МВФ как институт современной международной валютной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 07:27, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является определение роли и места МВФ в современной мировой валютной системе, анализ его развития и перспектив.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Рассмотреть сущность и направление деятельности МВФ;
2.Выявить роль и место МВФ в мировой экономике;
3.Проанализировать деятельность МВФ в период мирового финансового кризиса;
4.Рассмотреть необходимость реформирования МВФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………….… 4


1 Общая характеристика МВФ ……………………………….…. 6


1.Цели и функции МВФ …………………………………………….…… 6
2.Кредитные ресурсы МВФ ……………………………………….……. 9


2 Основные направления деятельности ……………………...... 13


2.1 Предоставление кредитов на реализацию экономических программ .13

2.2 Регулирование ликвидности и курсовая политика ……………..…… 16


3 Перспективы развития МВФ …………………………………. 20


3.1 Меры по преодолению финансового кризиса ……………………….. 20

3.2 Уроки финансового кризиса …………………………………………... 22


ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………..………... 25


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ …………… 27


ПРИЛОЖЕНИЯ …………………………………………………29

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 317.50 Кб (Скачать)
Страны Квоты до увеличения Текущие  квоты
млрд. СДР млрд. долл. США млрд. СДР млрд. долл. США
 Китай 6,369 9,465 8,090 12,023
 Корея 1,633 2,427 2,927 4,350
 Мексика 2,585 3,842 3,152 4,685
Турция 0,964 1,432 1,191 1,770
 

     В результате расширения состава МВФ  и увеличения квот государств-членов капитал Фонда возрос с 7,7 млрд СДР в 1947 году до 217,4 млрд СДР1 на 30 апреля 2008 года, т.е. в 28 раз. [19] Расширение ресурсов МВФ существенно отстает от роста совокупного мирового ВВП и в еще большей мере от динамики объема платежей по текущим операциям платежного баланса.

     Согласно  статьям соглашения Фонда, каждому  государству члену был первоначально  выделено 250 базовых голосов плюс один голос на каждые 100000 СДР его квоты. [9, c.62] Раздел 5(а) Статьи XII был принят с целью установления баланса между двумя альтернативными базами для определения числа голосов. С одной стороны, учитывая роль фонда как финансовой организации, признавалось, что число голосов государства-члена должно отражать величину его финансового вклада в ресурсы Фонда. С другой стороны, считалось необходимым, чтобы Фонд как межправительственная организация, созданная по многостороннему договору, отдавал должное равенству государств по международному праву. Роль базовых голосов состоит в укреплении относительного числа голосов членов, чьи квоты ниже среднего уровня для всех членов; многие из этих членов являются странами с низкими доходами. Таким образом, США  имеют 371 743 голоса (16,74 % от общего числа), и Палау - 281 голос (0,01 %) (см. Приложение А, таблица А.1). Количество базовых голосов будет меняться в силу реформы 2008 года. Реформа включает индивидуальное увеличение квот 54 государств-членов, которая увеличит втрое число базовых голосов. Для того, чтобы завершить эту реформу, государства-члены должны дать согласие на увеличение квот, и поправка должна быть принята тремя пятыми государств-членов, на долю которых приходится 85% от общего числа голосов. [13, c.47]

     В случае необходимости МВФ может  брать займы для пополнения своих  ресурсов по квотам. МВФ имеет два  постоянных многосторонних механизма заимствования, если это потребуется для устранения угрозы международной валютной системе:

     - Генеральные соглашения о займах (ГСЗ), учрежденные в 1962 году, в которые входят 11 участников (правительства или центральные банки Группы десяти промышленно развитых стран и Швейцария); [1, c.391]

     - Новые соглашения о займах (НСЗ), введенные в 1997 году, участниками которых являются 26 государств и учреждений. [1, c.392]

     Лимит кредита по ГСЗ составляет 17 млрд. СДР (около 26 млрд долл. США), а также Саудовская Аравия открыла кредитную линию на аналогичных условиях на 1,5 млрд. СДР (см. Приложение В, таблица В.1). ГСЗ было активировано 10 раз, последний раз в июле 1998 года на сумму 6,3 млрд СДР в связи с расширенным кредитованием России, из этой суммы было использовано 1,4 млрд. СДР. [20] В дополнение ГСЗ было создано НСЗ, после мексиканского финансового кризиса, чтобы удвоить объем имеющихся в распоряжении МВФ ресурсов в рамках ГСЗ. НСЗ не заменяют собой ГСЗ. 

     По  НСЗ Фонд может получать от государств при необходимости средства в размере до 34 млрд СДР (около 52 млрд. долл. США). МВФ, в свою очередь, может предоставлять эти средства взаймы на 3-5 лет другим странам-членам. НСЗ было активировано для финансирования Бразилии в декабре 1998 года, тогда МВФ предоставил 9,1 млрд. СДР, из которых 2,9 млрд. СДР было использовано. [20] На 12 апреля 2010 года Исполнительный совет утвердил предложение о расширении НСЗ, который будет расширен на 367,5 млрд. СДР (около 588,6 млрд. долл. США), с добавлением 13 новых участников (см. Приложение Г, таблица Г.1). Финансовый комитет Совета управляющих МВФ подчеркивает, что расширение НСЗ важно для поддержания ресурсов Фонда, но  не является заменой увеличения квот.

     МВФ работает над реформированием квот и голосов, чтобы убедиться, что они удовлетворяют потребностям членов МВФ. Одним из важных направлений реформ является корректировка доли квот, чтобы они лучше отражали удельный вес стран-членов в мировой экономике и повышение роли и участия стран-членов с низким уровнем доходов. Эта реформа имеет решающее значение для сохранения эффективности работы Фонда.

 

    2 Основные направления  деятельности 

    2.1 Предоставление  кредитов на реализацию экономических  программ 

     МВФ предоставляет государствам-членам финансовую помощь и другие

виды  поддержки, посредством целого ряда инструментов, включая механизмы кредитования, разработанные применительно к различным обстоятельствам. Кредиты предоставляются в иностранной валюте странам-членам для двух целей: во-первых, для покрытия дефицитов платежных балансов, т.е. практически пополнения официальных валютных резервов, во-вторых, для поддержки макроэкономической стабилизации и структурной перестройки экономики, а это значит для кредитования бюджетных расходов правительств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами — казначействами, центральными банками, стабилизационными фондами.

      Финансирование  МВФ обычно предоставляется по просьбе  государства-члена в рамках «договоренности», определяющей конкретные действия и меры, которые страна обязуется осуществлять для решения проблем своего платежного баланса. После утверждения договоренности Исполнительным советом Фонда финансирование обычно предоставляется поэтапно, по мере реализации программы. Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит покупку или иначе заимствование иностранной валюты либо СДР в обмен на эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. С годами МВФ разработал целый ряд кредитных инструментов, которые призваны учитывать конкретные обстоятельства различных государств-членов.

     Значительная  часть кредитов МВФ предоставляется  в рамках договоренностей «стэнд-бай» (введен в 1952 году), которые предназначены для преодоления временных трудностей платежного баланса, испытываемых государствами-членами, и механизма расширенного кредитования (1974 год), который направлен на преодоление трудностей в области внешних платежей, вызванных более долгосрочными структурными проблемами (см. Приложение Д, таблица Д.1).

     В 2009 году МВФ ввел новую Гибкую кредитную  линию (ГКЛ) для стран с очень  хорошими основными экономическими показателями и экономической политикой. Доступ к ГКЛ предоставляется  только странам, удовлетворяющим следующим критериям:

     - устойчивая внешняя политика;

     - преобладающая доля потоков частного  капитала в счете операций  с капиталом;

     - прозрачность и достоверность  данных;

     - прочные государственные финансы,  включая устойчивые показатели  государственного долга;

     - низкая и стабильная инфляция  в условиях устойчивых основ денежно-кредитной и курсовой политики и др.

     Кроме того, страны, могут получать средства в рамках механизма экстренной помощи, цель которого – помощь в преодолении трудностей платежного баланса, связанных со следующим:

  1. На случай стихийных бедствий (1962 год);
  2. В постконфликтных ситуациях (1995 год) – последствия гражданских

беспорядков, политических потрясений или международного вооруженного конфликта.

     Этот  механизм использовался только пять раз до начала глобального кризиса: в 1997 году во время Азиатского кризиса  для Филиппин, Таиланда, Индонезии  и Кореи и в 2001 году для Турции. [13, c.24] В 2009 финансовом году, ввиду внезапного и сильного глобального спада, еще семь стран (Армения, Венгрия, Грузия, Исландия, Латвия, Пакистан и Украина) получили от фонда ускоренную финансовую помощь по этому механизму.

     МВФ предоставляет финансовую поддержку государствам-членам с низкими доходами посредством различных инструментов. К их числу относятся: кредитование с высоким процентом субсидии, предоставляемое при помощи механизма финансирования на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту (ПРГФ) (1999 год) и механизма финансирования для преодоления внешних шоков (ЕСФ) (2006 год). ПРГФ направлен на сокращение бедности в контексте экономической стратегии, ориентированной на рост, тогда как в рамках ЕСФ предоставляется льготная помощь странам с низкими доходами, которые сталкиваются с внезапными экзогенными шоками (содействие адаптации к резкому росту цен на продукты питания и топливо), но не имеют действующей договоренности о ПРГФ.

     Страна  с низкими доходами, обращающаяся с запросом о предоставлении кредита  или облегчении бремени долга  в рамках этих двух механизмов, должна подготовить документ по стратегии сокращения бедности с участием заинтересованных сторон, включая гражданское общество. Документ рассматривается Советами МВФ и Всемирного банка, но авторство в разработке стратегии принадлежит самой стране. Средства для кредитов в рамках механизма финансирования на цели сокращения бедности поступают из трастовых фондов, управляемых МВФ, а ресурсы субсидий финансируются за счет взносов МВФ и широкого спектра государств-членов.

     В 2008 году Исполнительный совет МВФ, стремясь обеспечить более быстрый доступ к экстренному финансированию странам, сталкивающихся с непредвиденными потребностями в финансировании, утвердил поправку  к ЕСФ, которая предусматривала введение компонента быстрого доступа и компонента высокого уровня доступа. После введения этого механизма страны-члены МВФ получают доступ к средствам в размере до 25% их квоты в форме прямой выплаты средств, в расчете на каждый шок2 (в соответствии с компонентом быстрого доступа этого механизма), и в размере до 75% их квоты в рамках договоренности (в соответствии с компонентом высокого уровня доступа). За четыре месяца, прошедшие с момента вступления механизма в силу, было утверждено представление финансовой поддержки 6 государствам, на сумму 336,1 млн. [13, c.24] СДР. В 2009 году было утверждено 10 договоренностей ПРГФ общим объемом 631,4 млн СДР, что больше почти в 2 раза, чем в 2007 году (401,2 млн СДР). [8, с.37; 13, c.24]

     По  всем механизмам, кроме кредитов, предлагаемых странам с низкими доходами по льготным ставкам, взимается рыночная процентная ставка МВФ, называемая «ставкой сборов», а по кредитам сверх определенного порогового уровня относительно квоты взимается дополнительный сбор. Страны с низкими доходами, отвечающие установленным критериям, могут получать кредиты по льготной ставке (0,5%). [18] В некоторых случаях МВФ также предоставляет экстренную помощь по льготным процентным ставкам для содействия восстановления после стихийных бедствий и конфликтов. Сумма, которую страна может заимствовать, ее лимит доступа, тоже различается в зависимости от вида кредита и выражается величиной, кратной квоте страны в МВФ. В исключительных случаях допускается превышение этого лимита. Один механизм, гибкая кредитная линия, не имеет заранее установленного ограничения доступа (см. Приложение Е, таблица Е.1).

     Кредиты МВФ дают странам время скорректировать  их экономическую политику, с тем, чтобы преодолеть краткосрочные проблемы платежного баланса, стабилизировать экономику и избежать подобных проблем в будущем.   

     2.2 Регулирование ликвидности и курсовая политика 

     МВФ осуществляет наблюдение и контроль за соблюдением странами-членами своего Устава, который фиксирует основные структурные принципы мировой валютной системы, согласованных правил поведения в мировом сообществе.

     МВФ наделен полномочиями создавать безусловные ликвидные средства путем выпуска СДР. СДР являются резервным активом, созданным МВФ в 1969 году в ответ на угрозу дефицита международной ликвидности. СДР выделяются государствам-членам пропорционально их квотам в МВФ. С момента создания СДР между государствами-членами было распределено средств на общую сумму 21,4 млрд СДР — 9,3 млрд СДР в 1970–1972 годах и 12,1 млрд в 1979– 1981 годах. [8, с.33] В настоящее время СДР лишь в ограниченной степени используются как резервный актив. Они предназначены для урегулирования сальдо платежных балансов, пополнения официальных резервов и расчетов МВФ. В действительности СДР представляют собой потенциальное требование на свободно используемые валюты государств-членов МВФ. Держатели СДР могут получить эти валюты в обмен на СДР двумя путями: во-первых, посредством механизма добровольного обмена между государствами-членами; во-вторых, путем назначения Фондом государств- членов, имеющих сильные внешние позиции, для покупки СДР у государств-членов со слабыми внешними позициями в обмен на свободно используемые валюты.

Информация о работе МВФ как институт современной международной валютной системы