Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 19:04, реферат
Цель работы заключается в изучении права и морали в мировой политике.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- раскрыть правовую составляющую мировой политики;
- изучить моральные аспекты мировой политики.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Право и мораль в мировой политике……………………………………4
1.2 Правовая составляющая мировой политики………………………….4
1.3 Моральные аспекты мировой политики…………………………….12
Заключение………………………………………………………………...16
Список использованной литературы…………………………………….17
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………
1 Право и мораль в мировой политике……………………………………4
1.2 Правовая составляющая мировой политики………………………….4
1.3 Моральные аспекты мировой политики…………………………….12
Заключение………………………………………
Список
использованной литературы…………………………………….17
Введение
Актуальность темы. В международных отношениях наблюдается повышение значения морали и усиление ответственности за нарушение ее норм. Подтверждение тому можно найти в появившихся в последние годы многочисленных исследованиях роли морали в международных отношениях. Чаще стали обращать внимание на мораль и ее взаимодействие с международным правом юристы.
Особого
внимания заслуживает тот факт, что
сегодня государственные
Основная причина роста роли морали видится в углублении взаимозависимости государств. В результате сотрудничество не может не опираться на принцип взаимности, требующий учета и уважения интересов партнера. Таким путем создаются предпосылки для утверждения в международных отношениях золотого правила морали - поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Свою роль играет и некоторый прогресс в массовом нравственном сознании.
Исторический опыт свидетельствует, что мораль, включая религиозную, постоянно играла роль инструмента внешней политики.
Мораль существует и действует как система идеалов, принципов, норм, носителем которой является более или менее крупное социальное образование. Самое большое из них - международное сообщество, которому присуща международная мораль. Последняя, в значительной мере складывалась на основе общепринятых в различных национальных системах норм путем приспособления их для регулирования межгосударственных связей. Поэтому в целом она носит общечеловеческий характер и отражает достигнутый уровень цивилизации.
Цель работы заключается в изучении права и морали в мировой политике.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
- раскрыть правовую составляющую мировой политики;
-
изучить моральные аспекты мировой
политики.
1
Право и мораль в мировой
политике
Анархичный характер международных отношений, изначально заданный Вестфальской системой, регулируется международным правом. Американский исследователь Ричард Фалк заметил, что большинство правовых норм, которые используются в международных отношениях, основаны на нравственных принципах. Так, вторжение одного государства на территорию другого (как, например, было в случае захвата Кувейта Ираком в начале 1990-х годов) не только воспринимается как противоречащее международному праву, но и оценивается большинством государств, а также другими участниками международного взаимодействия как безнравственное. Близкой точки зрения придерживается и П. А. Цыганков.1 «И право, и мораль, — считает он, — представляет собой обязательные правила поведения, которые приобретают форму юридического или нравственного долга и ответственности за нарушение этого долга, отражая существующий уровень развития международной системы и человеческой цивилизации в целом». И, тем не менее, они тождественны. П. А. Цыганков указывает на два отличия:
♦ правовые нормы зафиксированы в соответствующих документах, в то время как моральные принципы — нет;
♦ мораль и право различаются по формам, средствам, методам воздействия, но если право предусматривает использование средств принуждения (санкции, исключение из членов международной организации и т.п.), то мораль — нет.
Кроме
названных различий, необходимо указать
еще на одно. Несмотря на то что, в основе
и права, и морали, лежат ценности, мораль
в значительно большей степени связана
с ними и представляет собой сложное, порой
противоречивое образование, где переплетаются
общечеловеческие, идеологические, религиозные
и иные ценности, что может вести к противоречиям.
1.2 Правовая составляющая мировой политики
Современное
международное право стало
Гуго Гроций – голландский юрист и политический деятель, живший в период Тридцатилетней войны в Европе (1583-1645), одним из первых в знаменитой работе «О праве войны и мира» обратил внимание на необходимость разрешать споры не силовыми, а правовыми способами. Для него военные действия возможны были только в случае самозащиты или как ответ на причиненный ущерб. Именно такая война, считал он, является справедливой.
И все же, как пишет отечественный автор Ю. М. Колосов, «если исходить из первоначального смысла понятия международного права как права имен в отношениях между народами, то можно полагать, что первые обычные нормы зарождались еще в период первобытнообщинного строя, до становления государства... Если же толковать понятие "международное право" как право межгосударственное, то придется признать, что оно возникает одновременно с процессом становления государственности...». Иными словами, с оформлением государства происходит становление и развитие международного права в современном понимании.
Г. Гроцию также принадлежит одна из первых разработок в определении источников международного права. Это легло в основу международного права, действующего и поныне, а имя Г. Гроция называется в качестве его родоначальника.
Вопрос об источниках возникает в связи с тем, что в отличие от государства, где есть законодательная власть, в международном праве такого центрального органа не существует. В настоящее время, согласно статье 38 Статута Международного Суда, источниками международного права являются:
а) «международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
в) международный обычай, как доказательство всеобщей практики, признанный в качестве правовой нормы;
c) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
d) с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций, в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм».
Международное право имеет важное значение в современном мире, Оно позволяет уменьшить неопределенность в международной cpeде, стабилизировать международные отношения. Различают международное публичное право и международное частное право.2 Оба они регулируют правовую сферу, относящуюся к международной. При этом международное публичное, или просто международное право призвано регулировать отношения прежде всего между государствами. В «Дипломатическом словаре» оно и описывается как «система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и определяющих их взаимные права и обязанности». К международному же частному праву относятся вопросы, связанные с взаимодействием на международной арене отдельных лиц, корпораций, неправительственных организаций и т.п. Оно регулирует международную торговлю, обмен международной информацией, международный туризм и другие подобные сферы деятельности.
В области безопасности международное право является важнейшим регулятором международных отношений. На базе существующих международных договоров ведутся новые переговоры. Международные договоры являются и одним из наиболее важных элементов формирования международных режимов в сфере безопасности.
После подписания Вестфальского мира в международном праве фиксируется, оставаясь центральной и поныне, идея государственного (национального) суверенитета, означающая, что государство обладает полномочиями на принадлежащей ему территории и самостоятельно в международных делах. Согласно этому другие государства или иные акторы не имеют права вмешиваться во внутренние дела государства.
Суверенитет является ключевым понятием в международном праве. В теоретическом плане он теснейшим образом связан с теорией политического реализма, исходящей из представлений о государственно-центристской модели мира.
Важнейшим, вытекающим из идеи суверенитета принципом международного права является принцип суверенного равенства государств. Он означает, что государства юридически равны независимо от территории, населения, военной, экономической мощи и т.д. Все они обладают одинаковыми правами. Данный принцип зафиксирован в статье 2, п. 1 Устава ООН, где говорится: «Организация основана на принципе суверенного равенства ее Членов». А в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН (1970), раскрывается содержание этого положения. Суверенитет лежит в основе и других принципов международного права — нерушимости границ, территориальной целостности, невмешательства во внутренние дела.
Кроме названных, к принципам международного права относятся также принцип мирного разрешения международных споров, принцип неприменения силы или угрозы силы, принцип сотрудничества и др. Все они зафиксированы в Уставе ООН, упомянутой Декларации 1970 г. и других международных документах. Возможные споры между государствами должны разрешаться либо путем переговоров и посреднических процедур с участием или без участия третьей стороны, либо путем судебных процедур.
Международный суд был создан в 1945 г. как судебный орган ООН для разрешения возникающих между государствами споров. Его местонахождение — Гаага, Нидерланды. Он состоит из 15 судей, которые избираются членами Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеей ООН абсолютным большинством голосов на девять лет. Каждые три года состав судей обновляется на 1/3. Порядок избрания судей предусматривает преемственность. Они могут быть из любой страны, которая является членом ООН, при этом все пять постоянных членов Совета Безопасности представлены судьями. Совет Безопасности и Генеральная Ассамблея ООН могут запрашивать заключения Международного Суда, который приступает к рассмотрению спорных дел только при согласии на это самих государств.
Существует и ряд региональных международных судов. Один из них — Европейский суд по правам человека при Совете Европы в Страсбурге. Он действует на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, принятой в 1950 г. и рассматривает жалобы граждан стран-участниц в случае нарушения их прав.
Международный военный трибунал, созданный после окончания Второй мировой войны, был международным судебным органом по преследованию и наказанию главных военных преступников, сражавшихся на стороне фашистской Германии. Организационное его заседание состоялось в октябре 1945 г. Сам же суд над ними прошел в г. Нюрнберге (Германия) и получил название Нюрнбергского процесса.
Международный военный трибунал для Дальнего Востока был образован на основе переговоров между союзными правительствами в январе 1946 г. Он заседал в Токио с мая 1946 по ноябрь 1948 г. (Токийский процесс). В трибунале были представлены 11 государств, в том числе СССР, США, Великобритания, Франция.
В 1993 г. в соответствии с Резолюцией СБ ООН, в разгар войны в Боснии и Герцеговине, был учрежден Международный уголовный трибунал для бывшей Югославии в Гааге. В Резолюции выражалась уверенность, что судебное преследование тех, кто виновен в серьезных нарушениях международного гуманитарного права, поможет положить конец насилию этой территории, которое угрожает миру и международной безопасности.
В Гаагском трибунале прошли слушания и по делу бывшего президента Югославии С. Милошевича.
Одним из последних международных судебных институтов стал Международный уголовный суд, который был учрежден по результатам конференции ООН в Риме в 1998 г. и в задачи которого входит рассмотрение дел, связанных с геноцидом, нарушением прав человека и т.п. В его создании большую роль сыграли международные неправительственные организации.
Международное
право регулирует также сферу, связанную
с дипломатической
Важнейший международный документ, в котором определены принципы и правовые нормы, регулирующие дипломатические отношения между странами, — Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г. В ней зафиксирован порядок установления дипломатических отношений, определены классы дипломатических представительств, содержатся нормы, связанные с объявлением дипломата персоной нон грата, т.е. нежелательным лицом в данной стране, и т.п. В Венской конвенции приведены также описания дипломатических привилегий и иммунитета.