Процессы над ведьмами в феодальной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является рассмотрение такого явления истории как «охота на ведьм», выявление основных причин, послуживших её началу и рассмотрение ведовских процессов в феодальной Европе. Данная цель, раскрывается, главным образом, через такие задачи как:

Установить причины развития такого» коллективного безумия", условия, способствовавшие этому.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I ВЕДОВСИЕ ПРОЦЕССЫ………………………………………………..6

1.Начало охоты на ведьм и создание инквизиции……………………….........6
2.Процессы над ведьмами и их этапы…………………………………............9
ГЛАВА II ПРОЦЕССЫ НАД ВЕДЬМАМИ В ФЕОДАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ…......20

2.1 Франция………………………………………………………………………20

2.2 Испания………………………………………………………………………22

2.3 Германия……………………………………………………………………...23

2.4 Норвегия……………………………………………………………………...25

2.5 Швеция……………………………………………………………………….26

2.6 Финляндия……………………………………………………………………28

2.7 Англия………………………………………………………………………..28

Заключение………………………………………………………………………….30

Список использованных источников……………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

       Ведовство пришло в Германию поздно и процессы против ведьм отнюдь не были часты. Ведовство окончательно материализовалось в Германии после Тридентского собора (1563), когда решено было вновь отвоевать эту страну у протестантизма.

       2.4 Норвегия

       Как и во всей Скандинавии, в Норвегии считалось, что ведьмы способны вызывать бурю, переворачивать лодки и прогонять от берегов косяки рыбы. Чтобы совершать подобные подвиги, им приходилось оборачиваться гусями или лебедями и летать в таком обличье над морем, бросать в море, завязанное узлами полотенце, открывать мешок с ветром или высвистывать бурю. В северных странах на Рождество и в канун летнего солнцестояния проходили большие шабаши, в которых участвовали до 60 ведьм; излюбленными местами для такого рода сборищ были гора Лидергорн близ Бергена, Бальвольден и гора Домен в Восточной Финляндии, Доврефьельд, а также Гекла в Исландии. Многие из этих мест расположены довольно далеко, но норвежские ведьмы легко преодолевали расстояние, обернувшись кошками, собаками, волками или воронами и путешествуя на метле, кочерге, черной овце или собаке. На шабашах они пили мед и пиво, танцевали и играли в карты. Иногда сам дьявол подыгрывал им на лангшпиле (народный струнный инструмент, на котором играют смычком) или на дудке и барабане, а то и просто на рожке30.

       Всего в Норвегии прошло не более 20 ведовских  процессов. Первый зафиксированный в документах состоялся в 1592 г. в Бергене, когда приговорили к смерти Олуфа Гурдаля. Два года спустя в том же Бергене приговорили еще трех ведьм: Дитис Ренке объявили вне закона, а Юханну Йенсдаттер Фламске (фламандку) и Анну Кнутсдаттер, жену Кирстена Юде, сожгли. До следующего процесса прошло почти 13 лет; в 1622 г. Синневе (фамилия неизвестна) удавилась в тюрьме в ожидании суда; ее тело сожгли.

2.5 Швеция 

       В результате удивительнейшего происшествия в истории ведовства расстались с жизнью 85 человек, которые якобы соблазном завлекли три сотни детей летать по ночам на Блокулу. Заявление о том, что дьявол «подчинил своей власти» несколько сот детей и что его «видели, когда он в доступном глазу обличье разгуливал по стране», положило начало расследованию.

       Основания для этого легализованного массового  убийства распадались на три основные категории: полеты на шабаш; участие  в шабашах; предполагаемая порча. Ведьмы переносили одетых в красное или синее детей по воздуху на козлах, на палках или даже спящих людях! Они вылетали в окна, из которых дьявол вынимал предварительно стекла. Если дети потом раскаивались и называли имена ведьм, то их били, но «следов от ударов судьи не видели… и тогда ведьмы объяснили, что они быстро проходят».

       Местом  сбора была Блокула, «прекрасный большой луг, которому конца не видно. Перед домом, где они собирались, стояли разрисованные разными цветами ворота; через них все попадали на луг, не тот, на котором оставались животные, а другой, внутренний».

       В этой сказочной стране справлялись, однако, дьявольские церемонии, которые состояли из семи актов:

       1. Отречение от Бога, для чего  нужно было порезать палец  и написать кровью свое имя  в книге дьявола.

       2. Крещение дьяволом.

       3. Клятва верности. Ведьмы бросали  в воду пружинки от часов с такими словами: «Как эти пружинки никогда больше не вернутся в часы, из которых они взяты, так и моя душа никогда не вернется на небеса».

       4. Пир. В меню входили: «бульон  с беконом, овсянка, хлеб с  молоком, маслом и сыром».

       5. Танцы, которые кончались «дракой всех со всеми».

       6. Музыка и совокупления.

       7. В конце все строили дом,  где ведьмы должны были укрыться  в день Последнего Суда, но  стены все время падали31.

       Ведьмы  обещали дьяволу творить зло, которое сводилось, однако, к обыкновенной порче. Это мрачное повествование оживляет одна забавная деталь: один свидетель рассказывал о своих головных болях.

       Как и следовало ожидать, ни одна ведьма не в состоянии была совершить  ничего из того, что им приписывали, но у тех, кто верил в ведовство, на все готов был ответ: «Господа члены комиссии со всей честностью и усердием пытались убедить их продемонстрировать какие-нибудь из своих фокусов, но без пользы; все как одна признали, что с тех пор, как они раскаялись в своих преступлениях, их ведовская сила исчезла». Обвинения в колдовстве должны были подтвердить 6 свидетелей, обвиняемому предоставлялось право оправдаться, если 12 человек со стороны защиты либо столько же уважаемых свидетелей его поддержат или найдутся люди, которые засвидетельствуют его добрую репутацию32. Любопытным эпилогом к делу ведьм Моры стал случай, когда 60 лет спустя тринадцатилетняя норвежская девочка Сири Йоргенсдоттир повторила подробности этой истории и обвинила нескольких старух в ведовстве. Нельзя сказать, услышала ли Сири эту историю непосредственно от своей бабки, которую она выдала потом за ведьму и которая, без сомнения, знала о шведской мании, оказавшей в свое время влияние на всю Скандинавию, или же девочка узнала об этом из какой-нибудь книги историй или проповеди. Судьи, однако, отметили, что описание Сири в точности совпало с тем, которое приводится в рассказах о ведьмах Моры и Эльфсдейла.

       Судьи направили девочку к декану и  священнику для осмотра. Те поверили всему, что она им наговорила, однако епископ и губернатор оказались  не столь легковерны, и во второй раз дело до суда так и не дошло. 

       2.6 Финляндия

       Христианство  пришло в Финляндию из Швеции в 1157 г. Не удивительно поэтому, что языческие  верования в природные и магические силы бытовали в этой стране дольше, чем где бы то ни было еще в Европе, и стали плодородной почвой для новых учений в христианской демонологии. В начале XVII в. веру в ведьм распространяли в основном шведские бродяги, зарабатывавшие колдовством на кусок хлеба, немецкие мастера, привозившие в Финляндию заблуждения своей родины, финская молодежь, получавшая образование в Германии, ветераны Тридцатилетней войны и те финны, которые, поддерживая репутацию лапландцев, умеющих якобы вызывать бури, претендовали на те же сверхъестественные способности33. 

       2.7 Англия 

       В Англии закон против колдовства был принят в 1542 году, причем пытки были запрещены, а ведьм казнили через повешение. Любой злонамеренный поступок, повлекший за собой нанесение какого-либо ущерба рассматривали как «ведовство». Вскоре этот ярлык стал восприниматься как достаточное доказательство совершения уголовного деяния, даже если никаких свидетельств совершения преступления найдено не было. Статут Елизаветы, предусматривал смертную казнь в качестве наказания за заклинание злого духа «с любой целью». За этим всеобъемлющим условием следует перечисление конкретных действий, «которые любого человека изнурят и истощат или вызовут немощь в одном из членов»34. Но заклинание злого духа рассматривалось как уголовное преступление само по себе, даже без разрушительных последствий. Такое отношение к делу усугубляет контраст между ранними и поздними представлениями, между колдовством (которое существует во всех примитивных культурах) и ведовством (колдовство плюс ересь, которое может существовать лишь в христианской культуре). По законам елизаветинской эпохи женщина, голословно обвиненная в том, что наслала порчу на детей, должна была явиться в суд, где предпринимали попытку разобраться в обвинениях (какими бы смехотворными они не казались). Иногда ведьму отпускали. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

       Средневековые ведовские процессы - процессы над  ведьмами - и сегодня продолжают смущать умы ученых и тех, кто  интересуется историей. Сотни тысяч  обвиненных в колдовстве или связи  с дьяволом были тогда отправлены на костер. Никто из авторов, рассказывающих об охоте на ведьм, не обошел вниманием все этапы ведовского процесса: арест ведьмы, расследование преступлений, вынесение приговора и казнь. Пожалуй, наибольшее внимание уделяется разнообразным пыткам, приносившим почти стопроцентное признание во всех самых гнусных и чудовищных обвинениях.

       Верили  ли сами судьи в то, что отправляют на костер именно ведьму, а не больных и отверженных людей? На этот вопрос пока нет абсолютно уверенного ответа. Однако вполне вероятно, что в Средние века люди достаточно хорошо знали симптомы проказы, и, по крайней мере, привилегированная, образованная прослойка государственных и церковных деятелей осознавала, что ведет борьбу не со слугами сатаны, а с заразной болезнью. Ведь неслучайно огромная роль в проведении ведовских процессов принадлежала врачам. В их обязанности входило диагностирование болезней, возникавших в "результате колдовства", и медицинское обслуживание пытки.

       Денежный  момент играл очень значительную роль в деле инквизиции по ведовству. Большая часть расходов по ведовским процессам покрывалась из средств осужденных или просто привлеченных к ответственности ведьм и колдунов. Конфискации подлежала не только недвижимость, но и все движимое имущество, вплоть до предметов первой необходимости. Обратно оправданный ничего не получал.

       Зрелища смерти, пыток, казней не могли не оказывать  воздействия на восприятие и психику  жителей города и деревни.

       Таким образом, мы видим, что история гонений  не столь прямолинейна и проста, как ее и ныне иногда все еще изображают. Гонения не явились продолжением более ранних преследований еретиков, и демонология сама по себе не породила ужасной практики. Нужны были специфические социальные и социально-психологические условия для того, чтобы развязать этот процесс, в котором рационализированное суеверие сочеталось с массовыми страхами и политическим расчетом. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 

1.  Горелов Н. Антология. Бич и молот. Охота на ведьм / Н. Горелов.- М: Азбука-классика.- 2005. -512 с.

2.  История женщин на ЗападеМ.: Алетея, 2008.- Т.3: Парадоксы эпохи Возрождения Просвещения. – 560 с.

3.  Орлов М.А. История сношений человека с дьяволом / М. А. Орлов.- М.: АСТ. -2000. -480 с.

4. Тарновский В. Ведьмы / В. Тарновский. – М.: Слово. – 1994. – 201 с.

5.  Шпренгер Я.Молот ведьм / Я. Шпренгер, Г. Инститорис.- СПб.: Амфора. – 2005. – 528 с. 

6.  Григулевич И.Р. История инквизиции (XIII – XX вв.) [Электронный ресурс]  / И.Р Григулевич//Библиотека Гумер. – Режим доступа:

http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/History_Church/grigul/04.php

7.  Христофорова О.  Молот ведьм [Электронный ресурс] / О.Христофорова// Вокруг света. – 2004. -№10. – Режим доступа:

http://www.vokrugsveta.ru/vs/article/415/

8.  Тарновский В. История охоты на ведьм [Электронный ресурс] /

В. Тарновский// Smallbay.- Режим доступа: smallbay.ru/interest01.html

Информация о работе Процессы над ведьмами в феодальной Европе