Регулирование внешнеторговой деятельности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ влияния государственной внешнеторговой политики на экономическое развитие страны и обоснование комплекса мер, способных обеспечить устойчивую макроэкономическую динамику национального хозяйства.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения

Содержание

Введение 3
1 Законы и политика ВТД России 5
1.1 Законодательная база внешнеторговой деятельности России 5
1.2 Современная внешнеторговая политика России 7
2 Регулирование ВТД России 10
2.1 Организационные основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности 10
2.2 Тарифные и нетарифные методы регулирование внешней торговли 26
Заключение 29
Список использованной литературы: 30

Работа содержит 1 файл

курсовая МТ.docx

— 56.15 Кб (Скачать)

     В области государственного регулирования  внешнеторговой деятельности имеются сферы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

     В сфере совместного ведения допускаются:

     а) самостоятельные действия Российской Федерации;

     б) самостоятельные действия субъектов  Российской Федерации;

     в) совместные согласованные действия Российской Федерации и ее субъектов для достижения конкретных целей.

     Правовые  основы взаимодействия федерального центра и регионов во внешнеторговой сфере заложены в Федеральных законах «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» и «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

     Российское  законодательство предоставляет субъектам Российской Федерации право на осуществление внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты Российской Федерации могут осуществлять такие связи и с органами государственной власти иностранных государств, но при условии, что получат на это согласие Правительства Российской Федерации. Решение Правительства Российской Федерации о его согласии на осуществление субъектами Российской Федерации внешнеэкономических связей с органами государственной власти иностранных государств принимается на основании обращения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, содержащего обоснование необходимости осуществления таких связей, при наличии положительного заключения МИДа России, Минюста России и других федеральных органов исполнительной власти в соответствии с их компетенцией (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 года N 91). [7, с. 30-32, 35-37]

     В процессе формирования планов и программ развития внешнеторговой деятельности в Российской Федерации предполагается координация деятельности Минэкономразвития России и государственных органов заинтересованных субъектов Российской Федерации.

     Минэкономразвития России обязано согласовывать с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации проекты планов и программ развития внешнеторговой деятельности, затрагивающих интересы субъектов Российской Федерации и находящихся в пределах их компетенции. Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации после представления на согласование соответствующего проекта плана или программы обязан принять официальное заключение, которое он направляет в Минэкономразвития России.

     В свою очередь органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации  обязаны информировать Минэкономразвития России обо всех действиях, предпринятых субъектом Российской Федерации по вопросам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности.

     Развитие  институциональной составляющей и организационных основ государственного регулирования внешнеторговой деятельности продолжается и осуществляется с учетом внутренних и внешних факторов, влияющих на этот процесс. «Извне» он корректируется требованиями и стандартами ВТО. К важнейшим внутренним факторам следует отнести набирающие обороты административную реформу и процессы реформирования федеративного государственного устройства. [1, с. 152-154]

     2.2 Тарифные и нетарифные  методы регулирование внешней  торговли

     Политика  государства в области внешней  торговли осуществляется с помощью  тарифных и нетарифных методов регулирования.

     Введение  импортных пошлин выгодно национальным производителям и государству, получающему  дополнительный доход в бюджет от роста цен. Потребители же вынуждены  покупать импортные товары по более  высоким ценам, следовательно, несут  потери. Эти потери обычно оказываются  больше выигрыша, получаемого производителями  и государством, поэтому суммарный чистый эффект от проведения данных мер будет отрицательным.

     Применение  экспортных таможенных пошлин приводит к снижению внутренних цен, в результате чего национальные потребители оказываются  в выигрыше, а производители несут  потери. Суммарный выигрыш общества в результате введения экспортных пошлин оказывается меньше потерь производителей, так что чистые потери страны возрастают. Данный метод тарифного регулирования используется в основном слаборазвитыми странами.

     Развитые  страны обычно прибегают к субсидированию экспорта, осуществляемого в следующих формах:

     предоставление  низкопроцентных займов и налоговых  льгот фирмам-экспортерам или  иностранным клиентам;

     стимулирование  сбыта экспортной продукции за рубежом. Нетарифные методы регулирования внешней  торговли включают в себя: импортные  квоты, «добровольные» ограничения экспорта, демпинг, торговое эмбарго и др.

     Импортные квоты (контингенты) - количественные ограничения  объемов иностранной продукции, разрешенной к ввозу в страну. В результате введения импортных квот выигрывают производители, а потребители проигрывают. Чистый эффект для благосостояния страны оказывается отрицательным.

     «Добровольные» ограничения экспорта означают, что страна-экспортер обязуется ограничивать экспорт в данную страну.

     Основная  причина их использования - выгода национальных производителей стран-импортеров, которым ограничение ввоза определенного товара в страну дает дополнительные возможности сбыта своей продукции на национальном рынке. Данный метод аналогичен импортным квотам, однако обходится стране-импортеру дороже, поскольку решения об ограничении торговли принимаются на правительственном уровне.

     Демпинг означает продажу товара за границей по цене ниже, чем он продается на внутреннем рынке страны-экспортера, или ниже себестоимости данного  товара. К данному методу прибегают  в периоды экономических спадов, когда производитель не может полностью продать свой товар на внутреннем рынке, а сокращать производство не хочет. Использование демпинга в мировой торговле рассматривается как форма недобросовестной конкуренции и запрещено правилами ГАТТ/ВТО и национальным законодательством ряда стран

     Торговое  эмбарго - запрещение государством ввоза  в какую-либо страну или вывоза из какой-либо страны определенных видов продукции. В основе таких санкций лежат не экономические выгоды, а политические соображения. Эмбарго наносит ущерб всем участникам международной торговли и является крайней формой нетарифных ограничений во внешней торговле.

     Экономика считается открытой, если государство  применяет минимум экспортных и  импортных ограничений. Открытость экономики характеризуют следующие показатели:

  • внешнеторговая квота в ВНП;
  • доля экспорта в производстве;
  • доля импорта в производстве;
  • удельный вес зарубежных инвестиций по отношению к внутренним.

     Дополнительный  стимул мировая торговля получила вследствие деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) по либерализации экспортно-импортных операций и, в частности, по снижению и ликвидации тарифных и нетарифных барьеров.

     Предстоящее вступление России в ВТО предусматривает  необходимость соблюдения всех обязательств, устанавливаемых правилами данной организации. [8]

 

     Заключение

     Основной  формой международных экономических  отношений является международная  торговля. Сущность и роль внешней  торговли объясняют многочисленные экономические теории. Их цель состоит  в определении наиболее эффективных путей расширения внешней торговли и превращения ее в действенный фактор социально-экономического развития.

     Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. По определению Дж. Сакса, «экономический успех любой страны мира зиждется на внешней торговле. Еще ни одной стране не удалось создать здоровую экономику, изолировавшись от мировой экономической системы». Международная торговля - старейшая форма международных экономических отношений. Она существовала еще задолго до формирования мирового хозяйства и являлась его непосредственной предшественницей. Именно развитие международной торговли создало экономические условия для развития машинного производства, которое зачастую могло расти лишь на базе импортного сырья и массового заморского спроса. Международная торговля занимает ведущее место в системе всемирных экономических отношений. Международной торговый обмен является одновременно и предпосылкой, и следствием международного разделением труда, выступает важным фактором формирования и функционирования мирового хозяйства. В своей исторической эволюции он прошёл путь от единичных внешнеторговых сделок до долгосрочного крупномасштабного торгово-экономического сотрудничества. В условиях НТР международный торговый обмен приобретает все большее значение.

     Регулирование внешней торговли осуществляется:

  • экономической политикой страны;
  • по двусторонним договоренностям государств;
  • в рамках региональных союзов;
  • на многосторонней основе.

     Список использованной литературы:

  1. Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: Владос, 2001.
  2. Баранов В.Д – Основы правового регулирования внешнеторговой деятельности России: учебное пособие – М.: Изд-во РАГС, 2009.
  3. Джабиев А.П. – Государственное регулирование внешней торговли России. Учебное пособие. – М.: Междунар. отношения, 2006.
  4. Гайдар Е.Т. – Кризисная экономика современной России: тенденции и перспективы – М.: Проспект, 2010.
  5. Покровская В.В. Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности. - М.: Знание, 2007.
  6. Прокушев Е.Ф. Внешнеэкономическая деятельность. - М.: Наука, 2006.
  7. Ноздрева Р.Б., Синецкий Б.И. Организация и управление внешнеэкономической деятельностью. - М.: Дашков и К, 2000.
  8. Семенов К.А. Международные экономические отношения. - М.: Гардарики, 2002.
  9. http://ru.wikipedia.org/wiki/

Информация о работе Регулирование внешнеторговой деятельности России