкурентоспособность страны) и освещена теория национальной конкурентоспособности М. Портера;
были выявлены и описаны определяющие факторы международной конкурентоспособности стран;
был проанализирован рейтинг конкурентоспособности государств-2000, составленный Международным Институтом Менеджмента (IMD), расположенным в г. Лозанна, Швейцария. Особое внимание было уделено методике составления данного рейтинга;
был рассчитан коэффициент ранговой корреляции Спирмена между рангом стран в рейтинге конкурентоспособности их положением в рейтинге по отчислениям на НИОКР.

Содержание

Введение
Глава 1.Понятие конкурентоспособности
1.1 Структурные уровни определения конкурентоспособности
1.2 Подход М. Портера к понятию конкурентоспособности стран
Глава 2. Определяющие факторы конкурентоспособности стран
2.1 Роль инноваций и инновационной деятельности в формировании национальной конкурентоспособности
2.2 Роль образования в формировании национальной конкурентоспособности
Глава 3. Рейтинг конкурентоспособности государств и методика его определения
3.1 Анализ рейтинга конкурентоспособности-2000 Международного Института Менеджмента (IMD), Лозанна
3.2 Методика составления рейтинга конкурентоспособности государств
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 149.35 Кб (Скачать)

2. Формы интернационализации  инновационной деятельности

Процессы  глобализации и либерализации мировой  экономики не оставили в стороне  и инновационную деятельность. Главное  преимущество транснационализации инновационной деятельности заключается в возможности (а сегодня уже и необходимости) приобретать нужные технологические решения на едином глобальном рынке результатов интеллектуальной деятельности (РИД), а не создавать их за счет своих внутренних ресурсов (силами собственных НИОКР). Можно выделить 4 формы приобретения РИД в практике транснациональной инновационной деятельности:

  • 1) Лицензирование;
  • 2) Прямые иностранные инвестиции;
  • 3) Совместные предприятия;
  • 4) Слияние.

Лицензирование  является сегодня наименее привлекательной  формой приобретения новых технологий на мировых рынках. Можно выделить следующие недостатки такой формы:

  • путем лицензирования может быть приобретено только одно технологическое решение;
  • ограниченность использования, передаваемых по лицензии РИД;
  • постоянный контроль за коммерческой и производственной деятельностью лицензиата со стороны владельца лицензии;
  • мошенничество при переговорах о лицензировании с целью убедить предполагаемого покупателя в ценности лицензии;
  • затрудненность активных пользовательских инноваций, поскольку внесение изменений в продукт требует обязательного согласования с владельцем лицензии.

Таким образом, лицензирование будет предпочтительнее других форм интернационализации инновационной  деятельности в отраслях, в которых  может быть обеспечена эффективная  патентная защита (отрасли, у которых  химическая формула является центральным  элементом изделия: фармацевтика, промышленные органические химикаты, пластиковые  материалы, синтетические волокна).

Другим  каналом проникновения на мировой  рынок являются прямые инвестиции в  конкретный инновационный проект. В  результате инвестор получает или часть  исключительных прав на создаваемые  в ходе проекта объекты интеллектуальной собственности (ОИС) или определенную долю от продаж продукции, производимой впоследствии по полученной технологии. Такая форма предоставляет инвестору  значительный контроль над процессом  создания новой технологии и его  результатом при небольшой опасности  утечки технической или коммерческой информации. Однако эта форма не может обеспечить быстрое проникновение  на иностранные рынки вследствие высоких затрат на организацию зарубежного  производства и системы продвижения  и реализации товара на рынке. Кроме того, высоки риски экономического и политического происхождения.

Наиболее  прогрессивной формой интернационализации  инновационной деятельности сегодня  считается слияние компаний. Согласно подготовленному международной  группой по корпоративным финансам (работающей под эгидой Международного Экономического Форума и швейцарского Института Менеджмента) "Обзору-2000", с 1998 по 1999 г. объем международных  сделок слияний и поглощений вырос  с 541 млрд долл. до 798 млрд, что явилось максимальным показателем за все годы. Для достижения конкурентоспособности на мировых рынках наукоемких технологий сегодня необходимо обладать размером портфеля патентов порядка сотен и тысяч. Естественно, что путем лицензирования и прямых инвестиций приобрести такое количество патентов невозможно. Слияние же позволяет фирмам, объединив их патентные портфели, приобрести монопольное право работы в определенном секторе мирового рынка, обеспечить высокую доходность путем регулирования параметров этого сектора, регулирования спроса и предложения, формирования новой ценовой политики. Сегодня в мире по числу таких сделок лидирует Западная Европа, на долю которой приходится 73% мирового объема слияний. Одним из последних примеров таких сделок стало слияние в декабре 1999 мировых лидеров в области производства высокотехнологичного авиационного электронного оборудования - фирм AlliedSignal Inc. и Honeywell Inc. Портфель новой объединенной компании включает в себя более 10000 патентов и авторских свидетельств, доход от обслуживания которых может превысить доход от продаж. ["Эксперт", №1, 2000]

Среднее же российское инновационно-активное предприятие получает в год всего несколько патентов, что не в состоянии оказывать практически никакого влияния на процессы, происходящие на мировых рынках высоких технологий.

Резюмируя вышеизложенное, можно сделать выводы, что:

  • 1) система организации инновационной деятельности на российских предприятиях ни в коем случае не должны ограничиваться собственными НИОКР. Для сохранения своего инновационного потенциала предприятия должны вести постоянный мониторинг (прежде всего в глобальном информационном пространстве) и приобретать необходимые технологии извне;
  • 2) российские предприятия для достижения конкурентоспособности на международных рынках должны активно работать на мировом рынке ОИС, формировать собственные патентные портфели;
  • 3) российское правительство должно предпринимать усилия для создания привлекательного образа российских предприятий с точки зрения международных сделок по слияниям, устранять озабоченность зарубежных корпоративных инвесторов вопросами политической стабильности, публичной открытости компаний, либерализации торговли и надежности системы охраны прав интеллектуальной собственности.

2.2.Роль образования в формировании национальной конкурентоспособности

400 лет  назад английский государственный  деятель и философ Фрэнсис Бэкон написал, что информация означает власть. Сегодня его слова приобретают особый смысл. Информационная революция (под которой понимается стремительный технологический прогресс в компьютерной области, в сфере коммуникации и программного обеспечения, который, привел к колоссальному снижению стоимости обработки и передачи информации) сделала информацию общедоступным глобальным ресурсом. Об этом свидетельствуют следующие факты [3;9]:

  • Стоимость нового компьютера с 1954 года падала на 19% ежегодно, а новые инвестиции в Соединенных Штатов в сферу информационных технологий поднялись с 7% до 50%
  • Вычислительные мощности компьютеров в последние тридцать лет удваиваются каждые 18 месяцев. Сейчас их стоимость составляет лишь 1% от стоимости начала 70-х годов.
  • Объем курсирующей в Интернете информации удваивается через каждые сто дней.
  • Скорость передачи коммуникации быстро растет, а стоимость постоянно снижается. В восьмидесятые годы медные телефонные кабели обладали передающей способностью на уровне одной страницы информации в секунду; сегодня тонковолокнистый стеклянный кабель способен "прокачивать" объем более 1.000.000 страниц в секунду.

Однако  наиболее ярко выраженной характеристикой  информационной революции является не скорость передачи данных, которыми обладают лучшие узлы связи: уже более 130 лет назад стала возможной  практически прямая коммуникация между  Европой и Северной Америкой. Суть информационной революции состоит в том, что очень сильно снизилась стоимость передачи информации. В настоящее время стоимость передачи данных стала величиной несущественной, отсюда количество информации, которая может передаваться по всему миру, ограничена не технологией коммуникации, а способностью отдельных людей получить доступ к информации или производить и обрабатывать ее, и способностью других эту информацию принимать. Управление информацией и знаниями становится все важнее, содержательные сведения необходимо отделять от "информационного мусора". Поскольку информационный поток нарастает и поскольку мир становится все сложнее, то значение образования, как фактора позволяющего человеку осуществлять грамотное управление информацией, повышается. При этом речь идет не только том, чтобы накапливать специальные знания, но и о том, чтобы учиться думать аналитически, системно, уметь видеть взаимосвязи. И если на бытовом уровне данная проблема - личное дело каждого человека, то на уровне государства образованность населения, его способность осуществлять менеджмент информации, становится одним из важнейших конкурентных преимуществ на международной арене.

Филипп  Бомард, профессор нью-йоркского университета, считает, что за последнее десятилетие ключевым фактором национальной конкурентоспособности стала экономическая образованность - умение использовать знания в качестве экономического преимущества [17]. В то время как во всем мире геоэкономика выходит на первый план в сфере международных отношений, потеснив геополитику, важнейшим конкурентным преимуществом стран становится их способность оперативно управлять стратегической информацией во всех сферах общественно-политической и экономической жизни страны.

Итак, образование  становится важнейшим фактором обеспечения  конкурентоспособности экономики  государства, капиталом, который концентрируется  развитыми государствами для  удержания монополии в геополитическом  пространстве. Роль образования в  обеспечении устойчивого социально-экономического развития, роста конкурентоспособности  государств и укреплении их позиций  на мировом рынке и в мировом  экономическом сообществе постоянно  возрастает. Так Консультативный  комитет по промышленным исследованиям  и развитию Комиссии Европейского Союза  в обстоятельном исследовании квалификационного  уровня рабочей силы в Европе пришел к следующему выводу: "Без конкурентоспособной  системы образования не может  быть конкурентоспособной рабочей  силы, а без последней - конкурентоспособной  экономики." [27]

Возникает естественный вопрос, какую систему  образования можно считать конкурентоспособной? По мнению Йозефа С. Нейя, профессора школы управления им. Кеннеди, Гарвардского университета, хорошее образование должно выполнять три главные задачи [9]:

  • во-первых, оно должно вырабатывать у человека способность превращать полученные сведения в знание;
  • во-вторых, оно должно создавать основу для того, чтобы человек умел отделять важное от несущественного;
  • в-третьих, оно должно пробуждать любознательность, интерес к новому, умение получать удовольствие от процесса обучения. Это служит предпосылками для того, чтобы эффективного учиться в дальнейшем - в течение всей жизни.

Для поддержания  или повышения конкурентоспособности  системы образования любой страны ее нужно привести в соответствие к требованиям все быстрее  меняющегося мира профессионалов:

Средняя школа должна стать плацдармом для  дальнейшего образования человека, должна реально помогать ему определиться с выбором сферы своих профессиональных интересов. С этой точки зрения, идеальным является российское среднее образование, которое при всех его недостатках дает человеку самые разносторонние сведения об окружающем мире и помогает в формировании личности.

В сфере  высшей школы необходимо создать  гибкую систему образования, которая  облегчала бы смену университета (или другого Вуза) и создавала  бы мотивацию как для обучения студентов за границей, так и для  приглашения иностранных студентов  в страну, а также делала возможным  получение международно признаваемых свидетельств (аттестатов, дипломов) о прохождении отдельных ступеней образования.

В развитых странах совершенствование образовательной  системы уже давно идет по описанному выше пути. В Европе и Америке  существует огромное количество различных  фондов, предоставляющих студентам  стипендии для обучения за рубежом, и организующих стажировку иностранных  студентов в стране. Это обусловлено  тем, что мировой рынок рабочей  силы тоже стал глобальным и борьба за высококвалифицированных сотрудников  ведется в глобальном масштабе. Выпускники европейских вузов конкурируют  со специалистами в Пекине, Сиднее и Сан-Франциско. Сегодня в результате глобального подключения к Интернету  эксперты осуществляют сотрудничество в международных коллективах - каждый у себя на родине и вместе с тем совместно над одним проектом. То есть уровень подготовки специалистов становится одним из важнейших факторов, определяющих степень экономической конкурентоспособности и ее интегрированности страны в систему мирового хозяйства.

Этот  факт особенно важен для нас, граждан  России, так как для сохранения своего геополитического влияния и  интеграции в мировое сообщество развитых государств России необходимо значительно повысить свою экономическую конкурентоспособность.

В краткосрочной  перспективе (2002-2007 гг.) необходимо сделать  Россию привлекательной для инвестиций и обеспечить воспроизводство и  развитие инновационного потенциала экономики. Это потребует:

  • 1) Формирования адекватной современным технологиям кадровой инфраструктуры основных отраслей промышленности и сферы услуг; обновления профессионального образования, повышения его качества и соответствия структуре потребностей рынка труда; опережающего развития начального и среднего профессионального образования, способного обеспечить повышение культуры производства.
  • 2) Обеспечения условий для развития научных школ в фундаментальном и инженерном образовании, в сфере информационных технологий. Инновационного характера развития университетской науки и на ее основе - венчурных подразделений и предприятий.
  • 3) Резкого повышения качества профессионального образования в области экономики и управления производством и смежных "активных социальных наук' (права, социологии), в том числе через введение соответствующего содержания в общее образование.

Информация о работе Рейтинг конкурентоспособности государств и методика его определения