Проектное финансирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 20:55, курсовая работа

Описание работы

Имеются различные определения понятия "проектного финансирования". Среди них есть как трактовки отдельных ученых, так и формулировки крупных международных организаций. Так, Игонина Л.Л. определяет проектное финансирование как специфический механизм финансирования, который включает анализ технических и экономических характеристик инвестиционного проекта и оценку связанных с ним рисков, базой возврата вложенных средств являются доходы проекта, остающиеся после покрытия всех издержек, а особенностью этой формы финансирования является также возможность совмещения различных видов капитала: банковского, коммерческого, государственного, международного .

Работа содержит 1 файл

Курсач.docx

— 66.29 Кб (Скачать)

– BTO-contracts (build-transfer-operate) – контракты на «строительство – передачу прав собственности – управление». Практически то же, что и ВОТ- контракт, за исключением того, что государственный сектор не имеет прав собственности, пока строительство не завершено;

– BOO-contracts (build-own-operate) – контракты на «строительство – владение– управление». Это проекты, в которых права собственности на проект остаются в проектной компании в течение всего срока жизни проекта, например, частная электростанция или сеть мобильной связи. Следовательно, проектная компания получит прибыль от любой остаточной стоимости проекта (проектное соглашение с частным сектором тоже относят к этой категории).

  Совместное предприятие – форма ГЧП, при которой имеет место участие частного сектора в капитале государственного предприятия, происходит акционирование предприятия. Степень свободы частного сектора в принятии административно–хозяйственных решений определяется при этом его долей в акционерном капитале. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения. В отличие от договоров концессии совместные предприятия ГЧП реализуются, как правило, в проектах городской сферы [8, с. 57].

  Лизинговые (арендные) отношения – форма ГЧП, возникающая в связи с передачей государством в аренду частному сектору собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования. В качестве платы за пользование государственным имуществом частные компании вносят в казну арендную плату.

  Соглашения о разделе продукции – форма ГЧП, в соответствии с которой государство поставляет инвестору – субъекту предпринимательской деятельности на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, и инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела;

  Генеральные контракты – форма ГЧП, при которой сочетаются элементы классической концессионной схемы государственно–частного партнерства и государственного контракта. При реализации генеральных контрактов допускается оформление долга на дочерние структуры (так называемые special purpose vehicle – SPV). Схема SPV выражается в учреждении компанией, выигравшей тендер, дочернего общества для непосредственной реализации проекта и привлечении для этой компании кредита. Кредиты получают статус «национальных» после успешного завершения строительства объекта.   Генеральные контракты не содержат обязательство частной компании эксплуатировать  или сопровождать объект. Оплата генеральных контрактов производится по стоимости контракта за вычетом суммы, которая оплачивается сразу после сдачи объекта (обычно 10—40% стоимости контракта).

  Кроме известной в мировой практике формы государственно - частного партнерства как инструмента проектного финансирования, были предложены следующие два альтернативных механизма: частно – частные партнерства и государственно–государственные партнерства.

  В рамках частно - частных партнерств можно выделить следующие типы проектного финансирования:

– Частная компания + Банки / Банковские консорциумы;

– Частная компания +банки +крупная инвестиционная корпорация;

– Частная компания +Банки +Экспортное страховое агентство;

– Частная компания+Спонсоры;

– Частная компания+ Банки +Фонды;

– Частные компании + Банки + Международные организации [4].

  Значение банков является существенным в проектном финансировании. Соотношение между собственными и заемными средствами при осуществлении проекта колеблется в зависимости от отрасли (20:80, 30:70, в гостиничном бизнесе 40:60). Если раньше банки во многом ограничивались кредитной функцией, то в настоящее время они являются важнейшим звеном  в развитии инвестиционных стратегий мировой экономики. Изменилась и стратегия финансирования проекта со стороны банков. Ранее банки имели опосредованный контроль над проектом, их интерес ограничивался величиной процента по кредиту. Теперь через механизм проектного финансирования они получили возможность не только вкладывать средства, но и, путем воздействия на состав участников, контролировать проект до момента погашения всех обязательств перед ними и даже влиять последующую судьбу проекта.

  Финансовые схемы проектного финансирования (ПФ) делятся на параллельное и последовательное проектное финансирование. Параллельное финансирование означает, что несколько кредитных учреждений с инициатором в лице солидного коммерческого банка или международного финансового института, выделяют займы для реализации дорогостоящего инвестиционного проекта. Применяются 2 формы совместного финансирования:

– Независимое параллельное финансирование, когда каждый банк заключает с заемщиком кредитное  соглашение и финансирует свою часть  инвестиционного проекта (субпроект).

– Софинансирование, когда кредиторы выступают единым пулом (консорциумом, синдикатом).

  В схеме проектного финансирования с последовательным финансированием обязательно присутствует крупный банк, который выступает только в роли инициатора кредитных сделок. После выдачи займа предприятию банк-инициатор / банк-организатор передает по договору концессии свои требования к заемщику другому кредитору. За оценку инвестиционного проекта, разработку кредитного договора и выдачу займа банк-организатор получает комиссионное вознаграждение.

  В рамках государственно - государственных партнерств (ГГП) выделяют:

– Проектное финансирование на региональном уровне, которое предполагает создание совместных организаций в  рамках одного региона.

– Проектное финансирование на глобальном уровне. Данное сотрудничество стран характерно, прежде всего, для этих проектов в нефтегазовом секторе [4].

   Таким образом, следует отметить, что принципиально новым способом финансирования инвестиционных проектов является проектное финансирование, в рамках которого выделяют государственно-частные партнерства, частно - частные партнерства и государственно - государственные партнерства. Все субъекты как на макро – (государство, международные организации), так и на микроуровне (проектные компании, банки, инвесторы), стремятся к максимизации прибыли и к снижению негативных последствий рисков. Для этого важно правильно оценить проект, выбрать оптимальную схему инвестирования и достичь намеченных целей. Грамотно реализованный инвестиционный проект принесет не только прибыль для непосредственных участников, но и социальный эффект: развивает инфраструктуру, создает новые рабочие места, стимулирует рост доходов, а также развивает рынки и экономику страны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  2. Мировой опыт проектного финансирования

     

 

  В 70-90-ые годы 20 века проектное финансирование интенсивно развивалось в электроэнергетике и других отраслях общественной инфраструктуры, широко применялось для финансирования мирового распространения мобильной телефонии. Важнейшими драйверами развития проектного финансирования в конце 20-го – начале 21века стала интернационализация глобального финансового рынка и рынка инвестиций и приватизация предприятий общественной инфраструктуры (в частности – ЖКХ) в большинстве развитых рыночных стран.

  По данным международного журнала «Project finance and Infrastructure Finance» объем сделок проектного финансирования в мире вырос с 2001 г по 2008г. более чем в 3 раза и составил на конец 2008 г. 193,5 млрд. долл. США. В 2008 г. отмечен максимальный объем сделок, на рынке проектного финансирования начиная с 2001 г.

  В 2009г. в результате глобального финансово-экономического кризиса объем проектного финансирования в мире сократился на 41% и составил в 2009 г. 115 млрд. долл. США. Лидирующий сектор экономики по применению проектного финансирования – энергетика. На долю этого сектора приходится 40% объема глобального рынка проектного финансирования. 38% приходится на долю инфраструктуры.

  По результатам 2009 г. на долю Западной Европы приходилось 22% рынка проектного финансирования, Азии – 31%, Северной Америки – 11%, Средней Азии и Африки -11%, прочие -25% (в том числе 2 наиболее крупных проекта, реализуемых в Бразилии). [11].

  Базируясь на международном опыте можно выделить следующие основные сферы сотрудничества частного сектора с государственным:

–  в коммунальной сфере (сеть служб городского хозяйства):

– в области здравоохранения  и санитарной очистки (водоснабжение, канализация, сбор и переработка твердых бытовых отходов);

– услуги в области электроэнергетики  и телекоммуникаций;

– в области строительства  и управления общественными зданиями;

– в социальной сфере, в  области спорта и культуры;

– в области транспорта (сооружение, содержание и управление, эксплуатация):

– дорожная инфраструктура и инженерные сооружения;

– система общественного  транспорта;

– морские порты;

– аэропорты;

–  в области здравоохранения  и социальных услуг;

– в области информационно-коммуникационной поддержки предпринимательской деятельности;

– в области лесного  комплекса (строительство и эксплуатация лесовозных дорог, лесозаготовки и  развитие производств по глубокой переработке  древесины) [4].

  Приведем некоторые примеры реализации различных форм проектного финансирования в мировой практике.

  Так, такая форма государственно - частного партнерства как концессия активно используется в зарубежных странах. До 1990-х гг. они находили применение преимущественно в недропользовании, а после 1990-х гг. в концессию стали передаваться иные объекты государственной собственности.

  Все многообразие существующих схем управления концессионным процессом сведено к трем основным моделям: общеэкономической (которая используется, в частности, в Коста-Рике, Сербии, Ямайке), отраслевой (Нидерланды, Португалия, Польша) и единого регулирования межотраслевых комплексов (США, Великобритания, Канада, Аргентина, Перу). В качестве основных критериев конкурсного отбора концессионной компании за рубежом выступают максимальные концессионные платежи, минимальные тарифы, чистый дисконтированный доход, потребность в государственной субсидии для реализации проекта, обоснованность финансового плана, техническое качество проекта [12].

  Также примером ГЧП – проекта на основе договора концессии стал проект «Tihama Power Generation» – строительство четырех заводов по производству электроэнергии (Саудовская Аравия). Балы  использована концессионная модель BOOT– «build - own - operate - transfer». Схема финансирования предусматривала привлечение ресурсов преимущественно по долговым каналам (510 млн. дол. США). Спонсорами проекта стали «Interna-tional Power”  и  «Saudi Oger», финансовые консультация предоставлял один из наиболее активных банков проектного финансирования в мире - «BNP Paribas».

  Концессионные проекты ГЧП в странах ЦВЕ охватывают следующие сферы.

– Страны Балтии: некоторые  проекты находятся в процессе реализации, однако строительство латвийского  Южного Моста в Риге стало причиной скандала из-за непрерывно растущего  объема расходов.

– Болгария: концессия используется в различных секторах, но проекты, которые в данный момент находятся  в процессе реализации, касаются главным  образом транспортной инфраструктуры. Существующие концессии в области  водоснабжения и вывоза отходов  в Софии также вызвали общественное недовольство и многочисленные критические  замечания из-за недостатков в  их осуществлении.

– Хорватия: механизм концессии  находит отражение в проектах автомагистралей, а также в проекте  строительства станции водоочистки  в Загребе. Только несколько новых  проектов находятся в стадии реализации.

– Чешская республика: в  процессе разработки находятся несколько  проектов в различных отраслях, главным  образом в секторе дорожного  строительства. Попытка строительства  автострады D47 в рамках концессии  была неудачной.

– Польша: участок автострады A2 и участок «Гданьск-Торун» автострады A1 были построены с использованием механизма концессии. Несколько других проектов в сфере железнодорожного и автодорожного строительства находятся в процессе разработки.

– Румыния: Бухарестские водоочистные сооружения и станции по очистке  сточных вод переданы в концессию, но большинство других проектов –  главным образом по строительству  дорог, а также некоторые проекты  в сфере здравоохранения, находятся  в стадии проведения тендеров.

– Сербия: попытка использования  схемы концессии при строительстве  магистрали Хоргоз-Позега закончились расторжением контракта. Белградские проекты в сфере канализации и водоснабжения находятся в стадии разработки.

– Словакия: автострада D1 является примером разработки пилотного концессионного проекта. Правительство было подвергнуто  жесткой критике за то, что освободило некоторые участки автострад, переданные в концессию, от «государственной экспертизы», которая помогла бы обеспечить представление  проектам приемлемого соотношения  цены и качества.

  В других странах ЦВЕ концессионный механизм находится на ранней стадии развития. Модернизация Тиранского аэропорта в Албании является одним из немногих проектов на Западных Балканах [13, с. 4-5].

  В рамках лизинговых отношений было осуществлено строительство 18 тюрем во Франции общей стоимостью 900 млн. евро. Там были приняты соответствующие нормы в области уголовного права и юриспруденции, которые позволили частному сектору на условиях «продажи и возврата в лизинг» финансировать муниципальное строительство и недвижимость в обмен на единоличное право получения дохода (компенсации) на вложенные средства или на право покупки соответствующего актива.

Информация о работе Проектное финансирование