Проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:18, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы –изучение структуры, динамики, проблем и перспектив развития внешней торговли товарами Республики Беларусь на современном этапе.
В работе была использовала литературу таких авторов как Гурко С.П. Целехович Е.П., Раджабова З.К., Ломакин В.К., статьи таких авторов как Дмитракович Ф.А, Моторина О.И., Решетникова В.В., Юрик В.В., а также статистические данные и данные периодики.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4
Внешняя торговля: сущность, структура……………………………………5
Анализ внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе..10
Проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь……………………………………………………………………....17
Заключение……………………………………………………………………....22
Список использованных источников………………………………………24

Работа содержит 1 файл

BPS-Sberbank_Students.xls

— 70.00 Кб (Скачать)

        Значительная доля экспорта Беларуси приходится на экспорт услуг. К основным видам услуг, экспортируемых на мировой рынок, относятся транспортные, строительные услуги, услуги по переработке нефти. Это очень важный источник валютных поступлений в бюджет республики. В целом доля услуг в общем объеме экспорта имеет четкую тенденцию к росту. Так, например, положительное сальдо в торговле услугами за 2000 г. сложилось в размере 561 млн. долл., что позволило на 51,1% компенсировать отрицательное сальдо торговли товарами.

        Однако реализация новых тенденций происходит весьма противоречиво. Национальная экономика Беларуси крайне нуждается в активном использовании зарубежного опыта и привлечении зарубежных финансовых средств. Их отсутствие замедляет процесс стабилизации экономики и возможность преодоления тяжелейшего кризиса переходного периода.

        Наиболее продвинутой в этом плане является сфера внешнеэкономических отношений. Именно здесь осуществляются меры по формированию цивилизованной конкурентной среды для иностранных и национальных товаров. Новые рыночные отношения уже заняли значительные позиции в общем объеме внешнеторговых операций. Внутренний рынок страны наполняется конкурирующими товарами, но дальнейшее развитие этого процесса сильно сдерживается технической и технологической отсталостью реального сектора белорусской экономики.

  В рыночной экономике вообще, независимо о каком уровне идет речь - национальном или мировом - процесс ценообразования в идеале формируется в условиях конкурентной среды, динамичного равновесия между спросом и предложением, сравнительной свободы поведения на рынке всех его субъектов: производителя, посредника, покупателя, а также под воздействием общих и специфических законов, которые присущи системе рыночных отношений в целом.       Цена есть денежное выражение стоимости товара, это сумма, которую производитель намерен получить, предлагая покупателю товар или услугу, и которую готов заплатить в данный момент сам покупатель.                        Основой цены является себестоимость товара и процент на ожидаемую прибыль. Но окончательная цена складывается на рынке под воздействием ряда факторов:

1) общеэкономические, т. е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. Это, прежде всего жизненный цикл товара, состояние совокупных спроса и предложения на рынке (или его конъюнктура), инфляция;

2) конкретно-экономические, т. е. факторы, определяемые условиями производства и реализации данной продукции, К ним относятся: издержки производства товара или услуги, прибыль, налоги, конкурентная ситуация на рынке, соотношение спроса и предложения на данный конкретный продукт или услугу, потребительские свойства данной продукции или услуги (качество, дизайн, сервис, упаковка, надежность, престижность, послепродажное обслуживание и т.д.);

3) специфические, т.е. факторы, которые действуют только в отношении некоторых видов продукции или услуг: сезонность, комплектность, гарантии и условия сервиса и т.д.;

4) специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов. Например, государственные формы регулирования, валютный курс, таможенные пошлины, нетарифные ограничения и т.д.;

5) неэкономические: политическая обстановка в стране и в мире, военные    конфликты и т.д. Но на мировых рынках ценообразование имеет специфику. Так, например, соотношение спроса и предложения субъекты мирового рынка ощущают намного сильнее, чем субъекты национального рынка. На мировом рынке более жесткая конкуренция, очень высокий уровень требований к качеству и прочим потребительским свойствам товаров, здесь большое значение приобретают цены на ресурсы, используемые при производстве товаров и т.д. [7; с. 120].

   В последнее время все большее значение в ценообразовании на мировом рынке играют так называемые деловые и сопутствующие услуги производству: техническое обслуживание, консалтинг, инжиниринг, гарантийный ремонт и т.д. Особое значение приобретает этот аспект в современных условиях, когда ставка идет на высокие технологии, производство наукоемкой продукции и услуг. "Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте машин и оборудования составляет не менее 50-60% в доле их цены.

  В условиях НТП и НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров и услуг. Но внедрение новых технологий, производство наукоемкой продукции и услуг резко повышает производительность труда. А так как производительность труда обратно пропорциональна стоимости товара, то цена и в данном случае снижается.

Определенную специфику  привносит в процесс ценообразования на мировых рынках и такой момент, как движение экономического цикла. Так, в стадии депрессии, мировая цена, как правило, не повышается, но в стадии подъема, когда спрос резко превышает предложение, цена стремительно возрастает, правда, в зависимости от сферы и глубины этих ситуаций, от вида товаров или товарных групп.

И, наконец, многое в ценообразовании  на мировом рынке товаров зависит  от того, какова на нем конкурентная среда: это рынок монополистической, чистой, свободной конкуренции или  рынок олигополии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе

 

Внешняя торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики Республики Беларусь.

Географическое положение, исторически сложившиеся связи  и особенности промышленного  комплекса Республики Беларусь определили высокую степень открытости экономики республики, ее ориентированность на внешние рынки. Доля экспорта в валовом внутреннем продукте страны достигла в 2008 г. 59,6%, импорта— 71,3%, в то время как в 1997 году доля экспорта в ВВП составляла 45,4%, импорта — 52,5% [2, с. 97].

О расширении внешнеэкономических  связей Беларуси свидетельствует и  рост внешнеторгового оборота. Объем  внешней торговли в 2008 году по сравнению  с 1998 годом увеличился 2,9 раза.

В 2009-2010 гг. Республика Беларусь поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 170 странами мира. Заметно расширилась география присутствия белорусских товаров на внешних рынках. Экспортные поставки осуществлялись в 2009 году на рынки 137 государств против 117 стран в 1998 году.

Рис. 1. Торговые партнеры Республики Беларусь в 2009 году

Источник: [2, с. 97].

 

Основными торговыми партнерами Республики Беларусь являются: Россия — 48,6% общего объема внешней торговли республики за 2008 год, Нидерланды — 7,6%, Украина — 5,6%, Германия — 5,5%, Польша — 4,4%, Соединенное Королевство — 3,9%, Китай — 2,2%, Италия— 1,7%, Литва и США— по 1,5% [2, с. 97].

На долю стран СНГ приходится более 60% внешнеторгового оборота республики. Объем торговли с этими странами в 2009 году превысил уровень 1997 года в 2,9 раза, в том числе экспорт — в 2,4 раза, импорт — в 3,2 раза.   Основными партнерами среди стран СНГ являются Россия (87% товарооборота со странами СНГ), Украина (10%), Казахстан (1,2%).

Наиболее тесно в торгово-экономическом  отношении Беларусь связана с  Россией. На долю России приходится около 50% общего объема внешней торговли Беларуси.

Белорусско-российское экономическое  партнерство активно развивается на региональном уровне: около 70 российских регионов имеют договорные отношения с Беларусью. Наиболее динамично развивается сотрудничество Республики Беларусь с Москвой, Санкт-Петербургом, Тюменской, Московской, Смоленской, Пермской областями, Республикой Татарстан.

Москва является одним  из самых крупных торгово-экономических партнеров Республики Беларусь среди регионов Российской Федерации. На ее долю приходится 19% всего товарооборота Беларуси с Россией и 34% белорусского экспорта в эту страну.

Товарооборот между Республикой  Беларусь и Москвой за 9 месяцев 2009 года составил 2,8 млрд. долларов, в том числе экспорт — 1,8 млрд. долларов, импорт — 1 млрд. долларов [15, с.141].

Основу белорусского экспорта в Москву составляют поставки транспортных средств и их частей, черных металлов, холодильников и морозильников, телевизоров, продуктов питания, мебели, одежды и обуви.

Таблица 1. Экспорт  и импорт Республики Беларусь со странами СНГ (миллионов долларов США)

 

Экспорт товаров

Импорт товаров

1998

2000

2008

1998

2000

2008

Всего

3026,8

4399,2

6415,5

3676,8

6070,4

9975,7

Азербайджан

6,2

6,8

23,9

4,3

6,7

1,8

Армения

2,7

0,7

11,8

1,1

1,6

1,9

Грузия

3,6

1,5

6,0

3,0

1,3

2,2

Казахстан

76,5

19,6

165,0

56,0

44,9

26,5

Кыргызстан

5,9

4,0

7,1

2,9

9,4

1,8

Молдова

70,9

38,4

93,0

35,0

33,6

62,5

Россия

2185,3

3710,1

5183,7

2965,0

5604,7

9064,2

Таджикистан

5,3

2,4

7,7

3,0

2,9

3,2

Туркменистан

3,2

45,3

43,3

0,8

0,7

0,9

Узбекистан

60,0

10,7

39,3

36,7

24,0

12,4

Украина

607,2

559,7

834,7

569,0

340,6

798,3


Источник: [15, с. 142].

На долю стран вне СНГ приходится около 40% внешнеторгового оборота Республики Беларусь. В 2009 году он составил 11,1 млрд. долларов США и по сравнению с 1998 годом возрос в 3 раза.

Такие изменения явились  результатом последовательной работы по продвижению белорусской продукции на рынки этих стран.

Республика Беларусь относится  к странам, в товарной структуре  экспорта которой преобладают машины, оборудование, транспортные средства, химические товары.

Среди экспортируемых товаров  из республики первое место по товарным группам занимают «машины, оборудование, транспортные средства и аппараты». За пятилетний период их доля составила 27%.

За пятилетний период Республика Беларусь ежегодно в среднем экспортировала:

  • тракторов - 24 тыс. шт. (что составляет 97% от их производства);
  • грузовых автомобилей -11,3 тыс. шт., (что составляет 74% от их производства);
  • телевизоров - 408 тыс. шт. (что составляет 65% от их производства);
  • холодильников, морозильников - 655 тыс. шт. (что составляет 76% от их производства) [2, с. 99].

Вторую позицию в товарной структуре белорусского экспорта занимает продукция химической промышленности, каучук - 20,0%, в том числе ежегодно экспортируются химические волокна и нити (в среднем в год 148 тыс. т, что составляет 70% от производства).

Следующую позицию в товарной структуре белорусского экспорта занимают минеральные удобрения: 17,5% общего экспорта за пятилетний период. Ежегодно из республики экспортируются в среднем:

  • калийные удобрения - свыше 3 млн. т (что составляет 83% от их производства);
  • азотные удобрения - 353 тыс. т (что составляет 58% от их производства).

Товарная группа «минеральные продукты», в основном это продукты переработки нефти, их доля в группе превышает 80%. Ежегодно Республика Беларусь экспортирует около 7,5 млн. т нефтепродуктов, а также черные, цветные металлы и изделия из них, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), текстиль и текстильные изделия; древесина и целлюлозно-бумажные изделия, кожевенное сырье и изделия из них и другие товары.

Одной из проблем экономики  республики является ее высокая зависимость  от энергоносителей: нефти, газа, угля, а также проката черных и цветных  металлов.

Товарная группа «минеральные продукты» составляет в среднем  за год 26,5 % к итогу за пятилетний период.

Таблица 2. Внешняя  торговля Республики Беларусь со странами вне СНГ(миллионов долларов США) [5; 19].

 

1995

2000

2002

2003

2005

2007

2008

Объем внешней торговли Республики Беларусь со странами вне СНГ

3663

5503

5446

6434

8020

11064

12900

экспорт товаров

1776

2927

2957

3637

4511

6456

7987

импорт товаров

1887

2576

2489

2797

3509

4608

4913

сальдо

-111

351

468

840

1002

1848

3074


Источник: [15, с. 143].

Экономический потенциал  нашей страны составляют предприятия  машиностроительной, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности. В Беларуси, традиционно ориентированной на внешние рынки, удельный вес экспорта товаров и услуг превышает 65% ВВП, тогда как, например, в России и Германии этот показатель составляет 35%, Украине - 56, Литве - 54, Латвии - 45, Польше - 28%.

Наращивание экспорта явилось  результатом активизации инвестиционного процесса, концентрации инвестиций, в первую очередь прямых, в перспективных высокотехнологичных экспортных производствах. Значительная часть экспортной выручки направлялась на инвестиционный импорт, рост которого позволил ускорить техническое перевооружение и модернизацию производств, способствовал выходу на новые рынки и обусловил некоторый рост загрузки производственных мощностей. Вместе с тем реализация возможностей некоторых предприятий-экспортеров остается низкой, хотя, как известно, полное использование мощностей, составляющих экспортный потенциал страны, является важным условием его роста

Значительный рост экспорта в страны дальнего зарубежья обеспечивался  главным образом за счет повышения конкурентоспособности отечественной продукции, а также развития инфраструктуры внешней торговли.

В последние годы нашими основными партнерами из стран-членов ЕС в области экспорта являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Италия, Франция.

Рис. 3. Товарная структура экспорта в Республике Беларусь в 2009 году

Источник: [2, с. 100].

Товарная структура белорусского экспорта в 2009 г. характеризовалась преобладанием минеральных продуктов, доля которых в совокупном экспорте в страны ЕС составила 64,8%. Следует отметить, что экспорт данного вида продукции, и особенно продуктов переработки нефти, постоянно увеличивается. Прежде всего это связано с повышением качества переработки нефти в нашей стране, соответствующего европейским стандартам, что стало возможным вследствие реконструкции и переоснащения нефтеперерабатывающих заводов.

Информация о работе Проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь