Процессы над ведьмами в феодальной Европе

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2011 в 09:34, курсовая работа

Описание работы

Целью представленной курсовой работы является рассмотрение такого явления истории как «охота на ведьм», выявление основных причин, послуживших её началу и рассмотрение ведовских процессов в феодальной Европе. Данная цель, раскрывается, главным образом, через такие задачи как:

Установить причины развития такого» коллективного безумия", условия, способствовавшие этому.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

ГЛАВА I ВЕДОВСИЕ ПРОЦЕССЫ………………………………………………..6

1.Начало охоты на ведьм и создание инквизиции……………………….........6
2.Процессы над ведьмами и их этапы…………………………………............9
ГЛАВА II ПРОЦЕССЫ НАД ВЕДЬМАМИ В ФЕОДАЛЬНОЙ ЕВРОПЕ…......20

2.1 Франция………………………………………………………………………20

2.2 Испания………………………………………………………………………22

2.3 Германия……………………………………………………………………...23

2.4 Норвегия……………………………………………………………………...25

2.5 Швеция……………………………………………………………………….26

2.6 Финляндия……………………………………………………………………28

2.7 Англия………………………………………………………………………..28

Заключение………………………………………………………………………….30

Список использованных источников……………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 177.00 Кб (Скачать)

                                                                                                           Ворожеи не оставляй вживых.

                                                                                                                            Библия, Исход, 20:18 

       Ведовские процессы – инквизиционные процессы в Западной Европе 14-17вв, проводившиеся  по обвинению в преступлениях  против веры и христианского сообщества людей, якобы одержимых демонами. Ранее дела по обвинению в ведовской порче рассматривались в частном уголовном порядке. Булла папы Иннокентия VIII «С величайшим рвением» (1484г), направленная против колдуний, провозгласила неверие в колдовство величайшей ересью и призвала к искоренению ведовства. Папа также потребовал от властей Германии помощи странствующим по этой стране в поисках ведьм инквизиторам - Генриху Инститорису и Якову Шпренгеру. Папское внимание воодушевило названных "ведьмоискателей". Через три года Инститорис и Шпренгер нанесли "служанкам сатаны" решающий удар. Они опубликовали знаменитое сочинение "Молот против ведьм" ("Молот ведьм"), которое стало "настольной книгой" для организаторов судебных процессов о ведовстве. Для начала судебного разбирательства не требуется доказательств, достаточно голословного обвинения в ведовстве, например жалобы соседей на вред, якобы причинённый колдовскими приёмами некоего лица. Болезнь или смерть ребёнка, пропажа молока у коровы, неурожай, исчезновение в хозяйстве какой-либо вещи, даже недобрый взгляд из-за соседнего забора или красота - всё это и многое другое могло вызвать роковой навет. Судьи заранее располагали многочисленными вопросами к "ведьме". Сбить с толку перепуганную до смерти женщину, выудить у неё признание в невероятных преступлениях большого труда не составляло.

       Процедуру духовного и светского судьи в процессах против ведьм «Молот ведьм» делит на три главных этапа:

         1) как надо начать такой процесс;

         2) как надо его вести;

         3) как надо закончить процесс  и произнести приговор.

       Этап первый. Арест. Процесс может начаться по трем причинам:

       1. Если кто-либо предъявит перед судьёй кому-либо обвинение в совершении преступления ереси или в покровительстве еретикам. При этом такой обвинитель обязан быть готовым к представлению доказательств. Если он таких доказательств не сможет представить, то он может претерпеть наказание за ложные сведения.4

       2. Если обвинение предъявляется денунциантом (доносителем), который не ручается за достоверность своих показаний и не берётся их доказывать. Он утверждает лишь, что доносит на еретика, движимый рвением к вере или, желая избегнуть отлучения за сокрытие ереси или наказания, которым грозит светский судья.5

       3. Если до слуха инквизиторов дошла молва, что в таком и таком-то городе имеются ведьмы, занимающиеся тем-то и тем-то. Это – обвинение путём инквизиции. В этом случае инквизитор начинает действовать не по указанию какого-либо обвинителя, а по своему собственному почину.6

       Надо  сказать, что начало процесса по первому пункту, в основном, не употреблялось в делах против ведьм. К тому же открытый обвинитель опасается наказания, если ему не удастся доказать достоверность своего обвинения.

       Судья начинал процесс путем денунциации (с общего вызова свидетелей, вывешенного на дверях церквей или ратуши). Светский судья в своём вызове свидетелей укажет, что никто не должен считать себя подсудным, если его доказательства при доносе недостаточны. Духовный же судья обязан при этом сказать, что свидетелю не нужно приводить доказательств виновности подозреваемых, ему нужно только указать последние. Явившиеся свидетели или же обвинители дают свои показания судье в присутствии нотариуса и двух понятых. Свидетель приводится к присяге на четырех Евангелиях или на кресте. Присягающий поднимает правую руку с тремя вытянутыми и двумя согнутыми пальцами. Это – символ святой троицы и символ проклятия тела и души, если свидетель скажет неправду. После присяги судья спрашивает, откуда свидетель знает о случившемся и видел ли он сам всё это. Если он говорит, что он сам видел, что, например, подозреваемый в таком-то месте и в такое-то время произвёл грозу или дотронулся до скота, который после этого пострадал от порчи, то судья расспрашивает, кто ещё это видел. Если свидетель говорит, что сам он этого не видел, но слышал от других, то судья обязан спросить, от кого получено это сведение и в чьём присутствии. Наконец его спрашивают, не донёс ли он по злой воле или из ненависти и не скрыл ли он чего-нибудь из чувства расположения к подозреваемому. Вслед за тем ему предписывается хранить обо всём полное молчание. Опираясь на слухи, многие фанатики привлекали в качестве свидетелей обвинения даже детей, преступников и душевнобольных.

       Третий  вид возбуждения процесса является самым обычным и наиболее распространённым и происходит без вызова свидетелей или обвинителей. Для этого достаточно того, чтобы до инквизитора достиг упорный слух о колдовских деяниях какой-либо ведьмы.

     Обычным поводом для подозрений в сговоре с дьяволом была обычная зависть, злость или страх соседей, родственников или просто людей, окружающих человека. Очень часто для начала расследований хватало одних только слухов, однако, встречались также случаи доноса на подозреваемого7. Надо заметить, что донос осуществлялся по принципу «если я не донесу на кого-то, то донесут на меня», т.е. по большинству своему только из страха стать подозреваемым в колдовстве. Доносительство всемерно поощрялось церковью, доносчики приравнивались к мученикам за веру, они получали отпущения грехов, денежные вознаграждения8. Для доказательства вины необходимо одно из трех:

     1) Очевидность проступка. 

     2) Закономерные доказательства свидетелей.

     3) Личное признание вины

     Если судьи укреплялись в своих подозрениях, следовал арест. При аресте необходимо было соблюдать осторожность, дабы ведьма не сумела призвать на помощь дьявола и исчезнуть, например, после того как ведьма будет схвачена, её предписывалось непременно усадить в корзину и нести в тюрьму, считалось, что если ведьма ступит на землю, то она сможет овладеть совею силою и разметать стражей и немедленно скрыться. Также считалось, что как только лица, представляющие правосудие налагали на ведьму руку, она немедленно лишалась своей силы, предполагалось, что это было божественное произволение,9 колдуньи не могут вредить инквизиторам и другим должностным лицам потому, что последние отправляют обязанности по общественному правосудию. При взятии ведьмы под стражу не надобно давать ей времени оставаться одной в комнате. Этим она лишается возможности принять известные колдовские снадобья, дающие ей возможность молчать и не сознаваться, несмотря на пытки10. Не мешает при этом произвести самый тщательный обыск в том доме, где живет обвиняемая. Если она – известная ведьма, то у нее, без сомнения, найдутся многие орудия колдовства, в случае захвата ее врасплох. Если у нее имеется служанка или есть подруги, то и их полезно подвергнуть лишению свободы даже в случае отсутствия доноса на них. Арест повергал обвиняемого в настоящий ужас, так как тюрьмы в те времена представляли собой ужасное зрелище, особенно тяжело приходилось женщинам: они были абсолютно беспомощны перед домогательствами своих надзирателей и нередко подвергались насилию. Большинство судей сознательно пользовались этим тюремным террором, чтобы еще до начала процесса сломить волю обвиняемых и лишить их сил.

     Этап второй. Допрос. После ареста и предъявления обвинений начинался допрос. По закону никто не может быть присужден к смертной казни, если он сам не сознался в преступлении, хотя бы улики и свидетели и доказывали его еретическую извращенность. После взятия под стражу обвиняемой разрешается прибегнуть к защите, если судья против этого не возражает. Ей назначается допрос в застенке, но без применения пыток. Защита может быть разрешена, если обвиняемая просит об этом. Указанный же допрос обвиняемой не может иметь места, пока не были допрошены служанки и её подруги11. Чтобы добиться признания, ведьма подвергается пыткам. Признание же, вынужденное пыткой, считалось уликою и твёрдо устанавливало обстоятельства, какие бы они ни были невероятными. На подобных процессах, в отличие от обычных уголовных разбирательств, женщины не могли переложить вину за приобщение их к ведовству на мужей или других мужчин, ибо в делах о колдовстве женщины несли полную юридическую ответственность за свои поступки12.

     Первые допросы проходили по заданной схеме. Было принято начинать допрос с церковного обряда. В это время творилась молитва во спасение души обвиняемой или ей на шею вешали ладанку с реликвиями. Также жертв поили на пустой желудок «святой» водой, чтобы «дьявол во время пытки не мог связать им язык»; прикрепляли к голому телу «ведьм» ленту «длиной в рост Спасителя», которая якобы отягощала виновных «хуже всяких цепей»; произносили различного рода заклинания, чтобы «открыть уста» строптивых и непокорных «чертовых женок»13.

     Затем следовали бесконечные расспросы обвиняемого по поводу его отношений с дьяволом и тех бед, которые делались с его попустительства. Судьи старались добиться полного признания и рассказа во всех подробностях, а также по возможности выдачи соучастников. Зачастую судья призывал друзей обвиняемой и сообщал им, что она избегнет наказания и смерти, если признается в правде. Частые размышления, тяжкие условия заключения и увещевания рассказать правду делают ее склонной к признаниям. Если судья безуспешно ждал некоторое время признаний обвиняемой, которая была неоднократно увещеваема, то, имея уверенность в том, что обвиняемая продолжает запираться в правде, он приступает к умеренным пыткам, не прибегая к кровопролитию.14 Приступает к первому этапу пыток - обвиняемому показывали многочисленные орудия пыток и разъясняли их применение, всё это делалось для устрашения виновного и для скорейшего получения признания15. Нередко судьи прибегали к всевозможным хитростям, суля жертве, сохранение жизни и искупление грехов в случае признания, однако, для обвиняемого это всегда заканчивалось плачевно. Судьи считали, что обещание, данное послушнику дьявола не имеет никакой силы, невыполненное обещание во имя божие - не есть грех. Также встречались случаи, когда инквизитор передавал ведение дела другому судье, который и выносил смертный приговор. Если же и теперь подозреваемая продолжала упорствовать, то её подвергали испытанию и допросу с пристрастием. Пыткам на ведовских процессах отводилось главное место, ибо лишь благодаря им охотникам за ведьмами удавалось выжать из обвиняемых те безумные признания, которые впоследствии должны были служить подтверждением церковных бредней о дьяволе, сделке с демонами и сатанинских чарах. Ведьмы подвергаются более лёгким или более мучительным пыткам, смотря по тяжести преступления. Во время пыток им задаются вопросы касательно тех проступков, за которые их пытают. Вначале задаются вопросы, затрагивающие более мелкие проступки. Ведь ведьмы скорее сознаются в них, чем в тяжких преступлениях. Допрос во время пыток записывается нотариусом. Если умеренно пытаемый продолжает запираться, то перед ним раскладываются иные орудия пытки, и он предупреждается, что они будут применены нему, если он не скажет правды. Если он и после этого упорствует, то в его присутствии читается приговор о продолжении допроса16. Для этого инквизиторы видоизменяли положения о пытках: было принято, что пытка не могла повторяться, если обвиняемый не признал своей вины, однако, в реальности это было не так, объяснением этому служило то, что пытка не повторяется, а продолжается.

     Как не все болезни лечатся одним  и тем же лекарством, а для каждой имеются определённые лекарства, так и не ко всем еретикам и не ко всем подозреваемым в еретичестве надо подходить одинаково при постановке вопросов, при инквизиции против них и при допросах. В зависимости от секты и личности обвиняемого видоизменяется и форма расследования17. Под страшными истязаниями признавалось всё, что только хотел инквизитор, задавая свои вопросы, он получал только желаемые им ответы, что только укрепляла веру судей в существование дьявола и договоров людей с ним, под пытками выдавались многочисленные соратники дьявола, которых жертва могла встретить на шабашах-сборищах слуг дьявола, сопровождающихся песнями и плясками, богохульством и возвышением дьявола. Инквизиторы призывали не церемониться с ведьмами, ссылаясь на то, что «исключительность этих дел требует исключительных пыток». Но если даже под пытками не удавалось извлечь признание из обвиняемого, то это совсем не означало его невинности, наоборот, считалось, что дьявол пришёл на помощь своему слуге и сделал его бесчувственным к пыткам. Так, если судья хочет узнать, дано ли ведьме колдовское упорство в сокрытии правды, пусть исследует, может ли она плакать, когда находится на допросе или на пытке. По мнению сведущих людей и на основании личного опыта, это отсутствие слез указывает самым определенным образом на колдовской дар. Ведьма, несмотря ни на какие увещевания, не может проливать слез18. Другим испытанием был поиск «ведьминой отметины». Считалось, что дьявол метит своим знаком всякую спутавшуюся с ним ведьму. Этот-то знак и разыскивали судьи. Чтобы не просмотреть его, обвиняемой обривали голову и тело. Стоило только отыскать какие-либо подозрительные участки кожи, например пигментные пятна, как палач прокалывал их иглой. Если подозреваемая не чувствовала при этом боли или у нее не выступала кровь, считалось доказанным, что пятно это и впрямь «ведьмина отметина». Если на теле оказывались язвы или какие-нибудь следы, происхождение которых было неизвестно, то их приписывали дьяволу19. Поэтому, прежде всего, обращались к испытанию иглой. Нередко такое, лишенное чувствительности место действительно находили на теле. Однако самым распространенным оставалось испытание водой. Привязав правую руку ведьмы к левой ноге, а левую руку к правой ноге, колдунью бросали в ближайший водоем. Если она начинала тонуть, значит, невиновна, если же вода не принимала грешницу, то сомнений не оставалось: точно служила Сатане. Было распространено убеждение, что ведьма отличается от остальных людей меньшим весом: недаром же она летает по воздуху. Судье и заседателям надо обратить внимание и на то, чтобы ведьма к ним не прикасалась, в особенности не дотрагивалась до запястья их рук. Для предохранения себя им, во всяком случае, надлежит носить у себя на шее соль, освящённую в вербное воскресенье, и освящённые же травы, а также воск. Ведь ведьма способна навести порчу не только прикосновением, но и дурным глазом и словом. Во время допроса под пытками они особенно способны к околдованию, как это видно из практики.

Информация о работе Процессы над ведьмами в феодальной Европе