Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2012 в 14:38, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы раскрыть понятие свободной экономической зоны, изучить механизм её функционирования и рассмотреть практический мировой и российский опыт в создании свободной экономической зоны.
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность свободных экономических зон 4
1.1Понятие свободной экономической зоны 4
1.2. Виды свободных экономических зон 6
1.3. История возникновения свободных экономических зон 8
Глава 2 . Механизм функционирования свободных экономических зон 11
2.1. Механизм создания особой экономической зоны (на примере особой экономической зоны технико-внедренческого типа в г. Санкт-Петербурге) 13
Глава 3. Мировой российский опыт создания свободных экономических зон 18
3.1. Российский опыт создания свободных экономических зон 18
3.1.2. Налоговые льготы в свободной экономической зоне в Калининградской области 23
3.2.Мировой опыт создания свободных экономических зон (на примере американского рынка) 24
3.2.1.Зоны внешней торговли 24
3.2.2. Предпринимательские зоны 26
3.2.3. Технологические парки 27
Заключение 29
Список литературы 30
К числу требований, предъявляемых к законодательной базе деятельности компаний, можно отнести и присутствие строгих норм, охраняющих коммерческую и банковскую тайну. Это требование – не прихоть криминальных структур, а необходимость, диктуемая жёсткой конкуренцией на мировом рынке товаров и услуг.
Политическая и экономическая стабильность территории традиционно ценится всеми иностранными инвесторами. Этот фактор выступает одним из основополагающих, а политическая нестабильность и ярко выраженное экономическое неблагополучие препятствуют выходу многих развивающихся стран и территорий в лидеры мирового оффшорного бизнеса. Стабильная политико-экономическая ситуация в стране – это дополнительная гарантия для владельцев работающих в «оффшоре» компаний от внезапных изменений в деловом и налоговом климате особой зоны, от временной или окончательной потери возможности ведения деловых операций и даже финансовых средств.
Кроме того, необходимыми условиями работы любого финансового центра являются обеспечение качественной связи и лёгкая транспортная доступность территории – наличие международного аэропорта и регулярных авиарейсов.
На практике власти начинают создавать оффшорный финансовый центр, когда территория уже располагает минимально необходимой инфраструктурой. А такая инфраструктура формируется постепенно, и одним из стимулов её развития является международный туризм, входящий в число ведущих отраслей хозяйства в большинстве оффшорных зон. Требования, предъявляемые туристической индустрией к уровню развития транспортных и информационных коммуникаций страны во многом схожи с потребностями оффшорных компаний.
Таким образом, почти все оффшорные зоны, оказывающие комплексные финансовые услуги, представляют собой небольшие государства (в большинстве своём островные) территориально выгодно располагающиеся по отношению к крупнейшим центрам мирового хозяйства. Оффшорные зоны Карибского бассейна (Багамские, Каймановы острова и т.д.) в основном работают с североамериканскими компаниями, через них проходят финансовые потоки между США и Западной Европой. Небольшие государства Западной Европы являются «оффшорами» - агентами стран – лидеров данного региона (на островах Мэн, Гернси, Джерси действуют главным образом британские кампании, а Люксембург работает с компаниями из крупнейших государств континентальной Европы). По такому же принципу Сингапур опосредует финансовую деятельность в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Уругвай становится финансово-банковским центром динамично развивающейся торгово-экономической группировки МЕРКОСУР (помимо Уругвая, в неё входят Бразилия, Аргентина и Парагвай), а через Бахрейн осуществляются многие операции странами-экспортёрами нефти Персидского залива.
Особая экономическая зона технико-внедренческого типа в соответствии с Законом Российской Федерации от 22 июля 2005 года «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» № 116-ФЗ и постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2005 № 780 «О создании на территории Санкт-Петербурга особой экономической зоны технико-внедренческого типа» создается в Санкт-Петербурге на территории общей площадью 200 га в Петродворцовом районе (территория «Нойдорф» (пос. Стрельна) и в Приморском районе (территория севернее лесопарка Ново-Орловский) Санкт-Петербурга.
Зона создается с целью локализации организаций и наукоемких производств и создания условий для их развития, а также развития сферы услуг в области высоких технологий.
В соответствии со ст.10 п/п 2 Закона РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» под технико-внедренческой деятельностью понимается создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и системы.
На территории особой экономической зоны Санкт-Петербурга (далее – ОЭЗ), в соответствии с заявками потенциальных резидентов ОЭЗ, планируется разработка программных продуктов; средств связи различного назначения и бытовой радиоэлектронной аппаратуры; автоматизированных систем управления технологическими процессами; военной и гражданской авионики; медицинской техники, разработка аналитических приборов и производство опытных партий.
В соответствии с Законом РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» ОЭЗ создается на 20 лет, а режим ОЭЗ позволяет:- в упрощенном порядке производить экспорт-импорт за счет введения особого таможенного режима; - снизить единый социальный налог на 12% (пониженная ставка единого социального налога составит 14% при годовой заработной плате физического лица до 280 тыс. рублей; или ниже в зависимости от налоговой базы).
1 очередь ОЭЗ - участок «Нойдорф» (Стрельна)
Карта расположения участка «Нойдорф»
1. Наличие подъездных путей
2. Наличие сетей инженерно-
3. Наличие информационно-
Карта расположения участка севернее лесопарка «Ново-Орловский»
1. Наличие подъездных путей
2. Наличие сетей инженерно-
3. Наличие информационно-
Виды налогов |
Общие условия |
В границе ОЭЗ |
ЕСН |
26% |
14% |
Таможенные пошлины |
в соответствии с таможенным тарифом |
отсутствие пошлин |
Земельный налог |
макс. 1,5% |
0% |
Налог на имущество |
2,2% |
0% |
Транспортный налог |
макс. 200 руб. |
0 руб. |
Налог на прибыль |
24% |
20% |
Федеральный закон № 16-ФЗ от 10.01.2006 г. «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации»(далее – Закон) вступил в силу с 1 апреля 2006 года.
В соответствии с Законом Особая экономическая зона в Калининградской области – территория, на которой действует специальный правовой режим осуществления хозяйственной, производственной, инвестиционной и иной деятельности.
Экономика Калининградской области за относительно короткий исторический период — с 1945 г. по настоящее время — неоднократно подвергалась радикальной реструктуризации. Сначала разрушенную войной рыночную экономику Восточной Пруссии сменила плановая административно-командная экономика с другими направлениями специализации. Затем в регионе в сжатые сроки был создан мощный рыбопромышленный комплекс океанического лова, существенно изменивший индустриальный, а вслед за тем и социально-экономический облик области. В начале 1990-х годов, после распада СССР и начала рыночных реформ, в регионе был введен режим свободной экономической зоны "Янтарь", в результате чего произошли: частичная деиндустриализация территории, резкий спад производства в традиционных для региона отраслях промышленности, в строительстве и сельском хозяйстве, в большинстве отраслей сферы услуг. Но затем. после 1998 г., когда российская экономика начала выходить из кризиса и стал расширяться общероссийский рынок, практически не изменившийся хозяйственный режим, регулировавшийся принятым в 1996 г., законом "Об Особой экономической зоне в Калининградской области", обусловил формирование новой региональной экономики, ориентированной на импортозамещение и обслуживание внешнеэкономических связей Российской Федерации.
Сегодня, когда область прекратилась в анклав внутри ЕС, а эффективность «зонального» хозяйственного механизма ставится под сомнение, возникает угроза новой кардинальной ломки сложившейся структуры экономики с неизбежными социальными последствиями. Поэтому крайне актуальна взвешенная оценка того, необходима ли реструктуризация экономики области и соответствует ли она региональным и общероссийским интересам, какие меры должны быть предприняты на федеральном уровне для жизнеобеспечения и развития региона.
Калининградская область является одним из российских регионов, которому федеральный центр уделяет наибольше внимание. Это объясняется эксклавным положением региона, затрудняющим коммуникации между областью и основной территорией нашей страны, что усложняет условия регионального развития. Становятся необходимыми федеральная поддержка развития региона (реализуемая посредством закона «Об особой экономической зоне Калининградской области» и Федеральной целевой программы «Развитие Калининградской области на период до 2010 года») решение вопросов транзита пассажиров и грузов на международном уровне (в ходе переговоров России и ЕС). Высказываются мнения, что вследствие вхождения 1 мая 2004 г. Польши и Литвы в ЕС, а также ожидаемого вступления России в ВТО, экономическая ситуация в регионе ещё больше усложнится, и с высокой степенью вероятности область, так якобы сильно отстающая в своём социально-экономическом развитии, превратится в депрессивный регион внутри развивающегося Евросоюза.
В области действуют достаточно весомые транзакционные издержки – потери и дополнительные затраты экономики и населения Калининградской области, которые можно разделить на три основные категории:
В настоящее время основным механизмом компенсации издержек в области является действующий в той или иной мере уже в течение13 лет режим свободной таможенной зоны как главный компонент «зонального» механизма. Кроме того, в соответствии с положением о СЭЗ «Янтарь» Правительством РФ была утверждена Федеральная программа «Развитие ОЭЗ в Калининградской области на 1998 – 2005 гг.», действовавшая до 2001 года включительно. А во исполнение закона «Об Особой экономической зоне в Калининградской области» 7 декабря 2001 года постановлением Правительства РФ была принята новая Федеральная целевая программа «Развитие Калининградской области на период до 2010 года». В 2002 г. на реализацию программы привлечено 1967 млн. руб., в 2003 г. – 7147 млн. руб.