Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:01, реферат
Национализм как идеология и политика играл исторически прогрессивную роль в становлении национальных государств, в разрушении колониального мира после второй мировой войны. Однако в ХХ веке национализм деструктивный, разрушительный, сопровождающийся ненавистью к чужому в виде нацизма и разного рода милитаризмов, сепаратизмов и шовинизмов отодвинул на второй план национализм творческий, созидательный.
II. Прямо противоположный прогноз относительно будущего мира дают те исследователи, которые пишут о цивилизационном расколе. Причем приводимые основания для такого раскола различны:
-
углубляющееся разделение
-
также цивилизационный разлом, но
иного рода – на
-
уровень социально-
-
образование шести
В этих и других аналогичных концепциях, прогнозирующих дальнейшую дифференциацию мира, особо указываются на реальные или эвентуальные конфликты, связанные с данным фактором. Все они подвергаются критике. Во-первых, раз ученые выявляют ряд оснований для раскола, то некое глобальное столкновение маловероятно, ибо многие из противоречий накладываются друг на друга, взаимно пересекаются (один и тот же человек может принадлежать сразу к нескольким группам – например, буддистской, сельскохозяйственной, полупериферийной и т.д.). Во-вторых, акцентированная в данных подходах повышенная конфликтность вряд ли может рассматриваться как основная черта устоявшегося миропорядка - она присуща, скорее всего, именно процессу перехода миропорядка из прежнего состояния в новое.
Современная глобализация отрицает и уничтожает различия между культурами во имя жалкой цели – единства сферы досуга и потребления, и сама по себе не способна реально объединять людей и становиться фактором сколько-нибудь серьезных позитивных общественных сдвигов. С другой стороны, в нашем мире Истина, Добро, Красота пока еще отделены друг от друга. Поэтому вряд ли стоит превращать ценности и достижения мира культуры в критерий истинности целей и достижений политики и политиков19. С третьей стороны, современный человек часто оказывается перед дилеммой: либо принимать собственные культурно-национальные корни как должное, либо пытаться обрубить их. Чего ему отказано делать в этом мире – так это свободно выбирать себе корни. Но чтобы двигаться вперед, нужна сила, которую могут дать только корни. Ведь человек приобщается к универсальным ценностям и свершениям через политико-культурное сообщество людей, образующих собственное национальное государств.