Оценка деятельности международных валютно-финансовых и кредитных организаций в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 00:39, курсовая работа

Описание работы

Объектом исследования данной работы являются международные валютно-финансовые и кредитные организации.

Предметом исследования являются международные валютно-финансовые отношения России с крупнейшими международными экономическими и валютно-финансовыми организациями, их проблематика и перспективы.

Целью данной работы является выявить проблемы и обозначить перспективы взаимодействия Российской Федерации с международными экономическими и валютно-финансовыми организациями.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..2

Сущность международных финансовых организаций
Причины и цели создания международных финансовых организаций..4
Понятие и классификация международных организаций.………………6
Оценка деятельности международных валютно-финансовых и кредитных организаций в Российской Федерации
Роль международных валютно-финансовых и кредитных организаций во внешнеэкономической деятельности России ………………………………....18
Реформирование международных финансовых организаций ……......22
Заключение………………………………………………………………….…….24

Список использованных источников……………………………………………29

Приложения…………………………………………………….…………………31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО МЭО 2009.doc

— 272.00 Кб (Скачать)

     Парижский клуб стран-кредиторов - неформальная организация промышленно развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году. В своей работе Парижский клуб руководствуется тремя основными принципами: наличие непосредственной угрозы прекращения платежей, обусловленность реструктуризации долга обязательством должника проводить определенную экономическую политику и равномерное распределение бремени невыплаченных долгов среди кредиторов. Первые два принципа — это условия, которые страна-должник обязана выполнить, прежде чем вопрос о пересмотре старых условий погашения кредита может быть рассмотрен Парижским клубом. Третий принцип относится к позиции кредиторов и не является обязательным: он гласит, что в распределении между собой бремени проблем, связанных с пересмотром условий погашения кредитов, кредиторы должны действовать сообща и координировать свои действия и требования.

     Лондонский  клуб обсуждает проблемы урегулирования частной внешней задолженности  стран-должников. Лондонский клуб - это форум для пересмотра сроков погашения кредитов, предоставленных коммерческими банками (без гарантии правительства-кредитора). Поскольку такие переговоры между суверенными должниками и коммерческими кредиторами часто проходят в Лондоне, этот клуб получил название "Лондонского клуба". Данный "клуб" является неофициальным органом, включающим в себя коммерческие банки, перед которыми имеют задолженность страны "третьего мира".

      Таким образом,  международные валютно-финансовые и банковские организации занимают важное место в системе международных экономических отношений. Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая, в общем, бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Необходимость этого объясняется, прежде всего, как значительно возросшими масштабами взаимных связей государств, так и их изменившимся характерам. Во-вторых, они призваны служить форумам для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеального противостояния это задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых в сфере изучения, анализа и общения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства. 
 
 
 
 
 

  1. России  и международные  валютно-финансовые и кредитные организации 
 
 

        2.1. Роль международных валютно-финансовых и кредитных организаций во внешнеэкономической деятельности России 

     До  начала 90-х годов Россия не являлась членом Международного валютного фонда и Международного банка реконструкции и развития. Участие в этих организациях в принципе открывает более широкие возможности для получения ресурсов на цели реструктурирования экономики и развития, поскольку соглашения с МВФ являются положительным сигналом для других инвесторов. Достижение соглашений с МВФ также позволяет прийти к соглашениям о переоформлении российской внешней задолженности, большая часть которой представляет долги бывшего СССР, с Парижским и Лондонским клубами.

     Весьма  важно и то, что, являясь членом международных валютно-финансовых и кредитных организаций,  Россия    приобщается к богатому опыту  регулирования валютной, кредитной  и финансовых сфер, накопленному мировым  сообществом.

     Однако  вступление в международные организации, в частности в МВФ, налагает на Россию обязательства, выполнение которых  требует принятия в ряде случаев  трудных политических решений.

     В 1995г. МВФ предоставил России сроком на 1 год кредит стенд-бай на сумму 4313,1 млн СДР, что равно ее квоте, под осуществление программы стабилизации экономики. Ход реализации программы отслеживался ежемесячно, а не ежеквартально, как это обычно принято. Однако отношения России с МВФ складывались не всегда благоприятно. В некоторых случаях, оценивая усилия российского правительства по реформированию экономики как недостаточные, Фонд или отказывался предоставлять обещанные кредиты, или замораживал их предоставление.

     Согласившись  с просьбой России в начале 1996 г. о выделении нового крупного займа сроком на 3 года в рамках механизма расширенного кредитования, МВФ уже в июле 1996г. отложил перевод очередной, пятой части 10-миллиардного долларового кредита на сумму 330 млн долларов. В качестве причины указывалось на невыполнение российским правительством условий, ранее согласованных с МВФ:     был превышен бюджетный дефицит; пополнение доходов бюджета за счет сбора налогов оказалось значительно ниже планируемого. Однако в дальнейшем было найдено компромиссное решение. Тем не менее, уже в конце 1996г. ситуация практически повторилась. В октябре 1996г. МВФ объявил о том, что откладывает перевод шестого транша на сумму 340 млн. долларов. Это решение было принято Фондом после визита в Москву делегации экспертов для ознакомления с ходом выполнения согласованной с МВФ программы.

     Став  членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств. В середине 90-х  банк предоставлял РФ кредиты на общую  сумму до 2 млрд. дол. в год. Суммарный  объем ресурсов, которые банк согласился выделить России, достиг, по данным на 1 сентября 1996г., 6,4 млрд. дол. Только Китай и Индия получают от Всемирного банка больший объем ресурсов. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.

     Сотрудничество  России с Европейским банком реконструкции  и развития в последние годы развивается вполне успешно. Ресурсы, предоставленные банком, используются для поддержки нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса. Одной из крупных программ, суммарная стоимость которой оценивается в 520 млн. долларов, стало создание региональных венчурных фондов. Основная часть средств фондов направляется в предприятия, выпускающие потребительские товары. Запрещается делать вложения в производство табачных изделий, алкогольных напитков, ору­жия, а также в игорные дома и ряд других сфер.

     Одним из направлений деятельности ЕБРР в  России является приоберетение им акций  российских банков, в том числе  региональных. Российские банки стремятся  расширять сотрудничество с ЕБРР, поскольку это будет способствовать, в частности, улучшению расчетов по экспортно-импортным операциям. ЕБРР сделал вложения (35 млн. дол.) в Токобанк, а также приобрел пакет акций в Российском банке     проектного финансирования. Кредитные линии открыты нескольким российским банкам, в том числе Московскому международному банку, а также Кузбассоцбанку. Партнерство БББР с Кузбассоцбанком в сфере кредитования малого бизнеса, начавшееся еще в 1994г., оказалось достаточно успешным.

     Некоторые программы в России ЕБРР ведет  совместно с МБРР. Так, продолжается осуществление проекта развития финансовых учреждений, который правительство РФ реализует за счет займов от МБРР (200 млн. дол.) и ЕБРР (100 млн.). В результате должна повыситься надежность ряда ведущих росийских банков, расшириться и улучшиться набор предоставляемых ими услуг. Как предполагается, за короткий срок (уже к 1998г.) банки, участвующие в проекте, смогут достичь международных стандартов банковской деятельности.

     В дальнейшем российские банки-участники  проекта смогут воспользоваться  средствами двух других займов МБРР и  ЕБРР, которые предусматривают стимулирование средне- и долгосрочных инвестиций в российскую промышленность 4

     В ряде случаев ЕБРР принимает на себя риск, от которого отказываются частные  коммерческие банки. Примером может  служить кредитование банком ряда российских судостроительных компаний.

     Россия, переживающая в конце XX века нелегкий период утверждения рыночных начал  в экономике, может использовать  свое   членство  в   международных  валютно-кредитных и финансовых организациях для более целенаправленного  и быстрого, но в то же время и менее болезненного перехода к новым формам хозяйствования.

     Международные валютно-финансовые и банковские организации  занимают важное место в системе  международных экономических отношений. Некоторые организации (МВФ) являются универсальными. Радикальные изменения в мировом хозяйстве на рубеже 80-90-х годов привели к необходимости адаптации международных валютно-кредитных и финансовых организаций к новым условиям деятельности. Возросло значение региональных финансово-банковских организаций. Создан ряд новых региональных банковских учреждений.  Существенна роль валютно-кредитных институтов в углублении интеграционных процессов в Западной Европе. Участие России в международных валютно-финансовых и кредитных институтах открывает перед ней более широкие возможности привлечения финансовых ресурсов, необходимых для реформирования экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2. Реформирование международных финансовых организаций 

     По  мнению президента РФ Дмитрия Медведева, текущий кризис показал, что деятельность международных финансовых организаций далеко не идеальна и нуждается в упорядочивании.

     Д.Медведев сообщил об этом в разговоре с  руководителем дирекции информации "Первого канала" Кириллом Клейменовым, посвященном актуальным темам, в  том числе, обеспечению населения лекарствами, проблемам трудоустройства, образования и ряду других вопросов.

     Отвечая на вопрос тележурналиста о приоритетных для России темах предстоящей 2 апреля в Лондоне саммите с участием глав государств и правительств 20 ведущих экономических держав мира и представителей основных международных организаций, президент сказал, что,  во-первых, - это общая стабилизация ситуации в финансовом секторе, это меры, которые направлены на то, чтобы создать современную финансовую архитектуру. Причем архитектуру, которая все-таки уже устремлена в ХХI век, а не воспроизводит архитектуру послевоенного периода.

     Д.Медведев подчеркнул, что при этом Россия должна будет изменить ряд ключевых вещей, в том числе и касающихся работы международных финансовых организаций.

     Президент отметил, что они все уже сложились, и у них есть специальные правила, по которым они работают, они принимают много самых разных решений, но текущий кризис показал, что их деятельность далеко не идеальна - и Международного валютного фонда, и Мирового банка, и других структур.

Д.Медведев считает, что эту деятельность нужно упорядочить, причем сделать ее более справедливой по отношению к тем государствам, которые недавно вышли в разряд наиболее крупных экономик, развивающихся экономик,  имея в виду в данном случае и Россию, и другие страны, с которыми мы сотрудничаем в этом плане. Так что это реформа деятельности международных финансовых организаций.

     Исходя из того, что в условиях глобализации для нормального функционирования мировой экономики необходима стабильная, предсказуемая и функционирующая по заранее известным правилам международная валютно-финансовая система, в основе которой лежит поддержание макроэкономической и финансовой дисциплины ведущими мировыми экономиками. Нынешний кризис показал, что поддержание такой дисциплины остается нерешенной задачей как для суверенных государств, так и для ведущих компаний, оперирующих на глобальных рынках.

     Текущий глобальный экономический кризис свидетельствует  о необходимости отказа от стандартных подходов и требует принятия коллективных, согласованных на международном уровне решений, направленных, по своей сути, на создание системы управления процессом глобализации. Россия должна действовать максимально решительно, чтобы восстановить устойчивое экономическое развитие, а также доверие и стабильность на финансовых рынках. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

 

     В результате проделанного в работе анализа  можно сказать, что международные  валютно-кредитные учреждения, такие  как Международный валютный фонд, Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития, Парижский и Лондонский клубы играют значительную роль в организации международных кредитных отношений и поддержании стабильности международных расчетов. Во-первых, их деятельность позволяет внести регулирующее начало и определенную стабильность в противоречивую целостность всемирного хозяйства, обеспечивая в целом бесперебойное функционирование валютно-финансовой сферы. Во-вторых, они призваны служить форумом для налаживания сотрудничества между странами и государствами. С ослаблением идеологического противостояния эта задача становится все более актуальной. В-третьих, возрастает значение международных валютно-финансовых организаций в сфере изучения, анализа и обобщения информации о тенденциях развития и выработки рекомендаций по важнейшим проблемам всемирного хозяйства.

Информация о работе Оценка деятельности международных валютно-финансовых и кредитных организаций в Российской Федерации