Мондиализм

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2013 в 19:27, реферат

Описание работы

Задолго до победы Запада над Востоком возникла геополитическая концепция мондиализма. Ее сущностью является утверждение полной планетарной интеграции, создание единого мира. Например, О. Конт в письме в Тулузу от 26 августа 1852 г. утверждал: «Человечество — это всемирная родина, призванная объединить, по крайней мере в будущем, всех обитателей планеты. Это совокупность всех способных к ассимиляции, всех как живущих поколений, так и сошедших со сцены, так, наконец, и грядущих; к нему не принадлежат разве Нероны, Робеспьеры и Бонапарты — одним словом те, кто нарушает своими действиями человеческую гармонию; индивид сам по себе не существует, представляя только абстракцию...

Работа содержит 1 файл

2.docx

— 31.44 Кб (Скачать)

Кофи Анан, когда на сессии ООН  заявил: «Военная доктрина

США, предусматривающая возможность  нанесения предупреди-

тельных ударов, является вызовом  авторитету ООН и может при-

вести к глобальному хаосу». По его мнению, основной причиной

раскола в ООН стали действия США против Ирака без санкции

Совета Безопасности. Хартия ООН  разрешает использование силы

только в оборонительных целях. Анан заявил: «Члены Совета Без-

71

опасности должны обсудить критерии допустимости предупреди-

тельных мер в отношении определенных типов угрозы, в частности

терроризма... создавшаяся ситуация не менее значима для будуще-

го организации, чем в 1945 году, когда  ООН только создавалась».

Президент Франции Жак Ширак, выступая на той сессии, под-

черкнул, что «начало войны без  разрешения Совета Безопасности

нарушает многостороннюю систему  международных отношений.

Ни одна страна не может присвоить  себе право действовать в оди-

ночку от имени всех».

Президент России Владимир Путин на этом же заседании от-

метил, что «нужно разобраться и  понять, какие из структур и ме-

ханизмов ООН дают свой эффект и  отдачу, а какие уже выполнили

свою миссию». Здесь виден прозрачный намек на то, что за многие

комитеты и комиссии ООН их функции  выполняет Трехсторонняя

комиссия.

Мозговой центр Трехсторонней  комиссии во главе с 3. Бжезин-

ским разработал несколько ____________вариантов перехода к единой мировой

системе под руководством США. Один из вариантов (моделей) пе-

рехода к новому мировому порядку  и Мировому правительству

опирался на идеи конвергенции (слияния, сближения, схождения).

Сама идея конвергенции была впервые  озвучена президентом

США Л. Джонсоном. Теорию конвергенции создал американский

социолог русского происхождения Питирим Сорокин (1889–1986).

В 1970-х гг. она была модернизирована  под нужды мондиализма

группой аналитиков под руководством Бжезинского и Киссинд-

жера. В рамках этой теории были разработаны  методы создания

новой культурно-идеологической цивилизации, промежуточной

между социализмом и капитализмом.

По мысли Сорокина, она должна вобрать лучшие черты от ка-

питализма и социализма, атлантизма и континентализма. В Ми-

ровое правительство после создания новой синтетической куль-

турно-идеологической цивилизации  могли войти Вашингтон и

Москва. Но управлять таким миром, полагали мондиалисты, мож-

но с переходом на технологические  схемы так называемой эфи-

рократии. Мондиалистский центр имел свои филиалы в Западной

Европе, Китае, СССР, через которые  реализовывал свои проекты.

Но результаты устремлений мондиалистов в Европе, СССР и Китае

разнятся. Восточноевропейские страны и СССР пошли на уступки

США по всем принципиальным вопросам — сокращение воору-

жений, демонтаж Организации Варшавского  договора, развал по-

72

литической и экономической  системы СССР, а Запад не пошел  ни

на политические, ни на идеологические, ни на геополитические

уступки Евразии, которая, по сути, занялась самоликвидацией.

Китай же ни на какие принципиальные уступки не пошел. Таким

образом, мондиализм был весьма эффективно использован атлан-

тистами-политиками в «холодной  войне» против СССР и стран

Восточной Европы.

Новой версией мондиализма после  разрушения Варшавского

блока, стран Восточной Европы стала концепция «конец истории».

Ее автором является американский ученый и политик Френсис

Фукуяма. В 1989 г. он опубликовал статью «Конец истории», а в

1992 г. — книгу с этим же  названием. Социальный контекст  книги

сводится к тому, что Запад  волен настаивать на «правильности

своих моральных, политических и экономических  стандартов по-

ведения в отношении окружающего  мира». Такая убежденность

базируется на интеллектуальной традиции теории модернизации,

которая в своей основе строилась  на посылках западного превос-

ходства и формулировала весьма этноцентристские выводы и ре-

комендации в отношении локальных  незападных культур. Во вре-

мя подготовки первой статьи Фукуяма  занимал ответственную

должность заместителя директора  отдела политического планиро-

вания в Госдепартаменте в администрации  Дж. Буша-старшего.

Интеллектуальное и политическое происхождение Фукуямы сде-

лало его подходящей кандидатурой на роль автора тезиса о «конце

истории» и защитника идеи всемирного торжества западного ли-

берального капитализма.

Тезис Фукуямы можно рассматривать  как образчик консерва-

тивно-космополитического экспансионистского мышления, за-

щищающего экономическую, технологическую и  культурную гегемо-

нию Запада и ограничивающего участие незападного  мира в создании

нового  мирового порядка. Защищая западные ценности, ученый

полемизирует с теоретиками  реалистического направления, наста-

ивающими на цикличности мирового развития. В отличие от реа-

листов Фукуяма — сторонник  глобального либерального капита-

лизма западного образца:

«То, свидетелями чего мы, вероятно, являемся, есть не просто конец

холодной войны или окончание  какого-либо периода послевоенной

истории, но конец истории как  таковой: то есть конец идеологической

эволюции человечества и универсализации  западной либеральной

демократии как окончательной  формы человеческого правления».

73

По убеждению американского  ученого, именно ценности Запа-

да подлежат глобальному распространению  — неважно, привет-

ствуется это остальными участниками  международной системы

или нет. Фукуяма рассматривает  незападные миры как будущую

проекцию западных ценностей и  строит свой анализ таким обра-

зом, чтобы продемонстрировать «абсолютную  исчерпанность сис-

тематических альтернатив западному  либерализму».

Автор концепции «конец истории» полагает, что «незапад» не

способен внести творческий вклад  в мировое развитие; его участью

остается лишь терпеливое и пассивное  ожидание своего поглоще-

ния Западом. Американский исследователь  развивал многие идеи

Гегеля; в его работах видно  также влияние идей Ницше, чей  песси-

мизм был необходим для развенчания  всяких возможностей со-

циального творчества в незападном мире.

Итак, принципиально нового в статье и книге Фукуямы «Конец

истории» нельзя найти при всем желании. Это повтор идей Т. Гоббса,

О. Конта (высказанных им в «Курсе позитивной философии»),

Г. Спенсера и других мыслителей-позитивистов. Фукуяма проводит

читателей от «эпохи закона Силы», «мракобесия», «нерациональ-

ного менеджирования социальной реальности»  к разумному

строю — капиталистическому, к  западной цивилизации конца

ХХ в. с ее рыночной экономикой и  либерально-демократическими

ценностями.

Фукуяма во многом повторил идеи М. Вебера о том, что история

развивалась только за счет нерациональных факторов, что рацио-

нальность становится превалирующим  фактором только на этапе

капиталистического развития. Последний  оплот «иррационализма»

пал, по мнению Фукуямы, с развалом СССР. С этим фактором

представитель неомондиализма связывает  «конец истории» и на-

чало нового — планетарного существования  человечества, где будут

существовать «Рынок и Демократия». Они интегрируют мир в гар-

моническую (почти по О. Конту) единую машину. Все части света,

т.е. все регионы земного шара, начнут переструктурироваться, как

электроны в атоме, станут менять свои орбиты, ориентируясь на

самые мощные (экономически) ядра-центры.

Некоторые европейские авторы высказывали  идеи, похожие на

доктрину Фукуямы. Например, в своей  книге «Линии горизонта»

французский геополитик Жак Аттали утверждает, что сейчас в

мире наступила «эра денег», которые  являются универсальным

эталоном любой ценности. На всей Земле, по Аттали, господствуют

74

рыночные отношения, основанные не только на деньгах, но и на

информационных технологиях, доминирует либерально-демокра-

тическая идеология, геополитического дуализма нет, а есть единый

однородный мир, который базируется, формируется на принципах

«геоэкономики». Она во главу угла ставит не географические, этни-

ческие, духовные и другие факторы, а прежде всего экономиче-

ские. Все страны, все регионы  Земли вращаются вокруг тех горо-

дов, где есть центры мировых бирж, информационные центры,

крупные производства и полезные ископаемые. Такими ядрами —

экономическими пространствами, по мнению Аттали, стали: Аме-

риканское пространство (Северная Америка  и Южная Америка

включены в одну финансово-промышленную зону); Европейское

пространство — вся объединенная Европа; Тихоокеанский регион

с конкурирующими центрами — Токио, Тайвань, Сингапур и т.д.

Экономический и идеологический тип  этих пространств будет

схожим, следовательно, между ними не могут возникнуть какие-

либо противоречия. Никакие геополитические  факторы не будут

оказывать существенное влияние. По своему содержанию «геоэко-

номический» проект переустройства мира является промежуточ-

ным вариантом между атлантизмом  и мондиализмом.

Геополитические идеи Аттали более  детально представил Карло

Санторо, профессор Института международных политических ис-

следований (Милан). Концепции многополярности  мира Фукуямы

предполагают существование Мирового правительства. Его ядром

могут стать международные институты  типа ООН и его комите-

тов.

По мысли К. Санторо, эти межгосударственные структуры —

наследие устаревшей логики двухполярной геополитики и «холод-

ной войны». Положение в мире чревато цивилизационными ката-

строфами. В результате этих катастроф будет ослаблена роль меж-

дународных структур, возрастет  национальное самосознание и

национализм в странах Восточной  Европы, России, третьего мира,

интенсивно пойдет распад существующих государств (включая и

Россию), мир вступит в период войн малой и средней интенсивно-

сти, вследствие которых станут возникать  новые геополитические

пространства. Для управления процессами необходимо формиро-

вать Мировое правительство, под эгидой которого будет создано

планетарное государство.

Рассмотренная концепция занимает промежуточные позиции

между доктриной Фукуямы и идеями Хантингтона.

75

Как видим, мондиализм, атлантизм и  неомондиализм полагали

переплавить множество народов, наций  и культур в единое обще-

ство. Такое общество, в частности  общество западных стран, рису-

ет в своей футуристической  книге «Глобальный человейник»  рус-

ский философ, ученый и писатель Александр Александрович Зино-

вьев  (1922–2006). Выше были названы наиболее важные

Информация о работе Мондиализм