МВФ как институт современной международной валютной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 07:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение роли и места МВФ в современной мировой валютной системе, анализ его развития и перспектив.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть сущность и направление деятельности МВФ;
2.Выявить роль и место МВФ в мировой экономике;
3.Проанализировать деятельность МВФ в период мирового финансового кризиса;
4.Рассмотреть необходимость реформирования МВФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….… 4


1 Общая характеристика МВФ ……………………………….…. 6


1.Цели и функции МВФ …………………………………………….…… 6
2.Кредитные ресурсы МВФ ……………………………………….……. 9


2 Основные направления деятельности ……………………...... 13


2.1 Предоставление кредитов на реализацию экономических программ .13

2.2 Регулирование ликвидности и курсовая политика ……………..…… 16


3 Перспективы развития МВФ …………………………………. 20


3.1 Меры по преодолению финансового кризиса ……………………….. 20

3.2 Уроки финансового кризиса …………………………………………... 22


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………..………... 25


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………… 27


ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 317.50 Кб (Скачать)

     Стоимость СДР определяется ежедневно на основе стоимости стандартной корзины  из четырех главных валют –  доллар США, евро, иена и фунт стерлингов. Наибольшая доля приходится на доллар США и составляет 44%, евро – 34%, фунт стерлингов и иена по 11%. Состав корзины валют для определения стоимости СДР пересматривается каждые пять лет, последний пересмотр был в 2005 году, следующий пересмотр будет в конце 2010 года. [22]

     МВФ выступает в качестве проводника принятой Западом, по инициативе США, установки на демонетизацию золота, ослабление его роли в мировой валютной системе. В соответствии с вступившим в силу в 1978 году новым Уставом МВФ страны-члены не могут использовать золото в качестве средства выражения стоимости их валют (Статья IV, раздел 2(в)). Одновременно были упразднены золотое содержание единицы СДР и официальная цена золота в долларах. В соответствии со Статьей V, раздел 2(а) МВФ должен руководствоваться в своих действиях «целью не допускать регулирования цены или установления фиксированной цены на рынке золота», что равнозначно трактовке золота как обычного рыночного товара.

     В соответствии с новой моделью доходов фонда, согласованных в апреле 2008, на 18 сентября 2009 года Совет директоров МВФ одобрил продажу 403,3 тонн золота (12970000 унций), что составляет одну восьмую часть всего имеющегося в фонде золота. [16] Продажа золота помогает поддерживать финансирование МВФ на долгосрочной основе, а также способствует повышению потенциала Фонда по предоставлению льготных кредитов странам с низким уровнем дохода. В соответствии с условиями продажи золота, принятыми Исполнительным советом Фонда, изначально продажа золота осуществляется за пределами рынка непосредственно центральным банкам и другим официальным держателям сектора по рыночным ценам. В октябре и ноябре 2009 года Фонд продал в общей сложности 212 тонн золота. Роль золота постепенно снижается. Тем не менее, оно по-прежнему имеет важное значение для резервных запасов в ряде стран, а МВФ остается одним из крупнейших официальных держателей золота в мире (3 005 тонн – 96,6 млн унций). [16]

     Важным  направлением регулирующей деятельности МВФ является устранение валютных ограничений. Статьи Соглашения МВФ регламентируют функционирование механизма валютных рынков, режим валютных операций. Статья VIII содержит обязательство стран-членов не вводить без согласия Фонда ограничений в отношении платежей и переводов по текущим операциям платежного баланса, не использовать дискриминационных валютных режимов и не прибегать к множественности валютных курсов. Валютные ограничения допускаются только в двух случаях:

     1) на основании Статьи XIV Устава их могут сохранять или устанавливать новые члены МВФ в течение переходного периода, продолжительность которого не определена;

     2) официальное заявление Фонда о дефицитности определенной валюты дает право любой стране-члену после консультации с Фондом вводить временные ограничения операций в этой валюте.

С момента  создания, МВФ постоянно добивается от стран-членов устранения валютных ограничений и множественности валютных курсов.

     МВФ осуществляет межгосударственное регулирование  режима валютных курсов. В Статье IV Устава МВФ зафиксирована обязанность каждой страны «сотрудничать с Фондом и с другими странами-членами в целях обеспечения упорядоченных валютных механизмов и содействия поддержанию стабильной системы валютных курсов». Страна-член должна, в частности, «избегать манипулирования валютными курсами или мировой валютной системой, направленного на то, чтобы препятствовать эффективной перестройке платежного баланса или получать несправедливые конкурентные преимущества перед другими странами-членами».

     Вторая  серия поправок к Уставу МВФ (1978 год) предоставила странам-членам возможность выбора собственного валютного режима. [2, c.331] Они могут установить режим свободного или управляемого плавающего курса национальной валюты, привязать курс этой валюты к какой-либо другой валюте или корзине валют, заключать соглашения о сотрудничестве в валютной сфере с другими странами. При этом возможность выражения стоимости валюты в золоте исключается. Тем не менее, МВФ сохранил за собой право вмешиваться в валютную политику стран-членов в целях пресечения манипулирования валютными курсами ради достижения конкурентных преимуществ.

     За  время своего существования МВФ  превратился в подлинно универсальную  организацию, добился широкого признания в качестве главного наднационального органа регулирования международных валютно-кредитных отношений, авторитетного центра международного кредитования, координатора межгосударственных кредитных потоков и гаранта платежеспособности стран-заемщиц. 
 

 

    3 Перспективы развития МВФ 

    3.1 Меры  по преодолению финансового кризиса 

     В 2008-2009 годах мировая экономика  переживала период беспрецедентной  финансовой нестабильности, который  сопровождался самым тяжелым  за много десятилетий глобальным экономическим спадом и обвалом показателей торговли. Ни одна страна не осталась не затронутой этим экономическим  штормом. МВФ играл одну из ведущих ролей в содействии странам-членам в решении насущных задач, связанных с преодолением кризиса, и создание новой, более прочной глобальной финансовой системы.  

     По  мере того как финансовый кризис стал принимать мировые масштабы, МВФ  увеличил помощь странам-членам, предоставляя им ускоренную финансовую поддержку, в том числе с использованием своего механизма экстренного финансирования. Исполнительный совет в течение 2009 года утвердил использование ресурсов Фонда на сумму 65,8 млрд СДР для 15 стран в рамках своих традиционных нельготных кредитных  механизмов и недавно созданной гибкой кредитной линии (см. Приложение Ж, рисунок Ж.1). Нарастание глобального финансового кризиса привело к рекордному уровню кредитных обязательств МВФ в 2009 году по основным кредитным механизмам.

     Совет также продолжал утверждать новые  договоренности по ПРГФ и ЕСФ. По состоянию  на 30 апреля 2009 года поддержку по договоренностям Фонда в рамках этих механизмов получили экономические программы 28 государств-членов с общей суммой обязательств в 1,8 млрд СДР, по сравнению с 25 государствами членами и 1,1 млрд СДР на конец 2008 года. [13, c.10]

     Ввиду увеличения кредитных обязательств МВФ в период финансового кризиса руководство МВФ стало беспокоиться о достаточности ресурсов МВФ, поэтому в 2009 году было проведено ряд совещаний и приняты решения об увеличении ресурсов МВФ.

     Исполнительные директора решили, что заимствования фонда из официального сектора являются наиболее обоснованным методом пополнения ресурсов Фонда в краткосрочной перспективе, и признали заслуживающим дальнейшего рассмотрения различные формы заимствования:

  1. Заимствования на двусторонней основе. Имеются соглашения с Японией на 100 млрд долл. США, Канадой - 10 млрд долл. США и Норвегией  - 4,5 млрд долл. США. Кроме того, члены Европейского союза обязались предоставить около 100 млрд долл. США, а Швейцария ― 10 млрд долл. США; [12, c.2]
  2. Размещение облигаций Фонда в официальном секторе. Исполнительный совет утвердил 1 июля  2009 года рамочную основу первого выпуска облигаций Фондом. Китай уже принял обязательства приобрести до 50 млрд долл. США, при этом Россия и Бразилия обязуются купить до 10 млрд долл. США каждая. Облигации имеют первоначальный срок погашения в три месяца, который можно продлить на срок до пяти лет; [12, c.2]
  3. Увеличение объема и расширение охвата Новых соглашений о займах (НСЗ). МВФ планирует, что отдельные двусторонние договоренности о займах и покупке облигаций могут быть объединены в расширенную официальную систему (НСЗ). Предполагается, что это позволит Фонду, если необходимо, заимствовать дополнительные ресурсы до 500 млрд долл. США для борьбы с мировым кризисом или другой чрезвычайной ситуацией, если ресурсы, обеспечиваемые квотами, будут истощены. [12, c.2]
  4. Общее увеличение квот. Пересмотр квот МВФ, которые государства-члены уплачивают Фонду, должен быть завершен к январю 2011 года, на два года раньше первоначально предусматривавшегося графика (14 пересмотр квот). Это должно привести к постоянному увеличению объема ресурсов, имеющегося у МВФ.
  5. Новые инвестиционные полномочия. МВФ продает ограниченную часть своих золотых авуаров для создания обеспечительного фонда, благодаря которому он будет получать доход (см. главу 2 пункт 2.2). 

     Директор  финансового департамента МВФ Эндрю  Твиди заявил, что все эти меры в совокупности означают серьезные  действия официальных многосторонних организаций в ответ на мировой  кризис. Резервы всех государств-членов, в том числе стран с низкими доходами, возрастут, что поможет странам преодолеть кризис. Ресурсная база Фонда также значительно возрастет, чтобы укрепить доверие участников рынка и помочь странам, нуждающимся в заемных средствах. Увеличение ресурсов МВФ также позволит их привести в большее соответствие с наблюдавшимся ростом мировой торговли и глобальных потоков капитала. [12, c.3] 

     3.2 Уроки финансового кризиса 

     В настоящее время многие страны-члены  МВФ добиваются совершенствования, как институциональных механизмов Фонда, так и реализуемых им программных установок к выгоде всего мирового сообщества. То, что МВФ нуждается в срочном глобальном реформировании, заявляют уже не только критики извне, но и внутренняя служба Фонда. МВФ обвиняют в том, что он медленно реагирует на неотложные глобальные вызовы. Глава департамента внутренней оценки МВФ Томас Бернес признает, что реформы МВФ не идут в ногу с изменениями, происходящими во внешнем мире.

     В выступлении 26 февраля 2010 года на ежегодном  совещании Бреттон-Вудского комитета в Вашингтоне, Директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан изложил важнейшие элементы обновленной стратегии МВФ, которую он назвал «МВФ для XXI века», которая предусматривает обновление мандата МВФ. [10, c.1]

     Директор-распорядитель пояснил, что эта стратегия учитывает проблемы, с которыми сталкиваются 186 государств-членов в послекризисный период, и позволяет Фонду обновить свой арсенал, с тем, чтобы быть более эффективным, но в то же время оставаться прочно приверженным к основному мандату МВФ, порученному его основателями. Он добавил, что «обновленный мандат» должен охватывать весь спектр макроэкономической политики и политики в отношении финансового сектора, которая имеет отношение к глобальной стабильности в современном мире и укрепляет роль Фонда как «стража общесистемной стабильности».

     Стросс-Кан  отметил два важнейших приоритета для обновления мандата Фонда:

  • Улучшение методов предотвращения кризисов. Он заявил, что МВФ мог бы усовершенствовать свой надзор за системными и финансовыми рисками. «Мы выдвигаем идею новой процедуры многостороннего надзора для оценки системного воздействия экономической политики страны радикально иным образом», — отметил он. Стросс-Кан также усматривает важную роль МВФ в содействии решению более широкого круга проблем международной политики, которые потребуют «расширенного многостороннего подхода для поиска долгосрочных решений».

     В отношении финансовых рисков Стросс-Кан  уделил основное внимание улучшению  работы по «выявлению способов распространения  рисков в системе». Это должно включать усиление мониторинга нескольких десятков крупных и сложных финансовых организаций, которые образуют базовую «систему сосудов» международных финансов.

  • Укрепление антикризисных мер. Стросс-Кан подчеркнул, что в условиях общесистемного кризиса кредитование МВФ должно характеризоваться скоростью, охватом и объемом, которые намного превышают прежние ожидания. В настоящее время МВФ изучает различные варианты, в том числе краткосрочные кредитные линии с участием нескольких стран. Фонд также рассматривает способы повышения привлекательности своего страхового продукта, гибкой кредитной линии, и методы сотрудничества с региональными пулами резервов, отмечая пример «позитивной и стабилизирующей» роли, которую сыграло кредитование ЕС, предоставляемое параллельно с программами МВФ.

     Стросс-Кан  также подчеркнул, что обновленный  мандат МВФ не будет легитимным, если Фонд не решит «давние проблемы»  со своим внутренним управлением. Приветствуя  твердую поддержку Группой 20-ти реформы  управления в МВФ, он отметил, что «воплощение этих обязательств в реальность не всегда дается легко». Например, реформа квот и прав голоса 2008 года все еще не вступила в действие. Хотя она была утверждена почти всеми управляющими Фонда еще в апреле 2008 года, до настоящего времени лишь 64 из 186 государств-членов МВФ, представляющие примерно 70 % из требуемых 85 % числа голосов, приняли необходимое законодательство, чтобы реформа вступила в действие. [10, c.2] Также он заявил, что для обеспечения надежной реформы управления Фонду необходима активная поддержка всех государств-членов. Отметив «беспрецедентное» международное сотрудничество в области экономической политики, которое происходило во время кризиса, он сказал, что XXI век потребует большего, а не меньшего, сотрудничества такого рода. Большего, а не меньшего, применения многостороннего подхода. Большего, а не меньшего, участия МВФ.

     Финансовый  кризис ускорил и переориентировал работу в области кредитования и  развития потенциала, постоянно проводимую МВФ. Параллельно с динамичными и ориентированными на перспективу комплектом реформ, Совет управляющих одобрил предложенную поправку к Статьям соглашения МВФ, которая расширит инвестиционные полномочия МВФ. Были введены новые инструменты, способствующие модернизации фонда, с тем, чтобы обеспечить его адаптацию к меняющимся потребностям государств-членов. 

Информация о работе МВФ как институт современной международной валютной системы