Развитие валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности валютного контроля но экспортно-импортным операциям резидентов в РФ и пути его совершенствования.

Для достижения цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать теоретические основы организации валютного контроля ВЭД за экспортно-импортными операциями.

2. Рассмотреть особенности валютного контроля в России.

3. Охарактеризовать развитие валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации валютного контроля ВЭД за экспортно-импортными операциями
1.1. Необходимость валютного контроля по экспортно-импортным операциям 6
1.2. Содержание и виды валютного контроля 8
1.3. Факторы, влияющие на валютный контроль по экспортно-импортным операциям 10
Глава 2. Особенности валютного контроля в России 14
Глава 3. Развитие валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ
3.1. Перспективы развития валютного контроля в РФ 22
3.2. Пути совершенствования валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

26-м.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

    - подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, акты государственных органов;

    - документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая банковские выписки; документы, подтверждающие совершение валютных операций;

    - таможенные декларации, документы, подтверждающие ввоз в Российскую Федерацию валюты РФ, иностранной

    - валюты и внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме;

    - паспорт сделки;

    - документы, подтверждающие, что физические лица являются супругами или близкими родственниками, включая документы, выданные органами записи актов гражданского состояния (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении), вступившие в законную силу решения суда об установлении факта семейных или родственных отношений, об усыновлении (удочерении), об установлении отцовства, а также записи в паспортах о детях, о супруге и иные документы, предусмотренные законодательством РФ.

    Агенты  валютного контроля вправе требовать  представления только тех документов, которые непосредственно относятся  к проводимой валютной операции.

    Все документы должны быть действительными  на день представления агентам валютного  контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц – нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ.

    Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

    Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом указанных выше документов либо представления им недостоверных документов.

    Оригиналы документов принимаются агентами валютного  контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам. В материалы валютного контроля в этом случае помещаются заверенные агентом валютного контроля копии.

    Агенты  валютного контроля и их должностные  лица обязаны7:

    - осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

    - представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования.

    Органы  и агенты валютного контроля и  их должностные лица обязаны сохранять  в соответствии с законодательством  РФ коммерческую, банковскую и служебную  тайну, ставшую им известной при  осуществлении их полномочий.

    Органы  и агенты валютного контроля при  наличии информации о нарушении  актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного  регулирования лицом, производящим валютные операции, или об открытии счета (вклада) в банке за пределами  территории РФ, санкции к которому применяются в соответствии с законодательством РФ иным органом валютного контроля, передают органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, следующую информацию:

    - в отношении юридического лица - наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место государственной регистрации, его юридический и почтовый адреса, содержание нарушения: указание нарушенного нормативного правового акта, даты совершения и суммы незаконной валютной операции;

    - в отношении физического лица - фамилию, имя, отчество, данные о документе, удостоверяющем личность, адрес места жительства, содержание нарушения с указанием нарушенного нормативного правового акта, дату совершения и сумму незаконной валютной операции или указанного нарушения.

    Уполномоченные  банки передают указанную информацию в порядке, установленном ЦБ РФ.

    Органы  и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному  Правительством РФ, необходимые для  осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ.

    На  практике часто возникает вопрос о разграничении полномочий между  органами валютного контроля. По данному  вопросу разъяснение было дано письмом  ГТК России от 23.12.1999 № 11-15/32225 «О разграничении компетенции органов валютного контроля», утратившее силу в связи с вступлением в силу Федеральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле».

    Так, ФНС России обеспечивает валютный контроль:

    - внешнеторговых сделок, предметы которых не имеют материально-вещественной формы (работы, услуги и интеллектуальная собственность);

    - обоснованности расчетов и платежей резидентов и нерезидентов в иностранной валюте в пределах таможенной территории РФ;

    - полноты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта работ, услуг и интеллектуальной деятельности.

    Таможенные  органы РФ осуществляют валютный контроль:

    - за перемещением валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ и валютных ценностей через таможенную границу РФ;

    - валютных операций, связанных с перемещением или предполагаемым перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств;

    - своевременности и полноты поступления в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров;

    - за ведением учета и составлением отчетности по валютным операциям, установленных ГТК России совместно с ЦБ РФ.

    Федеральная служба по валютному и экспортному  контролю (ВЭК России) в качестве центрального федерального органа исполнительной власти по валютному контролю осуществляет:

    - межведомственную координацию и методологическое обеспечение валютного контроля, включая комплексное планирование деятельности контролирующих, правоохранительных и иных федеральных органов исполнительной власти в области валютного контроля;

    - выявление и анализ валютных операций резидентов, имеющих подозрительные признаки, в целях предотвращения утечки капитала за рубеж;

    - целевые и комплексные проверки соблюдения валютного законодательства по поручениям Правительства РФ (в территориальном и отраслевом разрезах);

    - обеспечение функционирования единой системы экспертной оценки количества и качества валютоемких экспортируемых товаров;

    - создание единой системы учет валютных операций по реализации морепродуктов, добываемых за пределами таможенной территории РФ.

    Органы  и агенты валютного контроля и  их должностные лица несут ответственность, предусмотренную законодательством  РФ, за неисполнение функций, установленных  настоящим Федеральным законом, а также за нарушение ими прав резидентов и нерезидентов.

    Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, при проведении валютного контроля имеют право:

    - знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

    - обжаловать решения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством РФ;

    - на возмещение в установленном законодательством РФ порядке реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

    Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, при проведении валютного контроля обязаны:

    - представлять органам и агентам валютного контроля необходимые документы и информацию;

    - вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

    - выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

    Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения  актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Глава 3. Развитие валютного  контроля за экспортно-импортными операциями в РФ

3.1. Перспективы развития валютного контроля в РФ

    Общей направленностью развития и поэтапного реформирования валютного контроля в Российской Федерации вероятнее  всего будет постепенное снижение роли мер административного воздействия  на участников ВЭД и возрастание  информационной роли валютного контроля. Так уже сегодня отменены положения об обязательной продажи части валютной выручки. С точки зрения технологии осуществления валютного контроля, последний должен реализоваться переход от жесткого тотального контроля каждой операции по перемещению товаров и каждого платежа к выборочному контролю и формированию обобщенных информационных массивов, пригодных для принятия управленческих решений. Возрастание информационной роли видится также в организации на основе взаимодействия с другими ведомствами совместного противодействия и пресечения различных экономических правонарушений.

    Положения нормативных правовых актов РФ не составляют пока целостной правовой системы валютного регулирования.

    Ограничительные нормы постепенно необходимо заменять нормами, стимулирующими валютные отношения как неотъемлемую часть внешнеэкономических связей нашей страны. Наполнение законодательства нормами подобного вида будет способствовать интеграции в цивилизованное мировое сообщество, нормативно-правовая база которого формируется с учетом интересов как государства, так и участников валютных отношений.

    Действующая нормативно-правовая база, регулирующая вопросы валютного контроля органами, не отвечает реальным отношениям, сложившимся  в обществе, будучи фактором, сдерживающим его дальнейшее развитие. Актуальным является вопрос создания условий, которые делают возникающие при незаконном вывозе капитала за границу риски неприемлемо высокими в сравнении с существующими рисками инвестирования этих средств в отечественную экономику.

    В настоящее время система валютного контроля все еще продолжает находится на стадии развития. Отсутствует единая общегосударственная политика в области организации контроля и контроля за соблюдением законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций. Осуществление практических мер затруднено нескоординированностью действий и ведомственными интересами органов, агентов валютного контроля и других органов федеральной исполнительной власти, наделенных функциями контроля. Опыт развитых стран по регулированию валютных отношений исследован недостаточно. Проблемы имплементации не решаются.

    Основные  претензии предъявляются, с одной  стороны, к «формальности» составов административных правонарушений, предусмотренных диспозициями вышеуказанных норм, сурово карающих за сам факт просрочки получения средств от иностранного контрагента, а с другой стороны - к недостаточно четко определенным признакам объективной и субъективной стороны данных правонарушений. Как неоднократно отмечалось многими известными теоретиками и практиками валютного законодательства размытые формулировки ч. ч. 4 и 5 ст. 15.25 КоАП РФ не позволяют однозначно определить момент во времени, с которого лицо считается нарушившим обязанность по репатриации валютной выручки, и не содержат четких критериев вины субъекта внешнеторговой деятельности в совершении данных административных правонарушений.

    Так обратимся к расчету  размера штрафа за нарушение валютного законодательств. Организация-резидент ООО «Рога и Копыта» рассчиталась с партнером - организацией-резидентом ООО «Экспорт» за услуги, оказанные ей на территории Российской Федерации, путем перечисления стоимости этих услуг, оцененной в 5000 евро, перечислив указанную сумму с валютного счета, открытого ООО «Рога и копыта» на кипре на валютный счет ООО «Экспорт услуг», открытый в Сингапуре. Указанные средства были использованы ООО «Экспорт» для ведения коммерческой деятельности общества за рубежом. Средства, использованные при расчетах, были получены ООО «Рога и копыта» в порядке оплаты за поставку отечественной продукции. Факт совершения этой операции был выявлен налоговым органом при проведении выездной налоговой проверки. Курс евро на день совершения расчетов составил 35,6руб./евро.

Информация о работе Развитие валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ