Мировой рынок услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 04:36, курсовая работа

Описание работы

Целю данной курсовой работы выступает: рассмотрение состава и структуры мирового рынка услуг, его специфики, регулирование. Также в работе подробно охарактеризованы услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, освещены вопросы сотрудничества России и ЕС в сфере предоставления услуг.

Содержание

Введение……………………………………………………………….……..2
Глава 1. Общая характеристика мирового рынка услуг и механизма его функционирования…………………………………………………………..4
1.1. Состав и структура мирового рынка услуг……………………………4
1.2. Специфика международной торговли услугами…………………...…7
1.3. Регулирование рынка услуг…………………………………………….8
Глава 2. Виды международных услуг и сферы их реализации………….10
2.1. Транспортные, таможенные услуги и услуги по международному туризму……………………………………………………………………...11
2.2. Рекламные, информационные и арендные услуги…………………..14
2.3. Финансовые, инжиниринговые и консалтинговые услуги...……….16
Глава 3. Россия на мировом рынке услуг………………………….……...18
3.1. Общая характеристика российского рынка услуг…………………...18
3.2. Торговое посредничество в сфере услуг………………..……………26
3.3. Соглашение ЕС и России об услугах…………………………………27
Заключение…………………………………………………...……..………32
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 62.77 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение……………………………………………………………….……..2

Глава 1. Общая характеристика мирового рынка услуг и механизма  его функционирования…………………………………………………………..4

1.1. Состав и структура мирового рынка услуг……………………………4

1.2. Специфика международной торговли услугами…………………...…7

1.3. Регулирование рынка услуг…………………………………………….8

Глава 2. Виды международных  услуг и сферы их реализации………….10

2.1. Транспортные, таможенные услуги и услуги по международному туризму……………………………………………………………………...11

2.2. Рекламные, информационные и арендные услуги…………………..14

2.3. Финансовые, инжиниринговые и консалтинговые услуги...……….16

Глава 3. Россия на мировом  рынке услуг………………………….……...18

3.1. Общая характеристика российского рынка услуг…………………...18

3.2. Торговое посредничество в сфере услуг………………..……………26

3.3. Соглашение ЕС и России об услугах…………………………………27

Заключение…………………………………………………...……..………32

Список использованной литературы……………………………….……..34

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Внешнеэкономические связи  становятся все более заметной составной  частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций. Возрастает интерес в экономическом, производственном и научно-техническом  сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.

Наряду с мировыми рынками  товаров, капиталов, рабочей силы существует и взаимодействует с ними мировой  рынок услуг. Специфическая особенность услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а выступает как результат определенной деятельности. Производство и купля-продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен на товары в материально-вещественной форме или другие услуги производится в соответствии с количеством затраченного на их производство труда. Услуги на мировом рынке - это поступающие на внешний рынок услуги, т.е. потребительские стоимости . Мировой рынок услуг разбивается на более узкие рынки, так как услуги разнообразны и разнородны. В основе этого рынка лежит огромная и быстрорастущая часть мирового хозяйства - сфера услуг. Предоставление услуг - самая динамичная статья мировой торговли. В конце 90-х годов ХХ века доля всех видов услуг в ВВП развитых стран Запада была близка к 70%. В развивающихся странах этот показатель приблизился к 55%. Одновременно наблюдалось увеличение занятых в сфере услуг: в США - около 80%, в России - около 45%.

Целю данной курсовой работы выступает: рассмотрение состава и структуры мирового рынка услуг, его специфики, регулирование. Также в работе подробно охарактеризованы услуги, сопровождающие внешнеэкономические мероприятия, освещены вопросы сотрудничества России и ЕС в сфере предоставления услуг.

В последние годы все острее встает проблема более тщательного, детального изучения мировой торговли услугами. Эта сфера мировой экономики до сих пор плохо изучена. До настоящего времени ведущие ученые мира уделяли ей достаточно мало внимания, услуги практически не изучались. Поэтому все еще не существует точного определения услуги, нет четкого разграничения видов услуг, совершенной системы регулирования сферы услуг, несмотря на постоянно растущие масштабы мирового обмена услугами.

Ускорение развития сферы  услуг для воздействия на экономический  рост - главная задача, как для  развитых, так и для развивающихся  стран. Но это невозможно без тщательного, детального изучения самих услуг  и их влияния на развитие всей страны в целом.

Как известно, в последние  годы наблюдается тенденция повышения  роли услуг, причем рост сферы услуг  опережает рост материального производства. 20% всей мировой торговли приходится на международную торговлю услугами. Сфера услуг выросла в крупнейший сектор хозяйства: на нее приходится 62 - 74% мирового ВВП (что значительно  больше доли товарной торговли), а также 63 - 75% общей численности занятых, кроме того она способствует росту  технической оснащенности труда, внедрению  более совершенных технологий и  т.д. Причем ни в одной стране, где  это происходит, подобная тенденция  не оценивается негативно.

На развитие сферы услуг  большое влияние оказывает научно-техническая  революция: появляются новые виды услуг, повышается качество обслуживания, снимаются  технические барьеры в передаче некоторых услуг, что открывает  для них мировой рынок.

Итак, можно сказать, что  на протяжении двух последних десятилетий  сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся  секторов мировой экономики. Поэтому эта тема приобретает сегодня особую актуальность.

 

 

 

 

Глава 1. Общая характеристика мирового рынка услуг и механизма  его функционирования

1.1 Состав и структура  мирового рынка услуг

Как отмечалось выше, мировой  рынок услуг состоит из множества  более узких "специализированных" рынков, что вызвано разнородностью и разнообразием услуг. В услуги обычно включают: транспорт, связь, торговлю, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовки, бытовые жилищные и коммунальные услуги, общественное питание, гостиничное хозяйство, туризм, финансовые и страховые услуги, науку, образование, здравоохранение, физкультуру и спорт, культуру и искусство, а также инженерно-консультационные услуги, информационные и вычислительные, рекламу, юридические, биржевые и посреднические услуги, операции с недвижимостью и в области аренды оборудования, услуги по изучению рынков и контролю за качеством: предпродажный и послепродажный сервис, техническое обслуживание, деятельность государственных учреждений, организаций и ведомств. В ряде стран к услугам причисляют и строительство. Следует иметь в виду, что в России строительство, грузовой транспорт, связь по обслуживанию производства, розничная торговля, материально-техническое снабжение, сбыт и заготовка, производственные виды бытового обслуживания включаются статистикой в сферу материального производства. Мировая статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами является одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства, что видно из данных табл.1. По данным Международного валютного фонда все виды услуг оценивались в 2004 году в 11000 млрд. долларов. Общий их объем составил около 25% общей величины мирового экспорта, причем в 2007 году эта величина, по приблизительным подсчетам, увеличилась еще на 30%. Услуги растут более высокими темпами по сравнению с внешней торговлей; для двукратного роста потребовалось всего лишь семь - восемь лет по сравнению с 15 годами, которые были необходимы для аналогичного увеличения объема экспорта.

Таблица 1. Мировой экспорт услуг (млрд. долл.)

 

1990

1994

1998

2002

2006

Все виды услуг

653,2

853,0

1100,0

1260,0

1290,0

Транспорт, в том числе:

167,4

209,2

250,4

315,0

324,0

пассажирский

36,2

49,6

56,9

-

30,9

фрахт

83,6

103,3

125,0

-

-

др. виды транспорта

47,7

56,3

68,1

-

-

Путешествия

190,1

246,9

321,1

415,0

422,0

Правительственные услуги

43,4

47,0

49,5

-

-


 

Доля экономически развитых стран на мировом рынке услуг  составляет около 80%. Удельный вес экспорта услуг в экспорте товаров всей мировой системы в начале 90-х  годов ХХ века приблизился к 30%. Надо полагать, что эта тенденция будет  ускоряться.

Среди причин, стимулирующих  быстрое возрастание мирового рынка  услуг, выделяются следующие:

-зрелая экономика и высокий уровень жизни повышают спрос на услуги;

-развитие всех видов транспорта стимулирует международную мобильность как предпринимателей, так и населения;

-новые формы связи, в том числе спутники, иногда позволяют заменить личные контакты продавцов и покупателей;

-ускорившийся процесс расширения и углубления международного разделения труда, что ведет к образованию новых видов деятельности, прежде всего в непроизводственной сфере.

Географическое распределение  торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств с рыночной экономикой. На мировом рынке услуг доминируют 8 ведущих стран, на которые приходится 2/мирового экспорта услуг и более 50% импорта. При этом на 4 страны - США, Великобританию, Германию и Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.

Для развивающихся стран  характерно наличие отрицательного сальдо во внешней торговле услугами (они экспортируют примерно 10% и импортируют 20% всех услуг). Это не исключает того факта, что некоторые из них являются крупными экспортерами услуг. Так например, Республика Корея специализируется на инженерно-консультационных и строительных услугах, Мексика - на туристических, Сингапур является крупным финансовым центром. Многие мелкие островные государства основную часть экспортных доходов получают за счет туризма. Для Турции, Испании и ряда средиземноморских государств большое значение имеет экспорт рабочей силы в виде выезда неквалифицированных рабочих на заработки

Рассматривая в этом плане  Россию, другие страны СНГ и Балтии, необходимо отметить, что хотя они  и обладают потенциальными резервами  для развития туризма, транспортных услуг (организуют морские перевозки), их широкому экспорту мешает слабая материально-техническая  база так же, как и недостатки хозяйственного механизма. Западноевропейские страны высокое качество своих услуг  дополняют применением широкого спектра ограничений на использование  иностранных услуг, в том числе  и из стран СНГ.

 

 

 

1.2 Специфика международной  торговли услугами

Международная торговля услугами имеет ряд особенностей по сравнению  с традиционной торговлей товарами.

Во-первых, услуги в отличие  от товаров производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Поэтому большинство видов  услуг базируется на прямых контактах  между производителями и потребителями, что обособляет международную торговлю услугами от торговли товарами, в которой  часто используется посредничество.

Во-вторых, эта торговля тесно  взаимодействует с торговлей  товарами и оказывает на нее все  возрастающее воздействие. Для поставок за рубеж товаров привлекается все  больше услуг, начиная с анализа  рынков и кончая транспортировкой товаров. Успех товара на внешнем рынке  во многом зависит от качества и  количества услуг, привлекаемых для  его производства и реализации (включая  послепродажное обслуживание).

В-третьих, сфера услуг  обычно больше защищена государством от иностранной конкуренции, чем  сфера материального производства. Более того, транспорт и связь, финансовые и страховые услуги, наука  во многих странах традиционно находятся  в полной или частичной собственности  государства или же строго контролируются им. Импорт услуг в значительных масштабах может, как считают  общественность и правительства  многих стран, представлять собой угрозу для их благосостояния, суверенитета и безопасности. В результате перед  международной торговлей услугами больше барьеров, чем перед торговлей  товарами.

В-четвертых, не все виды услуг, в отличие от товаров, пригодны для широкого вовлечения в международный  хозяйственный оборот. В первую очередь  это относится к некоторым  видам услуг, поступающих преимущественно  в личное потребление (например, коммунальные и бытовые).

 

1.3 Регулирование рынка  услуг.

Вплоть до самого последнего времени рынок услуг (за исключением  финансов) представлял собой поле деятельности мелких и средних фирм. Ситуация кардинально изменилась в  связи с появлением, а точнее массированным  выходом на этот рынок транснациональных  корпораций, которые смогли поставить  себе на службу современные средства телекоммуникаций, создав глобальную систему передачи информации.

Рост международной торговли услугами, особенно современными, превращение  услуг в составной элемент  внутрипроизводственной деятельности. ТНК поставили на повестку дня  вопрос о необходимости регулирования  рынка услуг на международном, региональном и отраслевом уровнях.

К настоящему времени действующая  система регулирования функционирует  на нескольких уровнях, для каждого  из которых характерно наличие ряда специфических организаций.

Существенную роль играют двухсторонние соглашения, как отраслевые (чаще всего по транспорту и связи), так и торгово-экономические, в  которых рассматриваются отдельные  аспекты торговли услугами и капиталовложений в эту сферу. Другой формой является многостороннее регулирование внутри интеграционных объединений. В Европейском  союзе, например, сняты ограничения  на взаимную торговлю товарами и услугами.

Важной формой является регулирование  торговли услугами в рамках международных  организаций. Подготовкой соглашений по этим вопросам занимаются специализированные межправительственные организации (Организация  международной гражданской авиации - ИКАО, Международная морская организация - ИМО, Всемирная туристическая организация - ВТО и др.), а также международные  торгово-экономические организации  широкого профиля (прежде всего ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД (Конференция ООН по торговле и развитию), ОЭСР).

Основная идея США - крупнейшего  поставщика услуг на мировой рынок  заключалась в том, чтобы в  регулировании услуг использовались те же правила, которые выработаны по отношению к товарам: не дискриминация, национальный режим, транспарентность (гласность и единство прочтения законов), неприменение национальных законов в ущерб иностранным производителям.

На пути осуществления  этой программы, однако, стоят серьезные  проблемы, связанные прежде всего  с тем, что поскольку потребление  услуг и их производство осуществляются, как уже было отмечено, одновременно, то регулирование условий производства услуг означает регулирование условий  инвестирования. В области инвестирования ГАТТ (Генеральное соглашение о тарифах  и торговле) использует национальный режим по отношению к иностранным  фирмам, т.е. предоставляет им те же права, что и национальным производителям.

На практике это означает, что США, проводя дерегулирование  своего рынка услуг, обязаны не предъявлять  аналогичных требований к своим  партнерам, которые сохраняют льготный режим для собственных национальных (как правило, государственных) фирм.

Развивающиеся страны, со своей  стороны, стремятся сохранить за собой право контролировать деятельность иностранных фирм и прежде всего  филиалов ТНК, т.е. ориентируются на режим наибольшего благоприятствования.

Информация о работе Мировой рынок услуг