Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 20:30, реферат
Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.
На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» - в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.
Содержание:
1 Теоретический аспект международной экономической интеграции……….3
1.1Сущность, предпосылки и задачи экономической интеграции…………....3
1.2Формы интеграционных группировок……………………………………....6
2 Опыт интеграционного развития в отдельных регионах мира…..……….....9
2.1 Таможенный союз……………………………………………………………9
2.2 Европейский союз……………………………………………………………11
2.3 Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА).…….14
2.4 Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС)...........16
2.5 Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)....................................18
1
Теоретический аспект международной экономической
интеграции.
1.1Сущность,
предпосылки и задачи экономической интеграции.
Международная экономическая интеграция - это процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их экономик на различных уровнях и в различных формах.
На межгосударственном уровне интеграция происходит путем формирования региональных экономических объединений государств и согласования их внутренней и внешней экономической политики. Взаимодействие и взаимоприспособление национальных хозяйств проявляется, прежде всего, в постепенном создании «общего рынка» - в либерализации условий товарообмена и перемещения производственных ресурсов (капитала, труда, информации) между странами.
Предпосылками интеграции экономической жизни в мире являются:
1) интернационализация
производительных сил путем повсеместного
распространения технологического способа
производства посредством обмена средствами
производства и технологическими знаниями,
а также в форме международной специализации
и кооперации, связывающих хозяйственные
единицы в целостные производственно-
2) возрастание масштабов и качественное изменение характера традиционной международной торговли овеществленными товарами;
3) международное перемещение финансовых и производственных ресурсов, обеспечивающее переплетение и взаимозависимость экономической деятельности в различных странах. Такое перемещение происходит в форме международного кредита или зарубежных инвестиций;
4) международное сотрудничество в форме сферы услуг, например туризм, которая развивается быстрее, чем сфера материального производства;
5) быстро растущий международный обмен научно-техническими знаниями. Фронт мировой науки и техники стремительно расширяется. В сочетании с их быстрым развитием это приводит к тому, что ныне ни одна страна в одиночку не в состоянии решать все вопросы научно-технического прогресса и тем более быть лидером на всех направлениях развития науки и техники;
6) возрастающие масштабы международной миграции рабочей силы, к которой начинают подключаться в качестве экспортеров Украина и другие государства на территории бывшего СССР; одновременно растущая потребность в международном сотрудничестве, направленном на решение глобальных проблем современности (охрана природной среды, освоение Мирового океана, космоса, помощь голодающему населению развивающихся стран и др.).
Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и развивающиеся в современной международной экономике, ставят перед собой в принципе схожие задачи:
Обеспечить расширение размеров рынка, сокращение различных издержек и извлечения других преимуществ на основе теории экономики масштаба. Это, в свою очередь, позволит привлечь прямые иностранные инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных размеров, на которых имеет смысл создавать самостоятельные производства, удовлетворяющие их потребности. Цели увеличения региональных масштабов особенно четко выражены у интеграционных группировок Центральной Америки и Африки.
Важнейшей целью большинства интеграционных объединений является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих стран в политической, военной, социальной, культурной и других неэкономических областях. Для стран, расположенных географически близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в области развития, наличие добрых отношений с соседями, подкрепленных взаимными экономическими обязательствами, является важнейшим политическим приоритетом. Страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, создавая интеграционные объединения, ясно ставили перед собой именно эту цель.
Региональная интеграция нередко рассматривается, как способ укрепить переговорные позиции участвующих стран в рамках многосторонних торговых переговоров в ВТО. Считается, что согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к более желательным последствиям в области торговой политики. Более того, региональные блоки позволяют создать более стабильную и предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние торговые переговоры, интересы участников которых очень сильно разнятся. Интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Америке и Юго-Восточной Азии возлагают особые надежды на коллективные усилия в рамках многосторонних торговых переговоров.
Подключение стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности избранного курса на рынок. Более развитые страны, подключая своих соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков. Такие цели преследовали многие западноевропейские страны, подключаясь в той или иной форме к ЕС.
Даже
если интеграционное объединение не предусматривает
дискриминационных мер против третьих
стран, оно нередко рассматривается, как
способ поддержать местных производителей,
для которых возникает более широкий региональный
рынок.
1.2
Формы интеграционных группировок.
В мировой практике выделяют следующие формы интеграционных объединений или группировок по мере развития:
- Преференциальные торговые соглашения - форма интеграции, в ходе которого соглашения подписываются либо на двусторонней основе между отдельным государствами, либо между уже существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более благоприятный режим торговли друг другу, чем они предоставляют третьим странам.
- Зона свободной торговли - форма международной интеграции, при котором в странах-участниках отменяются таможенные пошлины, налоги и сборы, а также количественные ограничения во взаимной торговле в соответствии с международным договором. Это более глубокий тип интеграции, чем преференциальные соглашения. За каждой страной-участницей сохраняется право на самостоятельное и независимое определение режима торговли по отношению к третьим странам. В большинстве случаев условия зоны свободной торговли распространяются на все товары кроме продуктов сельского хозяйства. Зона свободной торговли может координироваться небольшим межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из стран-членов, но обычно обходятся без него, а основные параметры своего развития страны согласовывают на периодических совещаниях руководителей соответствующих ведомств. Между странами-участницами сохраняются таможенные границы и посты, контролирующие происхождение товаров, пересекающие их государственные границы.
- Таможенный союз - соглашение двух или более государств (форма междугосударственного соглашения) об отмене таможенных пошлин в торговле между ними, форма коллективного протекционизма от третьих стран. Таможенный союз предусматривает также образование «единой таможенной территории». Обычно страны - участницы таможенного союза договариваются о создании межгосударственных органов, координирующих проведение согласованной внешнеторговой политики. Как правило, это заключается в проведении периодических совещаний министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в своей работе опираются на постоянно действующий межгосударственный Секретариат. Фактически, речь идет о форме межгосударственной интеграции, предполагающей создание наднациональных органов. В этом плане таможенный союз является значительно более продвинутой формой интеграции, чем, например, зона свободной торговли.
- Общий рынок - форма экономической интеграции стран, предполагающая свободное перемещение товаров, работ и услуг, а также факторов производства - капитала, трудовых ресурсов - через границы стран, являющихся членами общего рынка.
- Экономический союз - форма международной интеграции, предусматривающий наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства координацию макроэкономической политики и унификацию законодательств в ключевых областях - валютной, бюджетной, денежной. Это самый высокий уровень экономической интеграции. На этом этапе развития интеграции возникает потребность в органах, наделенных не просто способностью координировать действия и наблюдать за экономическим развитием стран-участниц, но и принимать оперативные решения от лица группировки в целом. Правительства согласованно уступают часть государственного суверенитета в пользу межгосударственных органов с функцией наднационального регулирования. Такие межгосударственные органы наделены правом принимать решения по вопросам, касающимся организации, без согласования с правительствами стран-членов.
-Полная интеграция - форма международной экономической интеграции. Полная интеграция возможна, если к экономическим мерам добавляются меры политические: создание надгосударственных органов управления, ликвидация государственных границ и др. Предполагает передачу национальными правительствами большей части своих функций надгосударственным органам.
Условия:
- общая налоговая система;
- наличие единых стандартов;
- единое
трудовое законодательство.
2
Опыт интеграционного развития в отдельных
регионах мира.
2.1
Таможенный союз
Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Киргизия и Российской Федерации -- межгосударственный договор о создании единого таможенного пространства, подписанный Россией, Белоруссией и Казахстаном. Позднее к союзу присоединилась Киргизия. Современный договор между Беларусью, Казахстаном и Россией о создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза был подписан в городе Душанбе 6 октября 2007 года.
Таможенный союз, создавался как первый кирпич в едином здании будущего Единого Экономического Пространства. Согласно планам правительств России, Белоруссии и Казахстана, Единое экономическое пространство будет создано уже 1 января 2012 года. В октябре 2011 года был подписан договор о создании зоны свободной торговли в рамках СНГ.
Введение единого таможенного тарифа, отмена таможенных пошлин и снятие экономических ограничений, по данным экспертов, позволят России, Беларуси и Казахстану к 2015 году увеличить ВВП почти на 15%. В деньгах прибыль России от создания Таможенного союза оценивается в 400 млрд. долларов, а Беларуси и Казахстана - по 16 млрд. долларов.
Преимущества Таможенного союза:
Во-первых, создание Таможенного союза способствует сохранению рабочих мест на предприятиях, которые на данном этапе перехода экономики из социализма в постиндустриализм, в условиях свободной торговли, являются неконкурентоспособными по сравнению со своими аналогами из дальнего зарубежья. Подтверждением этому является история российского АвтоВАЗа.
Во-вторых, Таможенный союз способствует образованию внутри его замкнутых технологических звеньев производства и сбыта продукции и услуг, как это, например, происходит внутри Европейского Союза. По правилам, объединение капиталов и возможностей разных предприятий, делает их более устойчивыми и конкурентоспособными, как на региональном, так и на мировом рынках.
В-третьих, применение коллективного протекционизма в виде Таможенного союза вынуждает зарубежные компании передислоцировать свои заводы внутри таможенного объединения, для того чтобы избежать слишком высокие тарифные ставки при импорте своей продукции. Уже сейчас наши страны могут притворить в жизнь теорию «летящих гусей», по которой импортозамещающие отрасли станут на столько конкурентоспособными, что смогут экспортировать товары, которые раньше импортировались. Например, в 2010 году немецкий концерт Даймлер купил 11% акций российского КАМАЗа и наладил производство автомобилей «Мерседесс» на заводах ГАЗа с целью дальнейшего реэкспорта данных моделей.
Информация о работе Основные формы международной экономической интеграции