Особые экономические зоны

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 14:38, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть понятие свободной экономической зоны, изучить механизм её функционирования и рассмотреть практический мировой и российский опыт в создании свободной экономической зоны.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность свободных экономических зон 4
1.1Понятие свободной экономической зоны 4
1.2. Виды свободных экономических зон 6
1.3. История возникновения свободных экономических зон 8
Глава 2 . Механизм функционирования свободных экономических зон 11
2.1. Механизм создания особой экономической зоны (на примере особой экономической зоны технико-внедренческого типа в г. Санкт-Петербурге) 13
Глава 3. Мировой российский опыт создания свободных экономических зон 18
3.1. Российский опыт создания свободных экономических зон 18
3.1.2. Налоговые льготы в свободной экономической зоне в Калининградской области 23
3.2.Мировой опыт создания свободных экономических зон (на примере американского рынка) 24
3.2.1.Зоны внешней торговли 24
3.2.2. Предпринимательские зоны 26
3.2.3. Технологические парки 27
Заключение 29
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

ОФФШОРНЫЕ ЗОНЫ КУРСОВИК1.doc

— 216.00 Кб (Скачать)

Указанные федеральные целевые программы нацелены в первую очередь на развитие производственной и социальной инфраструктуры региона. Их реализация воздействует на экономическое положение предприятий и инвестиционный климат в регионе косвенно – через улучшение общих условий хозяйственной деятельности. Режим же свободной таможенной зоны, сокращая текущие затраты предприятий , прямо влияет на уровень себестоимости продукции и прибыль хозяйствующих субъектов, создавая непосредственные мотивы для привлечения инвестиций. К настоящему времени выявился ряд позитивных и негативных последствий действия «зонального « механизма.

К позитивным результатам действия режима ОЭЗ относятся:

  • реструкторизация областной экономики;
  • адаптация предпринимателей к эксклавному положению региона, появление многочисленных новых предприятий, освоение старыми производствами современной конкурентоспособности продукции;
  • наполнение потребительского рынка региона, возникновение внутрирегиональной конкуренции;
  • обеспечение занятости населения;
  • сохранение области в общероссийском экономическом пространстве, освоение региональной экономикой ниши в территориальном разделении труда.

Негативные  аспекты включают:

  • высокую степень зависимости экономики региона от режима свободной таможенной зоны, преобладание сборочных технологий и промышленности;
  • экспансию неформального сектора экономики;
  • возникновение жёсткой конкуренции с рядом отечественных товаропроизводителей из других регионов России, не располагающих таможенными преференциями.

С началом экономического роста в России в 1999 г. в Калининградской  области быстро развивается импортозамещающее  производство. Повышается роль области в российских внешнеторговых перевозках. Наблюдавшийся до этого более глубокий , чем в среднем по стране, экономический спад сменился боле быстрым подъёмом. За период 1999 – 2003 гг. объём промышленного производства в Калининградской области увеличился на 95% против 37% в среднем по РФ. В области быстрее среднего по России росли инвестиции (более чем в 4 раза), транспортные перевозки, обслуживание экспортно-импортных связей, отечественный и зарубежный туризм. Внутренний региональный продукт в 2002 г. увеличился на 9,5%, в 2003 г. – на 11,5%. Среднегодовые темпы роста ВРП в Калининградской области выше средних по стране (притом, что в России темпы роста ВВП выше, чем в Прибалтике, Польше, и странах ЕС).

На долю области в 2003 году приходилось 35% российского производства телевизоров и пылесосов, 16% - мясных консервов, 34% - рыбных консервов, 11% добычи рыбы  морепродуктов, 6% мебели, 4% целлюлозы, 2.1% общероссийского производства водки и ликёроводочных изделий; в 2003 г. область обеспечила 24% российского экспорта водки. В 2003 г. выпущено 9,2 тыс. автомобилей KIA и BMW, 995 тыс. современных телевизоров, 250 тыс. пылесосов.

Но многие традиционны  для области отрасли специализации (прежде всего сельское хозяйство, добыча и обработка янтаря, ряд производств в машиностроении) продолжают оставаться в депрессивном состоянии. Значительных размеров достигает теневой сектор экономики. Велика социальная дифференциация населения, не преодолена безработица.

В заключение необходимо отметить, что экономический рост в последние пять лет  в Калининградской области является достаточно устойчивым и прогрессивным, что не может не влиять на формирование нового закона «Об особой экономической зоне». Необходимо также учитывать реализуемую в области Стратегию «региона сотрудничества», направленную на повышение веса Калининградской области в экономике страны за счёт роста её роли в обслуживании внешнеэкономических связей, в развитии импортозамещающих и, в нарастающей степени, экспортных производств.

3.1.2. Налоговые льготы в свободной экономической зоне в Калининградской области

В отношении юридических  лиц, осуществлявших свою деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» действует переходный период в течение 10 лет. В этот переходный период при выпуске для свободного обращения продуктов переработки товаров, ввезённых в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют критериям достаточной переработки.

В ОЭЗ применяется  особый порядок уплаты резидентами налога на прибыль и налога на имущество организаций (первые 6 лет – ставка налога 0%, с 7 по 12 годы – ставка налога уменьшена на 50%). Остальные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

3.2.Мировой опыт создания свободных  экономических зон (на примере  американского рынка)7

Определённое воздействие  на характер и динамику американского  рынка оказывает экономическая политика правительства. Особое место среди институциональных образований, создаваемых с государственной поддержкой США, занимают свободные экономические зоны. Они создаются для решения как внешнеэкономических, так и для общехозяйственных задач страны. Предоставление таможенных, налоговых и иных льгот местному капиталу, действующему в этих зонах, способствовало широкому распространению этих территориально-хозяйственных объединений в стране. Ныне в США действуют 3 основных типа свободных экономических зон: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки.

 

3.2.1.Зоны внешней торговли

Зоны внешней торговли (ЗВТ) предоставляют широкий спектр услуг. В них завозимый товар не только складируется, сортируется и упаковывается. В зонах его можно заново переработать, осуществить сборку определённых видов продукции из компонентов местного или иностранного производства или даже создать отдельные виды производств на базе продукции, поступающей в зону или создаваемой в ней. Обычные предпосылки создания Свободных торговых зон – выгодное географическое положение и наличие развитой инфраструктуры. Поэтому зоны внешней торговли обычно размещают в порах и аэропортах или вблизи от них.

Зоны внешней торговли охватили практически всю территорию США – они созданы в 48 штатах.

широкому распространению  свободных экономических зон  способствуют в первую очередь различные  льготы. Основные из них:

  • таможенные пошлины и внутренние налоги США, если таковые должны взиматься, уплачиваются только тогда, когда товары перевозятся из зоны внешней торговли на территории таможни для внутреннего потребления;
  • товары, находящиеся в зоне внешней торговли, не облагаются таможенными пошлинами и с них не собираются акцизные сборы; частная собственность компании или отдельных лиц, находящихся на территории зоны, освобождаются от взимания федерального  местного налогов на стоимость;
  • товары, которые экспортируются из зоны в третьи страны, не облагаются таможенными пошлинами, внутренними налогами и не подлежат квотированию;
  • товары, экспортируемые из зоны внешней торговли, благодаря хорошо отлаженной системе охраны на территории зоны требуют незначительной страховки;
  • таможенная процедура при экспорте товаров из зоны внешней торговли сведена к минимуму;
  • товары, которые запрещены для импорта в США, не ввозятся на территорию зоны. Однако эти товары могут ввозиться на территорию зоны внешней торговли для последующего импорта в США;
  • импорт товаров из зоны внешней торговли на территорию США осуществляется в соответствии с процедурой, позволяющей импортёру уплачивать таможенную пошлину на товар, поступивший в ЗВТ, либо на иностранные компоненты, использованные в результате переработки этого товара. Тем самым импортёру предоставляется возможность выбирать меньшую пошлину;
  • импортёры продукции, которая относится к таким отраслям промышленности, как судостроение, производство конторского оборудования, промышленного оборудования, нефтепродуктов и автомобилестроения, и продукция, которая собирается или производится в ЗВТ, привозе конечного продукта на таможенную территорию США освобождается от уплаты инверсированного, или обратного тарифа. 

 

3.2.2. Предпринимательские зоны

Ко второй группе свободных  экономических зон относятся  те, которые непосредственно не связаны  с обслуживанием внешней торговли.

Для получения статуса  предпринимательской зоны район, выделяемый для этих целей, должен отвечать ряду требований, наиболее важные из которых  следующие:

  • более 70% жителей данного района должны иметь личный или семейный доход ниже 80% среднего дохода жителей данного города или всей страны;
  • уровень безработицы в этом районе должен значительно превышать уровень безработицы по всему городу или по всей стране.

Всего свыше 1400 предпринимательских  зон действуют 700 городах и пригородных  районах США. На предпринимателей, действующих в зоне, распространяется ряд льгот, в частности, упрощённая процедура ведения документации, снижения требований к стандартам по охране окружающей среды и нормам безопасности.

Предпринимательские зоны ориентированы в основном на решение внутриэкономических задач посредством опоры на местный капитал и рабочую силу.

 

3.2.3. Технологические парки

Технологические парки  – эффективная форма интеграции науки и производства. Обычно они - территориально сгруппированная совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставляемых на льготных условиях в аренду венчурным фирмам, занятых коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений и идей.

Подавляющая часть технологических  парков не получает каких-либо привилегий от государственных организаций.

Определённые преимущества имеют фирмы, которые действуют  в высокотехнологических отраслях национальной экономики, получая крупные  доходы от выполнения федеральных контрактов, в основном – в области оборонной промышленности.

Технопарки сотрудничают с промышленными компаниями. Основное преимущество технологического парка для промышленных компаний – доступ к университетским ресурсам (преподавательскому составу, библиотеке, наиболее способным студентам, аспирантам и т.д.). Для технопарка – и, в частности, для  университета как основного подразделения технопарка – подобное сотрудничество предоставляет возможность непосредственно участвовать в практической реализации идей и результатов исследований, использовать специалистов из промышленности в качестве лекторов и адъюнкт-профессоров, работать на более современном исследовательском оборудовании, обеспечить дополнительными заработками сотрудников университетов.

в последние годы процесс  создания технологических парков в США несколько замедлился. Отмечается не столько образование новых технопарков, сколько активизация деятельности существующих, повышение их активности. Ряд технопарков улучшил систему управления, разработал более чёткую специализацию, углубил сотрудничество с промышленными фирмами, организовал широкую рекламную кампанию.

Таким образом, технологические  парки США – организации, ориентированные  на поддержку промышленно-университетского сотрудничества, становление новых  венчурных фирм, способствующих ускорению процесса перелива идей из науки в производство. Развитие этой формы сотрудничества и возникновение на этой основе научно-технических зон – отражение необходимости повышения наукоёмкости современного производства, ускорения передачи научных результатов из лабораторий в производство, развития и совершенствования базы высоких технологий.

Технопарки имеют большие  возможности для доведения до практического использования научных  изобретений и вывода готовой  продукции как на внутренний, так  и на внешний рынок. Помимо крупных научных центров России, располагающих богатым научным заделом и большим количеством высококвалифицированных специалистов, представляющих солидный инновационный потенциал, технопарки могут создаваться и на базе бывших городков ВПК. Это могло бы облегчить процесс конверсии и решения проблемы занятости специалистов.

 

Заключение

Ознакомившись с большим  количеством материала из книг, журналов, газетных статей, было трудно вместить весь объём и глубину полученных знаний в рамки реферата. Но наиболее важные аспекты данной темы, на мой взгляд, раскрыты полностью.

Свободные экономические  зоны привлекательны для инвесторов предоставляемыми льготами, наличием современного и чёткого корпоративного законодательства, обеспечивающего  общую «прозрачность» деловой среды и предсказуемость действий экономических субъектов.

Функционирование свободных  экономических зон помогает развитию экономики страны, на территории которой находится, а также способствует развитию внутренней экономики территории свободной экономической зоны. Создание свободных экономически зон на базе механизма, учитывающего особенности хозяйственного развития России и опыт иностранных государств в этой области, будет способствовать улучшению внешнеэкономических связей, экономическому и социальному развитию России и её отдельных регионов на основе привлечения иностранных и местных инвестиций, технологий и управленческого опыта.

Информация о работе Особые экономические зоны