Оценка деятельности международных валютно-финансовых и кредитных организаций в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной работы являются международные валютно-финансовые и кредитные организации.

Предметом исследования являются международные валютно-финансовые отношения России с крупнейшими международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, их проблематика и перспективы.

Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..2

Сущность международных финансовых организаций
Причины и цели создания международных финансовых организаций..4
Понятие и классификация международных организаций.………………6
Оценка деятельности международных валютно-финансовых и кредитных организаций в Российской Федерации
Роль международных валютно-финансовых и кредитных организаций во внешнеэкономической деятельности России ………………………………....18
Реформирование международных финансовых организаций ……......22
Заключение………………………………………………………………….…….24

Список использованных источников……………………………………………29

Приложения…………………………………………………….…………………31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЭО 2009.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

     В настоящее время Российская Федерация  является членом различных  международных валютно-кредитных и финансовых институтов, а также развивает сотрудничество с    некоторыми  из них на договорной основе.

     Построение  взаимоотношений России с МФО  определяется конкретными историческими и экономическими факторами. В связи этим комплекс принципиальных установок данного сотрудничества можно разграничить на три подсистемы. Во-первых, глобальные принципы, определяющие цель и задачи МФО, и конкретные принципы их кредитных отношений со странами-членами. Во-вторых, национальные стратегии, определяющие содержание программ сотрудничество и условия взаимодействия с МФО. В-третьих, частные и общественные интересы, с одной стороны – государство – заемщики, с другой – руководство и основные акционеры МФО, преследующие цели расширения своего влияния и использования кредитов, выделяемых, в частности, России, в качестве источников получение прибыли.

       Результаты взаимодействия России с МФО неоднозначны. Внешние заимствования, особенно у МВФ, не всегда были эффективными и оправданными. Полученные средства в большинстве случаев использовались не для технологической перестройки экономики, а  для покрытия бюджетного дефицита  и обслуживания государственного долга. В целом проведенный анализ позволяет выделить ряд проблем сложившегося  сотрудничества  России с МФО, которые необходимо учитывать в перспективе, в частности, при совершенствовании отношений с международными региональными банками развития.

     Во-первых, медленно осваивались кредиты, предназначенные  для реализации инвестиционных проектов  МБРР и ЕБРР, особенно в первые годы их деятельности в России. Причины  этого кроются в отсутствии эффективного контроля за ходом реализации проектов российскими органами исполнительной власти, несовершенстве законодательной базы, регламентирующей использования кредитов, а также в недостаточном знакомстве экспертов МФО со спецификой российских условий.

        Во-вторых, кредиты ведущих МФО при их сравнительно невысокой договорной стоимости связаны со значительными косвенными расходами (консультационными услуги, расходы на содержание групп реализации проектов, комиссии за обязательство и т.д. ), а также требуют выполнения ряда условий до начала реализации кредитуемых проектов. Это в итоге снижает финансовую эффективность кредитов МФО и делает их сравнимыми по стоимости и по срокам с заимствованиями на мировом рынке.

     В-третьих, практическое значение участия России межгосударственных банках (МБЭС, МИБ, МГБ) для развития отечественной экономики не соответствует ее доли в уставном капитале этих организаций и требует пересмотра государственной политики в отношении сотрудничества с ними.

     Каждое  из направлений сотрудничества характеризуется  соответствующими функциями, которые реализуются во взаимодействии с той или иной международной финансовой организацией: МВФ предоставляет займы для корректировки платежного баланса; МБРР выделяет кредиты под суверенные гарантии на проведение социально-экономических реформ  переходного периода; ЕБРР кредитует инвестиционные проекты; небольшие многосторонние банки (МБЭС, МИБ, ЧБТР, МГБ) призваны кредитовать интеграционные проекты. Изучение функциональных отношений страны с МФО дает возможность прогнозировать благоприятные, неблагоприятные или нейтральные последствия, которые могут обусловить изменения в политике сотрудничества. Функциональный подход позволяет оценить роль, выполняемую МФО, с точки зрения реализации потребности стран-заемщиков или интересов стран-доноров.

     Немаловажной  причиной малой эффективности сотрудничества России с МФО являлось отсутствие обоснованной государственной политики в данной сфере.  В различных ведомствах долгое время (до середины 2003г.) отсутствовал системный подход к вопросу об этом сотрудничестве. Под МФО понималось лишь ведущие валютно-кредитные и финансовые организации-МВФ, Всемирный банк, ЕБРР,  в то  время как Россия была членом более десяти организаций, имеющих подобный статус. В отношениях сотрудничества России с МФО доминировала  позиция страны-заемщика, рассчитывающей лишь на получение льготных кредитов и помощи. Кроме того, получение Россией замов часто не отвечало ее общеэкономическим целям. В результате наблюдалось значительное распыление заемных средств по большому числу не связанных между собой проектов.

     Впервые  стратегический подход к сотрудничеству России с Всемирным банкам был реализован при разработке государственной Программы сотрудничества (принята 21.02.2002 г.), затем была сформирована и принята Программа сотрудничество с ЕБРР, а в последующем разработана и представлена Программа сотрудничества с ЕИБ. Подготовка и реализация этих программ стали основой формирования государственной среднесрочной политике России по отношению к МФО.

     В 2000- 2003гг. финансово-экономическая ситуация в России стала весьма благоприятной.  Профицит государственного бюджета, рост золотовалютных резервов, приток инвестиций, значительное повышение кредитного рейтинга и улучшение условий привлечение займов на внешних и внутренних рынках привели к снижению привлекательности займов МФО как источников финансирование бюджетных расходов, связанных с реализацией проектов в социальной  сфере и государственном управлении. Поэтому встал вопрос об изменении политики дальнейших государственных заимствований у МБРР и ЕБРР.

       В перспективе рассматривается предоставление  целевого кредита ЕБРР ОАО "Газпром" на сумму 250 миллионов долларов. Кредитные средства предназначены для модернизации газоснабжения, реконструкции объектов по добыче и транспортировке газа, а также для создания бухгалтерской информационной системы. В московской штаб-квартире банка также отметили, что из общей суммы кредита средства ЕБРР составят 150 миллионов долларов, остальные 100 миллионов предполагается взять у группы инвесторов из числа международных банков.

     Анализ  участия России в МФО позволяет  сформулировать ряд выводов, которые могут стать полезными с точки зрения совершенствования отношений с ними:

     - сотрудничество с МФО должно  осуществляться на основе соглашений, программ, стратегий, четко определяющих его цели, способствовать реализации среднесрочных программ социально-экономического развития, при этом должен применяться системный подход, базирующийся на принципе максимального использования сравнительных преимуществ сотрудничества с каждой МФО в качестве ее члена или на договорной основе;

     - фундаментом сотрудничества должны  стать четкое определение роли  каждой из сторон и контроль  за использование заимствованных  средств, нужно разграничить ответственность  и функции МФО и государственных ведомств, отвечающих за осуществление сотрудничества с ними  от имени Российской Федерации;

     - концепция сотрудничества должна  быть ориентирована на сокращение неэффективно используемых займов, а заемные ресурсы – сконцентрированы на реализации крупных инвестиционных проектов общегосударственного значения;         

      - информация о характере и  рамках соглашений о сотрудничестве  должна быть доступной как  для государственных ведомств, так  и для широкой общественности; министерства  и ведомства РФ, отвечающие за то или иное направление  сотрудничества, должны, например, размещать соответствующую информацию на своих веб-сайтах;

     - государственная политика сотрудничества  России с МФО, на современном этапе должна быть ориентирована на минимизацию заимствований, а на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в МФО, ведь сотрудничество в них заключается не только в получении займов для финансирования некоторых программ и проектов внутреннего значения, а представляет собой комплекс взаимодополняющих функций, нацеленных на реализацию национальных интересов в мировой экономике и политике.

     Каждое  из рассмотренных направлений сотрудничества России с МФО призвано содействовать  решению актуальных социально-экономических  задач, в частности, стимулировать развитие отечественного несырьевого экспорта. С учетом этого встает задача поиска новых направлений участия России в МФО, которые способствовали расширению экспорта промышленной продукции и наукоемких услуг. Поиск путей решения этих задач предопределяет необходимость формирования нового направления сотрудничества – по линии взаимодействия России с международными региональными банками развития – Азиатским, Африканским, Межамериканским.    

Список  использованной литературы

 
     
  1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебник. М.: Юристъ, 2001.
  2. Авагян Г.Л., Вешкин Ю.Г. Международные валютно-кредитные отношения. М.:  Экономист, 2005.
  3. Актуальные проблемы деятельности международных организаций. Отв. Ред. Морозов Г.И. М.: Международные отношения,1999
  4. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. Учебное пособие. - М., Финансы и статистика, 2002.
  5. Андрианов В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал. М., Международные отношения, 1999.
  6. Астапов  Управление внешним и внутренним государственным долгом России.// Мировая экономика и международные отношения.- 2003 - №2
  7. Бобин М.В. Межгосударственные финансово-экономические организации Европы: Правовые аспекты учреждения и деятельности. - М., 2001.
  8. Виноградов В.В. Экономика России: Учебное пособие. М.:

Юристъ, 2001.

  1. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. Уч. Пособие – М.: издательство «Консалтбанкир», 2002.
  2. Карелин В.С. Международные валютно-кредитные отношения: Практикум. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005.
    1. Киреев А.П. Международная экономика. В 2-х частях. М.: «Экономика», 2001.
  1. Крозе И. Мировая экономика с 1945 года до наших дней - М.:  «Экономика», 1996.
  2. Кругман П.Р., Обстфельд М. Международная экономика. Теория и политика. Учебник для вузов. / Пер. с англ. - М, 1997.
  3. Лукина И.В. Международный валютный фонд: история и современность // Деньги и кредит. - 1992. - N 4.
  4. Мазурова Е.К. Роль международных организаций в регулировании глобальных экономических процессов // Вестник МГУ.                                                       Экономика. – 2002. - №2
  5. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Под ред. Л.Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 2001.
  6. Международные экономические отношения./ Под ред. Жукова Е.Ф. М.: «Экономика», 1999.
  7. Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ В.Е. Рыбалкин, Ю.А. Щербанин, Л.В. Балдин и др.; Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина – 3-е изд.; перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 1999.
  8. Мировая экономика: Учебник/ Под ред. проф. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 2003.
  9. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь – М.: Инфра – М, 1996.
  10. Школяр Н. Международные банки развития и Россия.// Мировая экономика и международные отношения. – 2003. - №12

Шреплер Х.А. Международные экономические  организации. Справочник – М.: Международные  отношения, 1997.

  1. Экономические организации // Большой энциклопедический справочник: Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 2001.

Интернет  ресурсы:

    1. http://www.glossary.ru/index.htm
    2. http://www.imf.org
    3. http://www.adb.org
    4. http:// www.allbest.ru

Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Классификация международных экономических  организаций по организационному признаку 5

Международные экономические организации системы ООН Международные экономические организации, не входящие в систему ООН Региональные  экономические организации
Генеральная Ассамблея ОЭСР стран Западной Европы
Экономический и социальный совет Центр исследования и нововведений в области образования стран Центральной  и Восточной Азии
Специализированные  учреждения ООН и межправительственные организации, связанные с ООН Эврика стран Америки
Секретариат ООН Международные организации общей  компетенции стран Азии и  Тихого океана
  Совет Европы Арабские страны
Лига  арабских стран стран Африки
Содружество  
 
Организация по безопасности

 и сотрудничеству  в Европе

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ПРИЛОЖЕНИЕ  2. 

Десять  государств – членов МВФ с наиболее крупными квотами (в % к общей сумме  квот) 6 

Информация о работе Оценка деятельности международных валютно-финансовых и кредитных организаций в Российской Федерации