Проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы –изучение структуры, динамики, проблем и перспектив развития внешней торговли товарами Республики Беларусь на современном этапе.
В работе была использовала литературу таких авторов как Гурко С.П. Целехович Е.П., Раджабова З.К., Ломакин В.К., статьи таких авторов как Дмитракович Ф.А, Моторина О.И., Решетникова В.В., Юрик В.В., а также статистические данные и данные периодики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4
Внешняя торговля: сущность, структура……………………………………5
Анализ внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе..10
Проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь……………………………………………………………………....17
Заключение……………………………………………………………………....22
Список использованных источников………………………………………24

Работа содержит 1 файл

BPS-Sberbank_Students.xls

— 70.00 Кб (Скачать)

         Существуют хорошие возможности для восстановления и развития сотрудничества в области образования. Учебные заведения заслуженно пользуются авторитетом за высокое качество обучения. Система образования республики располагает квалифицированными кадрами, которые могли бы работать в учебных заведениях азиатских и африканских государств на контрактной основе.

         В области здравоохранения взаимовыгодное сотрудничество может осуществляться за счет командирования в азиатские и африканские страны на контрактной основе медицинского персонала, развертывания полевых госпиталей, оказания консультативных услуг врачами-специалистами при местных клиниках.

        Перспективными представляются развитие контактов в области туризма и культуры, активизация межмуниципальных и межрегиональных связей, создающих климат доверия, открытости и партнерского взаимопонимания.  
Углубление интеграции Республики Беларусь в мировое сообщество является стратегической задачей. Внешнеторговая политика будет строиться на основе международных норм и демократических стандартов, соблюдения международных договоренностей, многовекторности и либерализации внешнеторговых связей.

Основная цель внешнеэкономической  политики Республики Беларусь — эффективное участие в международном разделении труда на основе использования конкурентных преимуществ страны для повышения уровня и качества жизни населения посредством реализации научно-технического прогресса, динамичного развития экономики и социальной сферы при сохранении воспроизводственного потенциала природного комплекса страны как части биосферы Земли в интересах нынешнего и будущих поколений.

В связи с этим важнейшими задачами, требующими решения, должны стать:

  • создание политических, экономических и правовых условий для закрепления позиций белорусских товаропроизводителей на имеющихся и новых рынках сбыта;
  • расширение торгово-экономических связей с различными странами, региональными союзами и международными экономическими организациями;
  • участие страны в международном сотрудничестве по решению проблем перехода к устойчивому развитию.

В соответствии с поставленными  задачами необходимо:

  • привести национальное законодательство в соответствие с международными нормами и принципами;
  • совершенствовать правовые условия, механизмы привлечения и эффективно использовать иностранные и внутренние инвестиций для повышения уровня конкурентоспособности продукции и экологических стандартов;
  • снизить ресурсо-, энерго- и материалоемкость продукции на основе использования современных технических идей и решений;
  • принять системы сертификации и качества экспортной продукции, признаваемых зарубежными партнерами, установить требования к ее потребительским и экологическим характеристикам, а также к безопасности применения;
  • повысить уровень информированности национальных товаропроизводителей об изменениях конъюнктуры мировых рынков;
  • рационализировать импортные закупки и развить импортозамещающие экологически чистые производств.

  В соответствии с реализацией принципа многовекторности в международном сотрудничестве определены следующие приоритеты:

  • углубление сотрудничества с интеграционными объединениями стран Содружества Независимых Государств в рамках Союзного государства Республики Беларусь и Российской Федерации, Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и создание Единого экономического пространства в рамках Организации региональной интеграции (ОРИ);
  • включение страны в качестве равноправного, суверенного и независимого государства в общеевропейский процесс интеграции;
  • расширение внешнеэкономических связей со странами Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки.

Укрепление интеграционного  процесса со странами СНГ будет способствовать более быстрому вхождению Республики Беларусь в мировое сообщество.

Для расширения взаимоотношений  с Европейским союзом необходимо проводить работу по эффективному включению  белорусской экономики в европейские  международные экономические, финансовые, научные, экологические структуры, содействовать углублению такого сотрудничества, развивать межрегиональные хозяйственные связи, принимать актив-нос участие в многостороннем политическом и экономическом диалоге в рамках Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Европейской патентной организации, Европейской конференции министров транспорта и других международных и региональных организаций.

Следует расширить внешнеэкономическое  сотрудничество с соседними государствами — кандидатами в Европейский союз, что обусловлено географической близостью и делает привлекательным развитие трансграничного сотрудничества.

Перспективным является расширение внешнеэкономических связей со странами Юго-Восточной Азии, особенно с быстро развивающимися Китаем и Индией.

В целях реализации задач  внешнеэкономической политики Республики Беларусь в процессе глобального перехода к устойчивому развитию предусматривается улучшить взаимодействие со всеми уровнями и структурными звеньями системы регулирования международного социально-эколого-экономического сотрудничества, и частности участвовать в реализации программ ООН по развитию человеческого потенциала (Программа развития ПРООН), Программы по окружающей среде (ЮНЕП), а также сотрудничать с Глобальным экологическим фондом (ГЕФ).

Эффективная интеграция Беларуси в мировую экономику невозможна без участия в многосторонней торговой системе всемирной торговой организации (ВТО). Продолжение процесса вступления страны в ВТО предопределяет необходимость совершенствования нормативно-правовой базы внешней торговли в направлении либерализации в соответствии с нормами и правилами этой организации (сокращение объемов квотирования и лицензирования экспорта, отмена экспортных пошлин и замена их внутренними налогами, ослабление внешнеторгового режима, сокращение субсидирования импорта, совершенствование применения мер нетарифного регулирования),

Для расширения внешнеэкономической  деятельности предстоит активизировать участие Республики Беларусь в работе международных экономических и финансовых организаций: Международного валютного фонда, группы Всемирного банка, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Организации ООП по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференции ООП по транснациональным корпорациям и инвестициям. Сотрудничество с этими экспертными международными организациями обеспечит накопление опыта в области внешнеэкономической деятельности, необходимого для ускорения процесса либерализации торговли и закрепления Республики Беларусь на мировых рынках.

Перспективная форма интеграции экономики Республики Беларусь в  систему мирохозяйственных связей — формирование финансово-промышленных групп (ФПГ) и транснациональных корпораций (ТНК), обеспечивающих внедрение социально-экологоэкономических передовых разработок. Для этого предусматривается развивать интеграционные отношения с участием межгосударственных финансовых и нефинансовых корпораций, создавать транснациональные структуры, межгосударственные альянсы предприятий. Статус малой индустриальной страны позволяет Республике Беларусь развивать стратегию проникновения в межстрановые ФПГ или ТНК путем вхождения в них белорусских предприятий. Чем в большее число международных производственно-технологических цепочек будет включена экономика Республики Беларусь, тем она будет более устойчивой и иметь больший потенциал развития.

Одним из направлений устойчивого  развития Республики Беларусь в мировой  экономике является создание и развитие свободных экономических зон (СЭЗ). Совершенствование их деятельности необходимо осуществлять с учетом приоритетов структурно-инвестиционной политики, создания полюсов ускоренного роста путем привлечения иностранных инвестиций, стимулирования развития экспорта и импортозамещающих производств, внедрения современных технологий и новых методов хозяйствования. Их создание и функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности, отработкой рыночной модели развития, обеспечением благоприятных условий для экономического развития регионов страны, созданием новых рабочих мест, ускорением научно-технического прогресса.

Среди многих зарубежных специалистов в области мировой экономики формируется убеждение в том, что дальнейшее эффективное и динамичное развитие мирового хозяйства все в большей степени связывается с принципом регионализма, который приходит па смену парадигме интернационализации экономики. Эти позиции имели значение и для Европейского континента, особенно в связи с повой ситуацией после развала СССР и СЭВ.

В целом более целесообразным представлялся вариант превращения  республики в большую социально-экономическую  зону в рамках новых структур СНГ. Благоприятный инвестиционный климат давал возможность формирования структур экономической деятельности совместно с российским, украинским, казахским и иным капиталом. Республика по этой причине могла стать выгодным ареалом экономического развития па перекрестке между Востоком и Западом.

Технология вхождения  в мировой рынок, нахождения пиши в нем возможна с учетом размеров и качества экономического потенциала, притом не целыми подотраслями, а отдельными, единичными, принципиально важными технологиями или производствами. Именно «точечное» вхождение является начальным вариантом, своего рода экспериментом, поддерживаемым государством. Затем возможны и иные варианты создания перспективных «точечных» ниш в мировой экономике.

В этой связи необходимо не только определение общего направления изменения специализации республики, но и проработка проблем конкурентоспособности и маркетинга каждого потенциально перспективного для экспорта продукта. Такого рода отбор целесообразен был на уровне конкретных производителей. Меры национально-государственной политики в этой области эффективны в том случае, если они направлены на снижение регламентации предприятий в области экспортно-импортных отношений, а также на создание финансово-экономических механизмов, стимулирующих структурную перестройку производства с учетом требований мирового рынка.

Внедрение передовых технологий, в особенности в тех сферах экономики, которые имели реальные перспективы участия Республики Беларусь в системе международного разделения труда, а также в отраслях, имеющих решающее значение для стабилизации обстановки на потребительском рынке республики, являлись ключевыми направлениями во взаимодействии страны с другими странами мира.

Перспективной формой производственной интеграции потенциалов европейского, азиатского, российского миров и  нашей республики представлялось создание трансрегиональных корпораций со штаб-квартирами на территории республики. Сферой деятельности таких корпораций могли быть разные отрасли: агросырьевые, промышленные, научно-информационные.

Однако практическое оформление такой идеи было сопряжено с рядом объективных трудностей, вызванных глубокими качественными изменениями во всех сферах жизни общества:

  • трансформацией социально-экономической и политической системы;
  • последствиями катастрофы на ЧАЭС;
  • исполнением международных договоров по сокращению вооружений.

Данные факторы существенно  повлияли на ситуацию в Республике Беларусь и явились определяющими  при формировании и осуществлении государственной внешнеэкономической политики. Внешнеэкономический аспект стал рассматриваться как фактор, обеспечивающий:

  • международную поддержку курса стабилизации экономики страны 
    и ее включение в мирохозяйственные связи;
  • снижение военных расходов и более эффективное проведение кон 
    версии оборонной и ромы тленности;
  • решение проблем внешней задолженности;
  • преодоление последствий катастрофы на ЧАЭС;
  • решение экологических проблем;
  • сохранение интеллектуального потенциала республики.

Объективная реальность и  целевая ориентация внешнеэкономической стратегии Беларуси предопределили ряд ее направлений, каждое из которых вытекало из единой цели.

Стратегия сотрудничества в  рамках СНГ ориентирована на:

  • поиск и налаживание взаимовыгодного экономического сотрудничества на основе имеющихся и новых форм хозяйственных связей;
  • дальнейшее формирование договорно-правовой базы Содружества;
  • урегулирование и предупреждение конфликтов на пространстве СНГ;
  • согласование военно-политического взаимодействия с целью защиты внешних границ СНГ;
  • обеспечение прав национальных меньшинств;
  • отстаивание интересов граждан Республики Беларусь на территории СНГ.

Республика Беларусь активно  поддерживала инициативы, направленные на преобразование СНГ из механизма переговоров, содействующих более успешному решению проблем, связанных с распадом СССР, в региональную организацию с высоким уровнем экономической интеграции и политического сотрудничества.

Расширение участия республики в Европейском региональном сотрудничестве предполагало:

  • развитие общеевропейского интеграционного процесса, прежде всего в рамках совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), а также других интеграционных институтов (Европейский союз, Совет Европы, НАТО);
  • развитие субрегиональных отношений, в которых Республика Беларусь могла играть наиболее существенную роль в укреплении стабильности и развитии обоюдовыгодного сотрудничества;
  • развитие имеющихся и поиск новых форм торгово-экономических 
    связей.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь