Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 17:08, курсовая работа
Экономика Японии очень сильно зависит от внешней торговли. Страна импортирует
100% необходимого ей хлопка, шерсти, бокситов, 99,9% медной руды, 99,8%
нефти, 99,7% железной руды, 81,8% каменного угля. Япония занимает третье
место после США и ФРГ в международной торговле. На её долю приходится 6,3%
импорта и 8,9% мирового экспорта (1999 г). Ведущее место в её экспорте
занимают машины и оборудование (74,7%), металлопродукция (7,8%), а в импорте
- топливо (20,4%), продовольствие (14,7%), сырьё (8,5%). Страна на 70%
обеспечивает себя продовольствием. Основные поставщики продовольственных
товаров в Японию являются США, Австралия и Канада. Япония занимает первое
место в мире по объёму добычи морепродуктов (около 12 млн. т.).
Введение. Цифры и факты.
Глава 1.
1. Особенности экономики Японии.
1.1. Исторические предпосылки экономического подъема
1.2. Социальная структура и трудовые отношения
1.3. Особенности организации предпринимательства
1.4. Банковская система
1.5. Государственный сектор в экономике, государственный бюджет.
Глава 2.
2. Внешние экономические связи Японии.
2.1. Использование Японией процесса глобализации мировой экономики
2.2. Япония в современной мировой экономической системе
Глава 3.
3. Проблемы и перспективы развития экономики Японии.
3.1. Состояние и проблемы развития внешнеторговых отношений между Россией и Японией
3.2. Японцев не пускают на родные Курилы
Выводы
Литература
В 1960 г. Япония поставила целью удвоение национального дохода, а успех
Олимпийских игр в Токио в 1964 г. вызвал в Японии настоящий экономический
бум. В тот период Япония, получив кредит Мирового банка, начала строительство
скоростной железной дороги "Синкансэн" и сети скоростных автодорог. С 1960 по
1970 г. экономический
рост составлял в среднем
Нефтяной кризис 1973 г. тяжело отразился на экономике Японии. Из-за резкого
скачка цен
на нефть в 1974 г. здесь впервые
после войны был
отрицательный рост – минус 0,2%. Однако благодаря жесткой политике экономии
энергии и революционным технологиям, а также всеобъемлющей реформе
экономической структуры японская экономика вышла из нефтяного кризиса, став
еще более конкурентоспособной. Вот один пример: мировые рынки завоевали
экономичные малолитражные автомобили, которые стали фундаментом нынешней
мощной автомобильной промышленности Японии. После первого нефтяного кризиса в
течение 10 лет японская экономика росла в среднем на 3,7% в год.
В 1985 г. в отеле "Плаза" принято известное соглашение, с которого началось
повышение стоимости иены. Из-за этого резко выросли себестоимость внутреннего
производства и, как следствие, цены на экспортируемую Японией продукцию.
Японские компании ответили тем, что стали переносить свою производственную
базу в страны Азии, направив туда крупномасштабные инвестиции. Сложилась
ситуация, когда трудоемкие производства оказались выведены за рубежи Японии,
а в ней самой
остались главным образом
Таким образом получилось, что своими инвестициями и передачей технологии
странам Азии Япония внесла большой вклад в повышение уровня технической
оснащенности этих стран и осуществление их быстрой индустриализации.
Вот каким путем
Япония выросла в мировую
последние 100 лет путь от традиционной феодальной социально-экономической
системы до развитой рыночной экономики. В 1950 г. доля Японии в мировом ВНП
не превышала 1%, а на долю США приходилось 50%. Сейчас на долю этих двух
стран приходится 43% мирового ВНП, причем Япония обеспечивает 17% из них, США
– 26%. Золотовалютный запас Японии превышает 200 млрд. долл. и уже более
четырех лет является самым большим в мире. В собственности японских граждан
находятся финансовые средства на сумму около 10 трлн. долл. Ежегодно Япония
направляет на официальную правительственную помощь развитию других стран
(ОПР) свыше 11 млрд. долл. и вот уже несколько лет является крупнейшим
мировым донором в деле помощи другим странам, который вносит большой вклад в
экономику развивающихся стран. Кроме того, Япония способствует и обеспечению
стабильности всей мировой экономики, поскольку ее взносы в Мировой банк и
Международный валютный фонд одни из самых крупных.
1.2. Социальная структура и трудовые отношения
Для Японии характерен большой социальный слой мелкого предпринимательства.
Частные предприятия семейного типа преобладают не только в розничной
торговле, общественном питании и других отраслях сферы услуг, но и в
обрабатывающей промышленности, строительстве. Так, в обрабатывающей
промышленности 74% наемных работников заняты на предприятиях, имеющих до 300
рабочих мест.
Практически без наемного труда обходится сельское хозяйство. В Японии
насчитывается 2 млн. 600 тыс. крестьянских хозяйств, преимущественно мелких.
Средний размер земельных участков – 1,9 га. Но только около 17% занимаются
исключительно сельским хозяйством. Остальные, пользуются короткими
расстояниями городов и развитой транспортной сетью, получают большую часть
доходов в других отраслях.
Для Японии характерен
также высокий уровень
течение 70-х гг. держалась на уровне 2-2,8% экономически активного населения
и только в 90-х гг. превысила планку 3%, а ныне достигла – 5%. Знаменитая
японская «система пожизненного найма» с оплатой по стажу – это неформальный
институт. Она распространена только на крупных предприятиях и охватывает
работников самой высокой квалификации – менеджеров, инженеров (не больше 10%
всех работающих по найму).
Во многом из-за этого в Японии практически нет рынка труда для высших звеньев
управляющих. Карьера менеджера – это пожизненная карьера в одной и той же
фирме или ее дочерних компаниях. Представители высшего звена управляющих –
это люди, для которых жизненно важны отношения доверия и постоянного
партнерства со своими поставщиками, клиентами, клиентами, банками, что
является главной гарантией стабильности фирмы, а вместе с ней и самой карьеры
менеджера.
Низкая норма безработицы остальных наемных работников объясняется рядом
причин: традициями социального партнерства, характерными для многих азиатских
обществ, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, отчего работодатели
дорожат вложениями в «человеческий капитал»; широким распространением работы
по временным контрактам (либо неполный рабочий день) в торговле и сфере
услуг.
1.3. Особенности организации
предпринимательства
Сектор крупных корпораций Японии – это 2,4 тыс. акционерных компаний,
котирующих свои акции на фондовых биржах. Между тем общее число акционерных
компаний – около 800 тыс. Средние и мелкие предприятия работают без широкой
дисперсии собственности и управляются как закрытые акционерные компании и
товарищества.
Каждая из крупных корпораций является ядром группы, называемых «кэйрэцу». В
японской «кэйрэцу» связующими элементами являются отношения собственности и
контракта. Закон запрещает банкам держать более 5% акций, выпущенных
нефинансовыми компаниями. Поэтому «кэйрэцу» не является финансово-
промышленными группами под эгидой банков, и последние даже не входят в их
состав.
Головная компания «кэйрэцу» сочетается собственную производственную
деятельность с финансовым управлением группой (т.е. функциями холдинга) и
производственной кооперацией с ее участниками. Особенностью Японии является
как широкое распространение этих групп в сочетании с массой мелких
предприятий (в стране насчитывается 3,7 млн. индивидуальных и семейных
предприятий и 770 тыс. партнерств), так и более тесные, чем в других развитых
странах, взаимосвязи крупного и мелкого бизнеса. У 2,4 тыс. компаний,
зарегистрированных на Токийской бирже, имеется периферия из 31,5 тыс.
дочерних и ассоциированных компаний.
Среди «кэйрэцу» есть примеры как вертикальной интеграции на технологической
основе, так и конгломератов. Периферия таких крупнейших корпораций, как
машиностроительные «Мицубиси дзюкоге», «Комацу», электрические «Хитати»,
«Тосиба», «Сони», «Мацусита дэнки», автомобильные «Тойота» и «Ниссан»,
насчитывает по 300-400 компаний. Эта периферия выполняет роль более или менее
постоянных поставщиков и исполнителей заказов и дополняется сетью так
называемых субподрядчиков, не связанных с головной компанией отношениями
собственности. Многие группы имеют развитую периферию за границей и являются
японскими ТНК.
Практически все предприятия объединены в отраслевые союзы – бесприбыльные
организации с добровольным членством и правом свободного выхода. В Японии
насчитывается более ста общенациональных предпринимательских союзов, а с
учетом местных организаций мелкого бизнеса – более 20 тыс. Общенациональные
союзы предпринимателей образуют Федерацию экономических организаций
«Кэйданрэн».
Япония отличается традиционно высоким уровнем сбережений населения (15-18%
личного располагаемого дохода), которые существуют главным образом в форме
банковских депозитов. Они составляют широкую ресурсную базу банковской
системы.
Финансовая структура японских корпораций характеризуется низкой долей
собственного капитала компании (менее 30%) и высоким уровнем зависимости от
банковских кредитов. В свое время именно банки несли основную нагрузку по
финансированию
чрезвычайно бурного
1.4.
Банковская система
В стране насчитывается девять крупных коммерческих банков, имеющих право
открывать отделения по всей территории страны (городские): «Токио-Мицубиси»,
«Сакура», «Дайити-Канге», «Санва», «Сумитомо», «Фудзи», «Асахи», «Дайва» и
«Токай». Действуют также 129 региональных банков (имеющих отделения только в
своих префектурах), 33 траст-банка, управляющих частными пенсионными и
паевыми фондами, и три банка долгосрочного кредита: Промышленный банк, Банк
долгосрочного кредита («LTCB») и Японский кредитный банк. Кроме того есть
большая сеть кооперативных банков для сельского хозяйства и мелких кредитных
ассоциаций. Государству принадлежат 13 банков: Экспортно-импортный банк,
Японский банк развития, Финансовая корпорация для жилищного строительства и
несколько специализированных банков для финансирования мелкого
предпринимательства.
«Городские» банки, траст-банки и три банка долгосрочного кредита имеют
постоянную клиентуру в среде крупнейших корпораций, котирующих свои акции на
биржах. Каждый такой банк является «головным» для определенного круга фирм. В
среднем они предоставляют компаниям от 15 до 20% долгосрочных кредитов.
Головной банк, беря клиента на постоянное обслуживание, проводит глубокую
ревизию его финансовой деятельности и становится главным «диагностом»
компании и неформальным гарантом ее кредитоспособности для других банков.
Банк заинтересован не в максимизации прибыли и курса акций компании, а в
Информация о работе Проблемы и перспективы развития экономики Японии