Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 09:34, курсовая работа
Целью представленной курсовой работы является рассмотрение такого явления истории как «охота на ведьм», выявление основных причин, послуживших её началу и рассмотрение ведовских процессов в феодальной Европе. Данная цель, раскрывается, главным образом, через такие задачи как:
Установить причины развития такого» коллективного безумия", условия, способствовавшие этому.
Введение……………………………………………………………………………...3
ГЛАВА I ВЕДОВСИЕ ПРОЦЕССЫ………………………………………………..6
1.Начало охоты на ведьм и создание инквизиции……………………….........6
2.Процессы над ведьмами и их этапы…………………………………............9
ГЛАВА II ПРОЦЕССЫ НАД ВЕДЬМАМИ В ФЕОДАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ…......20
2.1 Франция………………………………………………………………………20
2.2 Испания………………………………………………………………………22
2.3 Германия……………………………………………………………………...23
2.4 Норвегия……………………………………………………………………...25
2.5 Швеция……………………………………………………………………….26
2.6 Финляндия……………………………………………………………………28
2.7 Англия………………………………………………………………………..28
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников……………………………………………...32
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ ПРАВОВАЯ АКАДЕМИЯ»
МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Северный
(г. Петрозаводск) филиал
Юридический
факультет
Кафедра
государственно-правовых дисциплин
ПРОЦЕССЫ
НАД ВЕДЬМАМИ В ФЕОДАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ
Курсовая
работа
студентки 1 курса очного отделения на базе СОО, группы |
Научный
руководитель:
Доктор юридических наук, Профессор |
Петрозаводск
2010
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I ВЕДОВСИЕ ПРОЦЕССЫ………………………………………………..6
ГЛАВА II ПРОЦЕССЫ НАД ВЕДЬМАМИ В ФЕОДАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ…......20
2.1 Франция…………………………………………………
2.2 Испания…………………………………………………
2.3 Германия………………………………………………
2.4 Норвегия………………………………………………
2.5 Швеция……………………………………………………
2.6 Финляндия……………………………………………
2.7 Англия……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………………...
ВВЕДЕНИЕ
К одной из самых драматических страниц человеческой истории можно отнести судебные процессы над ведьмами - так называемые "ведовские процессы". Это судебные разбирательства по обвинению в колдовстве, уродливое явление конца Средневековья-начала Нового времени, а по сути, массовые убийства невинных.
«Охота на ведьм», происходившая по всей Европе в период со второй половины XV в. по XVII в., является ярким и кровавым пятном в истории человечества. Эта тема, незаслуженно забытая в XIX в., и вновь получившая распространение в XXI в. получила новый виток своего развития ещё в начале XX в.а.
Анализ причин массового характера ведовских процессов, проходивших на фоне борьбы за власть и богатство, раскрытие материальной основы этих процессов (охота на ведьм была весьма доходным занятием), а также выявление опасных для общества тенденций этих процессов (таких как голословность обвинения, бездоказательность, основанность на слухах, самые жестокие способы "обработки" подсудимых на процессах) – все это подчеркивает актуальность выбранной темы.
Целью представленной курсовой работы является рассмотрение такого явления истории как «охота на ведьм», выявление основных причин, послуживших её началу и рассмотрение ведовских процессов в феодальной Европе. Данная цель, раскрывается, главным образом, через такие задачи как:
Установить причины развития такого» коллективного безумия", условия, способствовавшие этому.
Проанализировать процесс над ведьмами в странах Европы в период феодализма, включающий несколько этапов:
Так же немаловажным представляется выяснение географических рамок происходившей «охоты на ведьм» и выявление численного количества жертв «охоты», ее последствия.
Поставленные задачи будут реализованы с помощью анализа собранного и обработанного материала по данной теме, представленного трудами таких авторов как: Орлов М.А. с работой «История сношений человека с дьяволом», в которой автор представляет ёмкий очерк воззрений на природу зла, господствовавших в Средние века и в Новое время, а так же множество легендарных историй, отразивших представления людей минувших эпох о существовании духов, колдунов, демонов и ведьм. Автор также в подробностях рассматривает ведовские процессы и все тонкости их ведения.
В. Тарновский в своей книге «Ведьмы» весьма лаконично рассказывает об «охоте на ведьм». В его книге находят отражение все аспекты гонений – это и причины начала «охоты», и та роль, которую сыграла в ней инквизиция, также автор кратко описывает основные «ритуалы» ведьм, ход процесса над «ведьмами» и последствия этой «охоты».
Ж. Мишле в своей работе «Ведьма. Женщина» рисует свой собственный образ ведьмы – это женщина благодетельница, которая лечит, предсказывает будущее, вызывает души усопших, может околдовать, заставить влюбиться или умереть от любви. В своей книге, Мишле называет причины, по которым женщина становится ведьмой, и, в отличие от других авторов, пытается найти этому достойное оправдание, кроме того, Ж. Мишле находит в ведьмах положительные качества, что отличает его от многочисленных авторов, приписывающих ведьме лишь зло.
В сборник «Бич и молот» Н. Горелова вошли материалы, освещающие антиведовские процессы и охоту на ведьм. Бич и Молот — два символа эпохи охоты на ведьм, прозвища, которыми награждали преследователей еретиков, истребителей тех, кого стали подозревать не просто в колдовстве, а в причастности к секте, поклонявшейся самому дьяволу. В книге собраны материалы о гонениях на ведовство во Франции, Испании, Германии, Англии, Шотландии и Новом Свете, а также протоколы судов над ведьмами, допросы обвиняемых, исторгнутые под пыткой в тюремной камере, вердикты демонологов и расценки на услуги палача.
Однако наибольшую ценность имеет труд Шпренгера Я. и Инститориса Г. - «Молот ведьм», представляющий предельный интерес и являющийся источником при рассмотрении данной темы. «Молот ведьм» являлся, практически во всё время существования «охоты на ведьм» «настольной книгой инквизитора», повествующей о необходимости сознания должностными лицами гнусности колдовства, о трёх типах злодейства и видах противодействия ему. Книга также содержит формальные правила для возбуждения судебного иска против ведьмы, также разграничиваются юрисдикции судов в ходе процессов. В «Молоте ведьм» обсуждается ведение допроса свидетелей, проведение ареста, заключения и пыток ведьм, а также вопросов преодоления сложностей при ведении процесса над ведьмами. Таким образом, книга является пособием для инквизитора, в котором находятся предписания действий в ходе процесса.
Тема
ведовских процессов кроет в
себе множество вопросов, ответы на
которые представляют собой интересный
материал для изучения.
ГЛАВА I. ВЕДОВСКИЕ ПРОЦЕССЫ
В древние века, в эпоху Средневековья и даже в начале Нового времени люди воспринимали мир совершенно иначе. Он был таинственным и загадочным. И поскольку причины всего, что происходило с ними и вокруг них, были недоступны их пониманию, и поскольку не могли они объяснить, в чем же суть грозы и града, засухи и наводнения, эпидемий чумы и нашествий насекомых-вредителей, болезней и смерти, ночных кошмаров и душевных болезней, - все эти ужасные явления, события и удары судьбы они невольно приписывали темным силам: богам и полубогам, феям и эльфам, дьяволам и демонам, призракам и неупокоенным душам, обитавшим в небе, под землей или в воде. Люди мнили себя добычей этих вездесущих духов, ибо от их милости или гнева могли зависеть счастье или несчастье, здоровье или болезнь, жизнь или смерть. Это порождало страхи, желание найти виновника бедствий. И такой враг всегда находился.
Эту «донаучную» картину мира дополняла вера в колдунов и колдовство. За ней таилось представление людей о том, что должны существовать такие способы и средства, которые позволили бы вступить в контакт с миром демонов, определяющих наши судьбы. Для этих контактов нужны были особые знания и способности. Это могли не многие, но эти немногие могли вызывать добрых и злых духов, принуждать их служить себе, добиваясь с их помощью необычайной власти - власти колдовской1.
Конечно, от такой власти веяло чем-то зловещим. Поэтому колдунов и колдуний встречали с благоговейным трепетом, а порой и с нескрываемым страхом. Однако их вовсе не считали прислужниками зла. Наоборот, во всех древних культурах они пользовались славой жрецов, пророков, целителей или чародеев, изгоняющих злых духов. С их помощью можно было заглянуть в прошлое или в будущее. Там, где человеческих сил было недостаточно, могли пригодиться сверхъестественные возможности этих людей. Но случись неподалеку погибнуть скоту, разыграться непогоде или вспыхнуть пожару, как начинали ползти слухи. Такое подозрение могло быть для колдуна очень опасным. Ведь, если его признавали виновным в «нанесении порчи колдовством», наказание было суровым. В Римской империи наказание определялось тяжестью преступления. Если чародей был повинен в смерти человека, его убивали (как правило, сжигали). Так же поступали германцы и кельты. У этих народов колдуны, обвиненные в нанесении порчи имуществу, должны были возместить ущерб. Если же, по мнению судей, они насылали на человека хворь или убивали его, их отправляли на виселицу или (как в Риме) на костер. Итак, в древности колдовство было делом обычным и не запрещенным. Преследовали и наказывали лишь тех, кто нанес своими чарами какой-либо вред, но такие обвинения были редко. Ведовских процессов раннего Средневековья известно немного. В основном они касались представителей феодальной элиты и протекали на фоне борьбы за власть и богатство.
Триумфальное шествие христианства сопровождалось ожесточенной борьбой с языческими богами. Чтобы выстоять в этой борьбе, нужно было четко представлять себе своих врагов. Богословы эпохи раннего христианства, прежде всего знаменитый епископ Гиппонский Августин Блаженный (354 - 430), создали образы этих врагов, объявив языческих богов ужасными демонами и строго запретив общение с ними. Церковь с недоверием относилась к этим тайным обрядам. Она предостерегала верующих от идолопоклонничества и в случае неповиновения грозила отлучением2.
В XII - XIII веках на христианском Западе появились секты, выступавшие с критикой господствующей Церкви. Большинство из них, однако, просуществовало недолго, но две превратились в могучие реформаторские движения: секта катаров (т.е. «чистых»; отсюда происходит немецкое слово «Ketzer» - еретик) и секта вальденсов, названная по имени ее основателя Пьера Вальдо. Их появление во многом предопределило отношение Церкви к колдовству и послужило толчком к началу охоты на ведьм.
Сразу
же после жестокого подавления катаров
в 1231 - 1232 гг. папа Григорий IX создал главную
церковную комиссию для защиты истинной
веры - папскую инквизицию. Латинское слово
inquisitio означает «розыск». Отныне инквизиторы
обязаны были сами со всем возможным рвением
выискивать еретиков3. Папа издал
чрезвычайно жестокие указы. Согласно
им все верующие обязаны были доносить
инквизиции о любом подозрительном человеке.
Имена свидетелей сохранялись в тайне.
До судебного разбирательства защитники
не допускались. Сам судебный процесс
проходил в условиях строгой секретности.
Отныне незыблемой становилась формула:
«еретик = колдун», «колдун = еретик». Так
называемая «сделка с Дьяволом» глубоко
оскорбительна для Бога. Поэтому все колдуны
суть предатели христианской веры и должны
быть наказаны как еретики. Это учение
касалось также и суеверий, бытовавших
среди простолюдинов. Так, верно, что демоны
способны принимать обличье женщин и в
виде так называемых суккубов вступать
в связь с колдунами, или же являться в
образе мужском, в виде инкубов, и соединяться
с колдуньями. Кроме того, с помощью демонов
колдуны умеют создавать новые тела путем
сочетания разнообразных элементов, например,
из ила порождать лягушек, змей и червей.
Демоны также учат их вызывать бури, грозы
и град. Это семя попало на благодатную
почву инквизиции, которая отыскивала
в ученых трудах схоластов все новые поводы
для обвинений, в которых под пытками жертвы
вынуждены были «признаваться».
Информация о работе Процессы над ведьмами в феодальной Европе