Развитие валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:28, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть особенности валютного контроля но экспортно-импортным операциям резидентов в РФ и пути его совершенствования.

Для достижения цели курсовой работы, необходимо решить следующие задачи:

1. Исследовать теоретические основы организации валютного контроля ВЭД за экспортно-импортными операциями.

2. Рассмотреть особенности валютного контроля в России.

3. Охарактеризовать развитие валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы организации валютного контроля ВЭД за экспортно-импортными операциями
1.1. Необходимость валютного контроля по экспортно-импортным операциям 6
1.2. Содержание и виды валютного контроля 8
1.3. Факторы, влияющие на валютный контроль по экспортно-импортным операциям 10
Глава 2. Особенности валютного контроля в России 14
Глава 3. Развитие валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ
3.1. Перспективы развития валютного контроля в РФ 22
3.2. Пути совершенствования валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ 27
Заключение 30
Список использованной литературы 32

Работа содержит 1 файл

26-м.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

1.3. Факторы, влияющие  на валютный контроль  по экспортно-импортным  операциям

    Положения валютного законодательства РФ о  контроле над поступлением выручки  от экспорта товаров распространяется на валютные операции между резидентом (юридическим лицом и физическим лицом - индивидуальным предпринимателем) (далее - резидент) и нерезидентом, заключающиеся в осуществлении расчетов и переводов через банковские счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банках за пределами территории Российской Федерации (далее - банк-нерезидент) за вывозимые с таможенной территории Российской Федерации товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту), заключенному между резидентом и нерезидентом (далее - контракт).

    Действие  валютного контроля за поступлением выручки от экспорта товаров не распространяется на операции, осуществляемые2:

  • между нерезидентом и кредитной организацией - резидентом;
  • между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на осуществление валютных операций в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» Правительством Российской Федерации;
  • между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта.

    Согласно  Закону «О валютном регулировании и  валютном контроле» экспортеры обязаны  обеспечить зачисление валютной выручки  от экспорта товаров на свои валютные счета в уполномоченных банках РФ. При этом зачисление рассматриваемой выручки на иной счет, чем счет экспортера в уполномоченном банке, указанный в контракте, допускается только при наличии у экспортера разрешения ЦБ РФ.

    Основной  принцип действия контрольных механизмов за поступлением валютной выручки от экспорта товаров заключается в обмене информацией между банковской системой и таможенными органами. Банкам, на счета которых подлежит зачислению выручка от экспорта товаров, вменено в обязанность следить за поступлением указанной выручки на счет экспортера в полном объеме. Все сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для осуществления контроля, излагаются экспортером в стандартизированной форме и фиксируются уполномоченными органами.

    С целью осуществления контроля за выполнением указанного требования на территории РФ введен следующий  порядок действий экспортеров, органов  и агентов валютного контроля3:

  1. оформление паспорта сделки;
  2. таможенное оформление экспортных товаров;
  3. передача в уполномоченные банки сведений об отгрузке экспортных товаров;
  4. контроль уполномоченными банками за поступлением валютной выручки от экспорта товаров;
  5. передача уполномоченными банками в ФТС РФ сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров;
  6. конечная проверка сведений о поступлении валютной выручки от экспорта товаров органами валютного контроля.

    Введена в действие инструкция ЦБ РФ «О порядке  представления резидентами и  нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок».

    Инструкция  направлена на ограничение и пресечение попыток отечественных предпринимателей скрыть экспортную выручку за рубежом, на обеспечение ее полного и своевременного поступления в Россию, а также на борьбу с незаконным вывозом из страны материальных и финансовых ресурсов.

    Данной  инструкцией активно вовлекаются  в механизм валютного контроля все  коммерческие банки, а базовым документом становится паспорт сделки (далее ПС), оформляемый экспортером в банке, где у него открыт валютный счет.

    Валютный контроль импортных операций

    Наряду  с «невозвратом» валютной выручки  по экспортным контрактам отток валютных ресурсов происходит зачастую в форме  авансовых платежей под импортные контракты без последующей поставки товаров и услуг.

    Некоторое сдерживающее действие оказывает введенный  порядок, когда условием платежа  при осуществлении международных  расчетов по импортным контрактам является обязательное представление российскими предприятиями в уполномоченный банк товарораспорядительных документов, подтверждающих отправку товаров в Россию.

    Механизм  контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые  товары, также как и валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, делает важным звеном валютного контроля коммерческие банки и усиливает роль ЦБ РФ.

    Система валютного контроля по импортным  операциям устанавливает контроль за обоснованностью платежей в иностранной  валюте за импортируемые товары и вводится в целях обеспечения соответствия суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных в РФ товаров. Действие системы валютного контроля распространяется на4:

    а) валютные операции в отношении товаров, которые ввозятся в РФ в соответствии с таможенными режимами «выпуск для свободного обращения» и «реимпорт»;

    б) сделки, по которым расчеты полностью или частично предусмотрены в иностранной валюте.

    Базовым документом валютного контроля является паспорт импортной сделки (ПСи), который оформляется импортером в банке импортера и содержит основные условия внешнеторгового контракта.

    С предоставлением в банк импортера  ПСи импортер принимает на себя ответственность  перед органами и агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в ПСи, условиям контракта, а также за поступлением в РФ товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 дней между днем оплаты и датой таможенного оформления. При невозможности поставки товаров импортер обязан возвратить в установленные контрактом сроки на указанный в ПСи текущий валютный счет импортера суммы предоплаты, которая ранее была переведена иностранной стороне. В случае невыполнения условий поставок товаров или невозврата валюты они несут ответственность в виде штрафа в размере суммы, эквивалентной сумме иностранной валюты, переведенной в оплату товаров. Однако штраф не налагается в случаях, когда форс-мажорные обстоятельства документально подтверждены.

    Банк  импортера после проверки соответствия данных ПСи условиям контракта подписывает экземпляры ПСи. Первый экземпляр возвращается импортеру, второй - служит основанием для открытия банком импортера досье, в котором он помещается для хранения вместе с другими документами.

Глава 2. Особенности валютного  контроля в России

    Валютный  контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом валютном регулировании и валютном контроле и иными федеральными законами5.

    Органами  валютного контроля в Российской Федерации являются ЦБ РФ, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

    Агентами  валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ, государственная корпорация. Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк), а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и налоговые органы.

    Контроль  за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также  валютными биржами осуществляет ЦБ РФ.

    Валютные  биржи - юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, установленных ЦБ РФ.

    Контроль  за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, производят в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, выступающие органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

    Правительство РФ координирует деятельность в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также обеспечивает их взаимодействие с ЦБ РФ.

    Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с ЦБ РФ.

    ЦБ  РФ осуществляет взаимодействие с другими  органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними уполномоченных банков как агентов валютного  контроля в соответствии с законодательством РФ.

    Органы  и агенты валютного  контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право6:

    - проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

    - осуществлять проверки полноты  и достоверности учета и отчетности  по валютным операциям резидентов  и нерезидентов;

    - запрашивать и получать документы  и информацию, которые связаны  с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса;

    - выдавать предписания об устранении  выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

    - применять установленные законодательством  РФ меры ответственности за  нарушение актов валютного законодательства  РФ и актов органов валютного  регулирования.

    Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, устанавливается Правительством РФ, а порядок представления уполномоченным банкам - ЦБ РФ.

    В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля в пределах своей компетенции имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов следующие документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов:

    - документы, удостоверяющие личность физического лица;

    - документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

    - документы, удостоверяющие статус юридического лица, - для нерезидентов, документ о государственной регистрации юридического лица - для резидентов;

    - свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;

    - документы, удостоверяющие права лиц на недвижимое имущество;

    - документы, удостоверяющие права нерезидентов на осуществление валютных операций, открытие счетов (вкладов), оформляемые и выдаваемые органами страны места жительства (места регистрации) нерезидента, если получение нерезидентом такого документа предусмотрено законодательством иностранного государства;

    - уведомление налогового органа по месту учета резидента об открытии счета (вклада) в банке за пределами территории РФ;

    - регистрационные документы в случаях, когда предварительная регистрация предусмотрена в соответствии с законодательством РФ;

    - документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты), доверенности, выписки из протокола общего собрания или иного органа управления юридического лица; документы, содержащие сведения

    - о результатах торгов (в случае их проведения); документы,

Информация о работе Развитие валютного контроля за экспортно-импортными операциями в РФ