Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 15:07, реферат
Целью моего реферата является анализ путей и методов урегулирования международных конфликтов.
Введение……………………………………………………………………….......3
Концептуальные основы международного конфликта. 5
Пути и методы урегулирования международного конфликта. 11
Переговоры как оптимальный путь решения международного конфликта. 19
Заключение……………………………………………………………………….26
Список литературы………………………………………………………………28
В современном мире механизмы урегулирования конфликтов резко отличаются от прежних. Структура этих механизмов приобретает более сложный характер, трансформируется их иерархия.
Все более заметную роль в составе механизмов урегулирования конфликтов играют гуманитарные операции. В то же время полной ясности относительно содержания этого термина все еще нет. Включая в себя защиту прав и свобод человека, достоинства личности, понятие «гуманитарные операции» нередко выступает и как мотив урегулирования конфликтов, и как средство политического давления.
Растет роль информационного элемента. И не только в составе механизмов урегулирования споров, но и в их обострении. Война с участие Си-Эн-Эн приводит к тому, что «общественность и руководители государств описывают события в зависимости от содержания видеоклипов и их звукового сопровождения». В свою очередь, немецкий журналист М. Хеннес отмечает: « В результате постоянных репортажей о войне с ужасными картинами убийств и мародерства в Югославии для западной дипломатии все свелось к вопросу: военная интервенция, да или нет? Не было места для анализа ситуации, для прогнозирования действий, и западная дипломатия запуталась в собственной беспомощности и пустых словах».
Правовой
элемент претерпевает достаточно сложные
метаморфозы: это и снижение в
последние несколько лет роли
ООН и ее Совета Безопасности, и
пренебрежение нормами
При всех оговорках и ограничениях, которые высказываются по этому поводу, остается бесспорной роль военного элемента в предупреждении, урегулировании конфликтов и осуществлении над ними контроля со стороны международного сообщества (ООН). В этой связи специалисты в области стратегических исследований выделяют четыре категории военных задач (подчеркивая при этом, что речь не идет об оборонных задачах, так как в большинстве случаев нет угрозы суверенитету).
Во-первых,
это участие в военных
Особую роль, как показывает политическая практика последних лет, играют миротворческие операции. Они включают в себя:
Главы 4 «Мирное разрешение споров» и 5 «Действия в отношении угрозы миру, нарушения мира и актов агрессии» Устава ООН представляют собой основы мандата на проведение миротворческой операции. Однако в них нет таких понятий, как «установление мира», «поддержание мира» или «принуждение к миру».
ООН стремилась не давать определения этим понятиям по политическим мотивам. Так, Специальный комитет по операциям по поддержанию мира каждый год рассматривал вопрос о разработке соответствующей декларации. Однако каждый год он решал не приступать к данной разработке на том основании, что зафиксированное определение лишило бы гибкости и прагматичности саму концепцию, имевшуюся в распоряжении ООН. Традиционные операции по поддержанию мира, предполагающие беспристрастность и согласие конфликтующих сторон, обычно проводятся на основе положений 6 главы, «операции шестой главы»10. Но так как природа конфликтов изменилась, то все чаще принимаются решения о проведении операций, которые выходят за рамки традиционного поддержания мира. Мандаты этих операций опираются на главу 8, а именно на «мероприятия при угрозе миру или нарушении мира и при агрессивных действиях»11. В то же время практика миротворчества порождает в последние годы ряд коллизий, как, например, в бывшей Югославии.
При односторонних шагах участники не согласовывают свои действия, а принимают решения и ведут себя независимо друг от друга. Односторонние шаги подразумевают такие варианты поведения (подходы):
• реализация выигрыша одной из сторон (попытка одержать победу);
•
капитулирование перед
•
игнорирование конфликтной
Существует
и второй путь урегулирования конфликтов
— путь совместного с противоположной
стороной решения проблемы. В отличие
от ориентации на односторонние действия,
этот путь означает следующее: участники
исходят из того, что противоречия,
возникшие между ними, должны быть
обсуждены и в результате этого
обсуждения должно быть найдено решение
проблемы. Таков путь политического
урегулирования конфликта. Он предполагает
проведение прямых переговоров или
переговоров с помощью
Порой стороны одновременно пытаются реализовать и односторонние шаги, и совместные действия. Однако в любом конфликте один из этих путей доминирует как в конкретный этап, так и при разрешении конфликта в целом. То, какой путь будет избран участниками в качестве главного, зависит от многих факторов, в том числе от существующих традиций и наличных механизмов разрешения конфликтов у его участников, от их установок и навыков в этой области. Возможна и смена основного пути в ходе разрешения конфликта. Такая смена вызывается различными причинами. В международных отношениях это могут быть, например, внутриполитические изменения у того или иного участника конфликта, осознание невозможности реализовать свои интересы путем односторонних действий, влияние третьих стран.
В литературе обычно встречается противопоставление двух подходов к конфликту, а именно основанных на силовых или мирных методах его разрешения. При этом под силовыми методами обычно подразумеваются вооруженные средства борьбы, а под мирными — только переговоры. То есть мирные средства в узком смысле слова (без учета правовых процедур) Выделение в анализе только этих крайних методов — вооруженных и мирных — во многих случаях оправдано, особенно если принять во внимание серьезную опасность, связанную с использованием вооруженных методов разрешения конфликта в современном мире.
По
мере развития конфликта могут меняться
не только его участники, но и предмет
спора. Из этого следует, что конфликт
никогда не бывает статичным. Он постоянно
развивается фактически по всем параметрам.
Сам факт развития, изменения конфликта
открывает возможности для его
урегулирования. Именно в силу появления
новых аспектов в отношениях между
сторонами-участниками
В
то же время, занимаясь урегулированием,
следует учитывать, что развитие
конфликта может идти и по прямо
противоположному пути — по пути ухудшения
условий для урегулирования. На практике
нередки случаи, когда условия, на
которых предполагалось урегулирование,
со временем оказывались упущенными.
В итоге конфликт усиливался, и
сторонам приходилось вновь, уже
в более сложных условиях, искать
возможности для
В теоретических работах по урегулированию конфликтов, особенно международных, часто встречаются также следующие понятия:
• конфликтные отношения;
• конфликтные действия без применения оружия;
• кризис;
• вооруженные действия (вооруженный конфликт).
Таким
образом, каждое из этих четырех понятий
описывает специфику
Обычно конфликтные отношения являются продолжительными и нередко окрашиваются в крайне враждебные тона. В случае кратковременного ухудшения отношений разногласия, споры, инциденты, иногда весьма серьезные, зачастую возникают даже между союзниками, но все же они не представляют реальной угрозы для отношений сторон в целом. Выбор мирного пути их разрешения, в общем-то, очевиден. Одним из примеров таких разногласий, причем имевших очень острый характер, могут служить противоречия в подходах по проблемам торговли и тарифов, возникшие между Европейским экономическим сообществом (впоследствии — Европейским союзом) и США в 1992 году. Ситуация тогда настолько осложнилась, что даже был пущен в оборот термин «торговая война». Однако то, что до реальной войны дело не дойдет, ни у кого не вызывало сомнений. Однако и в том, и в другом случае происходили качественные изменения в отношениях между участниками.
Довольно высокий уровень враждебности и продолжительный характер конфликтных отношений К. Холсти определил как напряженность в отношениях. Обычно она охватывает целый комплекс проблем, и требуется долгий путь для урегулирования взаимоотношений, причем возможное достижение согласия по какому-либо отдельному незначительному вопросу редко ведет к принципиальному изменению отношений сторон12.
Конфликтные отношения бывают и менее выраженными, тогда они не исключают возможности сотрудничества между государствами в таких сферах, как торговля, культура, и даже по ряду политических вопросов. Например, отношения между Востоком и Западом периода «холодной войны» в целом характеризовались как конфликтные, но это не исключало развития различных контактов и взаимодействия между странами во многих сферах.
Конфликтные отношения и действия нередко предшествуют кризису, который характеризуется резким, внезапным ухудшением этих отношений. Вообще внезапность, неожиданность, быстрота и лавинообразность развития событий, их непредсказуемость и плохая управляемость — отличительные признаки кризисной ситуации. Именно в наличии таких признаков заключается особая опасность кризиса.
Кризис
означает не просто ухудшение отношений,
пусть даже резкое. В большинстве
словарей «кризис» определяется как
«ключевая точка», «поворотный момент»,
«резкое изменение», «крутой перелом»,
«тяжелое переходное состояние». Таким
образом, участники конфликта, достигнув
кризисной точки, переходят к
качественно иным отношениям. Изучение
подобных ситуаций способствовало выделению
самостоятельной области
Когда стороны все сильнее начинают проявлять враждебный характер по отношению друг к другу, — тогда за кризисом (переломной точкой) следуют вооруженные действия и далее развивается вооруженный конфликт.
Множество различного рода войн — мировых, региональных, локальных — являются примерами вооруженных конфликтов. Впрочем, вооруженный конфликт может начаться и без особо выраженной кризисной точки, и даже вообще без ухудшения (хотя бы внешнего) отношений сторон, как, например, нападение фашистской Германии на Советский Союз в июне 1941 года.
Между
содержанием понятий «