Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:28, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть особенности валютного контроля но экспортно-импортным операциям резидентов в РФ и пути его совершенствования.
Для достижения цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы организации валютного контроля ВЭД за экспортно-импортными операциями.
2. Рассмотреть особенности валютного контроля в России.
3. Охарактеризовать развитие валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации валютного контроля ВЭД за экспортно-импортными операциями
1.1. Необходимость валютного контроля по экспортно-импортным операциям 6
1.2. Содержание и виды валютного контроля 8
1.3. Факторы, влияющие на валютный контроль по экспортно-импортным операциям 10
Глава 2. Особенности валютного контроля в России 14
Глава 3. Развитие валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ
3.1. Перспективы развития валютного контроля в РФ 22
3.2. Пути совершенствования валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32
Таким образом, валютная выручка, полученная российским резидентом (ООО «Рога и копыта») от экспорта товаров за рубеж, была использована для расчетов с другим резидентом (ООО «Экспорт»). В результате было допущено нарушение валютного законодательства, предусмотренное п. 6 ст. 12 Закона о валютном регулировании. За такое правонарушение п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ предусматривает административное взыскание — уплату штрафа в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции.
Учитывая это обстоятельство, ООО «Рога и копыта» заплатит штраф в размере:
5000 евро х 35,6 руб./евро = 178 000 руб. или
5000 евро х 35,6 руб./евро х 3 : 4 = 133 500 руб.
Какая из этих сумм будет предъявлена ООО «Экспорт» конролирующим органом? С одинаковой степенью вероятности это может быть как 178 000 руб., так и 133 500 руб.
Теоретически выбор будет осуществляться контролирующим органом с учетом смягчающих и отягчающих обстоятельств, однако учитывая законодательно закрепленного перечня критериев смягчающих обстоятельств, на практике возникает повышенная вероятность решения вопроса вследствие «проплаты» решения.
Еще более ощутимые проблемы возникают при рассмотрении вопроса о достаточности предпринятых российским участником внешнеторговой деятельности мер для репатриации валютной выручки. В отсутствие четких критериев, установленных законом, вопрос о достаточности предпринятых мер зачастую решается по-разному. В одних случаях достаточно выполнения сугубо формальных (по сути, символических) шагов, выражающихся в направлении контрагенту требований об оплате (или возврате аванса), в других случаях предъявляются требования о наличии в договоре форм расчетов, которые исключают риск неисполнения нерезидентом обязанности по оплате товаров, обращение в суд и т.п.
Особенно остро данная проблема затрагивает российских импортеров. Не имея возможности навязать своим партнерам более выгодные для покупателя формы расчетов, не подразумевающие уплату авансов, российские предприниматели вынуждены закрывать глаза на допускаемые контрагентами нарушения сроков поставки товаров (работ или услуг) и соглашаться на продление таких сроков, поскольку риск применения исключительно суровых административных наказаний перевешивает возможные выгоды от получения от контрагентов неустоек или иных финансовых санкций за нарушение договорных обязательств. Заключая внешнеэкономическую сделку с иностранными контрагентами, например, на поставку оборудования, в случае его недопоставки в установленные договором сроки российская сторона сталкивается с дилеммой: применять к иностранному контрагенту штрафные санкции, предусмотренные контрактом, или иные меры воздействия или идти на уступки и в ущерб себе договариваться о продлении срока поставки, чтобы избежать риска наложения ощутимых штрафов со стороны Российского государства. В результате складывается ситуация, при которой предпринимательские риски меньше риска административной ответственности, а государство, желая защитить себя от незаконного вывоза валютных средств, действует вопреки интересам собственных предпринимателей, не только не защищая их, но и накладывая на них дополнительные обременения.
Таким образом, предусмотренные ч. ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ санкции за нарушение обязанности по репатриации валютной выручки не только не решают свою основную задачу - препятствовать недобросовестному вывозу денежных средств за границу, но и создают дополнительные риски российским предпринимателям в виде возложения на них административной ответственности за действия своих иностранных контрагентов, которые уже имели для них негативные последствия.
Меры
по предупреждению и устранению угроз
интересам участников валютных отношений
методом правового регулирования должны
включать: установление четких границ
регулируемых отношений; издание соответствующих
нормативно-правовых актов; определение
мер ответственности за нарушение предписаний
данных актов. Это следует осуществлять
путем сокращения количества отсылочных
и бланкетных норм и устранения явных
пробелов в валютном законодательстве;
уменьшения числа правоотношений, регулируемых
подзаконными актами при более детальном
закреплении порядка их возникновения,
изменения и прекращения в законодательных
актах; определением органов ответственных
за разъяснение существующих правовых
норм.
Механизм
воздействия системы
Что
касается влияния использования
государством валютного контроля на
поведение отдельных
Относительно социальных последствий можно отметить, что на практике различные режимы валютного контроля сопровождается большими социальными издержками. Чтобы получить право покупать иностранную валюту, хозяйствующие субъекты должны пройти процедуру подачи заявки и тем самым доказать, что покупка валюты попадает в статью разрешенных категорий сделок. Так, импорт необходимых материалов для предприятий, без которых они работали бы не в полную мощность, относится к разряду приоритетных при получении права на покупку иностранной валюты в отличие от импорта дополнительных предметов потребления или вкладов на депозиты в иностранных частных банках.
Столкновение интересов государства и предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, ведет к возникновению следующих конфликтных ситуаций:
а) увеличение сроков оплаты и, соответственно, сроков поставки товаров и услуг, оплата за которые производится в валюте, из-за необходимости обязательного прохождения достаточно большого количества процедур оформления валютных сделок. Это ведет к увеличению сроков оборота финансовых и материальных средств, что, в свою очередь, ведет к снижению общего уровня экономической рентабельности внешнеэкономической деятельности;
б) так как отечественные производители заинтересованы в привлечении иностранных инвестиций, то правительства не желают упускать возможности пополнения госбюджета посредством не только налогового обложения иностранных инвестиций и процентов по ним, но и за счет сборов при прохождении валютного контроля;
в) крупный частный бизнес, желая перевести достаточно большие суммы в валюте за рубеж, часто обходит валютное законодательство, что не только негативно влияет на макроэкономическую ситуацию в стране (падение курса национальной валюты), но и вынуждает государство постоянно повышать расходы из госбюджета на корректировку нормативно-правовой базы и на обеспечение соблюдения последней резидентами.
Несмотря на возросшую эффективность таможенно-банковского валютного контроля сложной остается тема утечки капитала. Из-за снижения поступления экспортной валютной выручки произошло значительное снижение предложения валюты на внутреннем валютном рынке, повлекшее за собой резкие биржевые колебания курса рубля к доллару, дезорганизацию механизма курсообразования и нарушения всей платежно-расчетной системы в сфере внешней торговли.
При дефиците валютных средств, необходимых для обслуживания внешних обязательств и оплаты инвестиционного импорта, утечка капитала из страны может стать основным фактором, генерирующим ухудшение состояния платежного баланса и подрывающим усилия властей по укреплению российской валюты.
Наиболее значительная часть капитала уходит за рубеж по внешнеторговым операциям в виде не репатриации экспортной валютной выручки, не поступления товаров и услуг в счет погашения авансовых платежей по импорту, занижения цен по экспорту и завышения цен по импорту. Поэтому необходимо обеспечить полноту и своевременность поступления на счета в уполномоченных банках экспортной валютной выручки и одновременно создать такой механизм регулирования валютного рынка, который отсекал бы возможность спекулятивного давления на курс национальной валюты. Обеспечить это важно, учитывая переход к политике плавающего курса рубля, определяемого исключительно параметрами предложения и спроса на биржевом валютном рынке.
Валютный контроль уменьшает экономическую нестабильность посредством поддержания постоянной стоимости национальной валюты.
Таким
образом, можно говорить о том, что инструменты
валютного регулирования и валютного
контроля по обеспечению стабильности
внутреннего валютного рынка и противодействие
утечки капитала за границу в РФ довольно
эффективны. Однако, несмотря на позитивные
сдвиги, положение дел с утечкой капитала
за границу остается сложной. Противодействия
государства такому явлению, как утечка
капитала, зависит от совершенствования
существующей законодательной базы.
Подводя итог курсовой работы, можно сделать следующие выводы.
В
современных условиях, когда страны
вынуждены приспосабливаться к
сложным экономическим
Система государственного валютного контроля является составной частью набора мер, проводимых государством в рамках валютной политики, которая, в свою очередь, является подсистемой структуры более масштабного уровня - государственного контроля.
Государственный валютный контроль - это система мер, принимаемых правительством с целью упорядочения обращения иностранных валют внутри страны, для стабилизации макроэкономической ситуации, посредством установления контроля со стороны государства над операциями с валютами и экспортно-импортными сделками резидентов. К основным целям валютного контроля в России можно отнести:
Для рассмотрения системы валютного контроля необходимо выделить объекты и субъекты, связанные с ее функционированием.
Так, к субъектам валютного контроля можно отнести органы валютного контроля, агенты валютного контроля, резидентов и нерезидентов.
Органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.
Создание
эффективной системы валютного
регулирования и валютного
Агенты валютного контроля - уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
Объектами системы валютного контроля являются валютные ценности, валютные операции.
Для понимания валютного контроля важными являются следующие документы, формируемые банком на основе информации, полученной от клиента и содержащейся в таможенных документах: паспорт сделки, досье, ведомость банковского контроля.
Паспорт сделки - документ валютного контроля, содержащий необходимые для его осуществления сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом. Паспорт сделки оформляется в уполномоченном банке либо его филиале резидентом, от имени которого заключен контракт.
По каждому паспорту сделки формируется досье - подборка документов для целей валютного контроля. Формирование досье производится уполномоченным банком по каждому паспорту сделки.
Информация о работе Развитие валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ