Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:30, реферат
Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.
На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» - в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.
Содержание:
1 Теоретический аспект международной экономической интеграции……….3
1.1Сущность, предпосылки и задачи экономической интеграции…………....3
1.2Формы интеграционных группировок……………………………………....6
2 Опыт интеграционного развития в отдельных регионах мира…..……….....9
2.1 Таможенный союз……………………………………………………………9
2.2 Европейский союз……………………………………………………………11
2.3 Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).…….14
2.4 Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)...........16
2.5 Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)....................................18
Недостатки Таможенного союза.
Первоочередным и наиболее серьезным недостатком Таможенного союза, является рост цен на ряд импортных товаров для потребителей, например сезонных фруктов и овощей, товаров народного потребления из Китая, и т.д. Например, 90% пошлин единого Таможенного кодекса были созданы на основе тарифных ставок Российской Федерации, которые в целом выше, чем у других союзных государств. Импорт легковых поддержанных автомобилей из третьих стран в Беларусь и Казахстан стал дороже на 30%. Однако, как сказано выше, это может компенсироваться улучшением качества продукции отечественного автопрома.
Во-вторых, некоторые отечественные отрасли, прежде всего АПК, могут пострадать от возросшей внутренней конкуренции. Например, есть опасение, что более дешевая белорусская молочная продукция задавит более слабого российского производителя.
И наконец,
в связи с передвижением границ, страны-участницы
частично потеряют возможность самостоятельно
контролировать поток нежелательных или
запрещенных для ввоза товаров. Например,
контрабанда наркотиков из Афганистана
через Центральную Азию в Россию.
2.2
Европейский союз
Европейский союз - экономическое и политическое объединение 27 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1992 году на принципах Европейских сообществ. С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону.
Западная Европа - крупнейший центр международной торговли. Ее удельный вес в мировой торговле превышает уровень США. В последние десятилетия ЕС сохраняет устойчивые позиции и в мировом экспорте, и в мировом импорте.
Экспорт - товары: техника, автомобили, самолеты, пластмассы, фармацевтические и другие химические вещества, топливо, железо и сталь, цветные металлы, древесина и изделия из бумаги, ткани, мясо, молочные продукты, рыба, алкогольные напитки.
Импорт - товары: машины, транспортные средства, летательные аппараты, пластмассы, сырая нефть, химикаты, текстиль, металлы, продовольствие, одежда.
Сальдо внешней торговли на 2009 год: $ 51,4 млрд.
Члены Союза производят до 80% промышленной продукции, 3/4 импорта и 4/5 экспорта всех стран Западной Европы. Большая часть (до 2/3) торговли стран ЕС приходится на взаимную торговлю, около 10% - на торговлю с другими европейскими странами - членами ОЭСР, около 7% - на торговлю с США, около 4% - на торговлю с Японией, около 12% - на торговлю с развивающимися странами.
По результатам 2009 года главными торговыми партнерами ЕС стали США, Китай, и Россия на долю которых приходилось 14,1%; 8,6% и 17,3% соответственно. В итоге на главных торговых партнеров приходится 40% всей внешней торговли ЕС. Соответственно географическая структура будет ограничиваться рамками Европейского Союза, США, Китая и России.
Основные макроэкономические показатели на 2010 год:
- ВВП (по официальному курсу):$ 15,9 трлн;
- ВВП - реальный темп роста: 1,7%;
- ВВП - на душу населения (по ППС): $ 32 900;
В связи с приоритетными направлениями деятельности ЕС главными стали три области: научно-техническая, инновационная и образовательная. В развитие этой стратегии предусмотрены кардинальные меры по укреплению научно-технического потенциала - увеличение расходов на НИОКР с текущих 1,9% до 3,0% ВВП, а также расширение панъевропейского сотрудничества в рамках европейской Рамочной программы НИОКР.
Развитие европейской кооперации осуществляется по наиболее передовым научно-техническим направлениям, в числе которых: построение информационного общества (главный тематический приоритет), биотехнология и геномика, нанотехнология и новые материалы, космос, безопасность и т.д.
ЕС в основном концентрирует усилия на создании и структурировании единого инновационного пространства, и на стратегических тематических направлениях с учетом интересов частного бизнеса.
Но несмотря на это, основными проблемами Европейского Сообщества на современном этапе остаются: низкий экономический рост, технологическое отставание от США, конкуренция со стороны растущих экономик мира, значительный уровень безработицы, старение населения.
Кроме того, одна из основных проблем, с которой вплотную столкнула Европа это - проблемы долга и евро.
О долговом кризисе в ЕС впервые заговорили в конце 2009 года. 2009 год Греция завершила с бюджетным дефицитом в 12,7% ВВП и 300 млрд. евро госдолга. В феврале 2010 года руководство ЕС выразило готовность оказать Греции финансовое содействие. Но это не снизило обеспокоенность инвесторов тем, что ситуация вокруг Греции окажет негативное воздействие на еврозону. Доходность по греческим облигациям начала расти, а курс евро - снижаться. К 7 июня 2010 года курс евро к доллару опустился до минимума - $1,19. Это привело к тому, что летом-осенью 2010 года США и Китай стали принимать меры, направленные на снижение курса собственных валют для повышения конкурентоспособности своих экономик и экспорта. Началась "валютная война".
Несмотря на то, что в мае 2010 года ЕС создал антикризисный фонд в 440 млрд. евро, события вокруг Греции серьезно подорвали доверие инвесторов к другим европейским странам, отягощенным значительными долгами, - Португалии, Италии, Испании и Ирландии. Это вызвало новый обвал на рынках. Политика ЕЦБ, обеспечивающего поддержку европейским странам на долговом рынке, привела к постепенному восстановлению курса евро до $1,4 и относительному затишью на фронте "валютных войн".
С
формальной точки зрения, будущее евро
обеспечено до конца 2016 года решениями
саммита глав ЕС, принятыми в мае 2010 года.
Так, в июне был создан стабфонд EFSF (European
Financial Stability Facility), деятельность которого
должна "страховать" все проблемные
страны еврозоны от потрясений на рынке
госдолга. EFSF уже в прошлом году был обеспечен
60 млрд. евро средств ЕС, кроме того, 250
млрд. евро для него обязалась предоставить
группа инвесторов во главе с МВФ, а 16 стран
ЕС представили EFSF кредитные гарантии
на 440 млрд. евро. Впрочем, механизму EFSF
может угрожать любая новая катастрофа
- от проблем с экономическим ростом в
Китае до неурожайного года на агрорынках
в 2011 году с быстрым ростом мировой продовольственной
инфляции. Европейский механизм стабилизации
рассчитан, как было заявлено официально,
"на предотвращение любых системных
рисков", а на деле - ориентирован только
на позитивный сценарий восстановления
экономики после кризиса. Нового обострения
ситуации в 2011-2016 годах он не допускает:
достаточно любого события, которое снизит
рейтинг облигаций EFSF ниже нынешнего AAA
на две-три ступени, и Европа вернется
в ситуацию худшую, чем в конце 2009 года.
2.3
Североамериканское соглашение о свободной
торговле (НАФТА)
НАФТА - соглашение о свободной торговле между Канадой, США и Мексикой, основывающееся на модели Европейского союза. Соглашение НАФТА было подписано 17 декабря 1992 и вступило в силу 1 января 1994.
Основной целью НАФТА явилось снятие барьеров на торговлю товарами между странами-участницами и барьеров на привлечение инвестиций. НАФТА строит интеграцию на основе конфедеративных связей между независимыми суверенными государствами.
Территория блока составляет обширную территорию с населением 370 млн. человек и мощным экономическим потенциалом. Ежегодное производство товаров и услуг этими странами составляет 7 трлн. долл. На их долю приходится около 20% всего объема мировой торговли.
Основные положения соглашения включают:
- отмену таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада, Мексика;
- защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;
- снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике;
- создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.
Внутри НАФТА, в отличие от ЕС и АТЭС, есть только один центр экономической силы - США, чья экономика в несколько раз превосходит Канаду и Мексику вместе взятые. Эта моноцентричность облегчает управление (страна-лидер легко может навязать свои решения более слабым партнерам), но одновременно создает среду потенциальных конфликтов (партнеры США могут оказаться недовольными своим подчиненным положением). Кроме того, интеграция оказывается однобокой: Канада и Мексика тесно интегрированы с США, но не друг с другом.
О масштабах экономической взаимосвязи США, Канады и Мексики на основе взаимной торговли и движения капитала можно судить по следующим данным. В США реализовывается около 75-80% канадского экспорта (20% ВВП Канады). Доля США в иностранных прямых инвестициях в Канаде - свыше 75% и Канады в США - 9%. В США направляется около 70% мексиканского экспорта, а оттуда поступает 65% мексиканского импорта. Доля США в общем притоке прямых иностранных инвестиций в Мексику превышает 60%. ВВП США в 14,5 раз превосходит ВВП Канады и в 19 раз - Мексики.
Интеграция стран в общий рынок обычно происходит болезненно. Теоретически цена такого переустройства должна равно разделяться между всеми участниками. На практике, однако, Мексика несет более тяжелое бремя, чем США и Канада, поскольку она стартовала с более слабых экономических позиций. Если в ЕС существует компенсационный финансовый механизм, то в НАФТА он отсутствует.
С
возникновением и развитием НАФТА усилилась
конкурентная борьба между тремя мировыми
лидерами - Северной Америкой, Западной
Европой и Японией - но уже в новой конфигурации
этих центров, с новым соотношением сил.
2.4 Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)
АТЭС -- образовано в 1989. АТЭС не имеет устава, поэтому не может называться организацией и действует как международный форум, консультативный орган для обсуждения экономических вопросов.
АТЭС объединяет 19 стран (Австралия, Бруней, Вьетнам, Канада, Китай, Индонезия, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Перу, Россия, Сингапур, США, Таиланд, Чили, Филиппины, Южная Корея, Япония) и две территории (Гонконг, являющийся частью КНР, и Тайвань), поэтому официально его участники называются не странами-членами АТЭС, а экономиками АТЭС.
Россия вступила в АТЭС в 1998 году.
Целью АТЭС является повышение экономического роста и процветания в регионе и укрепление азиатско-тихоокеанского сообщества.
В странах-членах проживает около 40 % мирового населения, на них приходится приблизительно 54 % ВВП и 44 % мировой торговли.
Председатель АТЭС избирается на конференциях форума. Его функции осуществляет страна, в которой будет проходить очередной саммит. Все решения в рамках АТЭС принимаются на основе консенсуса.
С 1 по 8 сентября 2012 года саммит АТЭС пройдет в России. Встреча пройдет во Владивостоке на острове Русском.
В период с 1994 по 2009 годы общий товарооборот экономик АТЭС увеличивался в среднем на 7,1 процента в год, а объем торговли между экономиками-участницами вырос за тот же период в три раза. Объем прямых иностранных инвестиций, ввозимых в регион АТЭС и вывозимых из него, в 1994-2008 годах ежегодно возрастал на 13 процентов. Усредненный размер простого примененного тарифа снизился с 10,8 процента в 1994 году до 6,6 процента в 2008 году.
ВВП в 2009 году составил 39,118.14 млрд. долларов США, а в 2010 году - 41,205.81млрд. долларов США. То есть за эти годы произошел рост ВВП на 5.34%.
Многие ученые и политики считают АТЭС возможным экономическим и политическим центром мира в XXI в. Это предположение обосновывается несколькими аргументами:
1) быстрым социально-экономическим развитием стран региона;
2) наличием здесь мощных экономических держав - США и Японии;
3) возрастанием экономической и политической роли Китая;
4) быстрым повышением удельного веса АТЭС в мировой торговле;
5) экономическим
и политическим втягиванием в регион таких
стран, как Австралия и Новая Зеландия.
2.5 Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)
Информация о работе Основные формы международной экономической интеграции