Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 14:20, реферат
Цель настоящего доклада заключается в выявлении возможностей для реализации российского транспортного потенциала, открывающихся в связи с развитием сотрудничества с Европейским Союзом, в первую очередь, в рамках инициативы «Партнерства для модернизации». В этой связи в докладе последовательно рассматриваются общие тенденции развития сотрудничества России и ЕС и основные достижения и сложности транспортного диалога между партнерами.
Введение
Транспортный потенциал России закономерно рассматривается руководством страны в качестве одного из ее ключевых конкурентных преимуществ в международном разделении труда*1. Реализация этого ресурса, его использование в целях экономической модернизации и социального развития требует выстраивания эффективного диалога с зарубежными партнерами. Приоритетное место в их ряду занимает Европейский Союз. Европейское интеграционное объединение – не только основной торгово-экономический партнер России, но и возможный источник инноваций и ноу-хау для российской транспортной отрасли*2. В расчете на рынок ЕС сформулированы планы расширения транзита через российскую территорию в рамках глобальных транспортных коридоров, таких как евразийский транзит, Северный морской путь, проект Север-Юг. Развитие сотрудничества с ЕС призвано способствовать превращению транспортной сферы в один из источников глобальной конкурентоспособности России.
В период с 2000 по 2008 гг. наблюдался
устойчивый рост грузопотоков и товарооборота
между Россией и странами ЕС. За
этот период объем перевозок увеличился
в 2,5 раза. На фоне финансово-экономического
кризиса произошло его
Дальнейшему расширению транспортных обменов способствует ряд стимулов системного характера. Прежде всего, вступление России в ВТО будет способствовать существенному наращиванию ее торговли с интеграционным объединением, а значит и росту грузопотоков. Кроме того запланированное введение безвизового режима краткосрочных поездок граждан в отношениях России и ЕС приведет к значительному увеличению пассажиропотоков*5. Таким образом, несмотря на не всегда благоприятную экономическую конъюнктуру, европейское интеграционное объединение остается приоритетным и перспективным партнером России*6.
Цель настоящего доклада
заключается в выявлении
Общий контекст отношений России и ЕС
В настоящее время отношения России и Европейского Союза характеризуются амбивалентностью. На уровне политических заявлений стороны ставят амбициозные задачи стратегического партнерства и построения общих пространств*7. На практическом уровне большинство конкретных, технических проблем достаточно эффективно решается. В то же время процесс реального сближения запаздывает, все остается, скорее, на уровне деклараций, а не реальных дел. Сотрудничество России и ЕС не выходит за рамки взаимодействия двух автономных систем. Обе стороны не демонстрируют достаточной последовательности и предсказуемости в формировании Общих пространств, не всегда проявляют они и необходимую чуткость к интересам партнера*8.
Непоследовательность в отношениях России и ЕС находит отражение в институциональной структуре партнерства. На основе существующих нормативных положений, прежде всего, Соглашения о партнерстве и сотрудничестве 1994 г., существенно модифицированных решениями саммитов Россия-ЕС, выстроена вертикаль форматов взаимодействия. Она включает проходящие дважды в год саммиты, серию консультаций между Правительством России и Европейской комиссией, деятельность Постоянного совета партнерства на уровне министров и систему отраслевых диалогов. Такой многоступенчатый механизм сотрудничества обеспечивает обмен мнениями и опытом по всему спектру отношений партнеров на регулярной основе. Вместе с тем, за прошедшие полтора десятилетия Россия и ЕС так и не создали институтов совместного принятия решений, которые бы позволили на регулярной основе договариваться о совместных мерах по реализации и развитию базовых договоренностей, заложенных в Соглашении. Кроме того, несмотря на создание Круглого стола промышленников и предпринимателей России и ЕС и на фоне лоббистской деятельности узкого круга крупнейших компаний, так и не были выстроены механизмы систематического привлечения бизнеса, в первую очередь отраслевых ассоциаций, к диалогу России и ЕС. Между тем, предпринимательские круги непосредственно заинтересованы в развитии отношений между партнерами и готовы сформулировать конкретные предложения относительно их возможного наполнения.
Современный этап развития
отношений России и европейского
интеграционного объединения
Текущее состояние Транспортного диалога России и ЕС
Транспортно-логистические
коммуникации составляют материальную
базу сотрудничества России и ЕС. От
их успешного и
Взаимодействие России и ЕС в сфере транспорта в полной мере отражает общие тенденции развития отношений партнеров. Основным механизмом сотрудничества между ними является Отраслевой диалог по транспорту. Он функционирует в рамках Дорожной карты по созданию «Общего экономического пространства» России и ЕС, которая была подписана в мае 2005 г. С 2010 г. приоритет в его работе делается на реализацию инициативы «Партнерства для модернизации»*10. В частности, в рамках Транспортного диалога была создана специальная Рабочая группа по вопросам модернизации.
Транспортный диалог России
и ЕС является механизмом сотрудничества
между Министерством транспорта
и другими ведомствами
Важным аспектом сотрудничества в рамках Транспортного диалога является согласование позиций партнеров по вопросам, обсуждаемым в организациях системы ООН (в том числе, Европейской экономической комиссии ООН, Международной ассоциации гражданской авиации, Международной морской организации, Международной организации труда). Такое сотрудничество приобрело характер многоуровневой системы принятия решений. Участники Транспортного диалога формулируют пакет согласованных стандартов и совместно лоббируют его в организациях системы ООН. После его принятия на глобальном уровне, согласованные нормы становятся обязательными для обоих партнеров и транспонируются в законодательство как России, так и ЕС.
В компетенцию Транспортного
диалога не входят вопросы двустороннего
сотрудничества между Россией и
отдельными государствами-членами
ЕС. Для решения подобных вопросов
существуют специальные механизмы,
которые функционируют
Текущая повестка дня диалога очень разнообразна. Она охватывает синхронизацию политики России и законодательства ЕС, обмен информацией об изменениях в законодательстве России и ЕС в области транспорта, изучение опыта ЕС по осуществлению единой политики в отношении интеллектуальных транспортных систем и управления транспортными потоками на основе информационных технологий. В нее входят согласование технических стандартов (прежде всего, требований к тахографическому оборудованию и вопросов поставки давальческого сырья для переработки). Ключевой характер в ней имеет проблематика формирование евразийских транспортных сообщений с использованием потенциала Транссиба и международных транспортных коридоров. К ней относятся также специальные вопросы, затрагивающие отдельные виды транспорта.
В частности, в настоящее
время в ЕС вводятся изменения
в политику развития трансъевропейских
транспортных сетей. В рамках Транспортного
диалога прорабатывается
Вместе с тем, наиболее обсуждаемыми в настоящее время являются вопросы развития авиационного сектора. В этой связи в октябре 2011 г. в Санкт-Петербурге стороны впервые провели авиационный саммит, в котором приняли участие тогдашние заместитель Председателя Правительства Российской Федерации С.Б.Иванов, Министр транспорта России И.Е.Левитин, заместитель Председателя Еврокомиссии С.Каллас и другие высокопоставленные представители России и ЕС. Мероприятие придало импульс сотрудничеству в модернизации системы управления воздушным движением в Европе, сотрудничеству в совмещении аэронавигационных систем и унификации правил выполнения полетов.
Стороны договорились начать
работу по подготовке Меморандума о
сотрудничестве Россия-ЕС в сфере
аэронавигации. Был согласован порядок
реализации подписанного в 2006 г. протокола
«Согласованные принципы модернизации
существующей системы использования
Транссибирских маршрутов». Участники
также обсудили взаимодействие в
области безопасности полетов, развития
аэропортовой инфраструктуры, а также
перспективы сотрудничества в области
гражданской авиапромышленности
Таким образом, Транспортный
диалог зарекомендовал себя в качестве
эффективного механизма взаимодействия
России и ЕС. Его деятельность адекватна
задаче синхронизации функционирования
независимых транспортно-
Перспективные шаги по формированию общего транспортного пространства
Создание общего транспортного
пространства России и ЕС будет способствовать
активизации экономических
В частности, в отсутствии
базовых документов по свободе автомобильного
транспорта в настоящее время
автоперевозки осуществляются на основании
двусторонних соглашений между Россией
и отдельными государствами. В то
же время компании, зарегистрированные
в ЕС, могут предоставлять