Проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы –изучение структуры, динамики, проблем и перспектив развития внешней торговли товарами Республики Беларусь на современном этапе.
В работе была использовала литературу таких авторов как Гурко С.П. Целехович Е.П., Раджабова З.К., Ломакин В.К., статьи таких авторов как Дмитракович Ф.А, Моторина О.И., Решетникова В.В., Юрик В.В., а также статистические данные и данные периодики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4
Внешняя торговля: сущность, структура……………………………………5
Анализ внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе..10
Проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь……………………………………………………………………....17
Заключение……………………………………………………………………....22
Список использованных источников………………………………………24

Работа содержит 1 файл

BPS-Sberbank_Students.xls

— 70.00 Кб (Скачать)

Вторую позицию занимают продукция из текстиля и текстильные  изделия, на третьем месте - продукция из неблагородных металлов, древесины и изделий из нее, древесного угля. Устойчивым спросом на рынке ЕС пользуются приборы, оптическая аппаратура, медицинские и музыкальные инструменты.

Взаимовыгодная торговля с Евросоюзом имеет особую важность для Республики Беларусь, для которой рост внешней торговли является одним из важнейших элементов экономического развития. В связи с этим стратегическими направлениями внешнеэкономической политики должны стать:

  • четкая регионально-страновая ориентация экспорта и достижение экономических выгод от внешней торговли;
  • диверсификация структуры экспорта на рынках ЕС;
  • перевод внешней торговли Республики Беларусь на систему принципов и механизмов ВТО с использованием протекционистских мер в соответствии с международной практикой.

Важное значение во внешнеторговых отношениях Беларуси со странами СНГ и дальнего зарубежья приобретают вопросы, связанные с качеством продукции и повышением конкурентоспособности белорусских товаров.

Для ускорения перехода системы  национальных стандартов на сертификационные процедуры Евросоюза необходимо осуществлять мониторинг и анализ новых директив и стандартов ЕС с целью приведения в соответствие с ними действующих в республике нормативных документов. Большую роль в этом направлении может сыграть сотрудничество Беларуси со странами ЕС в рамках программ ТАСИС.

Также в целях увеличения экспортного потенциала в Беларуси создаются Свободные экономические  зоны (СЭЗ). В настоящее время на территории республики функционируют 6 свободных экономических зон: «Брест», «Гомель—Ратон», «Минск», «Витебск», «Могилев» и «Гродно-инвест». По состоянию на 1 октября 2009 года в качестве резидентов СЭЗ осуществляют свою деятельность 262 организации.В их числе 194 организации, или 74% созданы с участием иностранного капитала.

Большинство резидентов СЭЗ (87%) осуществляют промышленную деятельность.

 

 

Рис. 3. Товарная структура  импорта в Республике Беларусь в 2009 году

Источник: [2, с. 100].

В товарной структуре белорусского импорта преобладают минеральные продукты (25,8% от итога), машины, оборудование и транспортные средства (22,2%), продукция химической промышленности (16,1%), черные и цветные металлы (11,0%) [2, с. 100].

Первую позицию  в товарной структуре импорта  занимают:

  • нефть сырая - 11,9 млн. т.;
  • нефтепродукты - 0,7 млн. т.

В Республике Беларусь ежегодно первичная переработка нефти  составляет 13,4 млн. т (при добыче на территории республики в среднем 1,8 млн, т);

  • природный газ - 17,3 млрд. м3 (в среднем за год);
  • уголь - 433 тыс. т (в среднем за год);
  • электроэнергия - 7,3 млрд. кВт-ч (что составляет 28% от производства).

Ежегодно Республика Беларусь импортирует 1920 тыс. т черных и цветных  металлов, что составляет 60% от производства.

Из продовольственных  товаров импортируется в среднем в год:

  • сахара около 500 тыс. т (что составляет 83% от производства);
  • растительное масло-104тыс. т (что составляет 17% от производства).

Ежегодно в республику зерновых культур импортируется  в среднем 1324 тыс. т, что составляет 27% от валового сбора.

Для обеспечения потребностей экономики в республику поставляются топливно-энергетические ресурсы, машины и оборудование, черные и цветные металлы, сырье для химической, легкой и пищевой промышленности В последние годы наблюдается стабильный рост в объеме импорта доли поставок машин, оборудования и транспортных средств, что связано с проводимым в стране курсом на техническое перевооружение производства.

Основными поставщиками импортной  продукции являются Российская Федерация (60,9% общего объема импорта Республики Беларусь за 2009 год), Германия (6,4%), Украина (5,4%), Польша (3,5%), Италия (2,3%), Китай (1,7%), США (1,4%) [2, с. 102].

Вывод:

Набирающий обороты кризис в мировой экономике, формирующий  неблагополучную внешнеэкономическую  конъюнктуру для белорусского народного  хозяйства, оказал серьезное давление на динамику и основные показатели социально-экономического развития Беларуси.

Однако Беларусь проявляет  относительно высокую устойчивость к кризисным явлениям, что даже позволяет стране сохранить лидирующие позиции по важным показателям социально-экономического развития. Это подтверждает эффективность  избранной модели развития и свидетельствует  о результативности мер, предпринимаемых  по улучшению бизнес-климата в  стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь

 

        В 2009 году сальдо внешней торговли товарами и услугами по методологии платежного баланса сложилось отрицательным и составило 5 млрд. 550,5 млн. долларов. Объем внешней торговли товарами и услугами составил 55,2 млрд. долларов, что на 29,9% меньше, чем в 2008 году. В том числе экспорт — 24,8 млрд. (на 33% меньше), импорт — 30,4 млрд. (на 27,1% меньше).  
Согласно прогнозу социально-экономического развития, по итогам 2009 года отрицательное внешнеторговое сальдо не должно было превысить 1,5 млрд. долларов. По методологии торгового баланса, учитывающей данные Государственного таможенного комитета, в 2009 году отрицательное сальдо внешней торговли товарами сформировалось в размере 7 млрд. 281,4 млн. долларов (в 2008 году — минус 6 млрд. 810,5 млн.).  
Основным источником формирования отрицательного сальдо внешней торговли являются экспортно-импортные операции с промежуточными товарами (энергоносители, сырье, материалы и комплектующие). За 2009 год в страну ввезено промежуточных товаров на 20,8 млрд. долларов (на 28,1% меньше, чем за 2008 год). Экспорт промежуточных товаров составил 15 млрд. долларов, что в 1,6 раза меньше уровня 2008 года.  
Более 50% стоимостного объема экспорта и импорта промежуточных товаров составляют энергетические товары. На внешний рынок их поставлено на 7 млрд. 844,1 млн. долларов, что на 33,9% меньше, чем в 2008 году. Импорт энергетических товаров составил 11 млрд. 222,1 млн. долларов, сократившись на 19,1%. Сальдо внешней торговли энергоносителями сложилось отрицательное в объеме 3 млрд. 378 млн. долларов, что на 1 млрд. 378,1 млн. больше показателя за 2008 год. Величина отрицательного сальдо торговли потребительскими товарами в 2009 году уменьшилась на 825,9 млн. долларов по сравнению с 2008-м и составила минус 529,1 млн. долларов.  
Формирование отрицательного сальдо внешней торговли потребительскими товарами обусловлено результатом экспортно-импортных операций по непродовольственной группе товаров. Величина отрицательного сальдо по данной группе составила 1 млрд. 122,9 млн. долларов, в 2008 году — 1 млрд. 492,3 млн. долларов. 

       Внешняя торговля продовольственными товарами в 2009 году характеризовалась положительным значением сальдо, величина которого составила 593,8 млн. долларов. По сравнению с 2008 годом она увеличилась на 456,5 млн. долларов, или в 4,3 раза.

        К сожалению, для многих наших предприятий и фирм международные рынки по-прежнему остаются далекими и загадочными, и они не спешат расширять географию своих поставок. Конечно, здесь сказываются и удаленность этих рынков, и отсутствие сколько-нибудь полной информации об особенностях работы на них. Определенный урон имиджу нашей продукции наносит все еще имеющая хождение неудачная практика разовых поставок белорусской техники и оборудования посредниками из третьих стран без гарантий надлежащего технического обеспечения и обслуживания (наглядный пример - продажа продукции БелАЗа в ЮАР).

        Вместе с тем, есть проблемы и у самих белорусских предприятий. Не всегда соблюдаются международные нормы делового общения. В ряде случаев отсутствует реакция на обращения зарубежных компаний с предложениями о сотрудничестве либо ответы на них направляются с неприемлемым опозданием. Есть претензии у иностранных партнеров и к качеству поставляемой продукции. Наши предприятия порой имеют ложное представление о том, что для Азии или Африки соблюдение определенных стандартов по отношению к поставляемым товарам не так и важно. Все эти проблемы зачастую связаны с низким уровнем развития системы маркетинга на предприятиях, отсутствием в их штате квалифицированных кадров, имеющих хорошую профессиональную и языковую подготовку.  
          Для выхода на объемный рынок белорусские субъекты хозяйствования должны хотя бы эпизодично участвовать в международных выставках, ярмарках, организовывать презентации своей продукции. К сожалению, соответствующие предложения посольств и МИД зачастую не получают положительного отклика. Как правило, ссылка при этом делается на отсутствие финансовых средств. Однако, для того, чтобы продать товар, его нужно "показать лицом", а сделать это можно только посредством активного маркетинга, участия в выставочно-ярмарочной деятельности. Иного пути нет.

          Так, показатели белорусского экспорта в Индию по отдельным позициям прямо следуют из рыночных стратегий, избранных производителями Беларуси. Предприятия нефтехимического комплекса (РУП "Химволокно", "Полимир"), микроэлектроники (ПО "Интеграл") во взаимодействии с Посольством Республики Беларусь достаточно активно проводят работу по продвижению своей продукции на индийский рынок, участвуют в проводимых в Индии крупных выставках, приезжают на деловые переговоры (делегации "Интеграла" только за текущий год приезжали в Индию 4 раза и имеют неплохие перспективы по увеличению своего экспорта уже по итогам этого года). Такая активность послужила залогом успеха отмеченных отраслей.  
Чтобы прочно закрепиться на перспективных рынках необходимо энергичнее работать по созданию совместных производств, как это уже делается в Китае (совместное производство колесных тягачей), во Вьетнаме (создание сборочных линий по производству мотоциклов), Египте (совместное производство автомобилей "МАЗ" и тракторов "МТЗ"), а также по расширению дилерской сети и системы сервисного обслуживания. Только в этом случае предприятия могут перейти от случайных, разовых поставок к долговременному сотрудничеству.

          В этой связи нельзя не упомянуть успешную работу во Вьетнаме ПО "БелАЗ": грамотная маркетинговая политика, наличие полноценной товаропроводящей сети (представительство, сервисный центр, консигнационный склад), умение сохранить и развивать отношения с крупнейшим мировым потребителем автомобилей марки "БелАЗ" Генеральной угольной корпорацией "Винакоул". При этом предприятие демонстрирует способность отстоять позиции своей продукции на рынке СРВ в условиях жесткой конкуренции японских и американских производителей.  
Крупнейшим событием последнего времени с точки зрения определения новых приоритетов и выработки дальнейшей стратегии торгово-экономического сотрудничества с зарубежными странами стало проведение совместного заседания коллегий МИД, Министерства экономики и Министерства торговли с участием Президента Республики Беларусь.

         Осознавая первостепенную важность итогов прошедшего заседания, МИД совместно с загранучреждениями Республики Беларусь готов оказывать белорусским экспортерам всяческое содействие по самым разным направлениям. С этих позиций в числе своих задач Министерство видит следующие:

  • помощь в диверсификации поставляемой на экспорт продукции, поиск новых торговых партнеров и рыночных ниш для белорусских предприятий-экспортеров;
  • оказание содействия белорусским субъектам хозяйствования по участию (в том числе на льготных условиях) в тендерах, выставках и ярмарках, проводимых в зарубежных странах;
  • продвижение наиболее перспективных и крупных совместных проектов по развитию инфраструктуры в странах аккредитации посольств;
  • разработка совместных наукоемких проектов с использованием белорусских технологий, увеличение доли наукоемкой продукции;
  • более активное и систематизированное информационное обеспечение внешнеторговой деятельности, включая проведение развернутых маркетинговых исследований и изучение конъюнктуры зарубежных рынков;
  • организация семинаров - презентаций экономического потенциала Беларуси;
  • создание совместных финансово-кредитных структур для финансовой поддержки совместных проектов (при содействии Посольства Беларуси в Ливии, например, учрежден белорусско-ливийский инвестиционный банк).

        МИД также работает над созданием более благоприятных общих условий для внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий. На азиатско-африканском направлении, в частности, имеется в виду следующее:

  • расширение договорно-правовой базы двусторонних торгово-экономических связей (наиболее активно эта деятельность осуществляется в ОАЭ, ЮАР, КНР, Египте, Ливии, Республике Корея, Иране);
  • расширение числа государств, с которыми установлены дипломатические отношения, что позволяет наладить прочные межгосударственные связи с потенциальными торгово-экономическими партнерами. Из 104 государств азиатско-африканского региона Беларусью в настоящее время установлены дипломатические отношения с 74 странами
  • придание дополнительной динамики деятельности совместных межправительственных комиссий по вопросам торгово-экономического сотрудничества, которые играют важную роль в оказании государственной поддержки различным экономическим проектам и решают конкретные проблемы на правительственном уровне.

        Открытость белорусской экономики, ее ориентация на экспорт предопределяют только одно направление движения во внешнеэкономической сфере - развитие. Здесь предстоит пройти еще довольно значительный отрезок пути к достижению таких результатов, которые бы соответствовали значительным потенциальным возможностям Беларуси и ее зарубежных партнеров. Беларусь имеет значительный потенциал для участия в реализации региональных проектов реконструкции и модернизации экономики иностранных государств, развития транспортных и информационных коммуникаций.

       Особо перспективным представляется участие в проектах "возрождения" Африки (например, в рамках программы "Новое партнерство для развития Африки" (НЕПАД), предусматривающей широкое международное участие в восстановлении и сооружении объектов инфраструктуры на континенте) при обеспечении надлежащего финансирования за счет средств, поступающих от индустриальных стран "большой восьмерки" или международных фондов. Белорусские предприятия и организации могли бы принять активное участие в строительстве объектов инфраструктуры (дороги, аэродромы, объекты энергетики), восстановлении экономики стран, пострадавших от длительных войн (Ангола, Сьерра-Леоне, Мозамбик, Йемен), стихийных бедствий (Мозамбик, Мадагаскар).

           Республика заинтересована в осуществлении совместных наукоемких проектов с использованием белорусских технологий, реализации лицензий на разработки ученых Беларуси и выполнении исследований на контрактной основе. В этой связи перспективным видится сотрудничество с наиболее развитыми из стран Азии и Африки - Японией, Китаем, Республикой Кореей, Индией, Египтом, ЮАР. Особый интерес могут вызвать прикладные научные разработки по химии, информационным и лазерным технологиям, генной инженерии, передовым методам животноводства, повышению надежности и долговечности машин, порошковой металлургии. По некоторым из этих направлений уже имеется определенный прогресс в работе с иностранными партнерами.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь