Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 14:38, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть понятие свободной экономической зоны, изучить механизм её функционирования и рассмотреть практический мировой и российский опыт в создании свободной экономической зоны.
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность свободных экономических зон 4
1.1Понятие свободной экономической зоны 4
1.2. Виды свободных экономических зон 6
1.3. История возникновения свободных экономических зон 8
Глава 2 . Механизм функционирования свободных экономических зон 11
2.1. Механизм создания особой экономической зоны (на примере особой экономической зоны технико-внедренческого типа в г. Санкт-Петербурге) 13
Глава 3. Мировой российский опыт создания свободных экономических зон 18
3.1. Российский опыт создания свободных экономических зон 18
3.1.2. Налоговые льготы в свободной экономической зоне в Калининградской области 23
3.2.Мировой опыт создания свободных экономических зон (на примере американского рынка) 24
3.2.1.Зоны внешней торговли 24
3.2.2. Предпринимательские зоны 26
3.2.3. Технологические парки 27
Заключение 29
Список литературы 30
Указанные федеральные целевые программы нацелены в первую очередь на развитие производственной и социальной инфраструктуры региона. Их реализация воздействует на экономическое положение предприятий и инвестиционный климат в регионе косвенно – через улучшение общих условий хозяйственной деятельности. Режим же свободной таможенной зоны, сокращая текущие затраты предприятий , прямо влияет на уровень себестоимости продукции и прибыль хозяйствующих субъектов, создавая непосредственные мотивы для привлечения инвестиций. К настоящему времени выявился ряд позитивных и негативных последствий действия «зонального « механизма.
К позитивным результатам действия режима ОЭЗ относятся:
Негативные аспекты включают:
С началом экономического роста в России в 1999 г. в Калининградской области быстро развивается импортозамещающее производство. Повышается роль области в российских внешнеторговых перевозках. Наблюдавшийся до этого более глубокий , чем в среднем по стране, экономический спад сменился боле быстрым подъёмом. За период 1999 – 2003 гг. объём промышленного производства в Калининградской области увеличился на 95% против 37% в среднем по РФ. В области быстрее среднего по России росли инвестиции (более чем в 4 раза), транспортные перевозки, обслуживание экспортно-импортных связей, отечественный и зарубежный туризм. Внутренний региональный продукт в 2002 г. увеличился на 9,5%, в 2003 г. – на 11,5%. Среднегодовые темпы роста ВРП в Калининградской области выше средних по стране (притом, что в России темпы роста ВВП выше, чем в Прибалтике, Польше, и странах ЕС).
На долю области в 2003 году приходилось 35% российского производства телевизоров и пылесосов, 16% - мясных консервов, 34% - рыбных консервов, 11% добычи рыбы морепродуктов, 6% мебели, 4% целлюлозы, 2.1% общероссийского производства водки и ликёроводочных изделий; в 2003 г. область обеспечила 24% российского экспорта водки. В 2003 г. выпущено 9,2 тыс. автомобилей KIA и BMW, 995 тыс. современных телевизоров, 250 тыс. пылесосов.
Но многие традиционны
для области отрасли
В заключение необходимо отметить, что экономический рост в последние пять лет в Калининградской области является достаточно устойчивым и прогрессивным, что не может не влиять на формирование нового закона «Об особой экономической зоне». Необходимо также учитывать реализуемую в области Стратегию «региона сотрудничества», направленную на повышение веса Калининградской области в экономике страны за счёт роста её роли в обслуживании внешнеэкономических связей, в развитии импортозамещающих и, в нарастающей степени, экспортных производств.
В отношении юридических лиц, осуществлявших свою деятельность на основании Федерального закона от 22 января 1996 г. № 13-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» действует переходный период в течение 10 лет. В этот переходный период при выпуске для свободного обращения продуктов переработки товаров, ввезённых в соответствии с таможенным режимом свободной таможенной зоны, таможенные пошлины и налоги не уплачиваются, если товары соответствуют критериям достаточной переработки.
В ОЭЗ применяется особый порядок уплаты резидентами налога на прибыль и налога на имущество организаций (первые 6 лет – ставка налога 0%, с 7 по 12 годы – ставка налога уменьшена на 50%). Остальные налоги и сборы уплачиваются в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Определённое воздействие на характер и динамику американского рынка оказывает экономическая политика правительства. Особое место среди институциональных образований, создаваемых с государственной поддержкой США, занимают свободные экономические зоны. Они создаются для решения как внешнеэкономических, так и для общехозяйственных задач страны. Предоставление таможенных, налоговых и иных льгот местному капиталу, действующему в этих зонах, способствовало широкому распространению этих территориально-хозяйственных объединений в стране. Ныне в США действуют 3 основных типа свободных экономических зон: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки.
Зоны внешней торговли (ЗВТ) предоставляют широкий спектр услуг. В них завозимый товар не только складируется, сортируется и упаковывается. В зонах его можно заново переработать, осуществить сборку определённых видов продукции из компонентов местного или иностранного производства или даже создать отдельные виды производств на базе продукции, поступающей в зону или создаваемой в ней. Обычные предпосылки создания Свободных торговых зон – выгодное географическое положение и наличие развитой инфраструктуры. Поэтому зоны внешней торговли обычно размещают в порах и аэропортах или вблизи от них.
Зоны внешней торговли охватили практически всю территорию США – они созданы в 48 штатах.
широкому распространению свободных экономических зон способствуют в первую очередь различные льготы. Основные из них:
Ко второй группе свободных экономических зон относятся те, которые непосредственно не связаны с обслуживанием внешней торговли.
Для получения статуса предпринимательской зоны район, выделяемый для этих целей, должен отвечать ряду требований, наиболее важные из которых следующие:
Всего свыше 1400 предпринимательских зон действуют 700 городах и пригородных районах США. На предпринимателей, действующих в зоне, распространяется ряд льгот, в частности, упрощённая процедура ведения документации, снижения требований к стандартам по охране окружающей среды и нормам безопасности.
Предпринимательские зоны ориентированы в основном на решение внутриэкономических задач посредством опоры на местный капитал и рабочую силу.
Технологические парки – эффективная форма интеграции науки и производства. Обычно они - территориально сгруппированная совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставляемых на льготных условиях в аренду венчурным фирмам, занятых коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений и идей.
Подавляющая часть технологических парков не получает каких-либо привилегий от государственных организаций.
Определённые преимущества
имеют фирмы, которые действуют
в высокотехнологических
Технопарки сотрудничают с промышленными компаниями. Основное преимущество технологического парка для промышленных компаний – доступ к университетским ресурсам (преподавательскому составу, библиотеке, наиболее способным студентам, аспирантам и т.д.). Для технопарка – и, в частности, для университета как основного подразделения технопарка – подобное сотрудничество предоставляет возможность непосредственно участвовать в практической реализации идей и результатов исследований, использовать специалистов из промышленности в качестве лекторов и адъюнкт-профессоров, работать на более современном исследовательском оборудовании, обеспечить дополнительными заработками сотрудников университетов.
в последние годы процесс создания технологических парков в США несколько замедлился. Отмечается не столько образование новых технопарков, сколько активизация деятельности существующих, повышение их активности. Ряд технопарков улучшил систему управления, разработал более чёткую специализацию, углубил сотрудничество с промышленными фирмами, организовал широкую рекламную кампанию.
Таким образом, технологические
парки США – организации, ориентированные
на поддержку промышленно-
Технопарки имеют большие
возможности для доведения до
практического использования
Ознакомившись с большим количеством материала из книг, журналов, газетных статей, было трудно вместить весь объём и глубину полученных знаний в рамки реферата. Но наиболее важные аспекты данной темы, на мой взгляд, раскрыты полностью.
Свободные экономические зоны привлекательны для инвесторов предоставляемыми льготами, наличием современного и чёткого корпоративного законодательства, обеспечивающего общую «прозрачность» деловой среды и предсказуемость действий экономических субъектов.
Функционирование свободных экономических зон помогает развитию экономики страны, на территории которой находится, а также способствует развитию внутренней экономики территории свободной экономической зоны. Создание свободных экономически зон на базе механизма, учитывающего особенности хозяйственного развития России и опыт иностранных государств в этой области, будет способствовать улучшению внешнеэкономических связей, экономическому и социальному развитию России и её отдельных регионов на основе привлечения иностранных и местных инвестиций, технологий и управленческого опыта.