Оценка перспектив России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проанализировать возможные перспективы развития отношений России в ВТО
Данная цель предполагает решение следующих задач:
исследовать основные теоретические аспекты, принципы и функции ВТО ;
определить основные цели и задачи вступления России в ВТО;
проанализировать современное состояние российской экономики;
спрогнозировать возможные перспективы развития России в рамках ВТО.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………3
1. ВТО – всемирная торговая организация…………………………………………..5
1.1 История создания и деятельность ВТО…………………………………..5
1.2 Цели и принципы ВТО…………………………………………………….7
2. Вступление России в ВТО…………………………………………………………9
2.1 Россия и ВТО………………………………………………………………9
2.2 Цели и задачи присоединения к ВТО…………………………………...16
2.3 Значение вступления в ВТО для России………………………………..17
2.4 Российская экономика: плюсы и минусы вхождения в ВТО………….20
3.Оценка перспектив России в ВТО………………………………………………...24
3.1. Анализ последствий присоединения России к ВТО…………………..24
3.2. Сельское хозяйство……………………………………………………...30
3.3. Легкая промышленность………………………………………………..36
3.4. Сырьедобывающие отрасли промышленности………………………..39
3.5. Тяжелое машиностроение………………………………………………41
3.6. Автомобильный сектор и авиостроение……………………………….42
3.7. Металлургическая и химическая промышленность…………………..45
3.8. Рынок высоких технологий…………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………..49
Список литературы………………………………………………………………….52

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Россия и ВТО Чалова18.docx

— 411.78 Кб (Скачать)

Таким образом, членство России в ВТО  может обернуться для тяжелого машиностроения катастрофическими последствиями  – ее развитие пойдет по пессимистическому  сценарию, отраженному в Стратегии  развития тяжелого машиностроения на период до 2020 года. Прямые потери в следствие увеличения импорта составят 102% от объема производства в 2020 г., а упущенные возможности роста – 177%.

 

3.6 Автомобильный сектор  и авиостроение

Кроме сельского хозяйства, от вступления в ВТО могут пострадать российское машиностроение и авиастроение, так  как пошлины на импортную продукцию  также будут поэтапно снижаться. Потери понесет также российский бюджет из-за снижения таможенных сборов. В то же время, ожидается, что присоединение  к торговому клубу позволит снять  барьеры в отношении России, в  результате чего упростится импорт новых  технологий и экспорт продукции  из РФ. По прогнозам Всемирного банка, в среднесрочной перспективе  вступление в ВТО принесет России 3,3 процента ВВП, в долгосрочной – 11 процентов [23].

Пошлины на новые легковые автомобили снизятся до 25 с прежних 30%. Однако, как  показывает опрос участников рынка, население позитивные последствия  от вступления России в ВТО заметит  нескоро.

На сегодняшний день автомобильный рынок – одна из самых острых тем, которые обсуждаются в связи с вступлением России в ВТО. Общеизвестно, что автомобили в России стоят гораздо дороже, чем в богатых странах. За 10 тыс. долларов в США можно приобрести, например, сидан Nissan Versa. Популярный в России седан бизнес-класса Toyota Camry стоит в Америке в новом состоянии 21 тыс. долл., а внедорожник Suzuki Grand Vitara и того меньше – 18 тыс. долл. На российском рынке эти машины можно купить за сумму от миллиона рублей, то есть более чем за 30 тыс. долларов.

Российский потребитель переплачивает  столь большие деньги за импортные  иномарки, чтобы дать возможность  автомобильной промышленности развиваться внутри страны. Но cразу после присоединения России к ВТО пошлины на новые легковые автомобили были снижены. Далее в течение трех лет они останутся на этом уровне, а потом будут снижаться примерно по 2,5% в год, пока через семь лет не достигнут 15%. Падение существенное, поэтому новые иномарки должны подешеветь, и, таким образом, импорт начнет теснить производимую внутри страны автомобильную продукцию. Но не стоит спешить с такими выводами.

Прежде всего в распоряжении властей остаются нетарифные методы регулирования, активно используемые тем же членом ВТО Китаем. В частности, ничто не мешает правительству, понизив  размер пошлины, увеличить акциз  на легковые машины.

Так же, аналитики отмечают, что не стоит ждать снятия заграждений и на пути следования подержанных иностранных машин в Россию. Российские чиновники на заявили, что на автомобили старше семи лет пошлина вовсе останется неизменной. А на более свежие с пробегом пошлина с момента присоединения к ВТО будет установлена в размере 25%, она не изменится пять лет, а затем в течение двух лет будет снижена до 20%. При этом официальные лица оговариваются, что эти новые пошлины будут сопровождаться «разными специфическими ставками». Это дает основания предполагать, что демпинга цен на подержанные иномарки ждать не стоит.

Теперь об иномарках, производимых на территории России. В конце прошлого года правительство сильно ужесточило условия так называемой промсборки автомобилей на территории РФ. Оно обязало зарубежные автоконцерны повысить степень локализации своей продукции с 30 до 60% и выпускать не меньше 300 тыс. автомобилей в год. Ряд зарубежных концернов (Renault-Nissan, Volkswagen, Ford и др.) подписали это соглашение, получив взамен обещания существенных льгот, прежде всего по ввозу комплектующих для выпускаемых на нашей территории иномарок.

Но России удалось здесь отстоять свою позицию. В результате сложных  переговоров заявлено, что несколько  сокращен срок действия льгот для  иностранных автопроизводителей, подписавших  новое соглашение по промсборке (им обещались льготы до 2020 г, теперь этот срок, вероятно, сократится до 2018 г).

Если с защитой производства легковых автомобилей после вступления России в ВТО дело, похоже, обстоит  более или менее благополучно, то с грузовыми машинами и автобусами все выглядит иначе. По имеющейся  информации, пошлины на новые самосвалы (массой от 20 т.) сразу после вступления в ВТО снизились с 25 до 10%, а через три года и вовсе опуститься до 5%. Кардинально понизится и пошлина на подержанные самосвалы: на эти машины возрастом от трех до пяти лет пошлина с 30% упадет до 15%, а через три года – до 10%. Для самосвалов возрастом от пяти до семи лет нынешняя пошлина (4,4 евро за 1 куб. см) будет заменена ставкой в размере 15%, которая через три года превратится в 10%. Снизятся и пошлины на новые седельные тягачи [21].

Развитие российского рынка  грузовиков проходит под знаком противостояния отечественных и иностранных  производителей. В отличие от сегмента легковых автомобилей здесь нашим  маркам пока удается сохранять доминирующее положение.

Более того, в кризис позиции российских грузовиков еще больше упрочились.Отечественные  производители грузовиков, прежде всего  КамАЗ, ГАЗ и «Урал», опасаются, что  если все договоренности будут реализованы, то вступление в ВТО для российских производителей обернется серьезным  ударом: на рынок из-за рубежа хлынут не только новые автомобили от ведущих  западных компаний, но и подержанные, в частности из Китая, который  активно наращивает выпуск грузовиков.

Что касается авиостроения, то в соответствии с принятыми обязательствами  Россия в течение семи лет должна будет резко сократить таможенные пошлины на импортируемые в страну магистральные авиалайнеры. Так, например, ставки на ввоз широкофюзеляжных дальнемагистральных  самолетов будут снижены более  чем вдвое, с 20 до 7,5%, а на все остальные воздушные суда – до 12,5%. Пошлина на сверхлегкие самолеты (со взлетной массой от 2 до 15 тонн) уменьшится к 2018 году с нынешних 10 до 8%. Все это позволит снизить цены на импортируемые в Россию самолеты в среднем примерно на 5%, но в то же время создаст серьезную угрозу масштабным авиастроительным проектам, которые реализует наша страна.

Сейчас благодаря заградительным пошлинам и активной поддержке государственных  институтов развития в России успешно  реализуются сразу две программы  по созданию новых пассажирских авиалайнеров, отвечающих всем мировым стандартам - Sukhoi SuperJet 100 и МС-21. Первый из этих самолетов уже начал эксплуатироваться на международных линиях, второй находится на стадии проектирования – в парки авиакомпаний он начнет поступать в конце 2016 года. В общей сложности на эти проекты уже истрачено порядка 4 млрд долларов. В результате Россия получила новые технологии в производстве современных авиадвигателей (СП НПО «Сатурн» и Snecma), а КБ Сухого смогло восстановить утраченные компетенции по управлению сложными международными проектами и впервые после распада СССР сыграть роль системного интегратора [22].

Если резко снизить таможенные пошлины и НДС на эти классы воздушных судов, то на обеих программах можно будет поставить крест. Это, безусловно, сыграет на руку  конкурентом из Европы, США, Канады Бразилии и Китая, которые, устранив нового сильного игрока, лишь поднимут цену на свою продукцию, что вряд ли будет способствовать развитию российских авиакомпаний. В рамках решений, принятых Таможенным союзом, наши авиаперевозчики  и так могут беспошлинно ввозить  в Россию практически все модели авиалайнеров за исключением тех, что  рассчитаны на перевозку от 50 до 111 пассажиров и от 160 до 219 человек (то есть защищены как раз ниши SSJ100 и MC-21). В рамках ВТО уровень защиты этих самых  чувствительных сегментов авиапрома  снизится.

3.7 Металлургия и химическая промышленность.

Членство России в ВТО вскоре приведет к прекращению квотирования экспорта металлопроката из России в  ЕС. Представители НЛМК уточнили: реальные выгоды почувствуют только производители  горячекатаного проката, так как  по другим позициям экспортные квоты  в ЕС российскими комбинатами  не выбираются. На рынке США действуют  ограничения на экспорт плоского горячекатаного проката из России. Сейчас ведется пересмотр ограничения  поставок тонколистового проката, но этот процесс никак не связан со вступлением  в ВТО. Остальная продукция в  США не ограничивается. Действующие  в других странах антидемпинговые  расследования в отношении продукции  российских металлургов сохранятся. Однако мы получаем возможность обжаловать часть ранее наложенных на нас  ограничительных мер в рамках ВТО, например, в отношении поставок трансформаторной стали в Китай [25].

Сегодня на металлургию приходится более половины потерь от дискриминационных  мер против российских товаропроизводителей на рынках иностранных государств. Присоединение к ВТО позволит решать эти вопросы цивилизованно, в рамках правил мировой торговли.

Что касается внутреннего рынка  металлопродукции, то членство в ВТО  никаких значимых последствий иметь  не будет. В течение последних 10 – 15 лет Россия фактически работает в условиях ВТО на внутреннем рынке (5 – процентная ввозная пошлина на большинство товарных позиций по черным металлам не оказывает серьезного сдерживающего влияния на импорт).

Представители отрасли минудобрений говорят, что никакого автоматического  улучшения доступа наших экспортеров  на внешние рынки вступление в  ВТО не обеспечит. «Сегодня доступ аммиачной  селитры практически запрещен на рынки ЕС и США, существуют также  значительные ограничения для поставок карбамида в США. Но положения  ВТО не предусматривают жестких  требований отмены антидемпинговых пошлин и других ограничений, – говорит Нина Хангальдян, руководитель департамента «Уралхима». – Этот вопрос во многом остается в ведении национальных законодательных и иных органов стран - участниц ВТО. Это подтверждает тот факт, что антидемпинговые пошлины ЕС на хлористый калий, от которых страдали наши производители калийных удобрений в течение многих лет, были отменены, прежде всего в связи с изменением ситуации на рынке Западной Европы, а не вследствие грядущего вступления России в ВТО» [26].

Никаких таможенных барьеров для фосфорсодержащих минеральных удобрений в настоящее время нет. Существуют антидемпинговые пошлины на аммиачную селитру при поставках в некоторые страны Евросоюза и Северной Америки. Однако доля этого продукта в объеме экспортных поставок незначительна. И нельзя сказать, что наличие этого барьера сильно сказывается на экономике данного сектора. Кроме того, данные антидемпинговые пошлины не будут отменены в связи со вступлением России в ВТО. Что касается требований к безопасности продукции, компании уже следуют требованиям европейской системы регистрации, авторизации и доступа на рынок.

 

3.8 Рынок высоких технологий

По прогнозам аналитиков членство в ВТО принесет российскому хайтеку  снижение или отмену пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное  оборудование. В течение трех лет  после присоединения к Всемирной  торговой организации будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины  на бытовую электротехнику и электронику  снизятся с 15 до 7–9%.[20].

«Вступление в ВТО отрасль информационных технологий почти не затронет, пошлины были и так невысоки, – считает президент IBS Group Holding Анатолий Карачинский. – Но в целом я вступление в ВТО очень приветствую, мы получили более высокий рейтинг для глобальных операций. Вступление в ВТО для страны – это как для компании стать публичной. Инвесторы сразу начинают ей больше доверять, потому что понятно, по каким правилам она играет. ВТО – это тоже набор правил, по которым разрешают конфликты и по которым работает часть законов внутри страны».

«Вступление в ВТО положительно скажется на бизнесе большинства игроков ИТ –рынка и нашей компании в частности, – считает Всеволод Опанасенко, генеральный директор производителя суперкомпьютеров “Т-Платформы”. – В составе наших продуктов наряду с собственными высокотехнологичными разработками присутствуют микроэлектронные компоненты ведущих западных производителей, значительную часть стоимости которых составляют таможенные сборы. Снижение этих пошлин позволит нам сократить себестоимость производства, что повысит конкурентоспособность наших суперкомпьютеров по отношению к решениям западных игроков и, возможно, увеличит нашу прибыль».

«Отмена пошлин на оборудование и  комплектующие должна упростить  и ускорить импорт–экспорт устройств, которые использует наше производство, – считает Карина Абагян, директор по маркетингу технологического лидера российской полупроводниковой отрасли ОАО «НИИМЭ и Микрон». – За счет сокращения процедуры оформления на таможне сроки доставки станут более предсказуемыми, а это, в свою очередь, позволит нам уменьшить складские запасы комплектующих, которые фактически являются «замороженными деньгами» [24].

Отмены пошлин на импортные чипы-конкуренты электронщики не боятся. Как сообщил  «Эксперту» одни из игроков рынка, их и сейчас очень часто провозят в Россию в обход таможни – чипы маленькие, они мало весят и дорого стоят, их можно или задекларировать в меньшем объеме (с точностью до грамма таможня не проверяет), или вообще провезти в багаже.

Отечественные хайтечные компании надеются, что теперь через таможню  станет легче ввозить инженерные образцы высокотехнологичной продукции  из зарубежных R&D-центров. О том, что  оформить провоз образца чего бы то ни было, от чипа до бактерии, в обозримые  сроки сегодня фактически нереально, говорили «Эксперту» и в компании «Сплат Косметика», производящей зубную пасту, и в «Т-Плафторме», и совсем мелкие инноваторы.

Что касается доступности зарубежных рынков сбыта, то в «Т – Платформах» считают: членство в ВТО ее повысит. А вот для экспортера программного обеспечения компании Spirit, которая производит встроенные продукты для передачи голоса и видео по IP-каналам, новый статус России ничего не изменит. «У нас 95 процентов оборота – это экспорт наших программных продуктов. Но мы стали экспортерами без продаж на внутреннем рынке не от хорошей жизни, а потому, что внутреннего рынка для инновационных продуктов раньше не было», – говорит председатель правления группы компаний Spirit Андрей Свириденко [25]. Правда, на то, что после обнуления пошлин на импортное телекоммуникационное оборудование в России появятся потребители его продукции, он не сильно надеется. Зато в «Ростелекоме» пообещали даже снизить тарифы, когда пошлины на закупаемые им за рубежом системы связи обнулятся.

Информация о работе Оценка перспектив России в ВТО