Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 23:01, реферат
Национализм как идеология и политика играл исторически прогрессивную роль в становлении национальных государств, в разрушении колониального мира после второй мировой войны. Однако в ХХ веке национализм деструктивный, разрушительный, сопровождающийся ненавистью к чужому в виде нацизма и разного рода милитаризмов, сепаратизмов и шовинизмов отодвинул на второй план национализм творческий, созидательный.
Макс Вебер считал нацию категорией прежде всего политической, которая может быть определена только по отношению к государству, то есть он исходил при определении нации из ее понимания как согражданства. Как “сообщество чувства” культурного и политического единства нация может находить и находит свое выражение в национальном государстве и потому стремится к созданию такового. Нация-государство представляет собой сочетание особой политической формы национально-территориального суверенитета и культурной (языковой и/или религиозной) однородности какой-либо человеческой общности. Эта модель государства возникла вначале в Европе, а затем была перенесена в другие регионы мира.
В последние десятилетия ХХ века, когда человечество начало втягиваться в новую, постиндустриальную эру своего развития, господствовавшая модель нации-государства стала подвергаться сомнениям в трех основных направлениях:
- все больше распространяются различные схемы и механизмы наднациональной политики, растет важность глобальных проблем (экологических, энергетических, сырьевых, связанных с терроризмом и наркотиками и др.), что способствует укреплению надгосударственных структур, межправительственных организаций (ООН, СБСЕ, ЕС и т.д.), международных неправительственных объединений;
- усиливается транспарентность (прозрачность) государственных границ;
-
высокоразвитое сознание и
Для
многих аналитиков национальное государство
как главный актор
1) они имеют право сомневаться, нужно ли оно в условиях, когда каждый гражданин напрямую обратиться, защищая свои права и интересы, в международные правозащитные, судебные и другие органы – от Международной амнистиции до Международного суда;
2) они правы, когда считают, что в Западной Европе убедительно звучат слова о необходимости защищать не всесильное государство от людей, а наоборот;
3)
на их стороне правда, когда
они постулируют, что
4)
они вправе полагать, что “обычное”
государство не способно
Но этот же автор подчеркивает, что адепты таких подходов не правы в тех случаях, когда речь идет о слаборазвитом мире, так как “у идеи отмирания государства нет прочной основы” в странах с нестабильной и опасной ситуацией. Здесь потребность граждан в защите от государства по-иному, чем в развитых странах, соотносится с их защитой при помощи государства, а его ослабление ведет к прекращению самого развития и распаду объединяемого им социума10.
А.М. Салмин полагает, что глобализация “бросает очередной вызов исторически сложившимся национальным государствам”, видя в этом выхове пять составлющих: во-первых, происходит процесс так называемой “экономизации” политики. В нормальной, не кризисной обстановке “экономический блок” с его мотивациями, логикой, повседневными интересами выходит на первый план общественной жизни. Традиционные представления о важности военной мощи и политического влияния сохраняются, но этих факторов становится уже недостаточно, чтобы гарантировать место в верхней части мировой “табели о рангах”; во-вторых, возникновение глобальной экономики ограничивает для подавляющего большинства национальных правительств возможность вмешиваться в регулирование экономических процессов. Механизмы реального управления экономикой все в большей степени оказываются в руках наднациональных сообществ, международных и национальных неполитических организаций, а также немногих, отнюдь не слабеющих на фоне глобального развития, правительств наиболее могущественных стран, в первую очередь США, но также Японии, Китая; в-третьих, государство, в новом историческом контексте ограниченное в своих возможностях, вынуждено отказываться от некоторых прежних функций в пользу гражданского общества. Так, оно уступает часть политической инициативы экономическим субъектам и неправительственным организациям – национальным и международным, которые все чаще способны навязывать свою волю как самим государствам, так и межгосударственным организациям; в-четвертых, утрата национальными правительствами большинства стран многих рычагов управления экономикой, а также тем, что раньше относилось к сферам внешней политики и национальной безопасности, неизбежно ведет к ослаблению их роли в качестве “главных управляющих” на территориях самих национальных государств, где на первые роли выдвигаются органы региональной и местной власти; в-пятых, в области международного права в течение ХХ века произошел важный сдвиг от признания доминирующего принципа национального суверенитета (и, соответственно, безопасности государства) к признанию таковым принципа суверенитета народа (и, соответственно, безопасности граждан). Неполная ясность положений международного права в области теории суверенитета и ее противоречивое воплощение в нормах положительного права создают почву для противоречий и конфликтов нового поколения, допуская вмешательство, в том числе и с помощью вооруженных сил, во внутренние дела суверенных государств, особенно тех, которые признаются “несостоятельными”11.
Скрутон отрицательно относится к глобализационным процессам. “глобализация в глазах ее адвокатов, - пишет он, - означает свободу торговли, растущее процветание и быструю эрозию деспотических режимов под натиском требований о свободе. Однако в глазах ее критиков она означает потерю суверенитета наряду с масштабным экономическим и эстетическим уроном”. Глобализация в его оценке - не просто экспансия коммуникаций, капиталов и торговли на земном шаре. Она означает переход социальной, экономической, политической и судебной власти к глобальным организациям, не находящимся под суверенной юрисдикцией и не подчиняющихся законам тех или иных территорий. Рост транснациональных организаций, уверен Скрутон, - заслуживающий сожаления побочный продукт отречения от свободы. Западная цивилизация, по его мнению. основана на “идее гражданства, которая вовсе не глобальна, а коренится в территориальной юрисдикции и национальной лояльности”12. Ученый прошел мимо парадокса, заключающегося в том, что глобализация, делая все более условными государственные границы, способствует подъему национального самосознания во всех уголках планеты, что ведет к умножению государств в современном мире.
Трактовку самого понятия национализма в научной литературе западных стран можно свести к двум основным подходам. Одна из наиболее долговременных и устойчивых традиций в этом вопросе – трактовка национализма как феномена сознания, по преимуществу индивидуального. Авторитетный специалист в этой области профессор Ганс Кон считает, что “национализм – это состояние сознания, при котором высшая лояльность индивида переносится на национальное государство”13. Позитивным в этом подходе является пристальное внимание к психологической, эмоциональной стороне рассматриваемого феномена. В самом деле, прежде чем национальный интерес начнет реализовываться в практических действиях людей, они должны обрести идеологическую форму, стать элементом общественного сознания, “отлиться” в определенное эмоциональное состояние индивидов и общественных групп. Но, с другой стороны, эта концепция обходит стороной вопрос о том, какие факторы лежат в основе процесса формирования индивидуального и общественного сознания. Утверждения о “врожденных психологических качествах” целых народов, о “спонтанности” и “иррациональности” национального “духа”, хотя и имеют определенное содержание, тем не менее выглядят как несколько завуалированный уход от ответа.
В зависимости от характера решаемых задач, действующих лиц и других факторов в современном мире формируются, кроме гражданского и этнического национализма, и другие его типы:
-
ирредентистский национализм –
особое направление
-
имперский национализм –
- либеральный национализм – форма этнонационализма, предпочитающего сочетание в той или иной пропорции национальных и государственных начал и ценностей в процессах национального возрождения и самоопределения;
-
радикальный национализм –
-
реакционный национализм –
Структура национализма как сложного социального феномена состоит из ряда компонентов, от содержания каждого из которых зависят возможности реализации национальной общностью своих целей в области государственной власти или на международной арене. Наиболее важными из них считаются:
-
национальная идеология, в
-
национальное самосознание, которое
есть совокупность
- институты и нормы, упорядочивающие массовую активность представителей определенной нации;
-
национальная элита, играющая
ключевую роль в формировании
политического облика
В современной научной литературе существует стремление хронологически разделить феномен национализма на “хороший” и “плохой”, как это делает американский профессор Ганс Кон, да и не только он один. “Когда-то национализм способствовал личной свободе и счастью, теперь он подрывает их и подчиняет целям своего собственного существования, которое уже не представляется оправданным, - пишет этот автор. - Когда-то великая жизненная сила, ускорившая развитие человечества, теперь он может стать серьезной помехой на пути гуманности. С таким подходом вряд ли можно согласиться, хотя фактом является и то, что в процессе исторического самопроявления национализма возрастала его неконструктивная, даже опасная для развития человечества составляющая. Выход заключается в признании национализма сложным общественным феноменом, имеющим социальное, экономическое, политическое, идеологическое, психологическое, духовное измерения, в констатации, что национальные чувства, национализм – это мощный источник социальной энергии, которая взломала в прошлом феодальные системы и продолжает сохранять в себе созидательные способности. Вместе с тем энергия национальных чувств может быть невероятно разрушительной. И дело вовсе не в том, что национализм изначально патологичен и деструктивен, а в том, кто и в каких политических целях подключается к этому великому резервуару энергии и в какие каналы ее направляет. Будучи всегда формой движения национального интереса, национализм как политика способен приобретать собственную инерцию, влиять на формирование социальных целей. Попытки рассматривать национализм с позиций только одного из вышеуказанных измерений ведут не только к упрощению реальности и искажению общей социальной картины, но и трагедиям межнациональных конфликтов.
Глобализация, будучи общим вектором развития мира, тем не менее не предполагает прямолинейного движения “вперед и вверх”, напротив, она может создать высокую вероятность для отдельных регионов или в отдельные исторические периоды эволюционных зигзагов и регрессов, порождая тем самым новые вызовы мировому сообществу, обратить мировое развитие вспять: позволить распространение антидемократических тенденций, поощрить стремления отгородиться от влияния извне с помощью национализма, ксенофобии, самоизоляции, режима закрытости границ и т.п. С другой стороны, размывание государственных границ в эпоху глобализации толкает национальные движения к сепаратизму, что нередко выражается в кровавых конфликтах. Открытость границ также ставит проблему идентичности личности. В прошлые исторические эпохи идентификация личности во многом основывалась на принадлежности к государству. Однако сегодня, по мнению английского политолога Сьюзен Стрендж, оно уже не может требовать от граждан лояльности, которая превышала бы таковую к семье, фирме, какой-либо иной группе14. Множественная или неотчетливая самоидентификация современной личности ведет к самоотождествлению людей на этнической, религиозной или какой-то иной почве, что само по себе конфликтогенно.