Особенность менеджмента в Аргентине

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 22:54, курсовая работа

Описание работы

Аргентина — одна из наиболее экономически развитых стран Латинской Америки с относительно разнообразной структурой хозяйства, с существенным превышением стоимости промышленной продукции над сельскохозяйственной.

Содержание

Введение
1.Особенности международного менеджмента Аргентины
2.Особенности транснациональных компаний
3.Валютно-финансовая среда
4.Существующие валюты и риски
5.Организация международного бизнеса
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТНК.docx

— 79.10 Кб (Скачать)

       Еще более разрушительными были  действия МВФ в Руанде. Руанда  долгое время считалась удачной  моделью развития сельского хозяйства.  Однако в конце 80-х страна  пережила два климатически неблагоприятных  года, что вызвало жестокие неурожаи. Под урожай кофе 1989 г. Руанда  получила у МВФ грандиозный  заем, однако в 1989 г. на мировом  рынке произошел обвал цен  на кофе. Новые займы МВФ предоставил  Руанде только при условии  отказа страны от политики  продовольственного самообеспечения и отказа от государственной поддержки фермерских хозяйств (поскольку это - "не рыночная политика"), а также при условии девальвации руандийского франка.

       Все это вызвало галопирующую  инфляцию и крах реальных доходов  населения. При этом эксперты  из МВФ прекрасно знали, что  каждый раз, когда в Руанде  начинается экономический кризис, в стране вспыхивает гражданская  война. Руанда населена в основном двумя этническими группами: автохтонными земледельцами хуту (около 90 % и пришедшими с севера в XVI-XVII вв. скотоводами тутси (менее 10 %). Тутси покорили хуту и создали в Руанде феодальную монархию. На протяжении столетий тутси жесточайшим террором поддерживали свою власть в стране. Поэтому хуту испытывают к тутси врожденную ненависть. После достижения Руандой независимости каждый экономический кризис в стране кончался либо тем, что хуту резали тутси, либо тем, что тутси резали хуту. Естественно, в 1990-1991 гг. все повторилось. Профессиональные воины-тутси устроили грандиозную резню хуту, но поскольку хуту было гораздо больше, тутси проиграли и сотнями тысяч бежали в соседние страны. За полгода погибло 1,5 млн человек! Все накопленное национальное богатство было уничтожено, все денежные запасы Руанды перетекли в западные банки. Экономика страны была разрушена. По требованию МВФ новое правительство Руанды разогнало сберегательно-кредитные кооперативы в стране (как "социалистические"), что повлекло за собой массовое разорение фермеров, и заморозило закупочные цены на кофе на уровне кризисного 1989 г. (хотя стоимость жизни в Руанде чрезвычайно выросла, и цена на кофе на мировых рынках также заметной возросла). В результате фермеры массами разорялись (только в 1992 г. они от отчаяния вырубили 300 тыс. кофейных деревьев), а их земли скупали ТНК. Внешний долг Руанды за эти годы вырос со 150,3 млн долларов США до 804,3 млн! Сегодня Руанда - страна, не имеющая никаких перспектив и работающая исключительно на то, чтобы платить проценты по долгам.

       Не менее впечатляющим было  разрушение МВФ экономики Сомали. Сомали нуждалась в финансовых  вливаниях из-за расходов, связанной  с проигранной сомалийско-эфиопской  войной. МВФ предоставил займы  под условием проведения политики "жесткой экономии", закупок  по демпинговым ценам американского  зерна и девальвации сомалийского  шиллинга. Это разрушило традиционные  связи между двумя основными  секторами сомалийской экономики: "кочевой экономикой" (скотоводами)  и "оседлой экономикой" (земледельцами и горожанами). Девальвация привела к резкому удорожанию цен на топливо и удобрения, а демпинг американского зерна сделал невыгодным выращивание зерновых. Крестьяне были моментально разорены. Они не смогли покупать товары в городах, что разорило горожан. Те, в свою очередь, не смогли покупать мясо у скотоводов - и скотоводы были вынуждены пустить стада под нож, поскольку не имели денег на их содержание. Экономика страны рухнула.

       По требованию МВФ были закрыты  госхозы (существовавшие в основном  в зонах орошаемого земледелия), что лишило государство основного  (помимо налогов) источника доходов.  А это, в свою очередь, уничтожило  государственные социальные программы.  Государство не смогло платить  зарплату госслужащим, что повлекло  за собой развал госаппарата,  а затем и гражданскую войну,  унесшую приблизительно 60 тыс. жизней.

       Огромный ущерб нанес МВФ Мексике.  Мексика была до 80-х гг. XX в.  одной из самых развитых стран  Латинской Америки. Мексика была  классической страной государственного  капитализма. Однако развитие  Мексики в значительной степени  зависело от нефти. Поэтому  катастрофическое падение цен  на нефть в 80-е гг. нанесло  стране мощный удар. Мексика получила  у МВФ большие займы под  грандиозные программы (на совершение "нового технологического рывка") - но не смогла отдать эти  кредиты. Страна была провозглашена  банкротом, и МВФ взял экономику  Мексики под свой контроль. В  соответствии с навязанным стране "планом Бейкера" были отменены  все протекционистские меры, защищавшие  внутреннего производителя, введено  свободное перемещение капиталов  (и из страны в США утекло 45 млрд долларов), начата глобальная приватизация. Особенно бурно эти реформы протекали при президенте Карлосе Салинасе де Гортари в конце 80-х - начале 90-х гг. Реформы стали называть "салинастройкой" (по аналогией с горбачевской "перестройкой"), а МВФ провозгласил создание им "мексиканского экономического чуда". В Мексику хлынул американский капитал. Только в 1991-1993 гг. в Мексику пришло около 100 млрд долларов американских капиталовложений.

       Но одновременно в стране свирепствовала  инфляция, и росли нищета и  безработица (в 1987 г. полностью  безработных было около 18 % экономически  активного населения, а с частично  безработными - свыше 40 %), импорт  североамериканских товаров (до 50 млрд долларов в 1993 г.) разорил внутреннего производителя, льготы, представленные ТНК, лишили мексиканский бюджет огромных налоговых поступлений. И в 1994 г. разразился знаменитый мексиканский экономический кризис. "Салинастройка" рухнула. 20 тыс. предприятий разорились, 700 тыс. человек остались без работы, 2 млн мелких частных предприятий заявили, что находятся на грани банкротства.

       МВФ и Вашингтон предоставили  Мексике новые кредиты - суммарно 53 млрд долларов. При этом от Мексики требовали углубления неолиберальных реформ, предоставления экстраординарных льгот американским корпорациям и вступления в НАФТА (Североамериканскую зону свободной торговли). После вступления Мексики в НАФТА доходы мексиканских рабочих в мгновение сократились на 26 %. В штате Чиапас началось восстание сапатистов.

       Основные финансовые вливания  были направлены в "макиладоры" - цепь заводов, построенных вдоль мексиканско-североамериканской границы. Эти заводы экстерриториальны, на них запрещено создание профсоюзов, рабочие получают гроши, заводы не платят налогов в мексиканскую казну. Ущерб, причиняемый Мексике "макиладорами", оценивается приблизительно в 14,5-16,5 млрд долларов в год. В результате Мексика оказалась намертво привязана к США и МВФ, 24 % населения живет на грани голодной смерти и еще 50 % - в условиях бедности, чего в Мексике не было даже во времена диктатуры Порфирио Диаса в конце XIX - начале XX в.

       Индонезия, где режим Сухарто  последние 8 лет своего существования  беспрекословно выполнял все  рекомендации МВФ. Это кончилось  экономическим крахом, массовым  бегством капиталов в США, падением  Сухарто, этническими и религиозными  столкновениями, в которых погибло  от 8 до 10 тыс. человек. 

       Бразилия, где последние 5 лет  правления военного режима экономику  страны контролировал Международного  валютного фонда (под предлогом  наблюдения за выплатой гигантского  внешнего долга; платежи по  нему достигали 30-40 % от стоимости  бразильского экспорта!). В 1983-1984 гг. МВФ навязал военному режиму  план "шоковой терапии", однако  это кончилось возникновением  в стране массового сопротивления  "шоку", кампанией гражданского  неповиновения и массовым саботажем  на предприятиях, что привело  к падению военного режима  в 1985 г. Зато отказ от "реформ  по МВФ" при президентстве  известного леворадикального социолога  и экономиста Фернанду Кардозу позволил стабилизировать экономику Бразилии и резко - на 5 млн человек - уменьшить число бедняков в стране.

       Можно вспомнить о "шоковой  терапии по МВФ" в Перу  во времена диктатуры Фухимори. В результате этой "терапии"  в Перу потеряло работу 12 млн человек, 15 млн оказалось в нищете, а сама страна утратила шанс перейти в категорию индустриально-аграрных стран. (Однако не так давно протетсное движение заставило Фухимори бужать из страны, ред.) В Эквадоре "шоковая терапия по МВФ" привела к попытке введения в качестве национальной валюты доллара США, что вызвало тотальное разорение эквадорцев, стихийный бунт (мелких торговцев - индейцев, при поддержке армии, ред.) и падение правительства.

       Последствия "шоковой терапии"  в России всем хорошо известны.

     Созданное по рецептам МВФ "аргентинское экономическое  чудо", отцом которого называют Доминго  Кавалло, тоже рухнуло не сегодня. Голодные бунты и погромы в Аргентине уже были в конце первого этапа "шоковой терапии" в 1989 г., а затем в 1996 г. (что и привело к первой отставке Д. Кавалло). Надо отметить, что голодные бунты произошли в 1989 г. впервые за всю историю независимой Аргентины. Экономический кризис в Аргентине длится по меньшей мере последние 4 года. Кавалло, действовавший по рецептам МВФ, привлек в Аргентину 40 млрд долларов, 28 % аргентинской экономики было скуплено американскими корпорациями. Но условия, на которых эти деньги пришли в Аргентину, были для страны разорительными: инвесторам гарантировались невероятные налоговые льготы - освобождение от налогов на 25, 15, 10 лет или полное освобождение от налогов на 5 лет с последующим 10-летним периодом 80-процентных льгот. В результате на 40 млрд долларов, вложенных в экономику страны, пришлось по меньшей мере 280 млрд долларов прибылей, беспрепятственно вывезенных из Аргентины - а ведь эти деньги можно было вложить в национальную экономику (это вдвое больше, чем весь внешний долг Аргентины). Так Аргентина стала еще одной жертвой Международного валютного фонда. 

        1. Валютно-финансовая среда
 

     Финансово-экономическая  ситуация в Аргентине по состоянию  на конец 2002 г. оставалась сложной. Многие основные проблемы, такие как реструктуризация банковской системы и долговых обязательств страны остаются неразрешенными. Монетарная и налоговая политика правительства до сих пор не имеет четких очертаний.

     Отсутствие  политической стабильности и конценсуса между различными ветвями власти существенно затрудняют реализацию мер по выводу страны из экономического кризиса, привлечению иностранных инвестиций и нормализации отношений с Международным валютным фондом.

     По  оценкам аргентинских экспертов, из-за значительной девальвации национальной валюты и инфляции ВВП Аргентины  в долларовом эквиваленте сократится в течение 2002 года примерно на 65%, в  то время, как в национальной валюте (песо) этот показатель может увеличиться на 15%. При сокращении объема инвестиций на 40% и уровня потребления на 20%, в сравнении с показателями прошлого года, падение ВВП могло бы быть значительно большим, однако рост положительного сальдо торгового баланса за счет существенного сокращения импорта несколько смягчил негативные тенденции в аргентинской экономике. При этом, доходы от экспорта в 2002 году останутся, как ожидается, практически на уровне прошлого года, в то время как импорт сократится более чем наполовину.

     Основные  финансово-экономические показатели Аргентины за 2000-2001 гг. и прогнозные оценки на 2002 год выглядят следующим  образом:

       П о к а з а т е л и 2000 2001 2002 (прогноз) 2002/2001 в %

       Объем ВВП(млн.песо, в текущих ценах) 284 204 268 697 308 769 14,9

       Объем ВВП (млн.долл.) 284 204 268 697 95 006 -64,7

       ВВП на душу населения (долл.) 7 675 7 168 2 504 -65,1

       Инвестиции (в % к показателю прошлого года) -6,8 -15,7 -41,2

       Сальдо платежного баланса (млн.долл.) -8,864 -4,490 6,578

       Сальдо платежного баланса (% ВВП) -3,1 -1,7 6,9

       Внешний долг (млн.долл., на конец года) 146 339 139 784 137 206 -1,8

       Отношение внешнего долга к  объему экспорта 5,5 5,2 5,3

       Экспорт ФОБ (млн.долл.) 26 441 26 656 25 700 -3,6

       Импорт СИФ (млн.долл.) 25 244 20 313 9 700 -52,2

       Сальдо торгового баланса (млн.долл.) 1 167 6 343 16 000 152,2

       Среднегодовой обменный курс  песо к долл.США 1,0 1,0 3,3

       Рост розничных цен (в % к средне-годовому показателю прошлого года) -0,7 -1,5 65,0

       Уровень безработицы (% от экономически  активного населения) 15,1 17,4 22,1

       Процент граждан, живущих ниже  черты бедности 29,3 34,1 55,0

     Источник: Fundaciуn Capital, на базе данных Национального института статистики и цензов.

     В сентябре-ноябре 2002 г. в Аргентине  наметилось некоторое улучшение  ситуации в финансовой сфере. Стабильный курс национальной валюты в последние  четыре месяца на уровне примерно 3,5 – 3,6 песо за 1 ам.долл. и продолжающаяся экономическая рецессия способствовали снижению темпов роста инфляции с 10,5% в апреле до 1,3% в сентябре (наименьший показатель с начала года). Показатель инфляции за 11 месяцев 2002 г. составил 40,7%.

     Произошли изменения в такой традиционной сфере финансовой политики государства, как урегулирование внешней задолженности. Вследствие девальвации песо нагрузка внешнего долга возросла, по некоторым  оценкам, более чем в три раза (с 54% до 164% ВВП). Некогда «образцовая» в плане своевременного погашения  платежей и выполнения рекомендаций МВФ Аргентина сейчас не способна обслуживать свои долговые обязательства. Переговоры же об отсрочке платежей и  реструктуризации долга с МВФ, которые, в случае успешного завершения, могли  бы дать толчок урегулированию проблемы с другими международными финансово-кредитными организациями и частными кредиторами, тормозятся из-за несовпадения взглядов Фонда и местной администрации  на методы и средства проведения финансово-экономической  политики. Примечательно, что основными  пунктами разногласия с МВФ оказываются  именно действия государства в валютно-финансовой и бюджетной сферах.

     В течение второй половины 2011 года на международном рынке FOREX валюты демонстрировали  крайне волатильную динамику. Нестабильным торгам способствовали замедляющийся рост мировой экономики, неуверенность властей ведущих держав в правильности проводимой денежно-кредитной политики, возрастающий суверенный риск европейских стран и продолжение «валютных» войн. Указанные факторы продолжат оказывать серьёзное воздействие на движение валют и в 2012 году, способствуя крайне напряженной обстановке на рынке FOREX. Кроме того, нарастающее с каждым днем недоверие инвесторов к существующей экономической парадигме, возникшее еще в 2008 году, будет дополнительным слоем в «снежном» коме глобальных проблем мировой экономики, препятствующим восстановлению.

Информация о работе Особенность менеджмента в Аргентине