Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 19:18, курсовая работа
Цель курсовой работы –изучение структуры, динамики, проблем и перспектив развития внешней торговли товарами Республики Беларусь на современном этапе.
В работе была использовала литературу таких авторов как Гурко С.П. Целехович Е.П., Раджабова З.К., Ломакин В.К., статьи таких авторов как Дмитракович Ф.А, Моторина О.И., Решетникова В.В., Юрик В.В., а также статистические данные и данные периодики.
Введение………………………………………………………………………4
Внешняя торговля: сущность, структура……………………………………5
Анализ внешней торговли Республики Беларусь на современном этапе..10
Проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь……………………………………………………………………....17
Заключение……………………………………………………………………....22
Список использованных источников………………………………………24
Значительная доля экспорта Беларуси приходится на экспорт услуг. К основным видам услуг, экспортируемых на мировой рынок, относятся транспортные, строительные услуги, услуги по переработке нефти. Это очень важный источник валютных поступлений в бюджет республики. В целом доля услуг в общем объеме экспорта имеет четкую тенденцию к росту. Так, например, положительное сальдо в торговле услугами за 2000 г. сложилось в размере 561 млн. долл., что позволило на 51,1% компенсировать отрицательное сальдо торговли товарами.
Однако реализация новых тенденций происходит весьма противоречиво. Национальная экономика Беларуси крайне нуждается в активном использовании зарубежного опыта и привлечении зарубежных финансовых средств. Их отсутствие замедляет процесс стабилизации экономики и возможность преодоления тяжелейшего кризиса переходного периода.
Наиболее продвинутой в этом плане является сфера внешнеэкономических отношений. Именно здесь осуществляются меры по формированию цивилизованной конкурентной среды для иностранных и национальных товаров. Новые рыночные отношения уже заняли значительные позиции в общем объеме внешнеторговых операций. Внутренний рынок страны наполняется конкурирующими товарами, но дальнейшее развитие этого процесса сильно сдерживается технической и технологической отсталостью реального сектора белорусской экономики.
В рыночной экономике вообще,
независимо о каком уровне идет речь -
национальном или мировом - процесс ценообразования
в идеале формируется в условиях конкурентной
среды, динамичного равновесия между спросом
и предложением, сравнительной свободы
поведения на рынке всех его субъектов:
производителя, посредника, покупателя,
а также под воздействием общих и специфических
законов, которые присущи системе рыночных
отношений в целом.
Цена есть денежное выражение стоимости
товара, это сумма, которую производитель
намерен получить, предлагая покупателю
товар или услугу, и которую готов заплатить
в данный момент сам покупатель.
1) общеэкономические, т. е. действующие независимо от вида продукции и конкретных условий ее производства и реализации. Это, прежде всего жизненный цикл товара, состояние совокупных спроса и предложения на рынке (или его конъюнктура), инфляция;
2) конкретно-экономические, т. е. факторы, определяемые условиями производства и реализации данной продукции, К ним относятся: издержки производства товара или услуги, прибыль, налоги, конкурентная ситуация на рынке, соотношение спроса и предложения на данный конкретный продукт или услугу, потребительские свойства данной продукции или услуги (качество, дизайн, сервис, упаковка, надежность, престижность, послепродажное обслуживание и т.д.);
3) специфические, т.е. факторы, которые действуют только в отношении некоторых видов продукции или услуг: сезонность, комплектность, гарантии и условия сервиса и т.д.;
4) специальные, т.е. связанные с действием особых механизмов и экономических инструментов. Например, государственные формы регулирования, валютный курс, таможенные пошлины, нетарифные ограничения и т.д.;
5) неэкономические: политическая обстановка в стране и в мире, военные конфликты и т.д. Но на мировых рынках ценообразование имеет специфику. Так, например, соотношение спроса и предложения субъекты мирового рынка ощущают намного сильнее, чем субъекты национального рынка. На мировом рынке более жесткая конкуренция, очень высокий уровень требований к качеству и прочим потребительским свойствам товаров, здесь большое значение приобретают цены на ресурсы, используемые при производстве товаров и т.д. [7; с. 120].
В последнее время все большее значение в ценообразовании на мировом рынке играют так называемые деловые и сопутствующие услуги производству: техническое обслуживание, консалтинг, инжиниринг, гарантийный ремонт и т.д. Особое значение приобретает этот аспект в современных условиях, когда ставка идет на высокие технологии, производство наукоемкой продукции и услуг. "Известны примеры, когда стоимость услуг при экспорте машин и оборудования составляет не менее 50-60% в доле их цены.
В условиях НТП и НТР в абсолютном выражении цена растет практически для всех групп товаров и услуг. Но внедрение новых технологий, производство наукоемкой продукции и услуг резко повышает производительность труда. А так как производительность труда обратно пропорциональна стоимости товара, то цена и в данном случае снижается.
Определенную специфику
привносит в процесс
И, наконец, многое в ценообразовании на мировом рынке товаров зависит от того, какова на нем конкурентная среда: это рынок монополистической, чистой, свободной конкуренции или рынок олигополии.
Внешняя торговля является одним из наиболее динамично развивающихся секторов экономики Республики Беларусь.
Географическое положение, исторически сложившиеся связи и особенности промышленного комплекса Республики Беларусь определили высокую степень открытости экономики республики, ее ориентированность на внешние рынки. Доля экспорта в валовом внутреннем продукте страны достигла в 2008 г. 59,6%, импорта— 71,3%, в то время как в 1997 году доля экспорта в ВВП составляла 45,4%, импорта — 52,5% [2, с. 97].
О расширении внешнеэкономических связей Беларуси свидетельствует и рост внешнеторгового оборота. Объем внешней торговли в 2008 году по сравнению с 1998 годом увеличился 2,9 раза.
В 2009-2010 гг. Республика Беларусь поддерживает торгово-экономические отношения более чем со 170 странами мира. Заметно расширилась география присутствия белорусских товаров на внешних рынках. Экспортные поставки осуществлялись в 2009 году на рынки 137 государств против 117 стран в 1998 году.
Рис. 1. Торговые партнеры Республики Беларусь в 2009 году
Источник: [2, с. 97].
Основными торговыми партнерами Республики Беларусь являются: Россия — 48,6% общего объема внешней торговли республики за 2008 год, Нидерланды — 7,6%, Украина — 5,6%, Германия — 5,5%, Польша — 4,4%, Соединенное Королевство — 3,9%, Китай — 2,2%, Италия— 1,7%, Литва и США— по 1,5% [2, с. 97].
На долю стран СНГ приходится более 60% внешнеторгового оборота республики. Объем торговли с этими странами в 2009 году превысил уровень 1997 года в 2,9 раза, в том числе экспорт — в 2,4 раза, импорт — в 3,2 раза. Основными партнерами среди стран СНГ являются Россия (87% товарооборота со странами СНГ), Украина (10%), Казахстан (1,2%).
Наиболее тесно в торгово-
Белорусско-российское экономическое партнерство активно развивается на региональном уровне: около 70 российских регионов имеют договорные отношения с Беларусью. Наиболее динамично развивается сотрудничество Республики Беларусь с Москвой, Санкт-Петербургом, Тюменской, Московской, Смоленской, Пермской областями, Республикой Татарстан.
Москва является одним
из самых крупных торгово-
Товарооборот между
Основу белорусского экспорта в Москву составляют поставки транспортных средств и их частей, черных металлов, холодильников и морозильников, телевизоров, продуктов питания, мебели, одежды и обуви.
Таблица 1. Экспорт и импорт Республики Беларусь со странами СНГ (миллионов долларов США)
Экспорт товаров |
Импорт товаров | |||||
1998 |
2000 |
2008 |
1998 |
2000 |
2008 | |
Всего |
3026,8 |
4399,2 |
6415,5 |
3676,8 |
6070,4 |
9975,7 |
Азербайджан |
6,2 |
6,8 |
23,9 |
4,3 |
6,7 |
1,8 |
Армения |
2,7 |
0,7 |
11,8 |
1,1 |
1,6 |
1,9 |
Грузия |
3,6 |
1,5 |
6,0 |
3,0 |
1,3 |
2,2 |
Казахстан |
76,5 |
19,6 |
165,0 |
56,0 |
44,9 |
26,5 |
Кыргызстан |
5,9 |
4,0 |
7,1 |
2,9 |
9,4 |
1,8 |
Молдова |
70,9 |
38,4 |
93,0 |
35,0 |
33,6 |
62,5 |
Россия |
2185,3 |
3710,1 |
5183,7 |
2965,0 |
5604,7 |
9064,2 |
Таджикистан |
5,3 |
2,4 |
7,7 |
3,0 |
2,9 |
3,2 |
Туркменистан |
3,2 |
45,3 |
43,3 |
0,8 |
0,7 |
0,9 |
Узбекистан |
60,0 |
10,7 |
39,3 |
36,7 |
24,0 |
12,4 |
Украина |
607,2 |
559,7 |
834,7 |
569,0 |
340,6 |
798,3 |
Источник: [15, с. 142].
На долю стран вне СНГ приходится около 40% внешнеторгового оборота Республики Беларусь. В 2009 году он составил 11,1 млрд. долларов США и по сравнению с 1998 годом возрос в 3 раза.
Такие изменения явились результатом последовательной работы по продвижению белорусской продукции на рынки этих стран.
Республика Беларусь относится к странам, в товарной структуре экспорта которой преобладают машины, оборудование, транспортные средства, химические товары.
Среди экспортируемых товаров из республики первое место по товарным группам занимают «машины, оборудование, транспортные средства и аппараты». За пятилетний период их доля составила 27%.
За пятилетний период Республика Беларусь ежегодно в среднем экспортировала:
Вторую позицию в товарной структуре белорусского экспорта занимает продукция химической промышленности, каучук - 20,0%, в том числе ежегодно экспортируются химические волокна и нити (в среднем в год 148 тыс. т, что составляет 70% от производства).
Следующую позицию в товарной структуре белорусского экспорта занимают минеральные удобрения: 17,5% общего экспорта за пятилетний период. Ежегодно из республики экспортируются в среднем:
Товарная группа «минеральные продукты», в основном это продукты переработки нефти, их доля в группе превышает 80%. Ежегодно Республика Беларусь экспортирует около 7,5 млн. т нефтепродуктов, а также черные, цветные металлы и изделия из них, продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного), текстиль и текстильные изделия; древесина и целлюлозно-бумажные изделия, кожевенное сырье и изделия из них и другие товары.
Одной из проблем экономики республики является ее высокая зависимость от энергоносителей: нефти, газа, угля, а также проката черных и цветных металлов.
Товарная группа «минеральные продукты» составляет в среднем за год 26,5 % к итогу за пятилетний период.
Таблица 2. Внешняя торговля Республики Беларусь со странами вне СНГ(миллионов долларов США) [5; 19].
1995 |
2000 |
2002 |
2003 |
2005 |
2007 |
2008 | |
Объем внешней торговли Республики Беларусь со странами вне СНГ |
3663 |
5503 |
5446 |
6434 |
8020 |
11064 |
12900 |
экспорт товаров |
1776 |
2927 |
2957 |
3637 |
4511 |
6456 |
7987 |
импорт товаров |
1887 |
2576 |
2489 |
2797 |
3509 |
4608 |
4913 |
сальдо |
-111 |
351 |
468 |
840 |
1002 |
1848 |
3074 |
Источник: [15, с. 143].
Экономический потенциал нашей страны составляют предприятия машиностроительной, нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности. В Беларуси, традиционно ориентированной на внешние рынки, удельный вес экспорта товаров и услуг превышает 65% ВВП, тогда как, например, в России и Германии этот показатель составляет 35%, Украине - 56, Литве - 54, Латвии - 45, Польше - 28%.
Наращивание экспорта явилось результатом активизации инвестиционного процесса, концентрации инвестиций, в первую очередь прямых, в перспективных высокотехнологичных экспортных производствах. Значительная часть экспортной выручки направлялась на инвестиционный импорт, рост которого позволил ускорить техническое перевооружение и модернизацию производств, способствовал выходу на новые рынки и обусловил некоторый рост загрузки производственных мощностей. Вместе с тем реализация возможностей некоторых предприятий-экспортеров остается низкой, хотя, как известно, полное использование мощностей, составляющих экспортный потенциал страны, является важным условием его роста
Значительный рост экспорта в страны дальнего зарубежья обеспечивался главным образом за счет повышения конкурентоспособности отечественной продукции, а также развития инфраструктуры внешней торговли.
В последние годы нашими основными партнерами из стран-членов ЕС в области экспорта являются Германия, Великобритания, Нидерланды, Италия, Франция.
Рис. 3. Товарная структура экспорта в Республике Беларусь в 2009 году
Источник: [2, с. 100].
Товарная структура
Информация о работе Проблемы и перспективы развития внешней торговли Республики Беларусь