Мировой рынок услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 04:36, курсовая работа

Описание работы

Целю данной курсовой работы выступает: рассмотрение состава и структуры мирового рынка услуг, его специфики, регулирование. Также в работе подробно охарактеризованы услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, освещены вопросы сотрудничества России и ЕС в сфере предоставления услуг.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……..2
Глава 1. Общая характеристика мирового рынка услуг и механизма его функционирования…………………………………………………………..4
1.1. Состав и структура мирового рынка услуг……………………………4
1.2. Специфика международной торговли услугами…………………...…7
1.3. Регулирование рынка услуг…………………………………………….8
Глава 2. Виды международных услуг и сферы их реализации………….10
2.1. Транспортные, таможенные услуги и услуги по международному туризму……………………………………………………………………...11
2.2. Рекламные, информационные и арендные услуги…………………..14
2.3. Финансовые, инжиниринговые и консалтинговые услуги...……….16
Глава 3. Россия на мировом рынке услуг………………………….……...18
3.1. Общая характеристика российского рынка услуг…………………...18
3.2. Торговое посредничество в сфере услуг………………..……………26
3.3. Соглашение ЕС и России об услугах…………………………………27
Заключение…………………………………………………...……..………32
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 62.77 Кб (Скачать)

Немаловажен для России и  огромный потенциал отраслей услуг  в решении проблемы занятости. Несмотря на инерционный характер процессов, связанных с изменениями в структуре занятости населения, в экономике России, тем не менее, наблюдалась выраженная тенденция роста доли занятых в сфере услуг, которая увеличилась в 2005 г. по сравнению с 2000 г. с 43 до 49%.

В настоящее время Россия входит в ВТО, и переговоры по торговле услугами составляли самый трудный, этап на пути этого присоединения. Речь идет о международных сделках, охватывающих самые разнообразные сферы деятельности - оптовую и розничную торговлю, банковское дело, страхование, аудит, транспорт и телекоммуникации, строительство и инжиниринг, здравоохранение и туризм и т.д.

Россия, ведя переговоры по торговле услугами, должна учитывать, что ей необходимо представить перечень обязательств по доступу иностранных  поставщиков услуг на отечественный  рынок. Перечень составляют двоякие  ограничения: общие для всех секторов услуг и специфические, касающиеся определенного сектора. При этом специфические обязательства должны рассматриваться примерно по 160 видам  услуг, систематизированным по 12 секторам согласно классификатору ВТО. В работе по составлению российских обязательств задействованы около 50 федеральных  министерств и ведомств, органы государственной  и судебной власти.

В процессе выработки обязательств по доступу иностранных поставщиков  услуг необходимо найти баланс между  интересами по защите своего внутреннего  рынка и потребностью в иностранных  инвестициях для создания современной  инфраструктуры; между преимуществами, которые получают российские поставщики на внешних рынках в результате присоединения  к ВТО, и степенью активности иностранцев  на территории РФ.

Устранение противоречий между интересами российских и иностранных  производителей потребует больших  усилий. В первую очередь это связано с тем, что сфера услуг, меры по ее регулированию являются относительно новой проблемой для нашей страны. В настоящий момент Россия особенно нуждается в создании стройной, более совершенной системы правового регулирования сферы услуг, в этом отношении положительное значение может иметь использование опыта ВТО по урегулированию внешнеэкономической деятельности в сфере услуг.

Кроме того, все еще остается проблема соответствия международного метода статистического учета услуг  системе статистике, принятой в России. В отличие от ВТО в российской статистике производство материальных и нематериальных благ объединено, учет ведется по "списку",включающему следующие позиции:

транспорт и связь

торговля, общественное питание, МТС и сбыт, заготовки

информационно-вычислительное обслуживание

сфера операций с недвижимостью

ЖКХ, непроизводственные виды бытового обслуживания

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение

образование, культура и  искусство

наука и научное обслуживание

кредитование, финансы, страхование, пенсионное обеспечение

аппарат управления, организация  управления, кооперация и общественные организации

Следует учитывать, что по мере "взросления" ВТО, и ГАТС в  частности, к странам, вступающим в  эту организацию, будут предъявляться  высокие требования.

На современном этапе  позиция России на международном  рынке услуг не слишком обнадеживающая. Россия хотя и входит в число ведущих 30 стран - участниц международной торговли услугами, выступает в качестве нетто-импортера. Экспорт всех видов услуг, по данным ВТО, в 2004 г. составлял 8951 млн. долларов, в 2007 г. - 13500 млн. долларов (1,0% в мировом экспорте услуг), а российский импорт - соответственно 15443 млн. и 18700 млн. долларов (1,4% в мировом импорте услуг в 1997 г). По масштабам экспорта Россия опережала ряд крупных участников международной торговли услугами - Мексику, Индию и Бразилию, а по импорту - Австралию, Швецию, Норвегию, Швейцарию, Сингапур, Бразилию, Мексику, Индию.

Нетто-экспортером на мировом  рынке Россия остается в сфере  транспортных услуг. Так, до 2006 г. около половины всего экспортного потенциала России в торговле услугами обеспечивалась за счет транспортных услуг. Однако уже в 2007 г. эта доля сократилась до 25%. Как свидетельствует мировой опыт, при проведении экономических преобразований необходимо уделять большое внимание развитию системы транспортных коммуникаций. В настоящее время Россия по степени развития основных видов транспорта существенно отстает от мирового уровня. В частности, по уровню соответствия принятым международным стандартам в совокупности по всем видам транспорта Россия занимает 45-е место в мире, по железнодорожному транспорту - 34-е место, по автодорогам - 43-е, по авиатранспорту - 46-е и по портовому хозяйству - 50-е.

Импорт же транспортных услуг  повышается, что свидетельствует о тенденции к вытеснению с рынка российских транспортных фирм. В России транспортные расходы на единицу произведенной продукции в 6 раз больше, чем в США и в 4,5 раза больше, чем в Китае, хотя транспортные масштабы этих стран соизмеримы с российскими. Производительность труда на отечественном транспорте вполовину ниже, чем в США. Поскольку стоимость транспортировки и уровень производительности труда оказывают существенное влияние на себестоимость продукции, такое положение не может не сказаться на конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке.

Туризм как наиболее динамично  развивающаяся сфера услуг занимает первое место в отраслевой структуре  российской торговли услугами. На него приходится более 50% ее объема. Но поскольку  в настоящее выезд отечественных  граждан за рубеж существенно  превосходит въездной поток, туризм является и крупнейшей расходной  статьей российского баланса  услуг.

На долю других видов услуг  в 2007 г. приходилось около 20% общего объема торговли услугами.

В последнее время наблюдается  благоприятная динамика отраслей услуг  в российской экономике, быстрое  формирование целого ряда услуг, прежде всего телекоммуникаций, кредитно-финансовых, деловых, расширение торговли.

Конкурентоспособность России проявляется главным образом  в области услуг связи (в основном за счет космических разработок) и  в сфере еще имеющихся научно-технических  разработок (в торговле ройалти и  лицензиями). Однако в то же время  Россия отстает от западных стран  на 15 - 20 лет. В рейтинге стран по уровню телекоммуникационных систем она занимает 42-е место. Отставание системы связи  в России от общемировых стандартов объясняется недостаточными ассигнованиями на эти цели. В 2000 - 2002 гг. расходы  на развитие телекоммуникационных систем составляли 0,2% ВВП (39-е место в  мире). Чтобы приблизиться к мировому уровню, по оценкам специалистов, необходимы инвестиции в размере 60 млрд. долларов. Сейчас основные телекоммуникационные системы комплектуются на 40% за счет оборудования иностранного производства.

В условиях становления многоукладной  экономики и развития рыночных отношений  в стране происходят существенные изменения  в сфере услуг. Значительно возрастают объемы услуг, специфически присущих рыночной экономике (банковских, финансовых, риэлторских, страховых, юридических). В торговле финансовыми услугами Россия вероятно и в дальнейшем будет действовать через зарубежные финансовые структуры. Так, до середины 1998 г. в России было зарегистрировано около 1600 отечественных банков, из которых лишь 4 имели полноценные филиалы за границей.

Страхованию в России отводилась второстепенная роль. Объем страхового обеспечения в расчете на душу населения в России остается чисто символической величиной. При среднемировом уровне потребности в страховых услугах около 2000 - 2050 $ в год на душу населения размер таких услуг в России в 1000 раз меньше, всего 2$. Для сравнения: фактические реальные величины страхового обеспечения на душу населения в России в 900 раз меньше, чем в Англии, в 1120 раз меньше, чем в США, 1420 раз меньше, чем в Швейцарии.

В структуре российской торговли услугами почти отсутствует экспорт  маркетинговых, управленческих, аудиторских, консультационных, компьютерных и ряда подобных сравнительно новых видов  услуг.

В международном обмене услугами основным для России, в отличие  от большинства развитых стран, является внешнеторговый канал - трансграничная торговля. Однако в импорте услуг существенная доля приходится на второй канал - торговлю услугами филиалов иностранных компаний, находящихся на российской территории. В России представлены филиалы многих компаний - мировых лидеров в различных отраслях услуг, опыт которых в существенной степени влияет на формирование рыночных отношений в нашей стране.

Улучшение ситуации в сфере  услуг в России во многом зависит  от иностранных вложений. Наибольший интерес для зарубежных инвесторов представляют такие отрасли деловых  услуг, как посредничество и консалтинг, а из ряда потребительских услуг - общественное питание, торговля, гостиничная индустрия. Заметная активность наблюдается в области рекламы и образовательных услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Торговое посредничество  в сфере услуг

Во внешнеэкономических  связях значительное место занимают отношения производителей экспортируемых товаров и услуг с торговыми  и посредническими фирмами. Данные отношения опосредствуются особыми видами договоров - договорами поручения и комиссии.

Предметом договора поручения  в сфере внешнеэкономической  деятельности являются чаще всего изучение рынка, расчеты цен, выявление заинтересованных клиентов, установление с ними контактов, проведение рекламных кампаний, проведение переговоров с заключением контрактов и т.д. Такие договоры на услуги носят  возмездный характер.

В соответствии с договором  комиссии одна сторона (комиссионер) по поручению другой стороны (комитента) обязуется за вознаграждение совершить  для комитента одну или несколько  сделок от своего имени (на товар или  услугу).

Среди услуг, оказываемых  посредниками, можно отметить покупку  и продажу товаров от собственного имени, но за чужой счет (комиссионная торговля), кредитование покупателей, сдача в аренду (лизинг), заключение контрактов с транспортными и  страховыми компаниями, контроль товаров, посредничество в платежных операциях, организацию соответствующего документооборота, улаживание недоразумений с таможней, представительство в арбитражных  судах, складирование и погрузку, проведение рекламных и других мероприятий  по продвижению товаров на заграничные  рынки и др.

Посредники могут быть специализированные и универсальные. Наиболее полное развитие идея универсализации  получила в рамках торговых домов, в  деятельность которых может входить  предоставление широкого спектра услуг  в стране и за рубежом. Особенно эта  форма распространена в Японии. Там  в середине 80-х годов ХХ века 9 торговых домов контролировали около 40% экспортных и 50% импортных сделок.

 

3.3 Соглашение ЕС и России  об услугах

Важные договоренности достигнуты в Соглашении о партнерстве и  сотрудничестве (СПС) между Россией  и Европейским союзом, которое  заключено 24 мая 1994 года. Обе стороны  установили сотрудничество во всех сферах экономических отношений и в  частности в торговле товарами и  услугами.

В отношении условий учреждения компаний, оказывающих услуги в области  страхования, ЕС предоставляет России безусловный режим наибольшего  благоприятствования (РНБ), что фактически означает национальный режим.

Несмотря на то, что Россия не подписала Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС), заключенное  в апреле 1994 года в рамках Уругвайского раунда, ЕС согласился на использование  для целей Соглашения отдельных  налоговых элементов ГАТС и предоставил  России аналогичные закрепленным для  участников ГАТС условия доступа  на рынки услуг ЕС (через реализацию принципа безусловного РНБ).

Россия и ЕС договорились предоставить друг другу РНБ в  отношении услуги и поставщика услуги, в частности, в следующих секторах: консультационные услуги, инженерные услуги, услуги в области информации, телекоммуникаций, лизинговые услуги, услуги в области маркетинга и  рекламы, услуги по техническим испытаниям, комиссионные агентские услуги в  области оптовой торговли во внешнеэкономической  деятельности, финансовые услуги.

В отношении учреждения и  деятельности судоходных агентств по предоставлению международных транспортных услуг, охватывающих смешанные перевозки  с использованием морского плеча, Россия и ЕС в соответствии с их законодательством  предоставляют друг другу РНБ  или национальный режим.

Стороны берут на себя обязательство при предоставлении услуг по международным морским перевозкам отменить и не применять в будущем любые односторонние меры, административные, технические и другие препятствия, которые имеют дискриминационный характер.

В Соглашении подтверждено намерение России и дальше увеличивать  число портов, открытых для иностранных  судов. В него включены положения  о намерении сторон оказывать  друг другу содействие в трансграничной торговле услугами мобильной спутниковой  связи на их территориях.

Соглашение предусматривает  открытие европейского рынка услуг космических запусков для России на конкурентных условиях. В Соглашении прописаны также эволюционные оговорки, касающиеся трансграничной торговли услугами. Одна из них фиксирует намерения России и ЕС о дальнейшей либерализации режима торговли услугами . Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между ЕС и Россией..

Соглашение вместе с Заключительным актом подписано в двух экземплярах  на русском и государственных  языках стран - членов ЕС. Оно вступает в силу после завершения процесса ратификации с участием Парламента России, Европейского Парламента и  парламентов 15 стран-членов ЕС. Взаимные обязательства сторон изложены в 112 статьях, десяти приложениях, двух протоколах и ряде совместных деклараций, входящих в исходное Соглашение.

Информация о работе Мировой рынок услуг