Оценка деятельности международных валютно-финансовых и кредитных организаций в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной работы являются международные валютно-финансовые и кредитные организации.

Предметом исследования являются международные валютно-финансовые отношения России с крупнейшими международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, их проблематика и перспективы.

Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..2

Сущность международных финансовых организаций
Причины и цели создания международных финансовых организаций..4
Понятие и классификация международных организаций.………………6
Оценка деятельности международных валютно-финансовых и кредитных организаций в Российской Федерации
Роль международных валютно-финансовых и кредитных организаций во внешнеэкономической деятельности России ………………………………....18
Реформирование международных финансовых организаций ……......22
Заключение………………………………………………………………….…….24

Список использованных источников……………………………………………29

Приложения…………………………………………………….…………………31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЭО 2009.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

Содержание 
 

    Введение …………………………………………………………………………..2

  1. Сущность международных финансовых организаций
    1. Причины и цели создания международных финансовых организаций..4     
    2. Понятие и классификация международных организаций.………………6
  2. Оценка деятельности международных валютно-финансовых и кредитных организаций в Российской Федерации
  3. Роль международных валютно-финансовых и кредитных организаций во внешнеэкономической деятельности России ………………………………....18
  4. Реформирование международных финансовых организаций ……......22

   Заключение………………………………………………………………….…….24

   Список использованных  источников……………………………………………29

   Приложения…………………………………………………….…………………31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     В условиях возросшей взаимозависимости  практически все государства заинтересованы в сотрудничестве с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, которые составляют одно из важнейших звеньев международной финансовой системы и являются основным источником необходимых финансовых ресурсов для стран с развивающейся и переходной экономикой.

     Одни  государства используют эти организации  в качестве проводников своей стратегической экономической политики, другие находят интерес в своем участии в них в качестве доноров, а третьи - реципиенты - сотрудничают с ними в целях привлечения льготных кредитов для инвестиционных проектов и решения проблем дефицитного бюджетного финансирования. Четвертые, что хуже всего, уже не могут существовать без их помощи  и находятся  у них в долговой зависимости.

     Эти организации объединяет общая цель — развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства. Среди них особое место занимают организации в системе ООН: Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка – Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и три его филиала – Международная ассоциация развития (МАО), Международная финансовая корпорация (МФК) и  Многостороннее  инвестиционно-гарантийное агентство (МИГА), а также неправительственные организации Парижский и Лондонский клубы.

     Международные экономические и валютно-финансовые организации занимают важное место  в системе международных экономических  отношений, а также в настоящее время оказывают существенное влияние на развитие экономики России.

     Прошедшее десятилетие свидетельствует, в целом об активизации сотрудничества России с международным финансовым сообществом, путем прямого членства в организациях с международным статусом или на договорной основе.

     Участие в этих организациях в принципе открывает  более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФ являются положительным сигналом для инвесторов. Достижение соглашений с МВФ также позволяет прийти к соглашениям о переоформлении российской внешней задолженности, большая часть которой представляет долги бывшего СССР, с Парижским и Лондонским клубами.

     Весьма  важно и то, что, являясь членом международных валютно-финансовых и кредитных организаций, Россия приобщается к богатому опыту  регулирования валютной, кредитной и финансовых сфер, накопленному мировым сообществом. В этом и заключается актуальность рассматриваемой темы.

     Объектом  исследования данной работы являются международные валютно-финансовые и кредитные организации.

     Предметом исследования являются международные валютно-финансовые отношения России с крупнейшими международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, их проблематика и перспективы.

     Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями. 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические аспекты  международных финансовых  организаций 
 

    1. Причины и  цели создания международных финансовых организаций 
 

     Международные валютно-кредитные организации – международные экономические организации, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования валютных и кредитно-финансовых отношений между странами, содействия экономическому развитию стран, кредитной помощи. В число таких организаций входят Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международная ассоциация развития (МАР), Международная финансовая корпорация (МФК), региональные международные банки развития.1

     Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации объединяет общая цель – развитие сотрудничества и обеспечение целостности и стабилизации сложного и противоречивого всемирного хозяйства, регулирование МЭО, в том числе валютно-кредитных и финансовых.

Международные финансовые институты возникли в  основном после второй мировой войны, за исключением Банка международных расчетов (БМР, 1930г.). Эти  межгосударственные институты предоставляют кредиты странам, разрабатывают принципы функционирования мировой валютной системы, осуществляют межгосударственное регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений.

     Возникновение международных финансовых институтов обусловлено следующими причинами:

     1) Усиление интернационализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.

     2) Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.

     3) Необходимость совместного решения проблем, нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.

Международные финансовые институты преследуют следующие  цели:

  • Объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
  • Осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
  • Совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.

     Для осуществления своих функций,  международные финансовые организации  используют весь спектр современных  технологий финансового и инвестиционного анализа и управления рисками, от фундаментального исследования потенциального инвестиционного проекта до операций на глобальных фондовых рынках (рынках производных ценных бумаг).

     Степень участия и влияния отдельных  стран в международных финансовых институтах определяется величиной  их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных  голосов». Изменение соотношения сил во всемирном хозяйстве, в частности возникновение в 60-х годах трех центров (США, Западная Европа, Япония) в противовес послевоенному американоцентризму, отражается в деятельности международных финансовых институтов. Так, страны ЕС добились права вето по принципиальным вопросам, усилив свое влияние в МВФ. В деятельности этих институтов проявляются две тенденции взаимоотношений трех центров – разногласия и партнерства по глобальным проблемам международных финансов промышленно развитых государств, развивающихся стран, России, республик бывшего СССР, стран Восточной Европы. 

   1.2. Понятие и классификация международных  организаций 

     В зависимости от целей и степени  универсальности международные  валютно-финансовые институты подразделяются на организации, имеющие мировое значение, региональные, а также организации, деятельность которых охватывает какую-либо конкретную сферу всемирного хозяйства.

К организациям первого типа относятся, например. Международный  валютный фонд и группа Всемирного банка.

     МВФ - межправительственная организация, предназначенная для регулирования валютно-кредитных отношений между государствами-членами и оказания им финансовой помощи при валютных затруднениях, вызываемых дефицитом платежного баланса, путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте. МВФ, как показала международная практика, является, несомненно, наиболее авторитетной международной финансовой организацией.

     МВФ создан в 1944 году на конференции в  Бреттон-Вудсе. в целях поддержания стабильности в международных валютных отношениях. В момент создания в него входили 29 стран, в настоящее время - более 180. В 1992 г. членом МВФ стала Россия.

     Основными задачами МВФ являются:

  1. содействие   развитию   международной   торговли   и   валютно-финансовому сотрудничеству;
  2. кредитование своих членов;
  3. поддержание платежных балансов   стран-членов МВФ и регулирование курсов их валют;
  4. разработка реформ по оздоровлению валютной системы мира.

Универсальность МВФ по сравнению с другими  организациями определяется тем, что он сочетает регулирующие, консультативные и финансовые функции.

     Регулирующая  функция МВФ состоит в том, что он осуществляет надзор за политикой  стран-членов на предмет ее соответствия обязательствам, которые принимает на себя страна, вступая в Фонд. В соответствии с Уставом в центре внимания МВФ находятся вопросы наблюдения за политикой стран-членов в отношении валютных курсов. С углублением тенденций к становлению глобальной экономики указанная роль возросла. Это связано также с тем, что после вступления МВФ бывших социалистических стран эта организация стала подлинно всемирной.

     Усиление  контроля за политикой стран-членов  вызвано глубокими изменениями  в мировой экономике, в частности, вследствие превращения ее в глобальную.

     Основная финансовая функция МВФ состоит в предоставлении кредитов на общеэкономическую реструктуризацию. Использование страной-членом фонда ресурсов МВФ возможно лишь на определенных, весьма жестких условиях. Во-первых, страна должна обратиться в Фонд с вескими доказательствами потребности в ее ресурсах для финансирования дефицита платежного баланса. Во-вторых, МВФ должен убедиться, что страна, обратившаяся за помощью, сможет выполнить свои обязательства по погашению задолженности перед Фондом.

     МВФ предоставляет в настоящее время кредиты странам-членам для двух целей: для покрытия дефицитов платежных балансов, то есть практически для пополнения валютных резервов государственных финансовых органов и центрального банка; для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит - для финансирования бюджетных расходов правительств.  Капитал МВФ образован из взносов государств-членов и составляет более 120 млрд. долларов США.

     МВФ осуществляет межгосударственное регулирование  режима валютных курсов. Важным направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях: их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена;  официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.

     МВФ участвует в регулировании международных  валютно-кредитных отношений путем предоставления кредитов странам, а главное, в результате выполнения им функций координатора международного кредитования. Частные коммерческие банки рассматривают МВФ как гаранта получения максимально высоких прибылей и инструмент, способствующий расширению их кредитной деятельности в странах-заемщиках. Заключения МВФ об экономической политике и уровне платежеспособности того или иного правительства расцениваются частными банками как показатель международного доверия к заемщику. Поэтому даже небольшой кредит, полученный от МВФ, приобретает эффект цепной реакции, открывая возможность привлечения более крупных сумм на рынке ссудных капиталов. Таким образом, происходит фактическое согласование кредитной политики МВФ, с одной стороны, и главных кредиторов (как государственных, так и частных) мирового рынка ссудных капиталов - с другой (См. приложение 2).

Информация о работе Оценка деятельности международных валютно-финансовых и кредитных организаций в Российской Федерации