Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 09:34, курсовая работа
Целью представленной курсовой работы является рассмотрение такого явления истории как «охота на ведьм», выявление основных причин, послуживших её началу и рассмотрение ведовских процессов в феодальной Европе. Данная цель, раскрывается, главным образом, через такие задачи как:
Установить причины развития такого» коллективного безумия", условия, способствовавшие этому.
Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I ВЕДОВСИЕ ПРОЦЕССЫ………………………………………………..6
1.Начало охоты на ведьм и создание инквизиции……………………….........6
2.Процессы над ведьмами и их этапы…………………………………............9
ГЛАВА II ПРОЦЕССЫ НАД ВЕДЬМАМИ В ФЕОДАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ…......20
2.1 Франция………………………………………………………………………20
2.2 Испания………………………………………………………………………22
2.3 Германия……………………………………………………………………...23
2.4 Норвегия……………………………………………………………………...25
2.5 Швеция……………………………………………………………………….26
2.6 Финляндия……………………………………………………………………28
2.7 Англия………………………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………………………………...32
Ведовство пришло в Германию поздно и процессы против ведьм отнюдь не были часты. Ведовство окончательно материализовалось в Германии после Тридентского собора (1563), когда решено было вновь отвоевать эту страну у протестантизма.
2.4 Норвегия
Как и во всей Скандинавии, в Норвегии считалось, что ведьмы способны вызывать бурю, переворачивать лодки и прогонять от берегов косяки рыбы. Чтобы совершать подобные подвиги, им приходилось оборачиваться гусями или лебедями и летать в таком обличье над морем, бросать в море, завязанное узлами полотенце, открывать мешок с ветром или высвистывать бурю. В северных странах на Рождество и в канун летнего солнцестояния проходили большие шабаши, в которых участвовали до 60 ведьм; излюбленными местами для такого рода сборищ были гора Лидергорн близ Бергена, Бальвольден и гора Домен в Восточной Финляндии, Доврефьельд, а также Гекла в Исландии. Многие из этих мест расположены довольно далеко, но норвежские ведьмы легко преодолевали расстояние, обернувшись кошками, собаками, волками или воронами и путешествуя на метле, кочерге, черной овце или собаке. На шабашах они пили мед и пиво, танцевали и играли в карты. Иногда сам дьявол подыгрывал им на лангшпиле (народный струнный инструмент, на котором играют смычком) или на дудке и барабане, а то и просто на рожке30.
Всего в Норвегии прошло не более 20 ведовских процессов. Первый зафиксированный в документах состоялся в 1592 г. в Бергене, когда приговорили к смерти Олуфа Гурдаля. Два года спустя в том же Бергене приговорили еще трех ведьм: Дитис Ренке объявили вне закона, а Юханну Йенсдаттер Фламске (фламандку) и Анну Кнутсдаттер, жену Кирстена Юде, сожгли. До следующего процесса прошло почти 13 лет; в 1622 г. Синневе (фамилия неизвестна) удавилась в тюрьме в ожидании суда; ее тело сожгли.
2.5 Швеция
В результате удивительнейшего происшествия в истории ведовства расстались с жизнью 85 человек, которые якобы соблазном завлекли три сотни детей летать по ночам на Блокулу. Заявление о том, что дьявол «подчинил своей власти» несколько сот детей и что его «видели, когда он в доступном глазу обличье разгуливал по стране», положило начало расследованию.
Основания
для этого легализованного
Местом сбора была Блокула, «прекрасный большой луг, которому конца не видно. Перед домом, где они собирались, стояли разрисованные разными цветами ворота; через них все попадали на луг, не тот, на котором оставались животные, а другой, внутренний».
В этой сказочной стране справлялись, однако, дьявольские церемонии, которые состояли из семи актов:
1. Отречение от Бога, для чего нужно было порезать палец и написать кровью свое имя в книге дьявола.
2. Крещение дьяволом.
3. Клятва верности. Ведьмы бросали в воду пружинки от часов с такими словами: «Как эти пружинки никогда больше не вернутся в часы, из которых они взяты, так и моя душа никогда не вернется на небеса».
4. Пир. В меню входили: «бульон с беконом, овсянка, хлеб с молоком, маслом и сыром».
5.
Танцы, которые кончались «
6. Музыка и совокупления.
7.
В конце все строили дом,
где ведьмы должны были
Ведьмы обещали дьяволу творить зло, которое сводилось, однако, к обыкновенной порче. Это мрачное повествование оживляет одна забавная деталь: один свидетель рассказывал о своих головных болях.
Как и следовало ожидать, ни одна ведьма не в состоянии была совершить ничего из того, что им приписывали, но у тех, кто верил в ведовство, на все готов был ответ: «Господа члены комиссии со всей честностью и усердием пытались убедить их продемонстрировать какие-нибудь из своих фокусов, но без пользы; все как одна признали, что с тех пор, как они раскаялись в своих преступлениях, их ведовская сила исчезла». Обвинения в колдовстве должны были подтвердить 6 свидетелей, обвиняемому предоставлялось право оправдаться, если 12 человек со стороны защиты либо столько же уважаемых свидетелей его поддержат или найдутся люди, которые засвидетельствуют его добрую репутацию32. Любопытным эпилогом к делу ведьм Моры стал случай, когда 60 лет спустя тринадцатилетняя норвежская девочка Сири Йоргенсдоттир повторила подробности этой истории и обвинила нескольких старух в ведовстве. Нельзя сказать, услышала ли Сири эту историю непосредственно от своей бабки, которую она выдала потом за ведьму и которая, без сомнения, знала о шведской мании, оказавшей в свое время влияние на всю Скандинавию, или же девочка узнала об этом из какой-нибудь книги историй или проповеди. Судьи, однако, отметили, что описание Сири в точности совпало с тем, которое приводится в рассказах о ведьмах Моры и Эльфсдейла.
Судьи
направили девочку к декану и
священнику для осмотра. Те поверили
всему, что она им наговорила, однако
епископ и губернатор оказались
не столь легковерны, и во второй раз
дело до суда так и не дошло.
2.6 Финляндия
Христианство
пришло в Финляндию из Швеции в 1157
г. Не удивительно поэтому, что языческие
верования в природные и
2.7 Англия
В
Англии закон против колдовства был принят
в 1542 году, причем пытки были запрещены,
а ведьм казнили через повешение. Любой
злонамеренный поступок, повлекший за
собой нанесение какого-либо ущерба рассматривали
как «ведовство». Вскоре этот ярлык стал
восприниматься как достаточное доказательство
совершения уголовного деяния, даже если
никаких свидетельств совершения преступления
найдено не было. Статут Елизаветы, предусматривал
смертную казнь в качестве наказания за
заклинание злого духа «с любой целью».
За этим всеобъемлющим условием следует
перечисление конкретных действий, «которые
любого человека изнурят и истощат или
вызовут немощь в одном из членов»34.
Но заклинание злого духа рассматривалось
как уголовное преступление само по себе,
даже без разрушительных последствий.
Такое отношение к делу усугубляет контраст
между ранними и поздними представлениями,
между колдовством (которое существует
во всех примитивных культурах) и ведовством
(колдовство плюс ересь, которое может
существовать лишь в христианской культуре). По
законам елизаветинской эпохи женщина,
голословно обвиненная в том, что наслала
порчу на детей, должна была явиться в
суд, где предпринимали попытку разобраться
в обвинениях (какими бы смехотворными
они не казались). Иногда ведьму отпускали.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Средневековые ведовские процессы - процессы над ведьмами - и сегодня продолжают смущать умы ученых и тех, кто интересуется историей. Сотни тысяч обвиненных в колдовстве или связи с дьяволом были тогда отправлены на костер. Никто из авторов, рассказывающих об охоте на ведьм, не обошел вниманием все этапы ведовского процесса: арест ведьмы, расследование преступлений, вынесение приговора и казнь. Пожалуй, наибольшее внимание уделяется разнообразным пыткам, приносившим почти стопроцентное признание во всех самых гнусных и чудовищных обвинениях.
Верили ли сами судьи в то, что отправляют на костер именно ведьму, а не больных и отверженных людей? На этот вопрос пока нет абсолютно уверенного ответа. Однако вполне вероятно, что в Средние века люди достаточно хорошо знали симптомы проказы, и, по крайней мере, привилегированная, образованная прослойка государственных и церковных деятелей осознавала, что ведет борьбу не со слугами сатаны, а с заразной болезнью. Ведь неслучайно огромная роль в проведении ведовских процессов принадлежала врачам. В их обязанности входило диагностирование болезней, возникавших в "результате колдовства", и медицинское обслуживание пытки.
Денежный момент играл очень значительную роль в деле инквизиции по ведовству. Большая часть расходов по ведовским процессам покрывалась из средств осужденных или просто привлеченных к ответственности ведьм и колдунов. Конфискации подлежала не только недвижимость, но и все движимое имущество, вплоть до предметов первой необходимости. Обратно оправданный ничего не получал.
Зрелища смерти, пыток, казней не могли не оказывать воздействия на восприятие и психику жителей города и деревни.
Таким
образом, мы видим, что история гонений
не столь прямолинейна и проста, как
ее и ныне иногда все еще изображают. Гонения
не явились продолжением более ранних
преследований еретиков, и демонология
сама по себе не породила ужасной практики. Нужны
были специфические социальные и социально-психологические
условия для того, чтобы развязать этот
процесс, в котором рационализированное
суеверие сочеталось с массовыми страхами
и политическим расчетом.
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Горелов Н. Антология. Бич и молот. Охота на ведьм / Н. Горелов.- М: Азбука-классика.- 2005. -512 с.
2. История женщин на ЗападеМ.: Алетея, 2008.- Т.3: Парадоксы эпохи Возрождения Просвещения. – 560 с.
3. Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом / М. А. Орлов.- М.: АСТ. -2000. -480 с.
4. Тарновский В. Ведьмы / В. Тарновский. – М.: Слово. – 1994. – 201 с.
5. Шпренгер Я.Молот
ведьм / Я. Шпренгер, Г. Инститорис.- СПб.:
Амфора. – 2005. – 528 с.
6. Григулевич И.Р. История инквизиции (XIII – XX вв.) [Электронный ресурс] / И.Р Григулевич//Библиотека Гумер. – Режим доступа:
http://www.gumer.info/
7. Христофорова О. Молот ведьм [Электронный ресурс] / О.Христофорова// Вокруг света. – 2004. -№10. – Режим доступа:
http://www.vokrugsveta.ru/vs/
8. Тарновский В. История охоты на ведьм [Электронный ресурс] /
В. Тарновский// Smallbay.- Режим доступа: smallbay.ru/interest01.html
Информация о работе Процессы над ведьмами в феодальной Европе