Регулирование внешнеторговой деятельности России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:20, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является анализ влияния государственной внешнеторговой политики на экономическое развитие страны и обоснование комплекса мер, способных обеспечить устойчивую макроэкономическую динамику национального хозяйства.
Работа состоит из введения, двух глав и заключения

Содержание

Введение 3
1 Законы и политика ВТД России 5
1.1 Законодательная база внешнеторговой деятельности России 5
1.2 Современная внешнеторговая политика России 7
2 Регулирование ВТД России 10
2.1 Организационные основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности 10
2.2 Тарифные и нетарифные методы регулирование внешней торговли 26
Заключение 29
Список использованной литературы: 30

Работа содержит 1 файл

курсовая МТ.docx

— 56.15 Кб (Скачать)
  • заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей;
  • участие в деятельности международных экономических организаций и реализации решений, принятых этими организациями;
  • учреждение, содержание и ликвидация торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах.
  1. Вопросы, непосредственно касающиеся государственного регулирования внешнеторговой деятельности:
  • таможенно-тарифное и нетарифное регулирование;
  • государственное регулирование деятельности в области подтверждения соответствия товаров обязательным требованиям в связи с их ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации;
  • установление обязательных на всей территории Российской Федерации требований и критериев безопасности для жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений при ввозе в Российскую Федерацию товаров и правил контроля за ними;
  • определение порядка вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию ряда товаров;
  • установление показателей статистической отчетности внешнеторговой деятельности, обязательных на всей территории Российской Федерации;
  • информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на территории Российской Федерации;
  • создание страховых и залоговых фондов в области внешнеторговой деятельности;
  • координация международного сотрудничества Российской Федерации в области космической деятельности и контроль за разработкой и реализацией международных космических проектов Российской Федерации.

     Такой вариант определения полномочий федеральных органов государственной власти полностью соответствует конституционным нормам, закрепляющим сферу компетенции Российской Федерации (ст. 71 Конституции Российской Федерации), а также действующему российскому законодательству.

     В последние годы наблюдается заметная активизация внешнеторговой активности большинства российских регионов (субъектов  Российской Федерации). Для сохранения этой в целом позитивной для российской экономики тенденции расширяются права субъектов Российской Федерации в сфере внешнеторгового регулирования.

     «Внешнеторговые»  полномочия органов государственной  власти субъектов Российской Федерации так же, как и при рассмотрении соответствующих полномочий на федеральном уровне, сгруппируем в несколько блоков.

     Во-первых, регионы в лице их государственных органов наделены правом на проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также с согласия Правительства Российской Федерации с органами государственной власти иностранных государств.

     Участниками этих отношений являются, с одной стороны, субъекты Российской Федерации, а с другой - субъекты иностранных федеративных государств, административно-территориальные образования иностранных государств, а также органы государственной власти иностранных государств (только в случае выражения согласия на то Правительством Российской Федерации). В соответствии с российским законодательством субъекты Российской Федерации имеют право на осуществление международных и внешнеэкономических связей. Координация этих связей составляет предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ (п. «о» ст. 72 Конституции Российской Федерации). В развитие данного конституционного положения был принят Федеральный закон от 4 января 1999 г. N 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации», устанавливающий общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации. [4, с. 364-366]

     Органы  государственной власти субъекта Российской Федерации должны заблаговременно  уведомлять соответствующие федеральные органы исполнительной власти о вступлении в переговоры, о заключении соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей. Проект соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, которое заключается органами государственной власти субъекта Российской Федерации, должен представляться для согласования в Министерство иностранных дел Российской Федерации, а при необходимости – и в другие федеральные органы исполнительной власти (например, в Минэкономразвития РФ). В случае возникновения разногласий между федеральными органами исполнительной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении проекта соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей применяются установленные согласительные процедуры.

     Во-вторых, субъекты Российской Федерации могут  содержать своих представителей при торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли РФ и Министерством иностранных дел Российской Федерации.

     В-третьих, субъекты Российской Федерации могут открывать в установленном порядке представительства в иностранных государствах в целях реализации соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей и по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.

     В-четвертых, еще одним полномочием, которым наделены органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности, является формирование и реализация региональных программ внешнеторговой деятельности. Целью таких программ является определение долгосрочной концепции их внешнеторговой деятельности.

     В качестве примера рассмотрим Постановление  губернатора Костромской области от 27.12.2001 N515 «Об утверждении Концепции развития внешнеэкономических связей Костромской области до 2006 года». В преамбуле данного документа отмечается, что, учитывая важность для экономики региона внешнеэкономических связей, основной задачей Концепции развития внешнеэкономических связей Костромской области до 2006 года является определение основных направлений развития, повышение эффективности внешних связей и совершенствование структуры, конкурентоспособности отечественной продукции, определение соответствующих инструментов и механизмов. Целью Концепции устанавливается определение приоритетных направлений развития внешнеэкономической деятельности Костромской области на длительную перспективу, обеспечивающих гармоничное вхождение ее в систему общехозяйственных связей. В ней отмечается, что реализация Концепции должна содействовать стабилизации и последующему развитию экономики региона в целом, что в конечном счете благоприятно скажется на росте благосостояния населения области. Средствами достижения данной цели определены:

  • повышение эффективности и масштабов внешнеэкономической деятельности области;
  • совершенствование товарной структуры экспортно-импортных операций;
  • оптимизация географической структуры внешнеэкономических связей;
  • использование прогрессивных форм международного торгово-экономического сотрудничества;
  • защита отраслей региональной экономики и отдельных хозяйствующих субъектов от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
  • дальнейшее совершенствование механизма государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

     В-пятых, субъекты Российской Федерации осуществляют информационное обеспечение внешнеторговой деятельности на своей территории.

     Информационное  обеспечение внешнеторговой деятельности на территории субъектов Российской Федерации обеспечивают специально на то уполномоченные органы исполнительной власти (министерства, комитеты, департаменты и т.д.). Так, например, одной из задач министерства внешних связей Республики Саха (Якутия) является осуществление сбора, анализа и хранения информации и документов по вопросам, связанным с международной и внешнеэкономической деятельностью и ее правовым регулированием. Анализ статистической, таможенной, коммерческой информации и подготовка материалов для принятия решений руководством Администрации области по вопросам международной и внешнеэкономической деятельности является одним из направлений деятельности Департамента международных внешнеэкономических связей и торговли Администрации Амурской области и т.д.

     В-шестых, на региональном уровне могут создаваться страховые и залоговые фонды в области внешнеторговой деятельности.

     Соглашения  об осуществлении международных  и внешнеэкономических связей, заключенные органами местного самоуправления Нижегородской области, предприятиями и организациями всех форм собственности, осуществляющими деятельность на территории области, должны быть зарегистрированы в областной администрации. Только в этом случае возможно рассчитывать на получение гарантий (поручительств) Нижегородской области.

     По  официальным обращениям органов  местного самоуправления орган исполнительной власти Нижегородской области может  оказывать органам местного самоуправления необходимую организационную и экспертно-консультационную помощь в развитии международных и внешнеэкономических связей, в организации и ведении переговоров, а также оказывать содействие в защите прав и законных интересов органов местного самоуправления.

     Как правило, органы местного самоуправления не могут иметь свои представительства на территории иностранных государств и осуществляют свои внешнеэкономические связи на территориях иностранных государств в рамках представительств органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или дипломатического или торгового представительства Российской Федерации.

     На  сегодняшний день вопросы внешнеэкономической  деятельности органов местного самоуправления остаются неурегулированными или слабо урегулированными большинством субъектов Российской Федерации.

     Органы  местного самоуправления могут устанавливать  конкретный порядок реализации тех или иных внешнеэкономических (внешнеторговых) проектов с участием муниципальных образований.

     Как уже отмечалось, одним из принципов государственного регулирования является координация и взаимодействие государственных органов, принимающих участие в этом процессе.

     В механизме государственного регулирования  внешнеторговой деятельности можно выделить два типа координации и взаимодействия - горизонтальный и вертикальный.

     Первый  тип (горизонтальный) предполагает осуществление  координации и взаимодействия органов и институтов, расположенных на одном и том же уровне государственного устройства. В данном случае речь может идти, например, об организации взаимодействия между Минэкономразвития России и МИД России по вопросам заключения международных внешнеторговых соглашений, открытия торговых представительств Российской Федерации за рубежом и т.д., сотрудничества между таможенными и налоговыми службами в рамках процедуры освобождения экспортеров от уплаты НДС. К данному типу координации и взаимодействия можно отнести отношения, складывающиеся между уполномоченными государственными органами, с одной стороны, и различными общественными институтами и организациями, с другой (например, отношения между Федеральной таможенной службой и Российской Ассоциацией таможенных брокеров, между ФТС и Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и т.д.). Аналогичные схемы взаимодействия могут создаваться на региональном и муниципальном уровнях (например, между региональным министерством (управлением, департаментом), уполномоченным на осуществление внешнеэкономических (внешнеторговых) связей, и торгово-промышленной палатой данного субъекта Российской Федерации).

     Особую  разновидность координационных  связей горизонтального типа представляют собой взаимоотношения между  государственными органами различных  субъектов Российской Федерации, участвующих в осуществлении государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Это касается, например, случаев заключения внешнеэкономических (внешнеторговых) контрактов, в которых с российской стороны участвуют несколько субъектов Российской Федерации.

     Вертикальный  тип координации и взаимодействия между органами государственного регулирования внешнеторговой деятельности предполагает, что взаимодействующие органы находятся в соподчиненном положении. Налаживание координации и взаимодействия данного типа представляет собой одну из наиболее сложных и злободневных проблем современного этапа развития механизма государственного регулирования внешнеторговой деятельности.

Информация о работе Регулирование внешнеторговой деятельности России