Пути решения международных конфликтов

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:07, реферат

Описание работы

Целью моего реферата является анализ путей и методов урегулирования международных конфликтов.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….......3

Концептуальные основы международного конфликта. 5

Пути и методы урегулирования международного конфликта. 11

Переговоры как оптимальный путь решения международного конфликта. 19

Заключение……………………………………………………………………….26

Список литературы………………………………………………………………28

Работа содержит 1 файл

рефик политология.docx

— 61.52 Кб (Скачать)

    В современном мире механизмы урегулирования конфликтов резко отличаются от прежних. Структура этих механизмов приобретает  более сложный характер, трансформируется их иерархия.

    Все более заметную роль в составе  механизмов урегулирования конфликтов играют гуманитарные операции. В то же время полной ясности относительно содержания этого термина все еще нет. Включая в себя защиту прав и свобод человека, достоинства личности, понятие «гуманитарные операции» нередко выступает и как мотив урегулирования конфликтов, и как средство политического давления.

    Растет  роль информационного элемента. И не только в составе механизмов урегулирования споров, но и в их обострении. Война с участие Си-Эн-Эн приводит к тому, что «общественность и руководители государств описывают события в зависимости от содержания видеоклипов и их звукового сопровождения». В свою очередь, немецкий журналист М. Хеннес отмечает: « В результате постоянных репортажей о войне с ужасными картинами убийств и мародерства в Югославии для западной дипломатии все свелось к вопросу: военная интервенция, да или нет? Не было места для анализа ситуации, для прогнозирования действий, и западная дипломатия запуталась в собственной беспомощности и пустых словах».

    Правовой  элемент претерпевает достаточно сложные  метаморфозы: это и снижение в  последние несколько лет роли ООН и ее Совета Безопасности, и  пренебрежение нормами международного права в новой доктрине и в  действиях Североатлантического союза, и отставание международного законотворчества от развития событий на мировой арене.

    При всех оговорках и ограничениях, которые  высказываются по этому поводу, остается бесспорной роль военного элемента в  предупреждении, урегулировании конфликтов и осуществлении над ними контроля со стороны международного сообщества (ООН). В этой связи специалисты  в области стратегических исследований выделяют четыре категории военных  задач (подчеркивая при этом, что  речь не идет об оборонных задачах, так как в большинстве случаев  нет угрозы суверенитету).

    Во-первых, это участие в военных операциях. Решение этой задачи связано с  поддержанием соглашений о контроле над вооружениями, с обеспечением свободы судоходства в мировом  океане, а также с проведением  миротворческих операций. Вторая задача формулируется как оказание помощи местной гражданской администрации  и включает в себя обеспечение  правопорядка в зоне поддержания  мира, обслуживание и материально-техническую  поддержку инфраструктуры, безопасности границ, борьбу с наркобизнесом и  терроризмом. Третья задача – оказание гуманитарной помощи населению при  стихийных бедствиях, поддержка  НПО (например, «Врачей без границ») и помощь беженцам. Наконец, четвертая  задача связана с осуществлением односторонних военных операций, включающих в себя действия по спасению насильственно удерживаемого персонала, по эвакуации мирного населения.

    Особую  роль, как показывает политическая практика последних лет, играют миротворческие операции. Они включают в себя:

    1. Собственно миротворчество (или установление мира) - дипломатические усилия, связанные с организацией посредничества и переговоров, между сторонами конфликта, направленные на достижение соглашения.
    2. Поддержание мира – операции не боевого характера, осуществляемые с согласия сторон в целях выполнения достигнутых соглашений.
    3. Принуждение к миру – боевые операции или гроза применения силы по принуждению или сдерживанию воюющих сторон.
    4. Построение мира – деятельность, осуществляемая после завершения боевых действий и направленная на восстановление экономики и политической стабильности в регионах конфликта.

    Главы 4 «Мирное разрешение споров» и 5 «Действия в отношении угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии»  Устава ООН представляют собой основы мандата на проведение миротворческой операции. Однако в них нет таких  понятий, как «установление мира», «поддержание мира» или «принуждение к миру».

    ООН стремилась не давать определения этим понятиям по политическим мотивам. Так, Специальный комитет по операциям  по поддержанию мира каждый год рассматривал вопрос о разработке соответствующей  декларации. Однако каждый год он решал  не приступать к данной разработке на том основании, что зафиксированное  определение лишило бы гибкости и  прагматичности саму концепцию, имевшуюся  в распоряжении ООН. Традиционные операции по поддержанию мира, предполагающие беспристрастность и согласие конфликтующих сторон, обычно проводятся на основе положений 6 главы, «операции шестой главы»10. Но так как природа конфликтов изменилась, то все чаще принимаются решения о проведении операций, которые выходят за рамки традиционного поддержания мира. Мандаты этих операций опираются на главу 8, а именно на «мероприятия при угрозе миру или нарушении мира и при агрессивных действиях»11. В то же время практика миротворчества порождает в последние годы ряд коллизий, как, например, в бывшей Югославии.

    При односторонних шагах участники  не согласовывают свои действия, а  принимают решения и ведут  себя независимо друг от друга. Односторонние  шаги подразумевают такие варианты поведения (подходы):

     • реализация выигрыша одной из сторон (попытка одержать победу);

     • капитулирование перед противником;

     • игнорирование конфликтной ситуации;

    Существует  и второй путь урегулирования конфликтов — путь совместного с противоположной  стороной решения проблемы. В отличие  от ориентации на односторонние действия, этот путь означает следующее: участники  исходят из того, что противоречия, возникшие между ними, должны быть обсуждены и в результате этого  обсуждения должно быть найдено решение  проблемы. Таков путь политического  урегулирования конфликта. Он предполагает проведение прямых переговоров или  переговоров с помощью посредника. Решение, которое принимается сторонами  на переговорах, если они завершились  договоренностями, всегда есть совместное решение, то есть то, на которое согласились  оба участника, подписав заключительный документ. В этом случае стороны  исходят из того, что в результате обсуждения можно найти взаимоприемлемое решение, которое затем закрепляется юридическими документами (договорами и соглашениями).

    Порой стороны одновременно пытаются реализовать  и односторонние шаги, и совместные действия. Однако в любом конфликте  один из этих путей доминирует как  в конкретный этап, так и при  разрешении конфликта в целом. То, какой путь будет избран участниками  в качестве главного, зависит от многих факторов, в том числе от существующих традиций и наличных механизмов разрешения конфликтов у его участников, от их установок и навыков в  этой области. Возможна и смена основного  пути в ходе разрешения конфликта. Такая  смена вызывается различными причинами. В международных отношениях это  могут быть, например, внутриполитические изменения у того или иного  участника конфликта, осознание  невозможности реализовать свои интересы путем односторонних действий, влияние третьих стран.

    В литературе обычно встречается противопоставление двух подходов к конфликту, а именно основанных на силовых или мирных методах его разрешения. При этом под силовыми методами обычно подразумеваются  вооруженные средства борьбы, а под мирными — только переговоры. То есть мирные средства в узком смысле слова (без учета правовых процедур) Выделение в анализе только этих крайних методов — вооруженных и мирных — во многих случаях оправдано, особенно если принять во внимание серьезную опасность, связанную с использованием вооруженных методов разрешения конфликта в современном мире.

    По  мере развития конфликта могут меняться не только его участники, но и предмет  спора. Из этого следует, что конфликт никогда не бывает статичным. Он постоянно  развивается фактически по всем параметрам. Сам факт развития, изменения конфликта  открывает возможности для его  урегулирования. Именно в силу появления  новых аспектов в отношениях между  сторонами-участниками конфликта  они могут прийти к согласию, которое  еще вчера казалось невозможным. Таким образом, если конфликт не урегулируется  в данный конкретный момент, то это  не означает, что он вообще не подлежит урегулированию. Суть урегулирования как раз и заключается в том, чтобы изменить ситуацию и сделать возможным нахождение мирного взаимоприемлемого решения.

    В то же время, занимаясь урегулированием, следует учитывать, что развитие конфликта может идти и по прямо  противоположному пути — по пути ухудшения  условий для урегулирования. На практике нередки случаи, когда условия, на которых предполагалось урегулирование, со временем оказывались упущенными. В итоге конфликт усиливался, и  сторонам приходилось вновь, уже  в более сложных условиях, искать возможности для взаимоприемлемых решений.

    В теоретических работах по урегулированию конфликтов, особенно международных, часто  встречаются также следующие  понятия:

     • конфликтные отношения;

     • конфликтные действия без применения оружия;

     • кризис;

     • вооруженные действия (вооруженный  конфликт).

    Таким образом, каждое из этих четырех понятий  описывает специфику взаимоотношения  сторон главным образом на международной  арене, которую необходимо учитывать  в ходе урегулирования. При анализе  внутренних конфликтов тоже используют названные понятия, хотя нередко  серьезное внимание на внутренний конфликт обращают только тогда, когда уже  начинаются вооруженные действия.

    Обычно  конфликтные отношения являются продолжительными и нередко окрашиваются в крайне враждебные тона. В случае кратковременного ухудшения отношений  разногласия, споры, инциденты, иногда весьма серьезные, зачастую возникают  даже между союзниками, но все же они не представляют реальной угрозы для отношений сторон в целом. Выбор мирного пути их разрешения, в общем-то, очевиден. Одним из примеров таких разногласий, причем имевших очень острый характер, могут служить противоречия в подходах по проблемам торговли и тарифов, возникшие между Европейским экономическим сообществом (впоследствии — Европейским союзом) и США в 1992 году. Ситуация тогда настолько осложнилась, что даже был пущен в оборот термин «торговая война». Однако то, что до реальной войны дело не дойдет, ни у кого не вызывало сомнений. Однако и в том, и в другом случае происходили качественные изменения в отношениях между участниками.

    Довольно  высокий уровень враждебности и  продолжительный характер конфликтных  отношений К. Холсти определил как напряженность в отношениях. Обычно она охватывает целый комплекс проблем, и требуется долгий путь для урегулирования взаимоотношений, причем возможное достижение согласия по какому-либо отдельному незначительному вопросу редко ведет к принципиальному изменению отношений сторон12.

    Конфликтные отношения бывают и менее выраженными, тогда они не исключают возможности  сотрудничества между государствами  в таких сферах, как торговля, культура, и даже по ряду политических вопросов. Например, отношения между  Востоком и Западом периода «холодной  войны» в целом характеризовались  как конфликтные, но это не исключало  развития различных контактов и  взаимодействия между странами во многих сферах.

    Конфликтные отношения и действия нередко  предшествуют кризису, который характеризуется  резким, внезапным ухудшением этих отношений. Вообще внезапность, неожиданность, быстрота и лавинообразность развития событий, их непредсказуемость и плохая управляемость — отличительные признаки кризисной ситуации. Именно в наличии таких признаков заключается особая опасность кризиса.

    Кризис  означает не просто ухудшение отношений, пусть даже резкое. В большинстве  словарей «кризис» определяется как  «ключевая точка», «поворотный момент», «резкое изменение», «крутой перелом», «тяжелое переходное состояние». Таким  образом, участники конфликта, достигнув  кризисной точки, переходят к  качественно иным отношениям. Изучение подобных ситуаций способствовало выделению  самостоятельной области исследования и практики, отражающей специфику  кризиса, — кризисному урегулированию (кризисное управление).

    Когда стороны все сильнее начинают проявлять враждебный характер по отношению  друг к другу, — тогда за кризисом (переломной точкой) следуют вооруженные  действия и далее развивается  вооруженный конфликт.

    Множество различного рода войн — мировых, региональных, локальных — являются примерами  вооруженных конфликтов. Впрочем, вооруженный  конфликт может начаться и без  особо выраженной кризисной точки, и даже вообще без ухудшения (хотя бы внешнего) отношений сторон, как, например, нападение фашистской Германии на Советский Союз в июне 1941 года.

    Между содержанием понятий «конфликтные отношения», «кризис», «конфликтные действия», «вооруженный конфликт» нет четко  очерченных границ. Отношения участников могут переходить из одного состояния  в другое, поэтому не следует абсолютизировать названные понятия, однако важно  иметь в виду, что задачи урегулирования в каждом из этих случаев несколько  различны. При конфликтных отношениях, кризисе, конфликтных действиях (но не перешедших в вооруженное противостояние) главное заключается в том, чтобы  не допустить попыток силового решения  проблемы; при вооруженных же действиях — перейти от силовых решений к мирным методам урегулирования.

Информация о работе Пути решения международных конфликтов