Мировой рынок услуг

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 06:19, реферат

Описание работы

Внешнеэкономические связи становятся все более заметной составной
частью хозяйственной деятельности российских предприятий и организаций.
Возрастает интерес в экономическом, производственном и научно-техническом
сотрудничестве с партнерами их зарубежных стран.
Наряду с мировыми рынками товаров, капиталов, рабочей силы существует и
взаимодействует с ними мировой рынок услуг. Специфическая особенность
услуги как товара состоит в том, что она не имеет вещественной формы, а

Содержание

Оглавление
Введение 3
1 Состав и структура мирового рынка услуг 3
2 Специфика международной торговли услугами 5
3 Регулирование рынка услуг 6
4 Виды международных услуг и сферы их реализации 8
5 Торговое посредничество в сфере услуг 14
6 Соглашение ЕС и России об услугах 15
7 Российские субъекты в сфере услуг 17
8 Заключение……………………………………………………………………………….19
Список литературы 20

Работа содержит 1 файл

мировая экономика реферат-2.doc

— 137.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

Владивостокский государственный  университет 

экономики и сервиса

ИНСТИТУТ  МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА  И ЭКОНОМИКИ

кАФЕДРА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ  И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ТЕОРИИ 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Мировая экономика»

Мировой рынок услуг 

Студент

гр. МЭ–09–02  Н.И. Ульянова

Руководитель

Доцент  Л. И. Матвейчук

 
 
 
 
Владивосток 2011

     Оглавление 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

         Введение

     Внешнеэкономические  связи  становятся  все  более  заметной  составной

     частью  хозяйственной  деятельности  российских  предприятий  и  организаций.

     Возрастает  интерес в экономическом,  производственном  и  научно-техническом

     сотрудничестве  с партнерами их зарубежных стран.

         Наряду с мировыми рынками  товаров, капиталов, рабочей силы  существует и

     взаимодействует  с  ними  мировой  рынок  услуг.  Специфическая  особенность

     услуги  как товара состоит в том, что  она  не  имеет  вещественной  формы,  а

     выступает как результат определенной  деятельности.  Производство  и  купля-

     продажа услуг подчинены действию закона стоимости, и их обмен  на  товары  в

     материально-вещественной   форме   или   другие   услуги   производится    в

     соответствии  с количеством затраченного на их производство труда. Услуги  на

     мировом  рынке  –  это   поступающие   на   внешний   рынок   услуги,   т.е.

     потребительские стоимости.

         Мировой рынок услуг разбивается  на более узкие рынки,  так   как  услуги

     разнообразны  и  разнородны.  В  основе  этого  рынка   лежит   огромная   и

     быстрорастущая  часть мирового хозяйства – сфера  услуг. Предоставление  услуг

     – самая динамичная статья мировой  торговли. В 90-е годы ХХ  века  доля  всех

     видов услуг в ВВП развитых стран  Запада была близка к 70%. В развивающихся

     странах  этот  показатель  приблизился  к  55%.   Одновременно   наблюдалось

     увеличение  занятых в сфере услуг: в США  – около 80%, в России – около 45%.

         В данной работе рассмотрены  состав и структура  мирового  рынка  услуг,

     его  специфика,  регулирование,  более  подробно  охарактеризованы   услуги,

     сопровождающие    внешнеэкономические    мероприятия,    освещены    вопросы

     сотрудничества  России и ЕС в сфере предоставления услуг. 

     1. Состав и структура  мирового рынка  услуг.

         Как отмечалось выше, мировой рынок услуг  состоит  из  множества  более

     узких   «специализированных»   рынков,   что   вызвано   разнородностью    и

     разнообразием услуг. В услуги обычно включают  транспорт,  связь,  торговлю,

     материально-техническое  снабжение, сбыт  и  заготовки,  бытовые  жилищные  и

     коммунальные  услуги, общественное питание,  гостиничное  хозяйство,  туризм,

     финансовые  и  страховые  услуги,   науку,   образование,   здравоохранение,

     физкультуру  и   спорт,   культуру   и   искусство,   а   также   инженерно-

     консультационные   услуги,   информационные   и   вычислительные,   рекламу,

     юридические, биржевые и посреднические услуги, операции с недвижимостью и  в

     области аренды  оборудования,  услуги  по  изучению  рынков  и  контролю  за

     качеством: предпродажный и послепродажный сервис, техническое обслуживание,

     деятельность  государственных учреждений,  организаций  и  ведомств.  В  ряде

     стран к услугам причисляют и строительство. Следует  иметь  в  виду,  что  в

     России   строительство,   грузовой   транспорт,   связь   по    обслуживанию

     производства, розничная торговля, материально-техническое  снабжение, сбыт  и

     заготовка,   производственные   виды   бытового   обслуживания    включаются

     статистикой в сферу материального производства.

         Мировая статистика свидетельствует о том, что мировая торговля услугами

     является  одним из наиболее быстро растущих секторов мирового хозяйства.

         По данным Международного  валютного  фонда  все

     виды  услуг оценивались в 1994 году в 11000 млрд. долларов.  Общий  их  объем

     составил  около 25% общей величины мирового  экспорта,  причем  в  1997  году

     эта величина, по приблизительным подсчетам, увеличилась еще на  30%.  Услуги

     растут  более  высокими  темпами  по  сравнению  с  внешней  торговлей;  для

     двукратного роста потребовалось всего лишь семь – восемь лет по сравнению  с

     15 годами,  которые  были  необходимы  для  аналогичного  увеличения  объема

     экспорта.[2]

                    Доля экономически развитых стран на  мировом рынке услуг составляет

     около 80%. Удельный вес экспорта  услуг  в  экспорте  товаров  всей  мировой

     системы в начале 90-х годов ХХ века приблизился  к 30%.  Надо  полагать,  что

     эта тенденция будет ускоряться.

         Среди причин, стимулирующих быстрое  возрастание мирового  рынка   услуг,

     выделяются следующие [3]:

       . зрелая экономика и высокий  уровень жизни повышают спрос  на услуги;

       . развитие всех видов транспорта  стимулирует  международную   мобильность

         как предпринимателей, так и населения;

       . новые формы связи, в том   числе  спутники,  иногда  позволяют  заменить

         личные контакты продавцов и  покупателей;

       . ускорившийся процесс расширения  и углубления международного  разделения

         труда, что ведет к образованию  новых видов деятельности, прежде  всего в

         непроизводственной сфере.

        Примерно ј международной торговли услугами приходится  на  транспортные

     услуги, около ј составляет туризм. Из прочих услуг следует  отметить  быстро

     растущую  торговлю   современными  услугами,   связанную прежде  всего  с  научно-техническим  и  производственным  опытом  (торговля

     лицензиями, ноу-хау, инженерно-консультационными  и другими услугами).

         Географическое  распределение   торговли   услугами,   предоставляемыми

     отдельными  странами, отличается крайней неравномерностью в  пользу  развитых

     государств с рыночной  экономикой.  На  мировом  рынке  услуг  доминируют  8

     ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового  экспорта  услуг  и  более

     50% импорта. При этом на 4 страны  – США, Великобританию, Германию  и  Францию

     приходится 44% всего мирового экспорта услуг.

         Для развивающихся стран характерно  наличие  отрицательного  сальдо  во

     внешней торговле услугами (они экспортируют примерно 10% и  импортируют  20%

     всех  услуг) [3]. Это не исключает того факта, что некоторые из них  являются

     крупными   экспортерами    услуг.    Так    например,    Республика    Корея

     специализируется  на  инженерно-консультационных  и  строительных   услугах,

     Мексика – на туристических, Сингапур является  крупным  финансовым  центром.

     Многие  мелкие  островные  государства  основную  часть  экспортных  доходов

     получают  за счет туризма.  Для  Турции,  Испании  и  ряда  средиземноморских

     государств  большое  значение  имеет  экспорт  рабочей  силы  в  виде  выезда

     неквалифицированных рабочих на заработки.

         Рассматривая  в  этом  плане Россию,  другие  страны  СНГ и   Балтии,

     необходимо  отметить, что хотя они и обладают  потенциальными  резервами  для

     развития  туризма, транспортных  услуг  (организуют  морские  перевозки),  их

     широкому  экспорту мешает слабая материально-техническая база так же,  как  и

     недостатки  хозяйственного  механизма.  Западноевропейские  страны   высокое

     качество  своих услуг дополняют применением  широкого спектра  ограничений  на

     использование иностранных услуг, в том числе  и из стран СНГ. 
 
 

                                                                               

      2. Специфика международной торговли услугами.

         Международная торговля услугами  имеет ряд особенностей по  сравнению  с

     традиционной  торговлей товарами.

         Во-первых, услуги в отличие от товаров производятся  и  потребляются  в

     основном  одновременно и не  подлежат  хранению.  Поэтому  большинство  видов

     услуг базируется на прямых контактах между  производителями и  потребителями,

     что обособляет международную  торговлю  услугами  от  торговли  товарами,  в

     которой часто используется посредничество.

         Во-вторых, эта торговля тесно  взаимодействует с  торговлей   товарами  и

     оказывает на  нее  все  возрастающее  воздействие.  Для  поставок  за  рубеж

     товаров привлекается все больше услуг, начиная с  анализа  рынков  и  кончая

     транспортировкой  товаров. Успех товара на внешнем  рынке  во  многом  зависит

     от  качества  и  количества  услуг,  привлекаемых  для  его  производства  и

Информация о работе Мировой рынок услуг