Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 00:39, курсовая работа
Объектом исследования данной работы являются международные валютно-финансовые и кредитные организации.
Предметом исследования являются международные валютно-финансовые отношения России с крупнейшими международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, их проблематика и перспективы.
Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.
Введение …………………………………………………………………………..2
Сущность международных финансовых организаций
Причины и цели создания международных финансовых организаций..4
Понятие и классификация международных организаций.………………6
Оценка деятельности международных валютно-финансовых и кредитных организаций в Российской Федерации
Роль международных валютно-финансовых и кредитных организаций во внешнеэкономической деятельности России ………………………………....18
Реформирование международных финансовых организаций ……......22
Заключение………………………………………………………………….…….24
Список использованных источников……………………………………………29
Приложения…………………………………………………….…………………31
Парижский клуб стран-кредиторов - неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году. В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей, обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику и равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. Первые два принципа — это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.
Лондонский клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности стран-должников. Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне, этот клуб получил название "Лондонского клуба". Данный "клуб" является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны "третьего мира".
Таким
образом, международные валютно-финансовые
и банковские организации занимают важное
место в системе международных экономических
отношений. Во-первых, их деятельность
позволяет внести регулирующее начало
и определенную стабильность в противоречивую
целостность всемирного хозяйства, обеспечивая,
в общем, бесперебойное функционирование
валютно-финансовой сферы. Необходимость
этого объясняется, прежде всего, как значительно
возросшими масштабами взаимных связей
государств, так и их изменившимся характерам. Во-вторых,
они призваны служить форумам для налаживания
сотрудничества между странами и государствами.
С ослаблением идеального противостояния
это задача становится все более актуальной.
В-третьих, возрастает значение международных
валютно-финансовых в сфере изучения,
анализа и общения информации о тенденциях
развития и выработки рекомендаций по
важнейшим проблемам всемирного хозяйства.
2.1. Роль международных валютно-финансовых
и кредитных организаций во внешнеэкономической
деятельности России
До начала 90-х годов Россия не являлась членом Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Участие в этих организациях в принципе открывает более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФ являются положительным сигналом для других инвесторов. Достижение соглашений с МВФ также позволяет прийти к соглашениям о переоформлении российской внешней задолженности, большая часть которой представляет долги бывшего СССР, с Парижским и Лондонским клубами.
Весьма
важно и то, что, являясь членом
международных валютно-
Однако вступление в международные организации, в частности в МВФ, налагает на Россию обязательства, выполнение которых требует принятия в ряде случаев трудных политических решений.
В 1995г. МВФ предоставил России сроком на 1 год кредит стенд-бай на сумму 4313,1 млн СДР, что равно ее квоте, под осуществление программы стабилизации экономики. Ход реализации программы отслеживался ежемесячно, а не ежеквартально, как это обычно принято. Однако отношения России с МВФ складывались не всегда благоприятно. В некоторых случаях, оценивая усилия российского правительства по реформированию экономики как недостаточные, Фонд или отказывался предоставлять обещанные кредиты, или замораживал их предоставление.
Согласившись с просьбой России в начале 1996 г. о выделении нового крупного займа сроком на 3 года в рамках механизма расширенного кредитования, МВФ уже в июле 1996г. отложил перевод очередной, пятой части 10-миллиардного долларового кредита на сумму 330 млн долларов. В качестве причины указывалось на невыполнение российским правительством условий, ранее согласованных с МВФ: был превышен бюджетный дефицит; пополнение доходов бюджета за счет сбора налогов оказалось значительно ниже планируемого. Однако в дальнейшем было найдено компромиссное решение. Тем не менее, уже в конце 1996г. ситуация практически повторилась. В октябре 1996г. МВФ объявил о том, что откладывает перевод шестого транша на сумму 340 млн. долларов. Это решение было принято Фондом после визита в Москву делегации экспертов для ознакомления с ходом выполнения согласованной с МВФ программы.
Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств. В середине 90-х банк предоставлял РФ кредиты на общую сумму до 2 млрд. дол. в год. Суммарный объем ресурсов, которые банк согласился выделить России, достиг, по данным на 1 сентября 1996г., 6,4 млрд. дол. Только Китай и Индия получают от Всемирного банка больший объем ресурсов. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.
Сотрудничество России с Европейским банком реконструкции и развития в последние годы развивается вполне успешно. Ресурсы, предоставленные банком, используются для поддержки нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса. Одной из крупных программ, суммарная стоимость которой оценивается в 520 млн. долларов, стало создание региональных венчурных фондов. Основная часть средств фондов направляется в предприятия, выпускающие потребительские товары. Запрещается делать вложения в производство табачных изделий, алкогольных напитков, оружия, а также в игорные дома и ряд других сфер.
Одним
из направлений деятельности ЕБРР в
России является приоберетение им акций
российских банков, в том числе
региональных. Российские банки стремятся
расширять сотрудничество с ЕБРР,
поскольку это будет
Некоторые программы в России ЕБРР ведет совместно с МБРР. Так, продолжается осуществление проекта развития финансовых учреждений, который правительство РФ реализует за счет займов от МБРР (200 млн. дол.) и ЕБРР (100 млн.). В результате должна повыситься надежность ряда ведущих росийских банков, расшириться и улучшиться набор предоставляемых ими услуг. Как предполагается, за короткий срок (уже к 1998г.) банки, участвующие в проекте, смогут достичь международных стандартов банковской деятельности.
В дальнейшем российские банки-участники проекта смогут воспользоваться средствами двух других займов МБРР и ЕБРР, которые предусматривают стимулирование средне- и долгосрочных инвестиций в российскую промышленность 4
В ряде случаев ЕБРР принимает на себя риск, от которого отказываются частные коммерческие банки. Примером может служить кредитование банком ряда российских судостроительных компаний.
Россия, переживающая в конце XX века нелегкий период утверждения рыночных начал в экономике, может использовать свое членство в международных валютно-кредитных и финансовых организациях для более целенаправленного и быстрого, но в то же время и менее болезненного перехода к новым формам хозяйствования.
Международные
валютно-финансовые и банковские организации
занимают важное место в системе
международных экономических
2.2. Реформирование
международных финансовых организаций
По мнению президента РФ Дмитрия Медведева, текущий кризис показал, что деятельность международных финансовых организаций далеко не идеальна и нуждается в упорядочивании.
Д.Медведев сообщил об этом в разговоре с руководителем дирекции информации "Первого канала" Кириллом Клейменовым, посвященном актуальным темам, в том числе, обеспечению населения лекарствами, проблемам трудоустройства, образования и ряду других вопросов.
Отвечая на вопрос тележурналиста о приоритетных для России темах предстоящей 2 апреля в Лондоне саммите с участием глав государств и правительств 20 ведущих экономических держав мира и представителей основных международных организаций, президент сказал, что, во-первых, - это общая стабилизация ситуации в финансовом секторе, это меры, которые направлены на то, чтобы создать современную финансовую архитектуру. Причем архитектуру, которая все-таки уже устремлена в ХХI век, а не воспроизводит архитектуру послевоенного периода.
Д.Медведев подчеркнул, что при этом Россия должна будет изменить ряд ключевых вещей, в том числе и касающихся работы международных финансовых организаций.
Президент отметил, что они все уже сложились, и у них есть специальные правила, по которым они работают, они принимают много самых разных решений, но текущий кризис показал, что их деятельность далеко не идеальна - и Международного валютного фонда, и Мирового банка, и других структур.
Д.Медведев считает, что эту деятельность нужно упорядочить, причем сделать ее более справедливой по отношению к тем государствам, которые недавно вышли в разряд наиболее крупных экономик, развивающихся экономик, имея в виду в данном случае и Россию, и другие страны, с которыми мы сотрудничаем в этом плане. Так что это реформа деятельности международных финансовых организаций.
Исходя из того, что в условиях глобализации для нормального функционирования мировой экономики необходима стабильная, предсказуемая и функционирующая по заранее известным правилам международная валютно-финансовая система, в основе которой лежит поддержание макроэкономической и финансовой дисциплины ведущими мировыми экономиками. Нынешний кризис показал, что поддержание такой дисциплины остается нерешенной задачей как для суверенных государств, так и для ведущих компаний, оперирующих на глобальных рынках.
Текущий
глобальный экономический кризис свидетельствует
о необходимости отказа от стандартных
подходов и требует принятия коллективных,
согласованных на международном уровне
решений, направленных, по своей сути,
на создание системы управления процессом
глобализации. Россия должна действовать
максимально решительно, чтобы восстановить
устойчивое экономическое развитие, а
также доверие и стабильность на финансовых
рынках.
В результате проделанного в работе анализа можно сказать, что международные валютно-кредитные учреждения, такие как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, Парижский и Лондонский клубы играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов. Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.