Оценка перспектив России в ВТО

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – проанализировать возможные перспективы развития отношений России в ВТО
Данная цель предполагает решение следующих задач:
исследовать основные теоретические аспекты, принципы и функции ВТО ;
определить основные цели и задачи вступления России в ВТО;
проанализировать современное состояние российской экономики;
спрогнозировать возможные перспективы развития России в рамках ВТО.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………………3
1. ВТО – всемирная торговая организация…………………………………………..5
1.1 История создания и деятельность ВТО…………………………………..5
1.2 Цели и принципы ВТО…………………………………………………….7
2. Вступление России в ВТО…………………………………………………………9
2.1 Россия и ВТО………………………………………………………………9
2.2 Цели и задачи присоединения к ВТО…………………………………...16
2.3 Значение вступления в ВТО для России………………………………..17
2.4 Российская экономика: плюсы и минусы вхождения в ВТО………….20
3.Оценка перспектив России в ВТО………………………………………………...24
3.1. Анализ последствий присоединения России к ВТО…………………..24
3.2. Сельское хозяйство……………………………………………………...30
3.3. Легкая промышленность………………………………………………..36
3.4. Сырьедобывающие отрасли промышленности………………………..39
3.5. Тяжелое машиностроение………………………………………………41
3.6. Автомобильный сектор и авиостроение……………………………….42
3.7. Металлургическая и химическая промышленность…………………..45
3.8. Рынок высоких технологий…………………………………………….46
Заключение…………………………………………………………………..49
Список литературы………………………………………………………………….52

Работа содержит 1 файл

курсовая работа Россия и ВТО Чалова18.docx

— 411.78 Кб (Скачать)

2,8%



2,3%


5,1%



Источник: МЭРТ, оценки SBS

Рисунок 2 – Потери выпуска экономики РФ в 2020 г. от вступления в ВТО

В терминах совокупного выпуска  общие потери в 2020 г. составят не менее 6,6 трлн. руб. Из них 3,0 трлн. рублей составят прямые потери, связанные с сокращением  производства продукции, еще 3,6 трлн. рублей – упущенные возможности роста. Накопленные потери при этом за 8 лет составят не менее 26 трлн. рублей. Общее сокращение рабочих мест в результате составит 4,4 млн.


Источник: Росстат,оценки SBS

Рисунок 3 – Неиспользованный потенциал роста макроэкономических показателей в 2020 г. в результате членства России в ВТО

 

С учетом межотраслевого и мультипликативного эффекта негативные последствия  для российской экономики могут оказаться даже выше. По предварительным экспертным оценкам они достигнут 8 – 9 трлн. рублей в 2020 г., а за 8 лет суммарно – не менее 32–36 трлн. рублей совокупного выпуска [23].

Важно отметить, что членство в  ВТО приведет к увеличению сырьевой ориентированности российской экономики. Как известно, в наименьшей степени от вступления в ВТО проиграют наши добывающие отрасли – нефтегазовый сектор, угольная промышленность, металлургия, производство минеральных удобрений и т. п. В масштабах российской экономики доля этих отраслей составляет около 40%. Таким образом, недополученные 5,1% в совокупном выпуске, на самом деле составят 29% потерю оборота сельского хозяйства и обрабатывающего сектора промышленности (без нефтехимии и металлургии). Такое замедление развития производства представляет серьезную угрозу для устойчивости развития страны, поскольку, как показал последний мировой финансово-экономический кризис, в условиях глобализации он прежде всего бьет по сырьевым экономикам и национальным экономикам, не опирающимся на развитую индустрию.

Наконец, членство в ВТО будет  способствовать дальнейшему расслоению общества по доходам и усилению социальной напряженности в стране, особенно в регионах, где нет значительных запасов природных ископаемых или  мощностей по их переработке. По предварительным  оценкам, только 10 регионов практически  не проиграют от членства в ВТО – в них объем промышленного производства и сельского хозяйства к 2020 г. недополучит до 10% роста. В 42 регионах совокупный выпуск недополучит более 20% роста [26].

3.2 Сельское хозяйство

Сельское хозяйство играет важную роль в экономике России, обеспечивая 3,7% ВВП и около 8% занятости населения. Растениеводство занимает чуть более 40% выпуска сельского хозяйства, остальное – животноводство. В растениеводстве доминирует производство пшеницы, на его долю приходится до 60 – 65% в зависимости от урожайности и рыночных цен. В животноводстве преобладает производство свинины, говядины и мяса птицы. В денежном выражении на них приходится около 37% 36% и 20% соответственно [4].

После вступления России в ВТО здесь  начнет действовать принятая в этой организации классификация мер поддержки по «корзинам».

Меры «зеленой корзины» (Green Box Policies) осуществляются посредством государственных программ, не предусматривают перераспределения средств от потребителей и не влекут за собой ценовой поддержки производителей. Эти меры направлены на совершенствование инфраструктуры, научные исследования, образование, распространение рыночной информации, содержание стратегических продовольственных запасов, реализацию программ регионального развития, страхование урожая, содействие структурной перестройке сельского хозяйства и т. д. [18].

Меры «голубой корзины» (Blue Box Policies) связаны с прямыми выплатами в рамках программ сокращения производства. По соглашению, эти выплаты не должны подвергаться обязательной отмене, если они касаются фиксированных площадей и урожаев, а в животноводстве – если они осуществляются на фиксированном поголовье скота.

«Желтая корзина» (Amber Box Policies) содержит мероприятия, которые считаются  стимулирующими производство и, следовательно, искажающими торговлю. К ним относят  регулирование рыночных цен, прямые платежи и субсидии, льготы на транспортировку  и списание долгов, приобретение ГСМ  со скидками и т. п. В соглашении нет  точного определения, какие меры государственной поддержки следует отнести к «желтой корзине», и в нее попадают любые меры, не помещенные в другие «корзины» [22].

До сих пор нет ясности в  вопросе о том, как правительство  намерено использовать меры «зеленой» и «голубой корзин». Поскольку поддержка сельского хозяйства государством в таких формах практически пока не осуществлялась, либо была неэффективной. Потребуется время как на разработку программ, так и на подготовку соответствующих специалистов.


Источник: МЭРТ

Рисунок 4 – Объем разрешенных субсидий сельскому хозяйству в РФ (желтая корзина)

Основные дебаты в рамках переговоров  по вступлению в ВТО проходили  по мерам «желтой корзины». В итоге было принято решение о сокращении допустимого объема поддержки в 2 раза  с 9 млрд. долл. в 2012 г. до 4,4 млрд. долл. в 2018 и последующих годах. Следует отметить, что такое решение по субсидиям не решает проблему поддержки сельского хозяйства – большинство развитых стран финансируют свое сельское хозяйство в объемах, в несколько раз превышающих планируемый размер субсидий в России.

Дополнительным направлением поддержки  в рамках ВТО может стать малый и средний бизнес. ВТО не ограничивает поддержку малых сельхозпроизводителей и отдельных хозяйств. Тем не менее, российская государственная политика пока не в полной мере защищает интересы данной группы предпринимателей: несмотря на наблюдавшийся в последние годы рост рентабельности агрохолдингов, рентабельность малых и средних предприятий в большинстве случаев оставалась отрицательной [17].

Социальная напряженность, которая  может возникнуть в случае разорения  большого количества малых и средних  сельхозпроизводителей, представляет собой огромный риск для сельскохозяйственных регионов. Сама эта проблема не связана напрямую с ВТО, но дополнительное увеличение объемов импортного продовольствия, которое на равных будет конкурировать с продукцией крупных отечественных производителей, может подталкивать к разорению.


Источник:Министерство сельского  хозяйства РФ,OECD Stat

Рисунок 5 – Рентабельность агрохолдингов в современных условиях

Обязательства перед ВТО предусматривают:

  • снижение ставок импортных пошлин по широкому набору сельскохозяйственной продукции. В частности, с 45% до 5% снизится пошлина на импорт живых свиней; будут увеличены квоты, обнулены пошлины в пределах квоты и снижены пошлин с 75% до 65% вне квоты по свинине; пошлины на молочные продукты уменьшатся с 19,8% до 14,9%; на злаки – снизятся с 15,1% до 10%; на рыбу – с 10% до 3%;
  • рост цен на минеральные удобрения. На текущий момент многие российские сельхозпроизводители покупают минеральные удобрения по ценам, согласованным с Российской ассоциацией производителей удобрений. С 1 января 2013 года они будут вынуждены покупать их по мировым ценам, что приведет к повышению цен на 35 – 40%;
  • отмену освобождения от НДС, применяемого к некоторым видам отечественной сельскохозяйственной продукции;
  • обнуление экспортных сельскохозяйственных субсидий [19].

Суммируя все эти риски, можно  спрогнозировать, что совокупные потери сельхозпроизводства составят 3,3 трлн. руб. или 35% недополученного роста. Данная цифра связана с увеличением импорта продуктов животноводства до 25 – 40%, сокращением спроса на фуражное зерно и разорением до 20 – 30% российских сельхозпроизводителей. В результате будет потеряно до 1,7 миллиона рабочих мест.


 Источник:МЭРТ,оценки SBS

Рисунок 6 – Потери сельского хозяйства и агропромышленности от вступления в ВТО

Таким образом, больше всех от вступления России в ВТО пока выигрывают соседние страны. Из-за снижения пошлин на молочную продукцию и новых, менее строгих, правил валютного обмена на отечественный рынок хлынули продукты из Финляндии, Прибалтики и стран СНГ. Всего за несколько осенних месяцев на российских прилавках стало вдвое больше иностранного сыра, сгущенки и масла. Импорт сухого молока вырос увеличился на 210 процентов до 7,8 тысячи тонн , сухой сыворотки – на 89 процентов до 6,8 тысячи тонн, сыров – на 116 процентов до 89 тысяч тонн, а сливочного масла – на 136 процентов до 27,2 тысячи тонн.

Повышение импорта связано со снижением  таможенных пошлин в рамках присоединения  к торговому клубу. Так, до вступления сбор составлял 15 процентов от стоимости в рамках квоты и 75 процентов – сверх квоты. Он был снижен до нуля в рамках квоты и до 65 процентов сверх квоты [22].

 В связи с отменой субсидий отечественным производителям, российская молочная отрасль в принципе не сможет бороться с импортом.

«Очень высока закредитованность  производителей молока. Отсюда и высокая  стоимость молока и, как следствие, высокая стоимость отечественной  продукции, которая не выдерживает  конкуренции со стороны Украины, Белоруссии, а зачастую и дальнего зарубежья. К концу 3-го года пребывания в ВТО объемы импорта будут  значительно больше, объемы собственного производства уже заметно сократятся», – считает руководитель аналитического центра «Союзмолоко» Татьяна Рыбалова [24].

Импорт мясных продуктов в Россию так же резко вырос после вступления страны во Всемирную торговую организацию. Об этом свидетельствуют данные Института  конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР). По мнению российских аграриев, которые  неоднократно предупреждали, что в  связи со вступлением в ВТО  импорт продуктов питания в России вырастет, многие отечественные компании обанкротятся.

Импорт свинины вырос на 50% сразу  после вступления в ВТО, и зарубежные производители наращивали свою долю на рынке вплоть до Нового года. В  итоге цены на необработанную свинину  рухнули с 94 до 65 рублей за килограмм, что сделает выращивание свиней в России в следующем году нерентабельным. Для потребителей обострение конкуренции  в мясной отрасли означает неизбежное снижение цен, так как под конец  2012 г свинина уже начала дешеветь примерно на полпроцента в месяц.

Сельскохозяйственные производители  неоднократно предупреждали, что в  связи со вступлением в ВТО  импорт продуктов питания в России вырастет. В результате, по мнению аграриев, многие отечественные компании обанкротятся. 20 декабря в Союзе свиноводов заявили, что свиньи на внутреннем рынке  из-за роста импорта подешевели на 25 процентов, а цены на корма из-за засухи летом 2012 года выросли в 1,5 раза.

В качестве примера можно привести компанию «Русагро», которая заморозила строительство свинокомплекса в  Челябинской области с объемом  инвестиций в 20 млрд рублей «в связи  с неясной рыночной ситуацией  после присоединения России к ВТО»[17].

Сильно озабочены ситуацией  рисоводы: защищающая отрасль пошлина, которая к последнему времени  достигла уровня 120 евро за тонну, снижена  почти в три раза. Достижения отрасли, которая благодаря защите выросла  с 300 тысяч тонн риса в год до 1,2 миллиона (урожай 2012 года) и покрыла  полностью свои внутренние потребности  в круглозерновом рисе и начала экспортировать продукцию пойдут на спад. Государству  понадобится включаться в решение  социальных проблем полумиллиона жителей  Краснодарского края, которые живут  на землях, не приспособленных ни для  чего, кроме риса. Что касается остальных  зерновых культур, то никаких преференций  по поставкам их на мировой рынок  членство в ВТО нам не дает. Единственная гипотетическая возможность, о которой  можно говорить, будучи  членом ВТО, это  поднять вопрос об упразднении  европейских квот на пшеницу Черноморского  региона (в рамках этих квот Россия вынуждена конкурировать с Казахстаном  и Украиной) и введении отдельной  страновой квоты, как это сделано  для Канады. Впрочем, Евросоюз может  и не пойти на это - общая региональная квота вполне легитимна.

По уровню протекционизма в последние  годы Россия прочно занимала одно из первых мест в международных рейтингах. Эксперты предсказывают, что со вступлением  в ВТО отечественный рынок  станет более открытым. В свою очередь  другие страны тоже будут вынуждены  снимать барьеры. Всего за первые 4 месяца членства России в ВТО были отменены 13 из 73 заградительных пошлин и тарифов против российских производителей [16].

Государственная поддержка отечественных  сельхозпроизводителей на период до 2013 года может составить 9 млрд. долларов США. Это в полной мере позволит реализовать  Государственную программу развития сельского хозяйства и регулирования  рынков сырья, сельскохозяйственной продукции  и продовольствия на 2008-2012 годы. На период до 2018 года господдержка ограничивается 4,4 млрд. долларов США. Эта цифра соответствует  среднему уровню субсидирования за 2006 – 2008 годы.

Что касается такого инструмента защиты отечественного производителя, как  тарифные квоты, то и здесь условия  вступления России в ВТО никак  нельзя назвать невыгодными.

Режим тарифного квотирования при  импорте охлаждённого и мороженого мяса крупного рогатого скота (КРС), свинины  и мяса птицы сохраняется. Причём срок окончания тарифного квотирования при импорте мяса КРС и мяса птицы не определён. Это сделано  только для свинины: 31 декабря 2019 года должно быть завершено соответствующее  установление тарифных квот.

Отечественные зернопроизводители однозначно выиграют от вступления в ВТО. Категоричность такого вывода основывается на том, что  их возможности для доступа на новые рынки становятся больше.

Наблюдатели уверены, что и прочие условия, связанные с государственной  поддержкой сельского хозяйства, не должны создать особых проблем для  аграрного сектора России. Так, по настоянию Бразилии, одного из крупнейших мировых экспортеров мяса, опасающегося, что Россия сконцентрирует поддержку  мясного производства, российская сторона  согласилась, что поддержка производства одного вида продукции не должна превышать 30% от объема поддержки в целом. При  этом, как утверждают специалисты, концентрация поддержки никогда не превышала 15 – 16% [25].

3.3 Легкая промышленность

Легкая промышленность важна для  любой страны. На ее долю приходится 5,7% мирового валового продукта, более 14% заятых в промышленности. За последние 20 лет доля отрасли в промышленном производстве России сократилась с 11,9% до 1% [24].

В настоящее время в отрасли  функционируют 14 тысяч специализированных и зарегестрированных на территории страны крупных, средних и малых  предсприятий. При этом продукция  отечественных производителей составляет только 20% оборота рынка, около 38% приходится на легальный импорт продукции, 42% – на контрафакт.

Информация о работе Оценка перспектив России в ВТО