Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:08, курсовая работа
Экономика Японии очень сильно зависит от внешней торговли. Страна импортирует
100% необходимого ей хлопка, шерсти, бокситов, 99,9% медной руды, 99,8%
нефти, 99,7% железной руды, 81,8% каменного угля. Япония занимает третье
место после США и ФРГ в международной торговле. На её долю приходится 6,3%
импорта и 8,9% мирового экспорта (1999 г). Ведущее место в её экспорте
занимают машины и оборудование (74,7%), металлопродукция (7,8%), а в импорте
- топливо (20,4%), продовольствие (14,7%), сырьё (8,5%). Страна на 70%
обеспечивает себя продовольствием. Основные поставщики продовольственных
товаров в Японию являются США, Австралия и Канада. Япония занимает первое
место в мире по объёму добычи морепродуктов (около 12 млн. т.).
Введение. Цифры и факты.
Глава 1.
1. Особенности экономики Японии.
1.1. Исторические предпосылки экономического подъема
1.2. Социальная структура и трудовые отношения
1.3. Особенности организации предпринимательства
1.4. Банковская система
1.5. Государственный сектор в экономике, государственный бюджет.
Глава 2.
2. Внешние экономические связи Японии.
2.1. Использование Японией процесса глобализации мировой экономики
2.2. Япония в современной мировой экономической системе
Глава 3.
3. Проблемы и перспективы развития экономики Японии.
3.1. Состояние и проблемы развития внешнеторговых отношений между Россией и Японией
3.2. Японцев не пускают на родные Курилы
Выводы
Литература
Кореей идею четырехсторонней встречи. Что касается проблемы северокорейского
ядерного оружия, то Япоиня и впредь в тесном сотрудничестве с США, Кореей и
другими странами будем активно участвовать в работе КЕDO, Организации
развития энергетики Корейского полуострова.
Глава 3.
3. Проблемы и перспективы развития экономики Японии.
3.1. Состояние и
проблемы развития
внешнеторговых отношений
между Россией
и Японией.
Договорно-правовая
база торгово-экономических
была заложена еще в 1957 г. с подписанием Торгового договора СССР и Японии,
согласно которому стороны предоставили друг другу режим наибольшего
благоприятствования. Россия является правопреемником СССР по данному
договору. В развитие
этого основополагающего
заключались также годичные, трехгодичные, а впоследствии и пятилетние
соглашения о товарообороте и платежах, срок действия последнего из которых
истек в конце 1995 г.
В октябре 1993 г. визит Б.Ельцина в Японию ознаменовался подписанием
Декларации о перспективах торгово-экономических и научно-технических
отношений, Меморандума об оказании Японией содействия ускорению реформ в РФ,
Меморандума об оказании экстренной гуманитарной помощи и некоторых других
документов.
В ноябре 1994 г. был подписан Меморандум об учреждении российско-японской
Межправительственной комиссии по торгово-экономическим вопросам (МПК), а в
июле 1995 г. в Токио — Меморандум о деятельности МПК, в котором определялись
функции, структура и порядок работы комиссии.
По мнению большинства экспертов, современное состояние договорно-правовой
базы сотрудничества не соответствует имеющемуся потенциалу развития
двусторонних торгово-экономических связей, и данное обстоятельство является
фактором, во многом сдерживающим наращивание взаимной торговли.
В 70-е годы упор в развитии внешнеторговых отношений между Советским Союзом и
Японией делался на осуществление крупномасштабных проектов по разработке
природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока (прежде всего в рамках так
называемых компенсационных соглашений) и взаимный товарооборот
характеризовался устойчивой положительной динамикой. В 80-е годы двусторонние
торговые связи в значительной мере утратили стабильность и до настоящего
времени отличаются ощутимыми перепадами. Сказанное иллюстрирует динамика
товарооборота России с Японией в последние несколько лет (млрд. долл.):
Товарооборот | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. |
В с е г о | 3,9 (4,7) | 4,4 (5,9) | 4,6 (5,0) | 4,1 (5,0) | 3,1 (3,9) | 2,7 (3,3) |
Экспорт | 2,8 (3,5) | 3,6 (4,8) | 3,6 (4,0) | 3,1 (4,0) | 2,3 (2,9) | 2,2 (2,8) |
Импорт | 1,1 (1,2) | 0,8 (1,1) | 1,0 (1,0) | 1,0 (1,0) | 0,8 (1,0) | 0,5 (0,5) |
Сальдо | 1,7 (2,3) | 2,4 (3,7) | 2,6 (3,0) | 2,1 (3,0) | 1,5 (1,9) | 1,7 (2,3) |
Источник: Российско-Японские экономические отношения: реалии и возможности
А.Горохов, 2000 г.
Как видно из приведенных выше данных, объем товарооборота России с Японией к
1999 г. по сравнению с 1995 г. сократился почти вдвое; начиная с 1994 г.
происходило постоянное снижение объема импортных поставок из Японии в Россию.
В отдельные годы резкое уменьшение товарооборота в долларовом выражении
объяснялось существенным снижением расчетного курса иены по отношению к
доллару (в 1998 г., например, «долларовый» товарооборот сократился на 24% по
сравнению с предыдущим годом, в то время как «иеновый» — всего на 16,7%).
В настоящее время удельный вес Японии в общем объеме российской внешней
торговли находится на уровне около 3%, а доля России в суммарном
товарообороте Японии не превышает 0,5%, чтo ни в коей мере не соответствует
потенциальным возможностям сторон. Устойчивое положительное сальдо России в
торговле со второй по экономической мощи страной мира нельзя расценивать как
безусловный успех российской внешнеторговой дипломатии. Остаются
нереализованными значительные возможности импорта из Японии ряда важнейших
товаров, в том
числе перерабатывающего
рыбной промышленности.
Структура отечественного экспорта в Японию продолжает сохранять
«колониальный» характер. В 1998 г. на цветные и драгоценные металлы
приходилось 36,7% общего объема российских поставок в эту страну, на рыбу и
морепродукты — 29,8%, на лес и лесоматериалы — 15,8%, минеральное сырье —
8,8%. Доля машин и оборудования, как и в предыдущие годы, не превышала 0,5%.
В импорте из Японии преобладает машинотехническая продукция: транспортные
средства, электробытовые изделия, металлообрабатывающее и погрузочное
оборудование, средства связи.
Проблема расширения российского импорта из Японии и повышения его «отдачи»
для отечественной экономики во многом связана со своевременным и эффективным
использованием двух так называемых пакетов японского финансового содействия
Российской Федерации на общую сумму в 4,3 млрд. долл. Сюда включаются кредиты
Экспортно-импортного банка Японии на сумму в 1,1 млрд. долл., средства из
лимита государственного страхования (2,9 млрд. долл.) и безвозмездная помощь
в размере 320 млн. долл. Часть этих средств была использована на закупку
машин и оборудования в Японии в рамках реализации конкретных проектов. Однако
значительная доля выделенных ресурсов все еще остается неиспользованной,
главным образом ввиду последствий кризиса 1997—1998 гг. и сложного
финансового положения ряда российских предприятий, являющихся участниками
совместных проектов.
В числе наиболее важных нерешенных вопросов развития отечественного экспорта
в Японию — крайне
низкая степень переработки
продовольственных товаров. В особенности это касается морепродуктов —
основной статьи японского продовольственного импорта. Россия ежегодно
недополучает сотни миллионов долларов из-за отсутствия соответствующих
мощностей на российском
Дальнем Востоке и
готовой продукции.
В то же время в Японию из Китая и других стран Восточной Азии поступают рыба
и морепродукты на сумму, в 1,5—2 раза превышающую размер российских поставок
этого вида продукции. Установлено, что значительная часть ввоза в Японию
продукции морского промысла из азиатских государств представляет собой
реэкспорт российских товаров данной группы, проходящих обработку на
предприятиях указанных стран и в дальнейшем поступающих на японский рынок. За
счет осуществления подобной практики доля переработанной продукции в
китайском «рыбном» экспорте в Японию постоянно возрастает, а в российском —
остается практически неизменной.
Более того, в 1996—1999 гг. физический объем поставок морепродукции из России
в Японию увеличился со 180 до 190 тыс. т (на 5,5%), между тем как стоимостный
объем экспорта уменьшился с 1088 млн. до 794 млн. долл. (на 23,1%). Отчасти
такое положение было обусловлено ухудшением структуры экспорта, т.е.
повышением в нем доли дешевых и низкокачественных видов продукции. Но главная
причина создавшейся ситуации заключалась в появлении на японском рынке
большого количества мелких и средних российских экспортеров, которые не
придерживаются единой торговой политики и нередко идут на существенное
снижение цен
ради получения краткосрочной
действия в условиях крайнего ослабления экспортного контроля оборачиваются
установлением диктата покупателя, т.е. японских импортеров, развалом рынка и
недополучением Россией значительных средств в валюте. Кроме того, данного
рода демпинг является объектом справедливых нареканий со стороны рыболовных
компаний Китая, Республики Корея, Таиланда, что приводит к общему ухудшению
торгового климата в отношениях с этими странами.
По официальным российским статистическим данным, экспорт морепродукции из
России в Японию в 1999 г. снизился до 82,5 тыс. т (196,5 млн. долл.).
Японская статистика привела цифры в 215,9 тыс. т и 1162 млн. долл.
Исправление ситуации,
очевидно, потребует немалых
особенно если учесть прямую заинтересованность японских покупателей в
«пиратских» поставках продукции морского промысла из России по низким ценам.
Нельзя не отметить, что другие товары традиционного российского экспорта
сталкиваются со все большими трудностями при поставках на японский рынок.
Так, объем продаж российских коксующихся и энергетических углей за 1996—1998
гг. сократился с 261 млн. (4,8 млн. т) до 192 млн. долл. (4 млн. т). Снижение
экспортных поставок в основном связано с падением базисных цен коксующегося
угля на японском рынке в среднем на 3 долл. за тонну в год. Это обусловлено
структурной перестройкой японской промышленности, в результате которой объем
производства стали в стране снизился со 120 до 90 млн. т. Одновременно
Информация о работе Проблемы и перспективы развития экономики Японии